37.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное Писание. Глава 6. Текст 16-23.
37.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 16-23
ТЕКСТ 16
натй-ашнатас ту його 'сти
на чаикантам анашнатах
на чати-свапна-шиласйа
джаграто наива чарджуна
на - не; ати - чрезмерно; ашнатах - того, кто ест; ту - но; йогах - воссоединение со Всевышним; асти - является; на - не; ча - также; экантам - исключительно; анашнатах - воздерживающегося от еды; на - не; ча - также; ати - слишком много; свапна-шиласйа - того, кто спит; джагратах - бодрствующего по ночам; на - не; эва - конечно; ча - и; арджуна - о Aрджуна.
О Aрджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «16.Но тот, кто слишком много ест, не может находиться в этом связующем процессе, никогда также тот, кто слишком воздерживается от еды, никогда тот, кто слишком много спит, а также никогда непременно тот, кто слишком много бодрствует, о, Арджуна.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь Кришна рекомендует йогам упорядочить свое питание и сон. Есть слишком много - значит есть больше, чем нужно для того, чтобы поддерживать тело.
БОГ: На самом деле человек не совсем может контролировать свой режим, как и объем принятия пищи. Эти вопросы для преданного не краеугольные и не определяющие для преданного служения. Этот путь в материальном мире достаточно специфичен и требует от преданного не мало сил и нормального питания, где все же иногда приходится эти требования и нарушать, но без последствий для самого преданного служения. Т.е. человек остается в рамках связующего процесса с Богом. Бог дает и время от времени преданному насыщать себя в хорошей мере, поскольку далее может быть и достаточно долгий перерыв в принятии еды. Все эти вопросы в преданном служении контролирует Бог, и Бог Знает, как надо вести преданного, чтобы он был в нормальном физическом состоянии и мог преодолевать трудности преданного служения, где чаще приходится и недосыпать и недоедать. Поэтому, этот стих надо рассматривать как то, что человеку необходимо по мере возможности себя в преданном служении оберегать, следить за своим здоровьем, непременно находить время для отдыха и стараться употреблять пищу полезную и по мере возможности калорийную. Но также надо знать, что в современном мире Бог упрощает жизнь преданных, позволяя им не тратить много времени на джапа-медитацию и дает возможность жить и преданно служить Богу Кришне в условиях своего дома и семьи, что может обеспечить ему правильное питание и соблюдение режима. Касательно режима можно сказать, что в среднем преданный должен спать не менее 8 часов в сутки, подъем преданного должен быть не ранним утром, а примерно к 7ч утра или по обстоятельствам, но не в 4ч утра, как у многих это принято. Питание должно быть четырехразовое, вплоть до 21ч вечера. Бог разрешает. И никогда не следует забывать, что полностью режимом дня преданного Управляет Бог, и потому на сбои в режиме дня надо относиться с пониманием и не очень переживать, если не все удается сделать так, как рекомендует Бог теперь. Все отклонения по каждому входят в План Бога, есть Воля Бога и все в итоге должно быть направлено на старание и успех в преданном служении.
Людям нет необходимости питаться мясом животных, так как природа дает им вдоволь зерна, овощей, фруктов и молока. Эта простая пища, согласно «Бхагавад-гите», является пищей в гуне благости, тогда как мясо - это пища в гуне невежества.
БОГ: Надо сказать более жестко. Преданным запрещено питаться мясом. Что касается рыбы, то и этот продукт крайне нежелателен. Но для начинающих преданных Бог разрешает употреблять в пищу рыбу не чаще двух раз в неделю на протяжении шести месяцев со дня начала преданного служения и далее должен быть полный отказ. Не разрешается преданным употреблять безалкогольное пиво, пиво, алкоголь, кофе, чай. Яйца можно, чеснок можно, лук можно, все крупы, фрукты, овощи, перец; бедные преданные, очень нуждающиеся преданные могут при приготовлении пищи заменить масло маргарином. Преданный может сам давать себе обеты воздержания от той или иной пищи, но не истязать себя голодом или безвкусной пищей или старой пищей, также не должен направлять себя на похудение при нормальном весе. Также, преданному категорически запрещается в любых условиях доедать пищу за другими людьми, даже если они к ней не притронулись. Пища должна быть или отдана животному или выброшена.
Те, кто ест мясо, пьет спиртное, курит или ест пищу, не предложенную Кришне, будут страдать за свои грехи, так как вся их пища является нечистой. Бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат (Б.-г., 3.13).
БОГ: Да, поедание мяса есть греховная деятельность в материальном мире, как и употребление алкоголя, как и курение. Также, за пищу надо всегда Бога благодарить. Иначе, считается, что человек занят греховной деятельностью, которая непременно влечет за собой последствия греховной деятельности в виде страданий.
Человек, который склонен к чревоугодию и готовит пищу для себя, не предлагая ее Кришне, ест один лишь грех.
БОГ: Так можно сказать.
Тот, кто ест греховную пищу или неумерен в еде, не может по-настоящему заниматься йогой. Лучше всего есть пищу, предложенную Кришне.
БОГ: если человек неумерен в еде, не может себя контролировать, то надо понимать и то, что он и не в силах этот процесс контролировать, ибо всем в человеке Управляет Бог, и Бог Знает, почему человек неумерен в еде. Эти вещи нельзя осуждать, ибо причины существуют, и они достаточно существенные. Большой вес, почти неограниченный аппетит, страстное желание хорошо или вкусно постоянно есть, на самом деле, дается человеку не просто так. Иногда это есть путь наказания человека, имеющий причины в его прошлом рождении. Иногда Бог дает неумеренность в еде, вплоть до ожирения, человеку, чьи качества и активность в прошлой жизни зашкаливали, его характер был непреклонен, слишком тверд и самоуверен, и в таком случае смягчить характер, сделать его менее подвижным и более умиротворенным может наличие ощутимого веса тела. Переживая такую ситуацию длительный период, человек становится более уравновешенным, миролюбивым, более контактным и смиренным… В свое время, когда надо избавить человек от большого веса, Бог дает ему те практики, те препараты через медицину, те способы воздержания и также физические нагрузки, которые помогают избавиться от лишнего веса и начинать более активную жизнь и деятельность в материальном мире. Также большой вес есть то, что помогает человеку избавиться от желания постоянно наслаждаться пищей. Это пристрастие Бог также убирает через обилие пищи, через пресыщение, через то, что человек воочию видит, что дает ему его неумеренность и необузданность в еде, и человек, запоминая это, в последующих рождениях будет к еде относиться не как к высочайшему благу и наслаждению, а как к необходимости просто поддерживать тело, ибо пресыщение едой в прошлом рождении в человеке закрепляется на уровне подсознания некоторым отторжением привязанности к пище и дает умеренность и потерю особого к ней интереса… Поэтому, люди, которые много едят, есть, по сути, труд Бога над их качествами. Но и таким людям Бог не отказывает в йоге, если человек уже по своим некоторым качествам на такую практику смотрит с интересом и желает вкусить ее плоды. Несомненно, это не будет полноценная йога, но это будет уже начало пути к преданному служению, и плоды этих усилий Бог направит на развитие качеств, которые и будут открывать дверь к преданному служению в свое время.
Преданный, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет есть того, что не было предложено Господу.
БОГ: Следует в современном мире говорить не о предложении пищи Богу Кришне, а о благодарении Бога до и после еды. В таком случае принятие пищи не будет считаться большой греховной деятельностью.
Поэтому только он может достичь совершенства в йоге.
БОГ: Нельзя принятие пищи и благодарение за нее связывать с совершенством в преданном служении. Совершенства преданных в преданном служении не существует, ибо преданный служит Богу несовершенными качествами и никогда не сможет их развить до уровня совершенных. А без такого уровня качеств преданный никогда не сможет точно знать, что можно делать и что нельзя, что Бог разрешает и что нет, как и не может знать последствий любой своей деятельности, как и не может не ошибаться.
Йогой не способен заниматься и тот, кто искусственно воздерживается от еды, придумывая собственные правила голодания и поста.
БОГ: Человек перед Богом может давать обеты воздержания. И Бог их примет. Но этот вопрос надо решать разумно и прося Бога ему в этом помочь. Любое действо, которое неугодно будет Богу, Бог легко отменит, просто убрав у человека желание или возможности в чем-то начать конкретный путь ограничений с целью своего духовного развития и с целью удовлетворить Бога Кришну. Также надо понимать, что все желания в плане воздержания дает человеку Бог. Это могут быть вещи, которые никак не скажутся на здоровье и общем самочувствии человека, но снизят его устремления к внешним объектам наслаждения. Однако, речь не должна идти о голодании и постах, минуя те дни воздержания, которые рекомендованы Святыми Писаниями.
Человек, достигший уровня сознания Кришны, постится в соответствии с указаниями шастр. Он не морит себя голодом и не переедает, поэтому он вполне способен заниматься йогой. Тот, кто слишком много ест, по ночам видит много снов и потому спит больше, чем необходимо.
БОГ: Нет такой прямой зависимости. И тот, кто много есть, и тот, кто много спит, не может этим процессом управлять сам. Этими процессами Управляет Бог. Только Бог будит человека, только Бог дает бессонницу, только Бог дает преданному состояние, подходящее для преданного служения. Поэтому, преданный должен в этом вопросе вручить себя Богу. И увидит, что ничего от него самого не зависит. Он не сможет и мгновения больше поспать, если пора вставать. Бог Сам его тело поднимет прежде, чем он сможет это осознать, как и Бог Сам его вовремя уложит спать, руки сами начнут стелить постель… Бог Сам разбудит, если надо, преданного ночью и не даст сомкнуть и глаз, если Богу нужна и такая разовая аскеза, Бог Сам заставит преданного поесть и Сам отведет от еды или забрав достаток или убрав желание есть, или дав преданному пожертвовать свою еду другому… неисповедимы пути Бога, неисчерпаем труд Бога над каждым. Никто у Бога не залежится и никто у Бога особо или без надобности не ожиреет, но и никто у Бога не будет голодать, ибо преданное служение превыше всего и Бог тщательно и неукоснительно за этим следит, тем более за преданным.
Спать следует не более шести часов в сутки.
БОГ: Нет. Бог разрешает в современном мире преданному спать не менее восьми часов в сутки и не изматывать себя постоянным желанием спать, что практически всегда присутствует пока в жизни современного преданного и что недопустимо и вредно для преданного служения. Человек должен высыпаться.
Тот, кто спит больше шести часов, несомненно, находится под влиянием гуны невежества. Человек в гуне невежества ленив и любит долго спать. Он не способен должным образом заниматься йогой.
БОГ: Это заблужение. Ни о какой гунне невежества нельзя говорить, если преданный спит восемь часов в сутки. Это Божественная норма, данная преданным в современном мире.
ТЕКСТ 17
йуктахара-вихарасйа
йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнавабодхасйа
його бхавати духкха-ха
йукта - упорядоченны; ахара - прием пищи; вихарасйа - того, чей отдых; йукта - умеренно; чештасйа - того, кто работает, чтобы прокормить себя; кармасу - в исполнении обязанностей; йукта - упорядоченны; свапна-авабодхасйа - того, чей сон и бодрствование; йогах - занятия йогой; бхавати - становится; духкха-ха - уничтожающая страдания.
Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, может, занимаясь йогой, избавиться от всех материальных страданий.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «17.Регулируемая еда восстанавливает силы того, кто своими усилиями вовлечен в работу. Такой человек, регулируя сон и бодрствование и занимаясь практикой йоги, достигает уменьшение страданий.».
КОММЕНТAРИЙ: Излишества в том, что касается еды, сна, самозащиты и половой жизни, одним словом, излишества в удовлетворении потребностей тела, могут стать препятствием на пути йога.
БОГ: На самом деле, этот вопрос касательно любых излишеств в материальном мире решает только Бог. Но преданный непременно должен понимать, что он в этом мире должен направлять свои усилия на то, чтобы развить качества, угодные Богу, позволяющие вывести его за пределы материального существования. А для этого надо шаг за шагом убирать все те привязки к материальному миру, которые этому процессу могут мешать и порой существенно. Сон и еда достаточно болезненные вещи для любого человека в материальном мире, и мало кому удается в этом плане пресыщаться, ибо так устроена Богом жизнь, что человек должен трудиться, воспитывать детей, отдавать Богу долги, а преданному надо заниматься еще преданным служением. И это требует и силы и здоровье, и отдых и на этих вещах особо не получится как бы преданно развиваться или выигрывать через воздержание. Здесь, напротив, нужны меры, чтобы не упасть, не сорваться, но обеспечить себе тот световой день, который поможет человеку выполнять успешно практику преданного служения. Поэтому лучше всего просто предаться Богу в этих вопросах, просто понимать, что отдых, как и еда, вещи необходимые, но и требующие все же и качества человека, умение преодолевать, умение себя воздерживать, умение контролировать на сколько Бог даст эти процессы в существовании. И также надо всегда просить Бога, чтобы в некоторых случаях помогал все же преодолевать и усталость, и голод, и бессонницу, которые в любом случае, так или иначе, но имеют место в жизни любого человека. Без просьбы к Богу, без молитвы преодолеть эти вещи в преданном служении далеко не просто и можно не выдержать. Или может случиться так, что Бог преданное служение перенесет на следующее рождение.
Что касается питания, упорядочить его можно, только питаясь прасадом, освященной пищей. Согласно «Бхагавад-гите» (9.26), Господу Кришне можно предлагать молоко, овощи, фрукты, зерно и некоторые другие вегетарианские продукты.
БОГ: В современном мире речь может быть не о предложении пищи Богу Кришне, а о благодарении Бога за еду перед едой и после окончания принятия пищи. Эта еда считается благословенной Богом. Каждый получает такое благословение только вследствие своего благодарения Бога за еду. Т.е. невозможно для кого-то другого или ради другого человека благодарить Бога за еду. Исключение могут составлять дети, до двух лет. В два года ребенок должен поблагодарить Бога, ему родители должны озвучить и неоднократно такую необходимость. Также исключение составляют больные люди. За их пищу можно Бога поблагодарить. Но такая пища не является прасадом и не очищает существование человека. Но и не делает процесс принятия пищи очень греховным, но достаточным, чтобы говорить о возможности преданного служения и поклонения Богу Кришне.
Питаясь таким образом, человек, идущий путем сознания Кришны, приучается есть только то, что предназначено в пищу людям, то есть пищу в гуне благости.
БОГ: Пища в гунне благости есть, прежде всего, пища, за которую человек благодарит Бога, а также та, которую потребляют преданные, включая все ограничения. Такая пища считается благословенной Богом и дающая человеку то семя, которое в свое время, если он еще не преданный, взрастет преданным служением Богу Кришне.
Что касается сна, то преданный старается отдавать как можно больше времени деятельности в сознании Кришны, поэтому время, без нужды потраченное на сон, является для него невосполнимой утратой.
БОГ: На сне особо экономить не следует. Сон продолжительностью восемь часов считается нормой и никак не может навредить преданному в преданном служении. Но если преданный измотан бессонницей или очень коротким периодом сна (а шестичасовой сон таким считается), то его преданное служение, его карма-йога, его обязанности в семье – все будет страдать, и это принесет значительно больший вред и ему и тем, кто его окружает, как и работе, так и поклонению Богу Кришне.
Aвйартха-калатвам: человек, обладающий сознанием Кришны, стремится к тому, чтобы каждое мгновение его жизни было отдано служению Господу.
БОГ: Это, несомненно, преувеличение. Каждое мгновение не получится ни у кого отдать с пользой преданному служению, тем более, если человек периодически не высыпается и ест слишком аскетично. И, тем не менее, жизнь преданного должна быть посвящена Богу Кришне, и все деяния преданного должны быть направлены в эту сторону. Но не следует никогда забывать, что преданным служением каждого преданного Управляет Бог, и Бог Сам распоряжается временем преданного, его работой, его сном и едой, его домашними обязанностями, его отдыхом, его благотворительностью. Но, чтобы преданный поддавался в себе Указаниям Бога и действовал как бы согласованно с Богом, необходимо, чтобы он развивал свои качества, такие, как бесстрашие, аскетизм, добродетель, милосердие, терпение, смирение перед Богом, ибо эти качества в первую очередь и помогут ему все преодолевать и ни в чем не испытывать внутренних препятствий или неготовности или раздражения или, не дай Бог, сопротивление Воле Бога в себе.
Поэтому время его сна сведено к минимуму.
БОГ: Это непозволительная, грубейшая ошибка преданных.
В этом отношении идеалом для преданного является Шрила Рупа Госвами, который был постоянно занят служением Кришне и спал не более двух часов в сутки, а иногда и того меньше.
БОГ: Этот пример не должен быть использован в преданном служении для всех преданных даже частично. Есть у Бога отдельные люди, и далеко не всегда это преданные, которым Бог дает такой путь индивидуально, никак ни в назидание другим, это их личная карма, их личный образ жизни, это работа Бога над такими людьми, имеющая свою цель. Иногда в прошлом такие люди вели слишком праздный образ жизни или иногда такие люди были прикованы к постели болезнью годами и им для равновесия Бог в следующей жизни дает достаточно короткий или беспокойный сон, но и это Бог употребляет для человека с некоторой для него пользой, касательно его материального или духовного развития. Этот короткий сон ни есть заслуга человека, но Воля Бога на него и дается человеку без особых его страданий, ибо и такое состояние Бог может поддерживать как угодно долго, если в этом есть Божественная необходимость на этого человека.
A великий преданный Тхакур Харидас не ложился спать и даже не принимал прасада, не повторив на четках триста тысяч имен Господа (свою ежедневную норму).
БОГ: Только Бог Знает, ложился он спать или нет и сколько тысяч раз повторял имена Бога. Также надо понимать, что такое сильное усердие далеко не всегда Бог дает за благодеяния и служение Богу в прошлой жизни, но иногда и тому, кто оскорбил Бога в своей жизни в бытовых условиях. И тогда в следующем рождении Бог так может и наказать, но с пользой для человека, чтобы уяснил, Кто есть Бог через вибрирование джапы столь усиленное, превышающее все нормы жертвоприношений и аскетизма.
Что касается деятельности, то человек, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет заниматься тем, что не связано с интересами Кришны, поэтому его деятельность всегда упорядоченна и не осквернена желанием удовлетворять потребности собственных чувств.
БОГ: Человек не может знать об интересах Бога Кришны. Так ставить вопрос не следует. Преданный просто должен хорошо понять, что на него есть ни интерес Бога, а Воля Бога, и она имеет отношение к преданному служению. Только преданное служение и старание преданного в этом направлении имеют ценность для Бога, и только этот путь будет Волею Бога в преданном поддерживаться всеми средствами Бога, ибо это единственные врата для очищения качеств преданного и подготовки его к выходу на духовный план.
Свободный от стремления к чувственным удовольствиям, он ни минуты не тратит на мирские развлечения. И поскольку все его действия, его речь, сон, бодрствование и удовлетворение других потребностей тела упорядоченны, он не испытывает материальных страданий.
БОГ: Все упорядочивает Бог, но так, чтобы преданный испытывал постоянную ответственность перед Богом, чтобы сотрудничал с Богом и старался в преданном служении постоянно. Также, надо понимать, что не все в преданном служении выглядит для преданных, для каждого преданного, гладко. Бог дает видимость и сбоев, и неудач, и торможения, и отсутствие иногда желания в преданном служении и разочарования и пр. Все это необходимые атрибуты преданного служения, и на самом деле все вписывается в эту упорядоченность, и благоприятное и неблагоприятное, ибо это то, что и развивает преданного, рождает в нем недовольство собой, заставляет мыслить и мыслью искать свои ошибки, которые часто и присутствуют и являются причиной несовершенного служения Богу Кришне. Все надо преодолевать и все надо делать с упованием на Бога, молясь и прося Бога, чтобы помог в преданном служении, дал силы, дал желание, дал необходимые обстоятельства, поддерживал память, отношение с другими преданными, давал религиозную речь и помогал преодолевать семейные и бытовые проблемы, которые также могут мешать в преданном служении.
ТЕКСТ 18
йада винийатам читтам
атманй эваватиштхате
нисприхах сарва-камебхйо
йукта итй учйате тада
йада - когда; винийатам - подчинен; читтам - ум; атмани - на духовный уровень; эва - безусловно; аватиштхате - поднимается; нисприхах - не желающий; сарва - всех; камебхйах - материальных удовольствий; йуктах - утвердившийся в йоге; ити - так; учйате - говорится; тада - тогда.
Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги.
БОГ: неверный перевод. Правильный перевод: «18.Когда умственная деятельность контролируется, человек, непременно, сосредотачивается в себе. Если он также не устремлен ко всякого рода удовлетворению чувств, тогда о нем говорят, что он вовлечен в практику йоги.».
КОММЕНТAРИЙ: В отличие от обыкновенного человека, йог в своих действиях не руководствуется материальными желаниями, главным из которых является половое.
БОГ: Каждому Бог дает свое в зависимости от Плана Бога на человека. Материальному человеку Бог дает свои многочисленные желания, которые есть и кармические и которые есть средство Бога, ведущее человеку по пути преодолений, что в свою очередь развивает материального человека и подготавливает его качествами к преданному служению, ибо этот путь у Бога работает на всех. Но каждый приходит к преданному служению строго в свое время. Точно также и йогу Бог выдает на первый план те желания преимущественно, которые непременно должны быть направлены и на развитие качеств преданного и одновременно на само преданное служение во всей своей полноте. От качеств, мешающих преданному служению, Бог помогает постепенно освобождаться в своей мере самой практикой преданного служения и через нее отводит те желания, которые излишни, которые, по сути, свое отработали в этом человеке еще в пути материального развития и которые не полезны для преданного служения.
Совершенный йог полностью управляет своим умом, поэтому его не беспокоят никакие материальные желания.
БОГ: две серьезные ошибки: Никогда никакой йог, занятый в преданном служении Богу Кришне, не может быть совершенным. И второе, никогда ни один преданный не может ни полностью, ни частично управлять своим умом. Это иллюзия дается Богом как следствие духовных практик преданного, дабы преданный понимал, что есть его усилия и есть его плоды. Усилия есть преданного. А вот плоды – это только труд Бога, именно Бог дает видимость того, что у преданного получается владеть своим умом, а на самом деле просто Бог забирает мыслительный процесс лишнего порядка, направляя Сам преданного на сосредоточении на преданном служении и всем, что с этим связано. Ибо это не шутки, надо преданного вести, надо ему помогать, убирая все, что мешает, ибо речь все же идет о выходе на духовный план.
Этой ступени совершенства естественным образом достигает тот, кто развил в себе сознание Кришны.
БОГ: Никто и ничего сам в себе не развил. Только все от начала до конца дает преданному Бог и не отбирает, делая качества человека его сутью. Но чтобы этих высших качеств достичь, Бог дает преданному далеко не простой путь заслуживания у Бога этих качеств. И только по старанию преданного Бог убирает материальные желания, материальные качества и укрепляет в человеке все направленное на Бога, на духовное развитие и на преданное служение. Никогда не следует преданному себя восхвалять, считать себя и свои качества совершенными, и себя достигшим Бога. Все это есть несмирение, все это есть греховное понимание, все это есть полное непонимание, как Бог работает в материальном мире, включая преданных.
В «Шримад-Бхагаватам» (9.4.18 - 20) сказано:
са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе
мукунда-лингалайа-даршане дришау
тад-бхритйа-гатра-спарше 'нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите
падау харех кшетра-паданусарпане
широ хришикеша-падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-камйайа
йатхоттама-шлока-джанашрайа ратих
«Царь Aмбариша прежде всего сосредоточил ум на лотосных стопах Господа Кришны, а затем, одно за другим, занял в служении Господу все свои органы чувств: его уста прославляли трансцендентные качества Господа, руки убирали Его храм, уши слушали рассказы о деяниях Господа, а глаза созерцали Его божественный образ.
БОГ: Сказания древних грешат значительными преувеличениями и много излишней сладостности вкладывают в уста и дела своих персонажей, также и относительно восприятия себя, Бога, своего положения и своих возможностей перед Богом. Но в любом случае надо хорошо понимать, что и таких людей тоже полностью всем необходимым наделяет Бог. Бог дает человеку на определенной ступени его материального и духовного развития при наличии необходимых качеств, глубочайшее смирение и почтение перед Богом, позволяет уму его лицезреть Стопы Бога, обозревать Божественный храм, созерцать Божественный образ, только Бог открывает уста и ими возносит Себе молитвы, давая такому преданному иллюзию великого блаженства и почти единения с Богом. Для чего это надо и надо ли это Богу? Это все есть работа Бога в материальном мире с преданными Бога, но теми, чья ступень позволяет ему так видеть и воспринимать. Это полезно и для преданного и для его окружения, ибо через таких как святых Бог сообщает преданным о Себе, наслаждает такими картинами, дает человеку через это большее старание в преданном служении, ибо все доносит через авторитетных религиозных людей, показывая, что Бог явно может себя проявить, что Бог великолепен, что усердия преданного также Бог видит и может поощрить. И такие вещи долго удерживаются и передаются преданным, как повествования о великих преданных, которые есть для каждого образец духовной мысли, чувств, заслуг перед Богом. Но и это все фетиш, то, что не ценится Самим Богом, что есть просто работа Бога в материальном мире, обращенная на людей, которые Бога готовы воспринимать через эмоции, чувства, сказочные рассказы других. На самом деле для Бога важно серьезное отношение к преданному служению, серьезный настрой на труд, на Бога, на свои качества, которые необходимо развивать, на посвящение своей жизни Богу, без подобных слащавых описаний и здесь подстегиваний.
Тело царя касалось тел преданных Господа, нос вдыхал аромат цветов лотоса, поднесенных Господу, а язык наслаждался вкусом листьев туласи, возложенных к лотосным стопам Господа. Ноги несли его к местам паломничества и храмам Господа, голова склонялась перед Господом, а все желания были связаны с желаниями Господа. Все эти духовные занятия как нельзя лучше подходят тому, кто стремится стать чистым преданным».
БОГ: Эти все вещи Бог Кришна ориентирует на преданных прошлых веков. В современном мире надо трезво относиться к преданному служению, прежде всего. И если надо преданного за старание вознаградить, Бог сделает это уникально, так, как достойно преданного и так, чтобы это было в помощь преданному служению. Надо понимать, что Бога не следует связывать ни с лотосными стопами, ибо их у Бога Кришны нет, как и нет человеческого образа, не следует связывать с ароматами лотоса, с вкусом листьев туласи, невозможно и не следует непременно устремляться также в места паломничества… Преданное служение должно быть без лишних атрибутов и телодвижений, без измышлений и поиска, как еще можно удовлетворить Бога или за счет чего. Богу от преданного нужно не расточительство чувств, пониманий и времени, но ежедневное, полностью сосредотачивающее на Боге Кришне преданное служение и изучение Слова Бога, без которого – никуда, в пределах своего дома и своего месторасположения. Все остальное – пустая трата времени и Божественного и своего.
Приверженцам философии имперсонализма духовное бытие может казаться непостижимым и недосягаемым, но человек, обладающий сознанием Кришны, легко достигает его, о чем свидетельствуют эти стихи, описывающие занятия Махараджи Aмбариши.
БОГ: Эти стихи касательно занятия Махараджи Aмбариши современному преданному не нужны. Это засорение понимания и сознания преданных, что ничего не дает полезного для преданного служения. В центре внимания преданного должны быть другие вещи – само преданное служение, непременно старание преданного, непременно изучение Святых Писаний, также жизнь, посвященная Богу, мыслительный процесс, направленный на Бога, карма-йога, духовные практики… Кто и как к Богу шел раньше – не должно быть предметом интереса или примером для преданного в современном мире. И надо знать, что немногие преданные прошлого дошли до духовной обители, ибо их качества это не позволили, и им еще предстоит повращаться в материальном мире. Не все примеры хороши и не все оправдывают себя. Поэтому в преданном служении надо думать прежде всего о своих результатах и без старания здесь никому не обойтись. Также, никто легко Обители Бога Кришны не достигает. Это тоже надо преданным понимать. Ибо это относится к каждому.
Действовать на духовном уровне может только тот, кто постоянно помнит Господа и чей ум устремлен к Его лотосным стопам.
БОГ: Образ лотосных стоп не следует удерживать в умах преданных, ибо у Бога Кришны лотосных стоп нет. Бог есть Чистый Дух. У Бога нет человеческого образа, как и стоп. Также, на чистом духовном уровне никто из преданных не может действовать, ибо никто такого уровня в своих качествах не достигает. Но сосредотачивать мыслительный процесс на Личности Бога через преданное служение и можно и надо, ибо этот путь помогает входить в Бога, помогает понимать в себе Мнение Бога и следовать Ему, помогает развивать качества высокого духовного порядка, помогает сильно не грешить и так постепенно шаг за шагом Волею Бога очищать свое существование.
Разновидности преданного служения Господу, которыми занимался Махараджа Aмбариша, получили названия арчаны, деятельности, позволяющей человеку использовать все свои чувства в служении Господу.
БОГ: Человек не может сам направить на Бога все свои чувства, направляет только Бог, но в строгом соответствии со ступенью преданного служения и старанием самого преданного. Осознающий это преданный, не должен себя восхвалять, но видеть за всем работу Бога над собой и постоянно благодарить Бога, как и просить Бога помочь на тех или иных этапах преданного служения, ибо Бог устраивает преданное служение так, что человеку непременно приходится ошибаться и потому преодолевать последствия своих ошибок через свою толику страданий и потрясений, и здесь без помощи Бога не обойтись.
Чувства и ум не могут оставаться в бездействии, поэтому простой отказ от деятельности не приведет йога к успеху. Для большинства людей, особенно для тех, кто не живет в отречении от мира, перечисленные выше духовные занятия для ума и чувств - самый лучший способ достичь духовного уровня, который в «Бхагавад-гите» определен словом йукта.
БОГ: о чувствах и об уме особо преданному беспокоиться не надо ни относительно преданных, ни относительно материальных людей. У Бога ничего не простаивает, все Бог озадачивает условиями материального существования или преданного служения. Все направляется Богом на развитие качеств, на развитие мыслительного процесса и понимание, и все в свое время будет использовано оптимальным образом в преданном служении.
Подобно тому как пламя светильника горит ровно в тихом месте, йог, обуздавший ум, всегда остается погруженным в медитацию, устремив внутренний взор на свое истинное «Я».
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «19. Подобно тому, как лампа не мерцает в безветренном месте, так йог, чей ум контролируется, всегда сосредоточен практикой йоги на своей духовной сущности.».
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто действительно обладает сознанием Кришны, всегда пребывает на духовном уровне, ибо он непрерывно думает о своем возлюбленном Господе. Ум такого человека подобен пламени светильника, ровно горящему в тихом месте.
БОГ: Неплохо сказано, но не так все. Осознание Бога Кришны не обуславливает духовный уровень преданного. Это лишь подступы к духовному уровню, который человек пытается достичь через преданное служение в материальном мире и на духовном плане тоже. Но несовершенные качества есть здесь основное и почти непреодолимое препятствие. Поэтому можно говорить об условном духовном уровне, приемлемом для преданных материального мира и не более. Хотя и этот уровень имеет ступени своего развития вплоть до выхода из материального существования на духовный план. Также, преданный не может постоянно думать о Боге Кришне, хотя это есть его первоочередная задача в практике преданного служения. Но его мыслительным процессом Управляет Бог, и есть те периоды, когда Бог дает преданному попущение, ибо надо обращать свой ум и на себя, своих близких, на поддержание своего тела, где не всегда может думать преданный и о Боге, ибо нет у него разветвленного практического ума, который бы мог охватить несколько направлений. Также, нельзя думать о Боге, как о возлюбленном. Но со смирением, почтением и внутренним не многословием, как о Высшем Управляющем, Творце, Высочайшей Божественной Личности. Также ум преданного никогда не подобен ровному пламени светильника в безветренном месте, ибо это уже плохо. Ум должен работать, ум должен быть озадачен практикой преданного служения, ум должен входить в Бога в себе и слышать изнутри Божественные Указания, ум должен также решать вопросы быта, и ум должен преодолевать те препятствия, которые Бог дает каждому в преданном служении, ибо это необходимый процесс для развития качеств преданного и его подъема по ступеням собственного материального и духовного развития.
Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом, или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «20-23.Когда в результате исполнения практики йоги наступает тот момент, в котором, удерживаемый от влияния материи ум, прекращает свою деятельность, когда также, увидев в себе умом Высшую Душу, йог становится удовлетворенным, тогда он познает то высшее счастье, которое приемлет только возвысившийся над чувствами разум, и никогда больше не находится в состоянии сомнений относительно Высшей Истины. И тот, кто достиг, также любой другой, кто выиграл, не могут считаться выше, чем тот, кто достиг состояние без страданий, хотя он и сотрясается трудностями. Необходимо знать, что это уничтожение связи со страданием называется йогой.».
КОММЕНТAРИЙ: Занимаясь йогой, человек постепенно избавляется от материальных представлений о жизни. Это основной принцип йоги. В результате йог входит в состояние транса, или самадхи, в котором он с помощью одухотворенного ума и разума постигает Сверхдушу, но при этом не отождествляет себя с Ней.
БОГ: Говоря о йоге, надо иметь ввиду только преданное служение Богу Кришне в современном мире. Все остальные йоги для современного преданного не представляют никакой интерес и только засоряют его понимание и направление ума, как и мешают полноценному преданному служению на основе тех Совершенных Знаний, которые Бог Кришна дает современному человеку третьего тысячелетия. В таком случае действительно, «Занимаясь йогой, человек постепенно избавляется от материальных представлений о жизни». Именно постепенно и именно Волею Бога согласно старанию преданного в процессе его преданного служения. Однако, состояние и транса и самадхи не должно быть целью практикуемого преданного служения, ибо это все та же работа иллюзорных энергий Бога, которая носит несколько обещающий и успокаивающий характер для преданного и очень часто дается, как аванс, для стимулирования преданного в этом пути, для того, чтобы преданный чувствовал в себе присутствие Бога и свою связь с Богом, слыша проявление Бога в себе, Мнение Бога в себе, влияние Бога в себе на мыслительный процесс, память, чувства, желания, для осознания, что Бог Кришна действительно Управляет преданным и отсюда понимая, что Бог Кришна Управляет всем и каждым, присутствуя в каждом полным Своим целым. Также, ум и разум человека, даже знающего состояние самадхи или транса, не следует считать одухотворенным, ибо никто не знает, на какой ступени материального и духовного развития он находится и насколько одухотворен, ибо полностью одухотворенным не может быть преданный, как бы долго и с каким бы старанием не занимался преданным служением. Об одухотворении человека можно говорить с очень большой натяжкой, ибо всему препятствуют несовершенные качества, на которые Бог постоянно обращает внимание преданных, даже более, чем на что-либо еще. Ибо все проистекает отсюда, и все Бог дает на основании качеств преданного, которые достигаются разумным преданным служением и старанием преданного.
Практика йоги в значительной степени основана на учении Патанджали. Некоторые некомпетентные комментаторы пытаются поставить знак равенства между индивидуальной душой и Сверхдушой, а монисты называют осознание этого равенства освобождением. Они не знают, в чем истинная цель йоги Патанджали. Патанджали признаСт существование духовного блаженства, а монисты отвергают его, видя в этом угрозу для философии единства. Монисты не признают различия между воспринимающим и объектом восприятия, но из этого стиха ясно, что духовное блаженство существует и ощутить его можно духовными чувствами.
БОГ: В материальном мире существует много теорий, всевозможных учений, философских воззрений и трактатов, как и направлений религиозного плана, касающиеся души, богов, Бога, освобождения, духовного блаженства, пустоты, слияния с Брахманом, касающиеся вхождение в Бога и отождествления с Богом, провозглашающие человека богом и пр. Все они даются Богом тем людям, которые обладают соответствующими качествами, формой мышления, соответствующей ступенью материального и духовного развития, также чья карма позволяет их направлять по этому пути неавторитетных или даже греховных знаний и принимать их за свою личную мировоззренческую позицию. Все это не преданные Бога, но и уже не чисто материальные люди. Они ищут Бога, но по качествам еще не готовы к строгому преданному служению. Поэтому Бог дает им этот перешеек между материальным миром и преданным служениям. Эти люди, эти пути всегда присутствуют в материальном мире, есть Воля Бога и План Бога на такие направления качеств и разума, есть то, чем многим надо переболеть. Иначе, человек не сможет эти пути отвергнуть и быть направленным на преданное служение. Эти течения разбирать здесь не следует. Надо всегда понимать, что всем и каждым Управляет Бог, и Бог Знает, как надо выводить людей из достаточно греховных и как бы непреодолимых заблуждений. Это работа Бога и преданным надо заниматься собой, а не пытаться на примерах других подчеркивать или утверждать свою духовность, чистоту, правоту, совершенство. Ибо только Бог знает, насколько преданный – преданный. И какие качества и как из него еще придется выкорчевывать.
Это также подтверждает сам Патанджали Муни, основоположник системы йоги.
БОГ: Основоположником любой йоги является только Бог Кришна. Бог дает йоги, и Бог их в свое время отбирает.
В своих «Йога-сутрах» (3.34) великий мудрец говорит: пурушартха-шунйанам гунанам пратипрасавах каивалйам сварупа-пратиштха ва чити-шактир ити. Чити-шакти, или внутренняя энергия, духовна по природе. Понятие пурушартха включает в себя мирскую религиозность, стремление к материальному процветанию и чувственным удовольствиям и в конечном счете попытку слиться со Всевышним. Монисты называют такое слияние со Всевышним кайвальей. Но, по мнению Патанджали, кайвалья - это внутренняя, или духовная, энергия, которая позволяет живому существу осознать свою духовную природу.
БОГ: Осознание своей духовной природы – вещь не столь сложная и не требует особых умственных затрат или особых Совершенных Знаний от преданного. Бог легко вводит в понимание человека, что он есть частица Бога, имеет божественную природу, но к этой своей природе он еще должен дорасти, развиться качествами средствами преданного служения, через духовные практики и изучение Слова Бога. Осознание своей духовной природы человек может только по Воле Бога, через божественное присутствие Бога в человеке, через Божественное Управление Бога человеком. Никакие сторонние энергии без Воли Бога над человеком в этом направлении работать не могут.
Господь Чайтанья назвал этот процесс чето-дарпана-марджанам, очищением зеркала ума. Такое очищение и есть истинное освобождение из материального плена (бхава-маха-давагни-нирвапанам).
БОГ: Очищение ума или перевод его на преимущественно духовное мышление, направленное на Бога и само преданное служение, осуществляет только Бог вследствие преданного служения и старания преданного в этом направлении.
Этому понятию соответствует понятие нирваны, которая также является лишь предварительной ступенью. В «Бхагаватам» (2.10.6) эту ступень называют сварупена вйавастхитих. Это подтверждается и в данных стихах «Бхагавад-гиты».
За нирваной, прекращением материального существования, следует этап духовной деятельности - деятельности в сознании Кришны, или преданного служения Господу.
БОГ: Нирвана не обеспечивает собой прекращение материального существования, за которым якобы следует этап духовной деятельности. Нирвана ни есть показатель духовной высоты преданного, который после нирваны непременно, считается, занят духовной деятельностью. Нирвана никак не есть ступень преданного, никак ни есть свидетельство качеств высокого духовного порядка. Усердие в преданном служении может привести к нирване, такому вознаграждению преданного Богом, но это только вознаграждение, которое не покрывает карму и несовершенные качества преданного, которые всегда будут препятствовать духовной деятельности человека и на Земле и на духовном плане. Надо хорошо понять, осознать, запомнить, что хватит себя восхвалять, хватит себя считать причиной своих успехов, хватит воспринимать нирвану, как высочайшее удовлетворение Бога преданным. Все не так. И через нирвану Бог смотрит, как преданный себя считает причиной, и через нирвану Бог смотрит, на каком уровне у него его ложное эго, и через нирвану Бог смотрит, как человек себя превозносит над другими. И что в итоге. После смерти такого преданного все думают, что он был отправлен на духовный план. А на самом деле – в круговорот сансары.
Как сказано в «Бхагаватам», это истинное бытие живого существа (сварупена вйавастхитих).
БОГ: Истинное бытие живого существа там, где оно сейчас находится, где его качества соответствуют, где осуществляется его жизнедеятельность. И материальный мир – есть бытие человека и духовный мир – есть бытие человека. Но все в свое время. И везде человеку будет комфортно, если его качества этому существованию соответствуют.
Майей, или иллюзией, называют духовное бытие, покрытое материальной скверной.
БОГ: Неверное утверждение. Иллюзорные энергии Бога присутствуют в материальном мире изначально. Это Сам Бог через Свои многочисленные энергии работает со Своим творением, помогая этому творению развиваться, входить в материальные игры и роли, отождествлять себя с телом, с отведенными ролями, строя в человеке отношения, настраивая все чувства на материальное бытие, это те энергии, которые, по сути, материальный мир и держат и дают через него развитие живым существам, как и в свое время выход их на духовный план. Роль иллюзорных энергий неисчерпаема. Материальный мир ни есть духовное бытие, покрываемое иллюзией. Материальный мир и есть материальный мир. Но он есть то, где живые существа начинают свой путь к Богу, есть инструмент развития творения, есть тренажер для всех живых существ, ведущий всех и каждого через рождение и смерть к развитию качеств, и все непременно находятся под воздействием иллюзорных энергий, т.е. под непременным и неослабным Управлением Бога Кришны. По большому счету материальный мир не есть материальная скверна. Ибо работа материального мира, его служение Богу невозможно переоценить. Но и с этой целью материальный мир и был создан Творцом. Все в этом мире естественно, все направлено на развитие живых существ, которые не могут подниматься из мельчайших форм жизни с духовными качествами. Они поднимаются с материальными качествами до высокоразвитых, самым естественным образом, как вырастая из одних качеств и переходя на другие уровни качеств. И так из растений переходят в движущиеся живые существа и из этих форм в животный мир и далее в тело человека. И все время, хотят или нет, но Волею Бога их качества становятся все более и более совершенными… Непросто идет этот преобразовательный процесс, он занимает многие тысячелетия, пока травинка не примет форму тела человека. И на каждой ступени развития живое существо требует свои качества, чтобы выжить; Волею Бога в материальном мире идет непрерывная борьба за жизнь, за выживание, за потомство, за любовь, за здоровье, за территорию… везде качества требуются отнюдь не добродетельные, ибо животный мир иначе не выживет… Эта борьба продолжается и в теле человека, и есть тот момент, когда и в теле человека Бог Говорит: Хватит. И направляет через путь страданий и преодолений на качества более высокие, более человечные, более гуманные… И это требует многие и многие тысячелетия, пока душа не достигнет тот уровень качеств, которые и подойдут к преданному служению. И вдруг этот доморощенный преданный заявляет Богу, что материальный мир есть скверна. Но ведь сам оттуда родом и сам эти качества не мог не проявлять, ибо хотел выжить. Поэтому не следует лишний раз ругать материальный мир, но понимать, что он сотворен Богом Абсолютно, ибо достигает свою конечную цель – преданное служение и выход за пределы материального существования. Именно иллюзорные энергии скрывают от человека всю реальность материальной боли и страданий ради того, чтобы достичь духовный план. Это реальность. Но и она такова, что никто не погибает в своей борьбе, никто по большому счету ничего не теряет, но достигает высший успех, ибо во всех путях материального мира с каждым Бог, каждому помогает Бог, и каждый не забыт Богом. Всем выйти на духовный план, как одному.
Очищение от этой скверны совершенно не противоречит изначальному положению вечного живого существа. Патанджали также признает это: каивалйам сварупа-пратиштха ва чити-шактир ити. Чити-шакти, или духовное блаженство, - вот истинная жизнь. Это подтверждает «Веданта-сутра» (1.1.12): ананда-майо 'бхйасат. Естественное для живого существа состояние духовного блаженства является конечной целью йоги, и оно легко достижимо с помощью преданного служения, или бхакти-йоги. Метод бхакти-йоги будет подробно описан в седьмой главе «Бхагавад-гиты».
БОГ: Не происходит очищения от скверны, якобы покрывающей высокодуховное живое существо. Человек естественно, постепенно ведомый Богом, проходя материальные игры и роли, пути страданий и преодолений, развивает ум, понимание, качества, как бы вырастает из предшествующих качеств, покидает их, переходя в более совершенные, как стебель вырастает из своей основы. А низшие качества, которым соответствует их энергия, поджидают тех, для кого эти качества будут считаться более высокими, чем те, в которых пребывали прежде. Так устроено развитие материального мира. Это абсолютный беспроигрышный путь развития живых существ, его не миновать, он труден, но с Богом преодолим. Также, целью преданного служения не должно быть состояние вечного блаженства. Духовный мир не этим славится, но преданным служением Богу, чего слаще нет нигде и никогда; материальный человек этот нектар понять не сможет, и далеко не всякий преданный это сможет увидеть даже через призму преданного служения.
В системе йоги, о которой рассказывается в этой главе, различают два вида самадхи: сампрагьята-самадхи и асампрагьята-самадхи. Сампрагьята-самадхи - это духовный транс, которого достигают путем философских изысканий. Что касается асампрагьята-самадхи, то на этом уровне человек полностью отрешается от материальных удовольствий, ибо его больше не привлекает счастье, источником которого являются материальные чувства. Достигнув этого трансцендентного положения, йог уже никогда не лишается его. Тот, кому не удалось подняться на этот уровень, не достиг цели йогической практики.
БОГ: В стихе 20-23 речь идет о медитационной йоге, которая не считается на самом деле авторитетной и не рекомендуется Богом в современном материальном мире. Этот стих, 20-23, говорит о том, что же в итоге достигает йог. Во-первых, это контроль ума в высокой степени, что проявляется в неподвластности ума воздействию материальных объектов и в невозбуждаемости его вплоть до прекращения мыслительной деятельности (что на самом деле относительно). Во-вторых, в результате сказанного выше, йог начинает осознавать в себе Высшую Душу, т.е. проявление в себе Самого Бога. В-третьих, на основании постижения в себе Бога, йог испытывает в себе Высшее Счастье, которое может осознать только его развитый, достаточно подготовленный ум, непременно контролируемый и контролирующий чувства и желания. В-четвертых, именно осознание в себе Бога ставит йога на ту ступень, начиная с которой назад не возвращаются. Т.е. зная в себе точно Бога, йог начинает в себе не умозрительно, а фактически чувствовать Бога, Его присутствие и всегда видеть себя перед Лицом Бога, а потому уже не может идти по пути греха, не может сколько-нибудь колебаться относительно Истины и становится внимательным и чутким к Мнению Бога в себе. Т.о. йог начинает идти по пути очищения своего существования более активно и успешно, будучи абсолютно убежденным в истинности своего пути, что также есть цель йоги. Т.о. для йога выполняется следующая цепочка: контроль ума - осознание в себе Бога - испытание в себе Высшего счастья - непоколебимость относительно Истины - положение без несчастий. Последнее "положение без несчастий" считается высочайшим духовным достижением на Земле, которое возвышает йога над любым материальным человеком, как бы он в жизни не преуспел и чего бы он не достиг. Это действительно имеет место. Высоко поднявшийся йог не может быть убит, к нему не может быть применено насилие высокого порядка. Бог хранит его, его детей, родственников, близких (ибо так и подбирает их, с такой кармой). Однако в перечень несчастий и страданий, от которых ограждает Бог, не входят болезни, потеря имущества, кража, оскорбления. Такого рода страдания, называемые потрясением, йог уже не воспринимает, как материальный человек, но видит во всем Волю и План Бога, полагается на Бога и всегда неизменно убеждается в скорой помощи Всевышнего. А потому сохраняет в себе мир, спокойствие, невозмутимость. Поэтому в стихе 23 Бог говорит, что йога - это есть также уничтожение связи со страданиями. И это действительно так. Йог может претерпеть, не придать значение, не заострять ум, увидеть Волю Бога и предаться Богу. Будучи бесстрашным, он равен умом как к благоприятному, так и к неблагоприятному, не отличает друзей от врагов, победу от поражения, славу от бесславия, но невозмутим и всегда укрывается только в Боге.
Современная так называемая йога, допускающая различные формы чувственных удовольствий, противоречит этому принципу.
БОГ: та йога, в которой допускаются «различные формы чувственных удовольствий,», есть тоже творение Бога, направленное на тех людей, кому еще рано быть вовлеченными в преданное служение, но уже пора начинать двигаться из чисто материального существования к подножию преданного служения. В таких случаях Бог во многом попускает таким йогам, но остается элемент духовной практики, остается на Бога направленный мыслительный процесс и остается выявленное через такой путь желание перед Богом идти по пути духовного развития. Все это, как и плоды йоги, зачтутся Богом в следующем рождении этого человека.
Йог, который не отказался от половой жизни и одурманивающих средств, является пародией на йога.
БОГ: Только Бог Знает истинную ступень материального и духовного развития человека. Также, многие преданные, Бог Знает, ведут отнюдь не святой или благочестивый образ жизни. Каждому Бог зачтет то, что ему причитается.
Даже тех, кто занимается йогой, стремясь обрести сиддхи (мистические способности), нельзя считать совершенными йогами.
БОГ: Совершенными йогами или преданными в материальном мире по большому счету нельзя считать никого. Всему виной качества.
Люди, которые прельщаются побочными продуктами йоги, не смогут достичь совершенства, описанного в этом стихе.
БОГ: чем бы человек не прельщался в той или ной йоге, это устремление по его качествам и по Плану Бога дает ему Бог. Рассуждать преданному на эту тему не следует. Это не его ума дело.
Поэтому те, кто стремится поразить воображение людей акробатическими трюками и мистическими сиддхами, должны знать, что они потеряли из виду истинную цель йоги.
БОГ: истинную цель йоги, как и сам связующий с Богом процесс, им в свое время даст Бог. В этом не следует сомневаться.
В нынешний век лучший вид йоги - это практика сознания Кришны, и тот, кто занимается ей, не узнает горечи разочарования.
БОГ: преданное служение Богу Кришне – лучшая из йог. Но и здесь находятся те, кто приходит в эту йогу по первому кругу и знают разочарование. Но разочарование дает Бог, ибо по Плану Бога человек еще полностью качествами не подходит для полноценного преданного служения, но должен пройти как бы первое соприкосновение с этой духовной практикой и… до следующего рождения.
Действуя в сознании Кришны, человек испытывает огромную радость, так что ему не нужно ничего другого. Люди, которые практикуют хатха-йогу, дхьяна-йогу и гьяна-йогу, особенно в нынешний век, век вражды и лицемерия, встречают на своем пути множество препятствий, которые неведомы тому, кто занимается карма-йогой, или бхакти-йогой.
БОГ: Не следует быть слишком самонадеянным. Всем Бог дает пути преодолений, все имеют еще последствия своей греховной деятельности из прошлых рождений, всех Бог понуждает очищаться, ибо, иначе, преданное служение не войдет в свою необходимую фазу развития, которая дает те качества, преданному, которые и могут Волею Бога вывести человека на духовный план.
Пока у нас есть материальное тело, мы вынуждены удовлетворять его потребности в еде, сне, защите и сексе. Но человек, идущий путем чистой бхакти-йоги, или путем сознания Кришны, никогда не потакает своим чувствам. Он принимает лишь то, что абсолютно необходимо для жизни, стараясь извлечь, так сказать, максимальную пользу из невыгодной сделки, и испытывает духовное счастье, действуя в сознании Кришны.
БОГ: Никто в материальном мире из преданных не идет путем чистого преданного служения. Все без исключения обладают несовершенными качествами. Отсюда непременно ошибки и в преданном служении, отсюда и невозможно считать преданное служение абсолютным или чистым. Но есть тот уровень преданного служения, проявление тех качеств в преданном служении, достигая который, человек Волею Бога покидает материальный мир навсегда.
Он равнодушен к превратностям судьбы, будь то несчастный случай, болезнь, нужда или даже смерть близкого человека, но при этом всегда старается как можно лучше выполнять свои обязанности в сознании Кришны (бхакти-йоге). Никакие неудачи не помешают ему исполнить свой долг. Агамапайино 'нитйас тамс титикшасва бхарата (Б.-г., 2.14). Он терпеливо переносит все невзгоды, зная, что они преходящи и не могут стать препятствием на его пути. Так он достигает высшего совершенства йоги.
БОГ: Вот здесь-то и кроется величайшее заблуждение преданных, которые следуют по стопам своих так называемых великих учителей. Отрешенность не должна доходить до равнодушия, этим нельзя бравировать и оценивать высоту своих достижений в преданном служении. Преданный должен быть милосердным, должен реагировать на горе других людей, на болезни, на нужду и тем более на смерть. Человек должен уметь горевать искренне об утрате своих близких, должен плакать и рыдать, ибо это Бог не отменял. Просто человек не должен долго убиваться, должен через Святые Писания утешать себя и других, если так получится или даст Бог. Иначе, все плоды преданного служения будут перечеркнуты таким слишком бдительным и о себе радеющем преданным, который столь не умен, столь не понимает Бога, что идет по пути отрешения, все сметая человеческое на своем пути. Если бы Арджуна перед началом сражения не печалился об участи воинов с обоих сторон армий, если бы проявил преступную отрешенность, он бы никак не подошел Богу, чтобы через него Бог Кришна передал людям Святое Писание Бхагавад-Гиту.
Наталия Маркова,
Россия, Ростов-на-Дону
семейная, религиозная образование высшее, интересы - религиозные стихи и проза
Прочитано 879 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности