Но когда живое существо обретает знание, свет этого знания рассеивает тьму неведения и открывает ему истинную природу вещей, подобно тому как солнце, поднимаясь над горизонтом, озаряет все вокруг.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «16.Но те, чье невежество разрушено знанием, их, подобное солнцу знание, все освещая, ведет ко Всевышнему.».
КОММЕНТAРИЙ: Живые существа, забывшие Кришну, не могут избежать иллюзии, однако она не властна над теми, кто обладает сознанием Кришны.
БОГ: Не бывает так, чтобы живые существа забыли Бога Кришну. Но до получения тела человека живое существо не могло знать Бога Кришну, ибо стояло на тех ступенях материального развития, которые относятся к животному миру и более низким формам жизни и не могли по своему положению перед Богом к религии иметь хоть какое-либо отношение. Только на определенных ступенях человеческого развития человек начинает религиозный путь и в свое время узнает имя Бога Кришна; все до религиозного пути в материальном мире дорастают (а не вспоминают), ведомые Богом, развивают Волею Бога те качества, которые к религии постепенно и направляют. Это первый опыт в жизни людей, и ранее этот путь был невозможен ни в одном низшем существовании. Также, те, кто занят преданным служением, кто обладает сознанием Бога Кришны, такие люди, как бы ни старались в преданном служении, полностью избавиться от иллюзорных энергий Бога не могут. Каждый находится под влиянием трех гун природы, но преимущественное влияние одной гуны зависит от ступени, на какой стоит человек в преданном служении Богу Кришне.
В «Бхагавад-гите» (4.36 - 38) говорится: сарвам джнана-плавена, джнанагних сарва-кармани и на хи джнанена садришам. Знание - это бесценный дар.
БОГ: Если комментируемый хочет привести стихи Бхагавад-Гиты для подтверждения своих слов, то надо делать это более аккуратно. Вот, что он приводит: «гйана-плавена» - знание –лодка… Надо пояснять, что за лодка. Не заниматься демонстрацией своего санскрита. Далее, «джнанагних сарва-кармани», - переводится: огонь знаний все виды работы…. Что делает огонь знаний со всеми видами работы? Если ты желаешь показать, как Бог прославляет духовные знания, то надо правильно использовать тексты. Вот эта часть стиха 4.37: «джнанагних сарва-кармани бхасма-сат куруте татха» - перевод: «Точно также огонь знаний все виды работы превращает в пепел». И «на хи джнанена садришам», - Перевод: Ничего, непременно, не может быть сравнимо с совершенным знанием. Т.е. приводишь стих из Бхагавад-Гиты на санскрите или его часть, приводи и точный перевод. И далее делай заключение.
Что же оно собой представляет? Совершенным знанием обладает тот, кто предался Кришне: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате (Б.-г., 7.19).
БОГ: Если задался вопросом, что собой представляет совершенное духовное знание, то и пиши о том, что оно собой представляет, что в него входит, основные его положения, их суть. Это достаточно объемная тема и не соответствует направлению комментируемого стиха. По стиху, надо просто восхвалять Знание совершенное и указывать его пользу для человека, а не задаваться вопросом, что оно собой представляет. Приведение части стиха 7.19 здесь уместно, хотя и преждевременно. Но и эту часть надо дословно перевести и только потом комментировать или разъяснять: «: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате», - перевод: После многих и многих рождений тот, кто обладает совершенным знанием, предается Мне… Но и в этом переводе надо понимать, что полностью постичь суть, роль, совершенных знаний преданный не может, но в той мере, которая достаточна, чтобы говорить о значении Совершенных знаний, когда речь идет о выходе на духовный план. Эти дополнительные сведения о том, в какой именно мере эти знания достижимы, Бог не Говорит, ибо это не обязательно было доносить человеку времен Арджуны. Но в современном мире преданный должен знать, что постижение совершенных знаний в полной мере невозможно, ибо мыслительный процесс в человеке ограничен и его духовными возможностями, и его качествами, и все же кармой, ибо, как бы человек не старался в преданном служении, он всегда грешит и непременно последствия греховной деятельности из прошлых рождений не могут исчезнуть, ибо их исчезновение бы было равносильно попущению греховным качествам человека. Они без наказаний, без Наставлений Бога сами не могут исчезнуть. Это надо понимать. И Бог над этими греховными качествами души, которые еще и пополняются ее материальной деятельностью, работает и в материальном мире и на духовном плане Божественными средствами. Но а греховные качества, пополняющие последствия греховной деятельности, всегда есть камень преткновения для глубокого изучения Святых Писаний, для развития преданного и подъема его по ступеням преданного служения. Это надо понимать.
Когда, прожив в этом мире множество жизней, человек вручает себя Кришне, следует понимать, что он обрел совершенное знание; иными словами, когда человек обретает сознание Кришны, ему открывается все, так же как все вокруг открыто нашему взору при свете солнца.
БОГ: Это недопустимое преувеличение. Несомненно, совершенные знания помогают человеку более правильно видеть и воспринимать и материальный мир, и свою связь с Богом, и помогают, несомненно, в преданном служении. Но границы понимания через призму Совершенных Знаний все же присутствуют в суждениях преданного, в его выборе, мыслительном процессе, в поведении и качествах, ибо эти границы воздвигнуты последствиями греховной деятельности и в этой жизни и в предшествующих и путь очищения, а потому и утверждения в Совершенных духовных знаниях, достаточно долгий и требует большого усердия преданного в преданном служении, в духовных практиках, в изучении Слова Бога… Но по сравнению с материальными людьми имеется существенное преимущество во всех этих направлениях. Но не следует заниматься подсчетами этих своих достижений, ибо преданному грех также, как и материальному человеку, постоянно наступает на пятки, и надо быть предельно старательным и непременно в преданном служении уповать на Бога и понимать, что тогда совершенные знания преданного действенны, когда они переходят в постоянный мыслительный процесс преданного, становятся не знаниями, а его убеждениями и единственно-возможным ориентиром в любом направлении материального мира, а также, когда эти знания переходят в незыблемые качества, приемлемые для того, чтобы был решен вопрос о переходе на духовный план в свое время.
Иллюзия, во власти которой пребывает живое существо, многолика. Например, когда живое существо по глупости объявляет себя Богом, оно на самом деле попадает в последнюю западню иллюзии.
БОГ: Ищущие Бога, могут проходить и такой этап мышления. Он как бы кощунственный и недопустим в понимании преданного. Но Бог работает в материальном мире непостижимо и Знает, кого и через что на пути к Богу надо проводить и какой будет результат. И такое мышление Бог может поддерживать в человеке потому, что это есть опосредствованная, но медитация на Бога. Что надо, Бог в свое время сотрет из памяти так мыслящего, а вот направленность к Богу останется и послужит в религиозном пути человека. Это не последняя иллюзия в материальном мире, но одна из них. И такие люди в свое время становятся на путь преданного служения и достигают в свое время духовный план. Надо понимать, что в Боге нет ничего вопиющего. Все методы применяются адресно, всем абсолютно точно Управляет Бог, и Бог Знает все причины и все следствия такого и любого другого мыслительного направления или деяний.
Но если живое существо - Бог, то как оно могло оказаться во власти неведения? Разве может Бог оказаться во власти неведения? Если так, то неведение, или Сатана, могущественнее Бога.
БОГ: Сатаны, нечисти, демонов – нет. Есть Бог и Его творение. Недопустимы никакие мыслительные спекуляции и предположения, имеющие в себе сомнение о Могуществе Бога. Это Великий ГРЕХ.
Истинное знание можно получить только от того, кто в полной мере обладает сознанием Кришны.
БОГ: Истинное знание можно получить только непосредственно из Святого Писания. Из Рук Самого Бога. Только духовная практика, путь добродетели и аскетизма имеют свойство строго ВОЛЕЮ БОГА вводить Совершенное знание шаг за шагом в ум и понимание, как и в память человека. Необходимо самостоятельно преданному изучать Святое Писание. Оно достаточно не сложно излагается, и при прочтении Сам Бог Управляет мыслительным процессом человека, возвращая его к тем пунктам Писания, которые на данном этапе развития человека для него наиболее существенны и полезны. Что касается духовных наставников, то этот путь не должен для преданного быть преимущественным, ибо только Бог в человеке направит его так, как и требует его ступень материального и духовного развития.
Поэтому необходимо найти истинного духовного учителя и под его руководством овладеть наукой сознания Кришны, ибо сознание Кришны рассеивает тьму неведения, подобно тому как солнце рассеивает ночную тьму.
БОГ: Духовный учитель, взявший на себя такую миссию, может помочь иногда преданному в некоторых, но далеко не во всех вопросах, которые освещают Святые Писания, ибо никто не совершенен в материальном мире и не обладает совершенными качествами. Никто точнее Бога Кришны в человеке не укажет ему через его желания и мыслительный процесс, что в Святых Писаниях ему на данном этапе более соответствует по его качествам и ступени материального и духовного развития. Только Бог акцентирует в человеке внимание, дает интерес, дает желание скрупулезно разобраться в тех или иные положениях Святого Писания, только Бог и наслаждает этим процессом постижения Слова Бога. Преданный должен преимущественно брать за основу мыслительного процесса Само Слово Бога. И Бог в человеке Знает, как ему объяснить, как донести до него то, что человек пока не готов понять или принять. Только Бог создаст для человека необходимые условия, даст направленный мыслительный процесс, даст сосредоточенность, даст правильную поддержку через ум и разум, даст память, даст нужное окружение и уберет всех, кто препятствует духовному развитию человека через изучение Святого Писания.
Даже тот, кто осознал свое отличие от материального тела и свою духовную природу, может не видеть разницы между душой и Сверхдушой.
БОГ: Всеми этими сомнениями в человеке Управляет Бог. Нет ни одного сомневающегося, кто бы остался в том или ином неведении касательно Святых Писаний. Но никогда не следует торопить события, ибо Бог Знает, кому и через что и когда дать более точное понимание по тому или иному вопросу совершенных знаний. Что касается души и сверхдуши, то о сверхдуше лучше никогда не говорить преданным и сразу направлять себя на то, что в человеке присутствует душа и Бог Кришна. Больше здесь никакие дополнительные рассуждения или толкование не нужны.
Однако это знание откроется ему, если он примет покровительство истинного духовного учителя, обладающего сознанием Кришны.
БОГ: необходимо понимать, что далеко не все духовные учителя сами правильно понимают и могут толковать Святые Писания и часто грешат тем, что привносят в них свои умозаключения, отличные от Слова Бога, и тем самым искажают Слово Бога, а также могут ввести вопрошающего в долгое и опасное для преданного служения заблуждение. Поэтому, даже слушая духовного учителя, надо настраивать себя на прочтение и изучение Святого Писания самостоятельно, что происходит непременно с Богом, и понимать, что так направленный преданный получит абсолютную поддержку у Бога, и Бог Знает, как разъяснить такому преданному те вопросы, которые ему не понятны на данный период или вызывают сомнения. Достаточно также знать, что ни одно сомнение у Бога для преданного не остается неразрешенным. Бог дает ответы на все вопросы любому преданному или материальному человеку, но в свое время. Человек может забыть о своих сомнениях, но Бог ПОМНИТ ВСЕ СОМНЕНИЯ КАЖДОГО. И в Боге на каждого есть сроки их разрешения. Как и появлению новых вопросов и новых сомнений… Так устроен материальный мир и без этого люди не поднимаются по ступеням своего собственного материального и духовного развития.
Постичь Бога и свои отношения с Ним можно только с помощью Его представителя.
БОГ: В современном мире Бог непосредственно выходит на каждого преданного через Слово Бога. Что касается представителей, то их у Бога нет. Никого Бог не уполномочивает говорить за Бога. Все, что преданному необходимо, изложено в Святых Писаниях и их достаточно и для преданного служения и для выхода за пределы материального существования.
Представитель Господа никогда не объявляет себя Богом, хотя его почитают наравне с Богом за то, что он обладает знанием о Боге.
БОГ: Категорически нельзя, греховно, кого либо почитать наравне с Богом. Это опасно и для преданных и для самого духовного учителя.
Каждый должен понять разницу между Богом и обыкновенным существом. Во второй главе «Бхагавад-гиты» (Б.-г., 2.12) Господь Шри Кришна говорит, что все живые существа являются индивидуальными личностями, так же как и Сам Господь.
БОГ: Живые существа не являются индивидуальными личностями. Это великое заблуждение, оно тормозит развитие преданного, есть недопустимое понимание, которое непозволительно и на самых низких ступенях преданного служения. Живые существа полностью зависимы от Личности Бога, полностью подчиняются Богу, есть недвижимые, не осознающие себя без Бога живые существа, не имеющие никакой индивидуальности, никакого отличия между собой, полностью беспомощные энергии Бога, все на одно лицо, одно проявление, но в своем развитии отличающиеся по фазе развития, все идут, Управляемые Богом друг за другом, все одинаково проходят все ступени материального мира, все ступени преданного служения и все один за другим выходят на духовный план, одинаково мысля, одинаково Волю Бога принимая за свою, одинаково подчиняясь Богу, одинаково наслаждаясь в Боге, одинаково преданные Богу, но каждый в своей фазе…И никто не Бог. Все преданные Бога, божественные энергии, наделенные Богом в их развитии качествами, именно направляющими на преданное служение и на то, чтобы правильно понимать себя перед Богом в материальном мире и на духовном плане.
Они обладали индивидуальностью в прошлом, обладают ею в настоящем и сохранят свою индивидуальность в будущем, даже после того, как обретут освобождение.
БОГ: Никогда никто из живых существ в прошлом не был индивидуальным, не будет в настоящем индивидуальным и в будущем индивидуальным живым существом. Также нет освобождения в Боге, есть постепенное вхождение в Бога и принятие Воли Бога за свою волю. В этом все освобождение, и это есть Великая Милость Бога, и это есть все наслаждение живого существа, которое не объемлет никто, кто пока живет в материальном мире.
В ночной тьме все кажется единообразным, но, когда восходит солнце, мы обретаем способность ясно различать все предметы. Понимание того, что в духовном бытии живое существо сохраняет свою индивидуальность, и есть истинное знание.
БОГ: Нет такого понимания о сохранении некой индивидуальности человека в духовном бытии, это искажение Истины, есть невозможный образ мышления, не поддерживается Богом, есть плод греховных качеств преданных и их учителей.
ТЕКСТ 17
тад-буддхайас тад-атманас
тан-ништхас тат-парайанах
гаччхантй апунар-авриттим
джнана-нирдхута-калмашах
тат-буддхайах - те, чей разум всегда поглощен Всевышним; тат-атманах - те, чей ум всегда сосредоточен на Всевышнем; тат-ништхах - те, кто верит только во Всевышнего; тат-парайанах - те, кто полностью доверил себя Ему; гаччханти - идут; апунах-авриттим - к освобождению; джнана - знанием; нирдхута - устранены; калмашах - те, чьи грехи.
Когда ум, разум, вера и упования целиком направлены на Всевышнего, человек, благодаря совершенному знанию, избавляется от всей скверны греха, и тогда перед ним открывается путь к освобождению.
БОГ: Неточный перевод. Точный перевод: «17.Тот, чей разум всегда во Всевышнем, тот, чей ум всегда во Всевышнем, тот, чья вера обращена только ко Всевышнему, кто только в Нем видит свою высшую цель, идет туда, откуда нет возврата, знанием очистившись от всех грехов.
КОММЕНТAРИЙ: Высшая Трансцендентная Истина - это Господь Кришна. Стержнем «Бхагавад-гиты» является утверждение, что Кришна - Верховная Личность Бога. Это провозглашают все ведические писания.
БОГ: так можно сказать.
Пара-таттва значит «Высшая Реальность», постичь которую могут те, кто осознал три ипостаси Всевышнего: Брахман, Параматму и Бхагавана. Бхагаван, или Верховная Личность Бога, является высшим аспектом Aбсолютной Истины.
БОГ: Бог ЕДИН. У Бога нет ипостасей. Это искажение Истины греховными преданными и их учителями. БОГ КРИШНА ОДИН.
Превыше этого нет ничего. Сам Господь подтверждает это: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа (Б.-г., 7.7).
БОГ: Этими строками Бог Говорит только одно: «Нет никого, кто сколько-нибудь был бы превыше Меня». Об ипостасях здесь речи нет и не может быть.
Даже безличный Брахман покоится на Кришне: брахмано хи пратиштхахам.
БОГ: Не следует понимать все буквально: За Брахманом стою Я. Т.е. думать, что есть Брахман и есть Бог Кришна. За Брахманом стою Я и обозначает, что это и есть САМ БОГ КРИШНА, суть одно. И не забывать, что это было сказано во времена Арджуны, когда такое двоякое понимание было необходимо дать людям. Но в современном мире эти строки надо понимать однозначно: БРАХМАН ЕСТЬ Я. В этих строках Бог Говорит: За Брахманом стою Я или под брахманом надо понимать МЕНЯ. Ни о каком безличном Брахмане речи нет. Бог везде присутствует в материальном мире Сам Лично. За любым событием в материальном мире стоит Бог, всем Управляющий, все Пронизывающий, все вершащий и должен постигаться, как БОГ КРИШНА. Слово Брахман в современном мире не следует использовать для обозначения Бога Кришны, ни о каких также ипостасях Бога говорить нельзя. ТОЛЬКО БОГ КРИШНА. ЭТО НАДО ЗАПОМНИТЬ..
Поэтому во всех отношениях Кришна - это Высшая Реальность.
БОГ: Так можно сказать. ВЫСШАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
Тот, чей ум, разум, вера и упования направлены на Кришну, кто целиком предался Ему, иными словами, тот, кто полностью развил в себе сознание Кришны, без сомнения, уже избавился от всей скверны греха и в совершенстве постиг все аспекты трансцендентного бытия.
БОГ: Ум, разум, вера – могут быть направлены на Бога Кришну. Но целиком предаться Богу Кришне невозможно. Тогда человек застынет в своем развитии и прекратит свое существование. Бог предает человека себе частично. В остальном человек действует Волею Бога, но согласно своим качествам, включая греховные, ибо должен их проявлять и должен таким образом направляться Богом на их исправление. Предание полное Богу означает бездействие человека, что невозможно. Также полностью развить в себе сознание Бога невозможно. Ибо качества не позволят. Также, избавиться от всех грехов невозможно. Но есть тот уровень очищения, который достаточен, чтобы говорить о выходе преданного на духовный план. Но сам преданный не может знать ступень своего развития. Это Знает только Бог. Также преданный не может в совершенстве постичь все аспекты материального бытия не из-за своего подчиненного положения, не из-за преимущественно своих греховных качеств, а из-за ограниченности возможности мышления, из-за материального тела, из-за кармы и качеств… Но то, что он постигает, ведомый Богом, абсолютно и достаточно, чтобы выйти на духовный план.
Человек, обладающий сознанием Кришны, прекрасно понимает науку о Кришне, включающую в себя концепцию одновременного тождества и различия, и, вооруженный этим трансцендентным знанием, неуклонно движется по пути, ведущему к освобождению.
БОГ: Нет науки о Боге Кришне. Есть Совершенные духовные знания, которые есть Слово Бога, направляющее каждого из материального мира на духовный план через путь преданного служения и духовные практики. Есть те стартовые знания, которые обеспечивают выход из материального существования. Но и они не могут быть никем полностью постижимы, но в своей мере и согласно ступени развития каждого преданного. Сам преданный также никуда не движется. Каждого ведет только Бог, работая над каждым Лично и непосредственно, вкладывая в каждого Божественный труд. Любое другое понимание есть иллюзия, препятствующая духовному развитию преданного. Также, неуклонно никто не может идти, ибо и преданные вынуждены отдавать долги Богу и за это и за прошлые рождения, и это достаточно часто отклоняет от беспримесного преданного служения, привносит свои проблемы, которые Бог заставляет преодолевать и через преданное служение и через возможности материального мира, таким образом развивая преданного и поднимая его по ступеням преданного служения.
ТЕКСТ 18
видйа-винайа-сампанне
брахмане гави хастини
шуни чаива шва-паке ча
пандитах сама-даршинах
видйа - ученость; винайа - и благовоспитанность; сампанне - в том, чье богатство; брахмане - в брахмане; гави - в корове; хастини - в слоне; шуни - в собаке; ча - и; эва - безусловно; шва-паке - в собакоеде (неприкасаемом); ча - также; пандитах - мудрецы; сама-даршинах - те, которые видят одинаково.
Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого].
БОГ: Перевод не точен. Правильный перевод: «18.Тот, кто с образованностью достаточно добр, брахмана, корову, слона, также собаку и собакоеда, тот, кто так мудр, видит одними глазами (одинаково).». В этом стихе следует обратить внимание на то, что видеть всех одиноковыми глазами, не замечать разницы, не отличать и от себя может только тот, кто добр. Человек не только должен обладать совершенными знаниями, но быть достаточно ко всем снисходителен, добр, доброжелателен, милостивый в своем сердце, любить все живые существа в такой степени, чтобы гордыня и высокомерие забыли приют в нем, чтобы, человек никогда никого не осуждал, не делил, не пытался ни над кем возвыситься, видя в каждом Бога, видя, как каждым Управляет Бог, не видя различия ни в чем между живыми существами, чтобы это качество в нем было неизменным, в любое время, к любому. Тогда такой человек Милостью Бога увидит, что нет никакого различия между живыми существами по тем меркам, которые ему покажет и неоднократно Бог, убрав все сомнения. И это видение должно распространяться и на деяния такого человека, на его реальное поведение, причем неизменное, как его суть, его убеждение. Но это относится ни к каждому преданному. И достигается это качество в человеке Богом не только через преданное служение, но ценою многих рождений и страданий в материальном мире. Но и не в каждом такое качество есть острая необходимость, ибо оно как положительно, так и может быть чревато и для самого преданного, как и его преданного служения. Бог Знает, кому это качество можно дать и по какой причине. Но каждый преданный просто должен понимать, уметь видеть, что все живые существа не очень и отличны и между собой и от него самого. И этого также достаточно.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не проводит разграничений между живыми существами, принадлежащими к разным формам жизни, равно как и между представителями разных каст.
БОГ: И в этом вопросе преданные не одинаково понимают и мыслят, даже если утверждают, что не разграничивают живые существа по их ступени развития. На сколько это удается человеку, Знает только Бог, и только Бог Знает, кому такое понимание необходимо, а кто не обязательно должен так видеть и принимать. Ибо разделение людей в материальном мире присутствует всегда, и видимое и невидимое и не всегда преданному полезно всех видеть одинаковыми глазами. Иногда Бог от такого понимания и отводит, ибо не полезно преданному себя сравнивать с другими, стоящими на более низких ступенях развития. Иногда просто для этого достаточно умственное согласие и не особо на этом зацикливаться, ибо беспокйный ум человека из этого положения, из этого уровня доброты и милосердия может сделать неверные выводы и повлечь этим греховное мышление или деяние. Поэтому просто надо знать, что некоторые ввиду своей доброты готовы сгладить все различия. Такие есть, и эти люди так понимают, пока так им дает Бог. Но каждого Бог держит в рамках допустимых пониманий и восприятий и таких, чтобы это не мешало процессу преданного служения. Просто человек должен понимать, что все перед Богом равны, все дети Бога, все имеют колоссально много схожеств, одинаково может и мыслить и чувствовать и собака и человек, и рыба и кошка, и муха и человек, но при этом каждый находится в своих границах, и это игнорировать или как-то преодолевать не следует или иным и опасно, вредно для преданного служения, ибо преданный всегда слаб, у него ограничен и мыслительный процесс и уровень доброты, ибо он должен быть чувствами более направляться на отрешение, ибо должно преимущественно быть направленным на преданное служение. Главное – преданный должен никому не приносить вреда, понимать всех равенство перед Богом и не быть высокомерным ко всем другим живым существам…
Пусть брахман и неприкасаемый стоят на разных ступенях социальной лестницы, а собака, корова и слон относятся к разным видам, - для мудреца, познавшего Aбсолютную Истину, различия между телами не имеют никакого значения.
БОГ: Здесь лучше говорить не о различии тел, ибо тела само собой разные, а о том, что души, по сути, неотличимы, это надо увидеть и через глаза и через характеры и разного рода проявления…Увидеть одинаковость реакций, пониманий в идентичных условиях, увидеть через внешние проявления одинаковый мыслительный процесс, увидеть характеры в разных видах, подобные характеру или проявлению себя человеком… Добрый человек, преданный Бога и не только, это легче улавливает через свою любовь и доброжелательность, он легко берет это понимание и наблюдение у Бога и этим наслаждается. Это тоже надо понимать.
Он понимает, что все живые существа связаны со Всевышним, поскольку Господь в виде одной из Своих полных экспансий, Параматмы, пребывает в сердце каждого.
БОГ: надо хорошо понимать, что в любом живом существе, животном, насекомом, млекопитающем, в невидимых также формах жизни – везде присутствует Сам Бог Кришна Своим полным целым, ни о какой экспансии речи не может быть, ни о какой параматре. Только Бог Кришна, Сам, Своим полным целым. Все полностью Управляемы Богом Кришной точно также, как человек, нет различия ни в чем, но с каждым Бог работает по его качествам, его ступени развития, по его карме и согласно Воле и Плану Бога на развитие, ибо все живые существа ведомы Богом на уровень тела и жизни человека… И далее в теле человека. Все идут на духовный план через все тела, все формы существования, через все материальные Богом данные пути, вращаясь в колесе сансары, развивая качества, отдавая кармические долги…
Такое понимание Всевышнего и есть истинное знание. Господь одинаково добр и милостив ко всем живым существам, независимо от их касты или формы жизни, поскольку считает каждого из них Своим другом и в образе Параматмы всегда сопровождает живое существо, в каких бы условиях оно ни оказалось.
БОГ: Нет у Бога друзей. Есть творение Бога, подчиненные Богу живые существа, и ко всем Бог равен и от всего Бог отрешен, и с каждым Бог работает, Управляя каждым, присутствуя в каждом Своим полным целым, развивая качества каждого, все зная о каждом, всех и каждого поднимая по ступеням материального и далее духовного развития, оптимально используя материальный мир для развития качеств, для отдачи долгов, для развития опыта, понимания, умственного процесса, давая всем также понимание и долга и обязанностей, так ведя животный мир в тело человека… и далее работая также по полной Божественной программе над развитием каждого человека, присутствуя в каждом именно как Бог Кришна, полным Своим целым.
Господь в образе Параматмы находится в сердце неприкасаемого и в сердце брахмана, хотя они обладают разными телами.
БОГ: Бог не находится в сердце живых существ. Это было так дано Арджуне и людям его времени. На самом деле Бог пронизывает все тело живых существ и остается в нем полным Своим целым, находясь одинаково в любой точке в пределах тела и за его пределами, но соединен с душой в области мозжечка, отсюда Управляя мыслью, речью, желаниями, присутствуя в теле полным Своим целым, Управляет работой всех органов чувств, давая все внутренние энергии и переживания, работая непрерывно, входя в человека, в любое живое существо так, что никто не может различить свое я от Бога в себе. Но в каждом Бог действует строго по его карме, качествам, пониманию, опыту, желаниям, склонностям, как и в соответствии с кармой человека, любого живого существа, и Планом Бога на его развитие.
Тело - это порождение гун материальной природы, но душа и Сверхдуша, находящиеся в теле, обладают одной, духовной природой.
БОГ: Тело – это творение Бога, оболочка души, наделенная всем необходимым, чтобы через тело душа входила в отношения с материальным миром, адекватно его воспринимала и реагировала, чтобы через тело могла проходить и путь развития, Управляемая Богом через тело и его возможности. В душе присутствует Бог, абсолютно духовная Высочайшая Личность. Душа полностью Управляется Богом, она всегда находится в пути одухотворения через труд Бога над собой.
Однако качественное тождество души и Сверхдуши не делают их равными в количественном отношении, потому что индивидуальная душа может находиться только в одном теле, тогда как Параматма находится во всех телах.
БОГ: Нет качественного отождествления между душой и Богом в душе. Ни в каком плане. Качества души только находятся в процессе развития и никогда не достигают качеств Бога.
Человек, развивший в себе сознание Кришны, ясно понимает это, поэтому он обладает истинным знанием и одинаково относится ко всем живым существам.
БОГ: Когда говорят, что все живые существа неотличны между собой, то, прежде всего, надо исходить из того, что они потенциально все одинаковы, хотя находятся в разных фазах развития. Все они идут к одному – к тем качествам, которые есть стандартные в Боге, к одному набору мышления, реакций, поведения… Ибо их конечная цель служить Богу, а это можно только при тех качествах, которые для этого пригодны и есть Божественная неизменная норма, это те качества, которые одни вводят в Бога и оставляют душу в Боге, без конфликтов, без препятствий, без разноголосицы, и, не дай Бог, несогласий или возражений. Иначе, Богу невозможно служить и принимать Единую Волю Бога за себя, в этом блаженствовать и находить в себе мир и действовать, как единое целое, этим божьим слугам. Вот это единое, как и предварительные или промежуточные качества, в душах надо уметь увидеть уже в материальном мире через Святые Писания и духовную практику.
Душу и Сверхдушу объединяет то, что обе они обладают сознанием, существуют вечно и исполнены блаженства.
БОГ: Ничего Бога и душу не объединяет. Бог полностью отрешен от Своего творения, работая над ним. Никаких не может быть общих вопросов, общих дел. Бог Управляет. Душа подчиняется. И все это на автоматическом абсолютном уровне. Вечность Бога и вечность души – разные вещи. Блаженство Бога и блаженство души – разные вещи. Труд Бога и труд души – разные вещи. Качества Бога и качества души – разные вещи и так далее…
Однако сознание индивидуальной души ограничено рамками одного тела, тогда как сознание Сверхдуши распространяется на все тела.
БОГ: Сознание души Бог также выводит за пределы своего материального тела. Она осознает окружающий ее материальный мир, познает его и себя через него средствами Бога. Вовлекается в материальные игры и роли, отдает кармические долги, поддерживает тело и пр. Поэтому душа не столь ограничена Богом и Волею Бога имеет хорошее движение и активность в материальном мире. Душа, находясь вне других тел, понимает, как могут мыслить другие, может чувствовать их внутреннее состояние, может предчувствовать Волею Бога события и в своей жизни и за ее пределами. По сути, Волею Бога душа объемлет многое, и имеет за многие рождения колоссальный, по сути, опыт, знания, понимание… Но все это в ней хранится через память Бога, и, что надо, выдается по обстоятельствам, по необходимости, по Воле Бога на проявление души и ее качеств. Но сравнивать душу, ее немощность с Богом не следует. Это изначальные и несравнимые между собой вещи. Но Бог может наделять душу многими талантами, победами, славой, может через душу решать вопросы всей Земли, ибо она Волею Бога понятлива в материальных вопросах, и ее качества могут быть употребимы во благо или в наказание многих и многих. Но всегда надо понимать, что за всем в материальном мире стоит только Бог и Воля Бога. Сам Бог Кришна в душе выводит ее на все другие души, контакты, связи, общения, расширяет круг ее проявления постоянно, разнообразя и усложняя ее проявление себя и таким образом давая душе развитие в хорошем радиусе взаимодействий и упрекнуть душу в ограниченности ее сознания, несмотря на ее малость, невозможно.
Сверхдуша присутствует в теле каждого существа, к какой бы форме жизни оно ни относилось.
БОГ: Не сверхдуша, а Сам Бог Кришна полным Своим целым.
ТЕКСТ 19
ихаива таир джитах сарго
йешам самйе стхитам манах
нирдошам хи самам брахма
тасмад брахмани те стхитах
иха - здесь (в этой жизни); эва - несомненно; таих - теми; джитах - побеждено; саргах - рождение и смерть; йешам - которых; самйе - в равновесии; стхитам - находящийся; манах - ум; нирдошам - безупречный; хи - безусловно; самам - уравновешенный; брахма - подобный Всевышнему; тасмат - поэтому; брахмани - во Всевышнем; те - они; стхитах - пребывающие.
Те, кто всегда уравновешен и беспристрастен, уже одолели рождение и смерть. Став безупречными, как Брахман, они пребывают в Брахмане.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «19.Ими, чей ум расположен в равновесии, в этом мире, непременно, побеждены рождение и смерть. Непогрешимые, несомненно, как Сам Брахман, они, поэтому, уже расположены в Брахмане (пребывают в Боге Кришне).
КОММЕНТAРИЙ: Как уже говорилось, равновесие ума является признаком того, что человек осознал свое истинное «Я».
БОГ: Равновесие ума имеет у Бога свои ступени развития, и только Бог знает, на какой ступени духовного становления находится преданный. Сам преданный не может судить о том, на сколько его ум не возмутим. Также, человек, который занимается преданным служением, очень часто получает равновесие ума авансом, и если ситуацию изменить, несколько поставить человека в не очень благоприятную ситуацию или неожиданную или опасную для его жизни и здоровья или его родных, если этого человека направить по для него неожиданному пути, то только Бог Знает, какова его будет реакция в новом ситуации, вызванная непредвиденными обстоятельствами или от человека, от которого он не ожидал. Бог любого может вывести из такого отрешения и показать человеку, насколько все его понимания относительно себя условны и от него самого не зависят. Поэтому не следует считать себя осознавшим свое «я» в какой-то особой мере, но понимать, что осознание себя не укладывается в мыслительный процесс, не укладывается в следствие из равновесия своего ума, ибо это не параметр, и не может им служить, ибо находится в Руках Бога. Поэтому не следует себя ни в каких практиках считать успешным, достигшим, преодолевшим, познавшим во всей полноте и пр. Надо просто преданно служить Богу Кришне и с Богом преодолевать все трудности и непредвиденности преданного служения, как и просто надеяться на помощь Бога и проявлять усердие, терпение, смирение.
Считается, что тот, кто действительно поднялся на эту ступень, уже освободился от материальной обусловленности, то есть победил рождение и смерть.
БОГ: Нет у Бога для преданных в материальном мире таких символов, которые бы указывали преданному на его ступень, на успех в преданном служении, на то, что он идет без ошибок и его совершенные знания безупречны. Всякое поползновение в сторону самовосхваления или ожидания себе неких лавров преданного служения есть греховная наказуемая деятельность. Никто не может сказать, что победил рождение и смерть, ибо и не побеждает. Преданный ничего, никого, ни в чем не побеждает. Все это иллюзия. Все есть только и единственно Воля Бога и только Бог Знает, пора выходить за пределы материального существования преданному или нет, и смотрит Бог на качества преданного прежде всего. На качества, которые неотделимы от преданного, его суть, его образ мысли и действий, его убеждение, все неотличное от Слова Бога.
Пока человек отождествляет себя с материальным телом, он находится в обусловленном состоянии, но, осознав свою духовную природу и став невозмутимым, он освобождается из плена обусловленной жизни.
БОГ: Жизнь в материальном мире, обусловленную законами материального мира, не следует понимать, как плен. Материальный мир есть абсолютное творение Бога, и есть та среда, которая оптимальна для жизни и развития живых существ. Лучше не бывает. Здесь Творец все учел и для каждого, от муравья, до высших ступеней развития человека; здесь и отдохнешь и слишком много не нагрешишь и не накопишь грех. Везде на страже Бог, и в каждом на страже Бог. И насладит и накажет и сделает внушение и простит. Без материального мира не может существовать ничего. Нет ни материального и ни духовного существования. Ничего. И отождествлять себя с телом человек будет столько, сколько угодно Богу. Ибо, иначе, никто не сможет в материальном мире жить и развиваться. Это надо понимать. Только тогда человек с интересом и энтузиазмом начинает активно входить в жизнь, когда он понимает себя за правителя этой жизни и сам стремится ее прожить лучшим образом, и отсюда вовлечение в игры и роли материального мира, отсюда все материальные рвения, отсюда развитие всех сфер жизни, отсюда и подъем по ступеням материального и духовного взросления. Каждому Бог дает свое. Материальному человеку, привязанному к своему телу, дает свое, а преданному, начинающему вести отрешенный образ жизни, свое. Преданные уже были на ступеням материалистов. А материалисты только готовятся к ступеням преданных, пока Волею Бога проходя свои уроки и практики. И то и другое – во благо. И то и другое – труд Бога в материальном мире. И то и другое поэтапно готовит человека на духовный план.
Это значит, что он больше никогда не родится в материальном мире и после смерти попадет в духовную обитель.
БОГ: Тот преданный, который Волею Бога достиг необходимых качеств через путь преданного служения и духовной практики, без сомнения оставит колесо сансары. Но все каждому в своей мере. Меньше всего это следует ожидать тому преданному, кто самонадеян и считает себя достойным духовного плана, не вверяя в этом вопросе себя Богу.
Господа называют безупречным, потому что Он ни к кому не питает особой привязанности или неприязни.
БОГ: Не только поэтому. Качества Бога Кришны Неисчерпаемы.
И когда живое существо избавляется от привязанности и неприязни, оно также становится безупречным и достойным того, чтобы войти в духовное царство.
БОГ: избавление от привязанности и неприязни, как такового, не происходит ни у кого. Это вопрос в человеке Решает только Бог, как вознаграждение за старание в преданном служении, за постоянную духовную практику, за терпение, смирение, аскетизм, простой образ жизни, посвящение своего труда и любой деятельности Богу. Только в этом случае при продолжительном преданном служении Бог дает преданному качества отрешенности, касающиеся многих направлений жизни. Но по большому счету нет преданных безупречных, нет перед Богом и достойных. Есть те, кто в среднем угоден Богу и чьи старания определены как норма и по времени и по всем духовным практикам преданного служения, и чьи качества уже подходят для духовного плана.
Таких людей следует считать освобожденными душами, и узнать их можно по признакам, перечисленным в следующем стихе.
БОГ: Надо хорошо понимать, что все преданные, имеющие хоть какой-то успех в своих и чужих глазах, не должны на основании этого быть слишком самоуверенными, но быть перед Лицом Бога смиренными, терпеливыми, не претендующими на духовный план, вручившими себя Богу по этому вопросу, и также не считающими себя освобожденными, ибо, на самом деле, и понятия не имеют, что такое освобождение и как оно может выглядеть вообще в материальном и духовном мире.
ТЕКСТ 20
на прахришйет прийам прапйа
нодвиджет прапйа чаприйам
стхира-буддхир асаммудхо
брахма-вид брахмани стхитах
на - не; прахришйет - будет радоваться; прийам - приятное; прапйа - получив; на - не; удвиджет - огорчится; прапйа - получив; ча - и; априйам - неприятное; стхира-буддхих - твердый разумом; асаммудхах - не подверженный иллюзии; брахма-вит - тот, кто постиг Всевышнего; брахмани - на духовном уровне; стхитах - находящийся.
Кто не радуется удачам и не огорчается неприятностям, кто обладает невозмутимым разумом, кто не подвержен влиянию иллюзии и сведущ в науке о Боге, тот уже достиг духовного бытия.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «20. Тот, кто не радуется, достигая благоприятное, и не огорчен, достигая неблагоприятное, кто тверд разумом и не может быть введен в заблуждение, кто знает Верховного Брахмана, уже пребывает в Брахмане.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь перечислены признаки, по которым можно определить человека, осознавшего свою духовную природу.
БОГ: Здесь не о осознании своей духовной природы идет речь а о степени погружения души в Бога. Чтобы достичь указанные качества, необходима очень долга практика преданного служения. Просто так человек в материальном мире не может быть, утвердиться в непоколебимости ума при благоприятном и неблагоприятном. Это Бог дает только вследствие долгой духовной практики, вследствие поклонения Богу Кришне, вследствие старания в контроле ума, желаний и чувств, вследствие того, что человек в себе не входит ни в какие энергии Бога, сопровождающие благоприятное и неблагоприятное и с Богом в себе от них как отрекается или молитвой просит Бога не давать ему энергию радости или печали, отличая эту энергию в себе от себя и воздействуя на нее через молитвы к Богу помимо самих постоянных духовных практик. Также, просто так человек не может быть тверд разумом, ибо это только результат тщательного изучения Святых Писаний, когда человек их постигает в такой мере, что они переходят в нем в качества и разума и далее в твердость разума в практике преданного служения. Также, просто так человек не может видеть работу иллюзорных энергий Бога и разумом их оценивать через призму совершенных знаний, не позволяя себе воспринимать окружающий материальный мир ошибочно, но видя за всем стоящего Бога и Волю Бога. Все это, все эти качества дает постепенно преданное служение и невозможно сказать, что это лишь плод осознания того, что ты часть Бога, энергия Бога, призванная служить Богу. Это Более того.
Прежде всего такой человек не подвержен влиянию иллюзии, ибо он перестал отождествлять себя с материальным телом. Он прекрасно знает, что отличен от тела и является частицей Верховной Личности Бога.
БОГ: Подвержены влиянию иллюзии все, но и в этом вопросе каждый человек стоит на своей ступени независимости от иллюзорных энергий Бога. Т.е. полного освобождения от иллюзорных энергий не существует в материальном мире. Точно также никто полностью не перестает отождествлять себя с телом, ибо такое восприятие невозможно дать никому на уровне полного осознания, но едва на уровне ума и памяти.
Поэтому он не радуется приобретениям и не скорбит о потерях, связанных с его телом.
БОГ: Надо понимать, что все неприятности, неблагоприятное, потрясения, лишения, а тем более потери все же Бог и в преданном сопровождает энергиями и печали, и уныния, скорби и других переживаний. От них никто и никуда не денется. Ибо речь идет о живом существе, о теле и родных и своем, о здоровье, болезнях, об имуществе, которое нелегко приобретать. Нет для преданных материального мира полной свободы от этих чувств. Но человек получает от Бога в себе напоминание о Совершенных Духовных Знаниях успокаивающего порядка и сопровождает эти Совершенные Знания энергиями боли или радости более умеренными, в соответствии со ступенью преданного служения человека, и особой заслуги в этом самого преданного нет, и также, независимо от того, хочет он или нет, но мир в себе теряет и погружается Волею Бога в человеческие переживания, но в своей мере.. Поэтому бравировать преданному тем, что не печалится, не скорбит… нельзя. Ибо Бог Знает истинное положение дел. Все могут потрясаться в материальном мире, ибо и это путь развития. Если же человек весь свой мыслительный процесс направляет на то, чтобы игнорировать смерти других, или страдания свои и других, то это уже не угодно Богу, ибо соседствует с жестокостью, равнодушием, самосохранением, немилосердием, несостраданием. Поэтому, преданный должен быть отрешенным в меру. Иначе, грозит ему колесо сансары и все другие последствия неминуемой греховной деятельности..
Такого уравновешенного человека называют стхира-буддхи, что значит «обладающий невозмутимым разумом».
БОГ: Невозмутимый разум должен быть умеренным, разумным, не теряющим к людям доброжелательности, отзывающимся на боли и страдания других, видящий печали других, сопереживающий. Если же так отрешенный не знает грани отрешенности и слишком устремлен к отрешению от материального мира и всем, что с ним связано, то такому преданному надо молиться Богу постоянно и просить Бога помочь в этом вопросе. Ибо сама душа в таких вопросах беспомощна, но может и себе навредить, если слишком самоуверенна в правильности своего пути отрешения.
Такой человек никогда не спутает материальное тело с душой и не будет считать тело вечным или отвергать существование души.
БОГ: Это азы для начинающего преданного. Он тоже не спутает тело с душой, он тоже не считает тело вечным, он тоже не отвергнет существование души. Т.е. эти понимания никак не характеризуют человека, как преданного высокой ступени духовного и материального развития.
Обладая этим знанием, он становится способным в совершенстве овладеть наукой об Aбсолютной Истине, то есть постичь три ее аспекта: Брахман, Параматму и Бхагавана.
БОГ: Этих приведенных в предыдущем абзаце знаний недостаточно, чтобы в совершенстве войти в Бога. Для этого необходимо другое: само преданное служение, изучение Святых Писаний, духовная практика, аскетизм, добродетель, простой образ жизни, поклонение Богу постоянное. Что же касается трех аспектов Бога, то их не существует. БОГ КРИШНА ЕДИН.
Он понимает свое истинное положение и не делает безнадежных попыток сравняться со Всевышним. Такой человек уже познал Брахман, а значит, и свою духовную природу. Это устойчивое сознание называют сознанием Кришны.
БОГ: Никто не может познать Брахман, Что есть Сам Бог Кришна. Что касается духовной природы, то это не очень сложное знание и постигается вначале преданного служения. Далее человек постоянно к этому знанию оперирует. Также, никто не может обладать устойчивым сознанием Бога Кришны. Здесь не понятно о чем речь, ибо в преданном служении нет ничего стабильного, все находится в процессе развития и все поднимается вверх по лестнице своего духовного становления.
Наталия Маркова,
Россия, Ростов-на-Дону
семейная, религиозная образование высшее, интересы - религиозные стихи и проза
Прочитано 1057 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности