Некоторые люди раздражают нас тем, что ведут себя слишком уж по-хозяйски в общественном месте. "Кто они такие, чтобы здесь командовать!" - думаем мы. В Библии рассказывается о человеке, который, кажется, тоже взял на себя слишком уж многое. Кто он такой?! Как посмел нарушить установившийся порядок!?
Эта история записана в Библии, в Евангелии от Иоанна 2 главе:
"Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего".
Пасха, как известно, это празднование воскресения Иисуса Христа. О какой пасхе говорится здесь?
Здесь упоминается иудейская пасха. Этот праздник был установлен израильтянами, как напоминание об избавлении евреев из египетского рабства. Каждый иудей, который жил на расстоянии не более чем 25 км во время пасхальных праздников обязан был посетить Иерусалим. Даже иудеи, жившие в других странах, старались побывать в Иерусалиме на пасху хотя бы раз в жизни. Говорят, иногда в те давние времена в этом городе собиралось до двух миллионов человек. Иисус жил в Израиле и, естественно, тоже пришел на пасху в Иерусалим.
Трудно представить, как вообще выглядела такая торговля: в храме продают скотину… Это был заброшенный храм, в котором богослужения уже не проводились?
Это был далеко не заброшенный храм. Напротив, именно потому, что в этом храме проводились богослужения, в нем продавали волов и голубей. Дело в том, что в древнем иерусалимском храме был специальный жертвенник, на котором приносились в жертву животные. Многие приносили на нем благодарственную жертву, для этого и продавались животные во дворе храма.
Кроме того, каждый взрослый мужчина по обычаю платил храмовый налог, и для этого на территории храма находились меновщики денег. Дело в том, что в Палестине ходили всякие монеты - римские, греческие, египетские, тирские, сидонские, но храмовый налог полагалось платить только иудейскими священными сиклями. Поэтому и предлагали здесь свои услуги меновщики. Это был своеобразный сервис - вы приходите из другого города или страны, вы проделали долгий путь, вам сложно было привести с собой еще и животных для жертвоприношения. И вот вы обнаруживаете, что, не отходя от храма, вы можете купить всё необходимое для обряда и произвести валютные операции, чтобы сделать пожертвование.
Что же не понравилось Иисусу?
Скорее всего, Его возмутила бессовестность торговцев и тех, кто отвечал за это место в храме. Во-первых, поскольку приносимое в жертву животное должно быть без изъяна, существовала специальная комиссия для проверки, инспекторы которой брали плату за обследование. Возможно, если животное было куплено за пределами храма, его могли забраковать. Так паломников бессовестно вынуждали покупать животных в храмовых лавках. А, например, пара голубей внутри храма стоила в 20 раз дороже, чем вне его.
Во-вторых, меновщики в свою очередь обирали паломников чрезмерными комиссионными. Они не совершали обмен бескорыстно, брали проценты. Это приносило им доход. Ладно, если бы это делалось где-нибудь в банке, но здесь не банк, здесь - Божий храм.
Кроме того, вся эта суета мешала богослужению. Храм состоял из ряда дворов: двор язычников, двор женщин, двор израильтян-мужчин и двор священников. Купля-продажа проходила в первом дворе, предназначенном для язычников. Если бы язычник захотел помолиться в храме, то сделать это он имел право только в этом дворе. Но здесь стоял рыночный гул: люди спорили о ценах, о монетах. Обстановка была далекой от благоговейной. Естественно, Иисусу это не понравилось.
Не слишком ли грозно повел Себя Иисус в этом храме? Разве это не хулиганство рассыпать чужие деньги, опрокидывать столы?
Иисус повел себя так, как должен был повести себя Сын Божий. Храм принадлежал Богу, а Иисус - Его Сын. Следовательно, этот храм был его храмом. Он просто повел себя как хозяин, который наводил порядок в своем собственном доме. Еще в детстве, когда его родители, потеряв, нашли его в храме, он сказал им: "Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Евангелие Луки 2 гл.). Так еще в 12-летнем возрасте Иисус дал понять, что в храме Он - хозяин.
Какое знамение и почему требовали от Иисуса иудеи?
Иудеи поняли, что он заявляет Свои права на то, что Он - обещанный народу Мессия, поэтому потребовали доказательств в виде чудес. Но Иисус не разбрасывался чудесами направо и налево, он совершал их в основном для того, чтобы разрешить чьи-то нужды. Его главная задача была умереть на кресте за грехи людей, а не демонстрировать свои возможности. Тем более что просьба о чудесах, с которой обращались к Иисусу люди, была явно не искренней.
Что общего между храмом и телом Христа? Почему Иисус перевел разговор на Свое Тело?
Вообще, Иисус часто переводил разговор со второстепенного на главное. Но, во-первых, здесь Он не совсем перевел разговор на другую тему: иудеи потребовали чудес, он и рассказал им о самом главном чуде - о своем воскресении. Вера в воскресение Христа - это важнее, чем ходить по воде или низводить огонь с неба. Воскресение Сына Божьего - это победа над смертью. Верующим в воскресение Христа Бог дарует вечную жизнь.
Во-вторых, Иисус дал понять, что наступает новая эра, когда люди могут поклоняться не в определенном здании или месте, а повсюду. Впоследствии иерусалимский храм был разрушен римлянами, но к тому времени Христос создал новый храм: после того, как Он воскрес, было покончено с таким поклонением Богу, которое ограничено специальным местом или зданием. Оно заменено прямым доступом человека к Духу Божьему.
В чем суть этой истории?
Во-первых, веру в Бога нельзя превращать в бизнес. Во-вторых, самое главное чудо, на которое нужно обратить человеку внимание, это воскресение Христа, а не бытовые нужды или знамения ради забавы. Но главное, конечно, это то, что Иисус здесь провозгласил Свою божественную природу. В жизни человека многое зависит от того, как мы ответим на вопрос, кто Он такой - Иисус, и имеет ли Он право вести себя в этом мире, как хозяин? Не случайно христианская вера называется христианской - она основана на вере в Христа. Христос говорил: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек".
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 6072 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 4.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Не плохо, потому что про Иисуса хорошо сказано, но что с этим делать тем, кому предназначалась проповедь? Вести себя как хозяину? Если да, то как? Также опрокидовать что-нибудь? Вроде мы тоже должны быть дерзкими? В чем, когда, как? чтобы и трости надломленной не переломить и в то же время не стать приторно-сладкими и беззубыми... Тема серьезная для размышления. Комментарий автора: Мне кажется, в последнем абзаце я ответил на вопрос "Что делать?":
1 Нельзя превращать веру в Бога в бизнес. 2 Из всех чудес, которые когда-либо Бог совершал, выделять главное - воскресение Христа. 3 И иметь в виду, где в Библии Христос оставил еще одно свидетельство о своей мессианской роли.
Нам не нужно вести себя как хозяивам, потому что Христос не показал в Евангелии от Иоанна 2 главе примера, как нужно вести себя его последователям. Он показал Себя, каков Он есть. Наше дело - верить в Него и знать Его как можно лучше, по таким вот историям из Евангелий.
Станислав
2006-12-16 14:11:31
Слово "дерзкий" в названии очень близко, но, наверное, правильнее "дерзновенный". Некоторых претыкает то, как это сочетается с Его кротостью. Кротость относится к самому себе: когда дело касалось Его, Он был кроток - ни на что не претендовал и все сносил. Но когда дело касалось Бога и вопросов веры - тут Он проявлял власть с дерзновением. Можно вспомнить, как "кротко" Он обличал фарисеев ("гробы зловонные"). Итак, кротость дерзновению не помеха. У них разный вектор: кротость направлена на себя, дерзновение - наружу.
Уже много лет мир ищет, в чем Его обвинить, начиная с первосвященников. Казалось бы, вот он, случай: Иисус сплел веревку, значит, Его действия не были спонтанными. Как говорят сегодня, это деяние с заранее обдуманным намерением. Однако, как правильно заметил автор, и тут обвинить не получится: Он действовал на Своей территории, не подвластной человеческим законам, явил в этом действии Свою легитимность. Автор "зацепил" важную тему: мы до сих пор неясно представляем, что такое кротость и путаем ее с забитостью.
Кстати, так Кто Иисус - Агнец или Лев? Смотря откуда смотрите: если снизу, то Лев, если сверху - то Агнец. Комментарий автора: Спасибо, Станислав. В чем-то вы правы насчет слова "дерзкий". Иисус был скорее дерзновенный, чем дерзкий. Но это с нашей с вами точки зрения. А мне хотелось дать название с точки зрения наблюдателя, пока еще ни в чем не разобравшегося, в том числе с точки зрения фарисеев и священников. Они, по-моему, увидели Иисуса именно дерзким. Ведь не признавали Его легитимности.
Что касается темы про кротость Христа... По большому счету, я писал не об этом. Ну разве что "зацепил", в смысле коснулся.
Круговорот доверия - Доверие Богу Коротко и немного сумбурно. Максимум информации и минимум объяснений. Кто-то да выберет себе нужное или если не найдёт такого, то может Бог подаст новое понимание, потому что Он использует и негодное для проповеди как проповедь. Ни строением, ни содержанием, ни языком, ни мудростью людскою, но вне этого Он даёт услышать и обрести доброе.