28.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное писание. Глава 4. Текст 36-42.
28.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 36-42.
ТЕКСТ 36
апи чед аси папебхйах
сарвебхйах папа-крит-тамах
сарвам джнана-плавенаива
вриджинам сантаришйаси
апи - даже; чет - если; аси - являешься; папебхйах - из грешников; сарвебхйах - всех; папа-крит-тамах - величайший грешник; сарвам - все эти грехи; джнана-плавена - на корабле духовного знания; эва - конечно; вриджинам - океан страданий; сантаришйаси - пересечешь.
Даже если ты самый грешный из всех грешников, взойдя на корабль духовного знания, ты сможешь пересечь океан страданий.
БОГ: Правильный перевод. Но речь не о корабле, а о лодке. Также надо понимать, что эти слова были сказаны для людей достаточно низкой ступени материального и духовного развития. Их надо было привлечь к преданному служению, к Совершенным духовным знаниям, к их практическому применению. Поэтому было как дано обещание людям, которые, по сути, погрязли в грехах. Необходимо было их мотивировать успехом, даже если они знали за собой тяжкий грех. Их внутреннее расположение к преданному служению, к Святым Писаниям давало Богу основание привлечь таких людей к самым разным йогам, также к духовным практикам и знаниям, которые могли открыть дверь к преданному служению в самые ближайшие рождения. Но надо знать современному человеку и то, что преданно служить Богу не просто. Этот путь требует качества достаточно высокого порядка. С такими качествами человек не может быть величайшим грешником. Поэтому данное обещание в стихе надо понимать несколько ограниченно. Ибо нет места в преданном служении убийце, насильнику, завистнику, тому, кто постоянно устремлен к удовлетворению чувств, нет места проклинающим, бросающим в беде, не жертвующим, восхваляющим себя, претендующим, алчным, поджигателям, отравителям, предателям, гневным, стремящимся к власти и славе, тем, кто в гордыне и великом самомнении, кто считает себя творцом и поклоняется материальным благам и богатству власти и славе...
КОММЕНТAРИЙ: Верное понимание своего места в отношениях с Кришной приносит человеку огромное благо, позволяя ему положить конец борьбе за существование, которой поглощены все, кто упал в океан неведения.
БОГ: Никто в океан неведения не упал. Все оттуда произрастают. Также, если человек осознает перед Богом свое изначальное зависимое положение, то это еще не основание для Бога освободить его от борьбы за материальное существование. Бог непременно всегда именно этот рычаг управления своим творением использует в человеческом обществе постоянно, не исключая и преданных. Преданные Бога должны знать пути преодолений, должны знать и трудности в процессе поддержания тела, ибо через этот путь они и могут видеть, как Бог помогает им, и это есть инструмент привязки к Богу, как к Тому, от Кого все и каждый зависит, это также есть путь развития преданных, и его Бог никогда не отменяет и через него направляет преданного на терпение, на смирение, на упование к Богу и непременно на воздержание.
Материальный мир иногда называют океаном неведения, а иногда его сравнивают с лесом, охваченным пожаром.
БОГ: Материальный мир не такой уж и океан неведения. Бог дает материальным людям развитие мыслительных процессов, подъем по ступеням материального и духовного развития и через практику материальной деятельности, и через непосредственно работу, науку, научный прогресс; человек материально мыслящий проникает вглубь атома, ядра, клетки, на самом деле учится управлять Божественными энергиями, наполняющими мир, осуществляет полеты в космос, пытается и не безуспешно направлять работу и природных стихий на помощь себе, человек Волею Бога в высочайшей степени сведущий в многих направлениях наук, вникает в недра Земли, использует эти недра для решения своих общечеловеческих проблем и вопросов, люди, ученые изнутри находятся на связи с Богом, получают от Бога все без исключения знания высочайшего теоретического и практического направления, умело борются с болезнями, войнами, трагедиями, катаклизмами, проходят очень не простую школу жизни и материального опыта, развивают качества высоконравственные, угодные Богу, и, по сути, готовятся к религиозному пути высочайшего порядка, т.е. к преданному служению. Есть многие материальные люди, которые по своим качествам превосходят качества великих преданных и прошлого и настоящего. У Бога великий человеческий потенциал людей готовится на служение Богу. Поэтому нельзя материальный мир считать лесом, охваченным пожаром. Все и каждый находится под Управлением Бога, все и каждый в свое время будут привлечены к преданному служению. В этом не должно быть сомнений. Поэтому нельзя преданному мыслить мерками духовных учителей ныне упраздненной Богом парампары. Нельзя возвышать и восхвалять себя на фоне тех, кто не менее достоин перед Богом, но ждут у Бога своего часа, своей отправной точки к преданному служению.
Оказавшись посреди океана, даже самый искусный пловец едва ли сможет долго держаться на плаву. Но тот, кто придет к нему на помощь и вытащит его из воды, окажет ему неоценимую услугу.
БОГ: Неоценимая услуга должна выполняться строго в свое время и тем, Кто имеет для этого силы. Или помощь материальному человеку в переходе на преданное служение может оказать только Личность Бога и в свое время. До этого ему надо набираться опыта и качеств.
Совершенное знание, полученное от Верховной Личности Бога, - вот путь к спасению. Плыть на корабле сознания Кришны очень просто, и вместе с тем это очень возвышенный метод.
БОГ: Любое знание есть семя, и оно может прорасти только в подготовленной почве и должно быть брошено в свой сезон.
ТЕКСТ 37
йатхаидхамси самиддхо 'гнир
бхасма-сат куруте 'рджуна
джнанагних сарва-кармани
бхасма-сат куруте татха
йатха - как; эдхамси - дрова; самиддхах - ярко горящий; агних - огонь; бхасма-сат - в пепел; куруте - превращает; арджуна - о Aрджуна; джнана-агних - огонь знания; сарва-кармани - все последствия материальной деятельности; бхасма-сат - в пепел; куруте - превращает; татха - также.
О Aрджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
БОГ: Не верный перевод. В стихе речь идет не о сжигании до тла всех последствий материальной деятельности. Правильный перевод: «37.Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так огонь знаний превращает в пепел все виды работы.». Все еще идет речь о карма-йоге, о работе, которая превращается в бездействие, как только человек через призму совершенных духовных знаний видит, что работа фактически исполняется не им, а он сам, даже работая, не работает, ибо его чувства, его качества, его тело сами вовлекаются в работу, а он как бы стоит в стороне и в такой связи понимает, что работа не им выполняется и не ему принадлежать плоды труда и настраивает свой мыслительный процесс на отрешение от плодов, то есть в последствии знает, что плодами труда, как и заработной платой распорядится Бог, и человек это увидит, ибо и это Бог ему покажет через его чувства, желания, обстоятельства направив вознаграждение за труд строго в соответствии с Божественной Волей.
КОММЕНТAРИЙ: Совершенное знание о душе, Сверхдуше и их взаимоотношениях сравнивается здесь с огнем. Этот огонь сжигает дотла все последствия не только греховных, но и благочестивых поступков.
БОГ: Речь прежде всего не о всех поступках, а о работе (сарва-кармани – все виды работы), которая сжигается на огне ума и чувств в связующем процессе карма-йоги. О благочестивой и греховной деятельности в этом стихе речь не идет. Но если любую свою работу, дело, начинание, занятие, жертвоприношение, благочестивую деятельность одухотворять, предлагая ее Богу Кришне, не думая о плодах и не считая себя причиной, то в таком случае идет автоматическое очищение такого преданного от последствия греховной деятельности. Но никогда такое очищение не бывает абсолютным потому, что человек никогда не может абсолютно предлагать работу или любую деятельность Богу и абсолютно не претендовать на плоды. Меру отрешения Знает только Бог, но это зависит от продолжительности преданного служения. А оно обычно охватывает не одну жизнь. Поэтому человек никогда не может доподлинно знать, на сколько он очищается. И лучше всего преданному к этому вопросу не привязываться, но честно исполнять преданное служение и полагаться на Бога, ничего не страшась и все принимая, как Волю Бога.
Есть несколько типов кармических последствий: созревающие, приносящие плоды, уже полученные и еще никак не проявившиеся.
БОГ: так можно сказать. Но есть и те кармические долги, которые прощаются, которые висят и переходят не в наказание или поощрение, но в материальные знания, в помощь другим, в научные достижения, просто в отдых или отдаются долго и постепенно в прошлом, настоящем и будущем… Судьба кармических долгов достаточно не проста, но всегда идет на подъем человека в плане его именно развития, как материального, так и духовного.
Но огонь знания о духовной природе живого существа превращает все это в пепел.
БОГ: Ну, душа знает, узнает, что она есть частица Бога, что она имеет Божественную природу… И что из этого? Как это знание может ее очистить? Поэтому знание о духовной душе – это мало. Чтобы знанием сжечь работу или последствия любой деятельности человека в материальном мире, эти Знания должны быть Слово Бога в Святом Писании, это знания должны быть в уме, разуме и качествах живого существа через практику преданного служения, эти Знания должны быть обширными Совершенными духовными Знаниями. Только в этом случае они начнут работать в человеке и что-то сжигать на уровне ума, но естественным путем, величайшим однозначным духовным убеждением человека, став его сутью, единственным в нем мыслительным процессом, насколько это вообще возможно в теле человека, занимающегося преданным служением. Невозможно без этих требований, просто сказав себе, что ты не привязан к плодам работы или другого дела, что-либо этим сжечь и устранить таким образом любые последствия. Нужна практика, практика и практика, нужно долгое время преданного служения и постоянное направление ума на Бога, посвящение постоянно своего труда или другого дела Богу, просто вся жизнь должна быть на это направлена. И тогда пойдут результаты неслабого порядка, или удивительные. Но и не расслабляться.
Когда человек обретает совершенное знание, вся его карма, проявленная и непроявленная, уничтожается.
БОГ: Только Бог Знает, в какой мере человек входит в совершенное духовное знание и в какой мере его карма уничтожается. Особо на это рассчитывать не следует. Надо просто стараться и все. Плодами такого старания и усилий распоряжается Бог. Об этом не забывать и не пытаться что-то здесь самому проследить, ибо Бог может дать такую иллюзию, что мало не будет.
В Ведах (Брихад-араньяка-упанишад, 4.4.22) сказано: убхе ухаиваиша эте таратй амритах садхв-асадхуни - «Он избавляется от последствий как благочестивой, так и греховной деятельности».
ТЕКСТ 38
на хи джнанена садришам
павитрам иха видйате
тат свайам йога-самсиддхах
каленатмани виндати
на - не; хи - безусловно; джнанена - с этим знанием; садришам - сравнимое; павитрам - освященное; иха - в этом мире; видйате - существует; тат - то; свайам - сам; йога - в преданном служении; самсиддхах - достигший зрелости; калена - со временем; атмани - в себе; виндати - испытывает.
В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание. [Это знание - спелый плод всей практики йоги.] Тому, кто достиг совершенства в преданном служении, оно в свой срок открывается изнутри.
БОГ: Неточный перевод. Речь идет в стихе не о том, что совершенное духовное знание чистое, а о том, что оно очищает более, чем что-либо еще. Правильный перевод: «38.Непременно, в этом мире нет ничего, что могло бы сравниться со знанием, которое все очищает. Тот, кто достиг совершенство в йоге, этим знанием насладится в себе в свое время.».
КОММЕНТAРИЙ: Под духовным знанием мы подразумеваем осознание живым существом своей духовной природы.
БОГ: Нет. Осознание живым существом, что оно есть часть Бога, имеет Божественную природу, не есть все совершенное духовное знание. Не может Слово Бога, данное людям в Святых Писаниях умещаться в одну строчку и касаться только природы души. Это какраз-таки самая не главная часть Святых Писаний. Это стартовое, обещающее знание для человека, чтобы не очень беспокоился в вопросе жизни и смерти. Суть же основная совершенных знаний в практическом предназначении живого существа, где речь может идти о преданном служении и здесь духовных практиках и развитии, которые делают это преданное служение высоким, и также речь идет о Боге, как Творце, Высшем Управляющем Своим творением и далее и далее…
Вот почему нет ничего более возвышенного и чистого, чем духовное знание.
БОГ: Так можно сказать о духовном знании только в приложении к человеку в плане его духовного развития, в плане развития его качеств, в плане подъема по ступеням преданного служения, ибо изначально это совершенное духовное знание направлено на очистку человека, для человека, для его развития, для того, чтобы он занимался теми духовными практиками, которые устремляют к Богу, как к своему Единственному Источнику. Только в этом плане совершенные духовные Знания и чистые и очищают. Но прежде всего – очищают и поднимают человека на духовный план.
Невежество порабощает нас, а знание открывает перед нами путь к освобождению.
БОГ: невежество в материальном мире порабощает, но так, что человек, обладающий такими качествами, по сути, о своем порабощении не знает, он в себе достаточно самодостаточный, ему со своими качествами комфортно, ему Бог помогает постоянно поддерживать свое тело, и он бы так и жил, если бы такое было возможно. Но нет. Долго пребывать в невежестве никому не позволительно, это дорогое удовольствие. И потому хочет или нет такой человек, но Бог его ведет изнутри и извне, вовлекает в материальные игры и роли, понуждает поднимать свои невежественные качества нагара и наказывает через последствия греховной деятельности и так вырывая качества, неугодные Богу или сразу, или шаг за шагом в колесе сансары, давая материальное развитие, давая более нравственные качества, давая запреты, давая память на уроки и далее в том же направлении, так проводе через влияние всех гун природы вплоть до той ступени, когда можно будет говорить и о преданном служении, ибо качества будут подходить. Все есть труд Бога. Никто у Бога не останется на обочине, как божественного труда, так и преданного служения, и всего, что из этого следует.
Это знание - зрелый плод преданного служения, и тому, кто обрел его, не нужно искать умиротворения вовне, ибо он нашел его в себе.
БОГ: Не следует давать себе никаких указаний. Иногда Бог дает преданному удовлетворение и извне, как и умиротворение, по внешним причинам. Иногда для этого преданному нужно накормить просто бездомного котенка и не диктовать своим родным с позиции силы, власти, религиозной ступени, ибо и в семье преданного может расти чистый материалист и мясоед. Неисповедимы пути Бога.
Иначе говоря, венцом всех стремлений человека к знанию и умиротворению является сознание Кришны. Таково заключение «Бхагавад-гиты».
Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, и, когда он обретает его, к нему тотчас приходит высший покой.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «39.Верующий человек, достигнув знания, в результате начинает контролировать чувства умом. Достигнув знания, он очень быстро обретает высший духовный мир.».
КОММЕНТAРИЙ: Обрести духовное знание и сознание Кришны может только человек, верящий в Кришну.
БОГ: Отнюдь. Не следует этот вопрос упрощать. Многие, включая материалистов, знают, что есть Бог Кришна. Разными путями Бог доносит до людей это имя Бога и люди согласно своей общей ступени материального и духовного развития ничего против этого не имеют. Есть Бог Кришна – значит, есть. Это не опровергается, как и Бог Аллах, как и Бог Иисус, как и бог Будда, как и Бог Иегова. Особо много людям рассуждать на эту тему Бог не дает, опускает до времени, вовлекая в быт, в работу, решение материальных проблем. Поэтому вопрос о вере здесь не встает. Бог Знает. Обрести духовное совершенное знание на основе этой веры, или этого понимания, или этого знания, что Бог Кришна есть, не достаточно. Необходимо, чтобы Сам Бог как за руку привел к преданному служению и дал желание постигать совершенные духовные знания, дал такую возможность, дал интерес, заинтересованность, дал непременно религиозную память, дал внутренние рассуждения и возможность этот религиозный путь с кем-то обговорить, найти поддержку и извне и изнутри. Все это дает человеку только Бог и дает тогда, когда человек уже Волею Бога развил в себе необходимые качества, необходимый уровень мыслительного процесса, прошел через путь добродетели, хотя бы умеренного аскетизма, простого образа жизни и не привлечения очень сильного внешними материальными объектами, что возможно и через путь разных материальных потерь и через пресыщение, через понуждающий также образ жизни.
Верой в Кришну называют непоколебимую уверенность в том, что, просто действуя в сознании Кришны, можно достичь высшей ступени совершенства.
БОГ: Через веру в Бога Кришну Бог уверенность в достижении высшей ступени духовного развития никому не дает. Это достигается только преданным служением. Остальное есть спекуляции ума, обещания самому себе и тем, кто в самом начале преданного служения. Все у Бога дается человеку только через труд, как в материальных, так и в духовных усилиях.
Чтобы развить эту веру, нужно заниматься преданным служением и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая очищает сердце от материальной скверны.
БОГ: Вера человека скорее необходима в христианстве. В преданном служении все преимущественно основано на убеждении и совершенных духовных знаниях. Подстегивать верой никого в преданном служении не следует. И если человек отходит от религиозных практик в преданном служении, то за счет того, что его отводит Бог; необходимо добирать некоторые качества из материального мира и пока находиться на перешейке между преданным служением и материальным бытием. Далее будет вход в преданное служение по-второму кругу и, если надо, по-третьему. Только Бог Знает, как вести человека. Мантра Харе-Кришна не решает вопрос веры, а решала вопрос вхождения в Бога, поддержание в себе через энергии Бога осознание присутствия Бога в себе, ибо Бог часто эту вибрацию сопровождает Своими энергиями так, что у преданного кружится голова, он перестает осознавать реальность, он испытывает прилив энергетической благости, он погружается в себя, испытывая состояние, называемое трансом. Но эти состояния, которые дает махамантра, направлены на то, чтобы человек воодушевился в религиозных практиках, более тщательно старался в преданном служении, давал преданному некий внутренний настрой на Бога, на связь с Богом, делал человека в преданном служении достаточно активным и уверенным. Но само вибрирование имени Бога сами Знания высокого духовного порядка не дает, не дает понимание Святых Писаний, не дает духовную память или речь, не развивает духовное мышление, не работает на отрешение, но дает иллюзию этого отрешения, не развивает духовные качества преданного, также такое вибрирование не направлено на контроль чувств, желаний, мыслительного процесса. Для преданного служения такие сильные потрясающие вещи излишни, здесь иногда достаточно просто проповеди или чтения, изучения или слушания Святых Писаний. А это дает еще более, чем вибрирование Святых имен Бога Кришны, это опять же дает погружение в Бога, осознание Бога в себе, видение Бога в себе и других, духовные связующие с Богом Кришной практики, но уже через религиозные знания и ум, а не через бессмысленное погружение в экстаз… Поэтому махамантру Бог Кришна для преданных отменяет, заменяя ее короткой молитвой к Богу Кришне, вибрация которой может быть и на умственном уровне, без привязки к четкам, освобождая руки преданного, должна сосредотачивать преданного на двух вещах: Благодарении Богу Кришне и на просьбе о прощении на родном и понятном для преданного языке.
Кроме того, необходимо научиться владеть своими чувствами. Человек, обладающий верой в Кришну и обуздавший чувства, легко и без промедлений овладевает наукой сознания Кришны.
БОГ: Научиться владеть своими чувствами – тоже иллюзия, ибо чувствами человека владеет только Бог. Но все же Бог дает преданному такие условные инструменты, практикуя которые в пути преданного служения, преданный замечает, что его чувства поддаются его мыслительному процессу и внутреннему желанию, но не сразу. Нужна долгая практика преданного служения, именно направленная на укрощение чувств, желаний, гнева, зависти… Только тогда Бог эти энергии начинает отводить от преданного, создавая в нем впечатление, что это его труд, это результат его усилий и таким образом давая преданному желание преданно служить Богу, некий энтузиазм в этом направлении, ибо преданный ощутил плоды, и его надежда в духовном развитии усилилась. Но все же, даже видя так называемый успех, результат своих духовных стараний, преданный должен быть разумным и понимать, что есть в его успехе и иллюзия и надо за все благодарить Бога, ибо Бог есть Причина Усилий и Причина результата. Не сами усилия дают результат, а Бог по усилиям дает результат. Не сам человек обуздывает чувства, но ведомый Богом и вследствие духовной практики, которую опять же дает Бог. Где сама практика просто инструмент, но не причина того, что человек якобы обуздывает чувства. Не он, а Бог в этом преданном ослабляет привязанности преданного, утихомиривает желания и чувства. Но этот процесс не имеет конца, он развивается постоянно вследствие преданного служения, никогда в нем человек, преданный, не достигает великий успех, никогда не становится полноценным управляющим своих чувств, желаний, мыслительного процесса. Также никогда он не овладевает сознанием Бога Кришны через Святые Писания и духовные практики во всей полноте. Всегда человек ущербен, всегда его подводят качества, всегда он ошибается в выборе, всегда у него есть последствия греховной деятельности. И потому всегда ему надо просить у Бога прощения, Милости и помощи в преданном служении.
ТЕКСТ 40
аджнаш чашраддадханаш ча
самшайатма винашйати
найам локо 'сти на паро
на сукхам самшайатманах
аджнах - невежда, не знающий священных писаний; ча - и; ашраддадханах - не верящий словам шастр; ча - и; самшайа - сомневающийся; атма - человек; винашйати - падает; на - не; айам - этот; локах - мир; асти - существует; на - ни; парах - следующая (жизнь); на - ни; сукхам - счастье; самшайа - сомневающегося; атманах - человека.
Но невежественные и неверующие люди, которые сомневаются в словах богооткровенных писаний, не способны обрести сознание Бога. Они опускаются все ниже и ниже. Сомневающаяся душа не знает счастья ни в этом мире, ни в мире ином.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «40.Не имеющая знаний, неверующая, а также сомневающаяся душа падает. Ни в этом мире, ни в следующей жизни нет счастья для сомневающегося.».
КОММЕНТAРИЙ: Из множества авторитетных священных писаний лучшим является «Бхагавад-гита».
БОГ: так можно сказать. Но надо также знать, что каждому народу Бог дает свое религиозное направление и свои Святые Писания. Это СВЯТО. Бог Знает. В круговороте рождений душа, прежде, чем придет к преданному служению и изучению Бхагавад-Гиты, должна, согласно своей ступени развития и преимущественным качествам, пройти те религиозные практики и Знания, на которые направляет Бог. И только потом Бог приводит к преданному служению и изучению Бхагавад-Гиты. Нет ни одного преданного, который бы в предыдущих рождениях, не поклонялся Аллаху, Будде, Иисусу, Иегове, богам и полубогам, душам умерших и разным духом и могущественным потусторонним живым существам…
Только люди, во всем уподобившиеся животным, не знают, о чем говорится в священных писаниях, и не верят в них.
БОГ: не следует людей невысокой ступени материального и духовного развития уподоблять животным. Иногда на низшие ступени человеческого развития Бог отправляет живые существо не из животного мира, а из гунны страсти или даже благости и не потому, что это есть наказание, а потому, что иногда практика на этих ступенях приносит человеку те качества, которые помогают ему в пути материального и духовного развития впоследствии, не всегда пьющий человек из мира животных, не всегда бездомный человек из мира животных, не всегда и сквернословящий человек из мира животных. Даже президент может попасть на эту ступень, чтобы понизить свое эго… Никто не знает ступень развития души, которая в этой жизни пребывает на низших ступенях материального развития. Или даже если человек в гунне тьмы, потому что недавно был в теле животного, то и это не повод к нему относиться высокомерно и называть его животным или им уподобившимся, даже если он себя проявляет не совсем так, как принято в цивилизованном обществе. На все Воля Бога, все пред Богом равны, только Бог Знает качества и ступень человека, в каком бы теле он ни был. Если человек не знает Святых Писаний, то и на это Воля Бога. На все у Бога свое время. И преданным не следует этот вопрос о других обсуждать и на этом фоне прославлять себя и преданное служение.
Есть и такие, кто, даже зная содержание богооткровенных писаний и цитируя их, на самом деле не верят тому, что в них написано.
БОГ: Если человек читает Богооткровенные Писания, то надо однозначно понимать, что эти Писания дал человеку Бог. И только Бог Знает, почему это было дано человеку и что и когда из этого последует. Никого из преданных не должно озадачивать, что тот или иной человек понимает о тех или иных знаниях в Святом Писании, ибо постижение Святых Писаний есть не разовый и не простой акт, а есть труд долгого преданного служения и духовных здесь практик. Только Бог Знает, как и кому Святые Писания и в какой мере открывать и через какие пути и духовные практики. Нет ни одного человека, которому было бы все и сразу понятно и приемлемо в Слове Бога. Но Бог ведет человека и Знает, как расширить границы его восприятия и понимания.
A среди тех, кто верит в слова таких писаний, как «Бхагавад-гита», немало людей, которые не верят в существование Верховного Господа, Шри Кришны, и не поклоняются Ему.
БОГ: Поклонение Богу Кришне человеку дает только Бог. Это дается не всем и не каждому, это у Бога надо заслужить; поэтому, если человек не поклоняется Богу, то Бог Кришна его пока только ведет к этому. Бог Знает, кого, когда и как вести. И для этого тоже нужны качества человека, и для этого тоже нужен путь страданий и преодолений, и для этого тоже нужны материальные игры и роли. Если человек не поклоняется Богу, то это не означает, что он не добродетельный, что он не знает аскез, что он непременно стяжает и устремлен к материальным наслаждениям. Один Бог Знает, почему он не поклоняется и знает, как его к этому привести. Поэтому преданным не следует и в таких вопросах указывать пальцем на материальных людей, но думать о преданном служении, остальное предоставив решать Богу. Ибо это Божье дело.
Такие люди не способны даже приблизиться к сознанию Кришны, их неминуемо ждет падение.
БОГ: В материальном мире не существует падения. Бог всех поднимает вверх по ступеням собственного материального и духовного развития. Но видимость падения присутствует. Но даже если благочестивый с виду человек совершает очень греховный поступок и садится в тюрьму и это для всех выглядит, как падение, то и в этом случае падение не произошло. Только Бог Знает, какими качествами обладает человек, как их через какие игры и роли поднять наверх, дать на обозрение всем и ему самому, и как наказать за то, что эти качества были свойственны этому человеку. Само наказание и есть средство подъема человека, выгребание из него греховного качества, приведение его к тому внутреннему мыслительному процессу и желаниям, где уже это качество не будет доминировать и не будет вовлекать в подобные греховные игры и роли. Т.е. человек, имея греховное качество, по сути, проявив его, от него очищается и таким образом поднимается по ступени своего материального развития. Так есть на самом деле для всех. Никто не падает, а проявляет свою истинную ступень, и далее это исправляется Богом, и человек идет дальше, только вверх.
Из всех категорий людей неверующие скептики лишены возможности развиваться духовно.
БОГ: У Бога никто не лишен возможности идти по пути материального и духовного развития и идут. Но эту чужую жизнь никто не может скрупулезно обозреть, как и правильно увидеть, как над каждым в материальном мире работает Бог Кришна, как ведет человека Бог и через что его поднимает, как и развивает и материально и духовно. И это происходит и до преданного служения и на ступенях преданного служения. Никто без материального и духовного предварительного развития средствами материального мира к преданному служению не приходит. У каждого есть своя данная Богом база материальных и духовных качеств, выращенных Богом в колесе сансары через бытие человека.
Люди, не верящие в Бога и Его слово, не найдут ничего хорошего ни в этом мире, ни в ином. Им неведомо счастье.
БОГ: Не следует никому провозглашать другим такой невежественный приговор. Не верящие будут верить. Не знающие будут знать, несчастные будут удовлетворены. Никого Бог не оставит своей Милостью, никто не останется в невежестве. Всем идти на духовный план.
Поэтому надо с верой следовать указаниям священных книг, стремясь обрести духовное знание.
БОГ: Это надо тем, кого Бог Кришна уже так ведет. И в этом не может быть сомнений. Но есть и те, кому рано. Это также надо понимать.
Только тогда мы сможем выйти за пределы материи и постичь природу души.
БОГ: Всем предстоит выйти за пределы материального мира на духовный план. Преданные могут не сомневаться и относительно себя и относительно других. Что касается природы души, то ее более постичь, чем сказано в Бхагавад-гите невозможно. Но достаточно, чтобы считать себя постигшим в данную Богом Кришной меру.
Итак, люди, которых одолевают сомнения, не способны достичь духовного совершенства.
БОГ: Все сомнения, даже преданных, есть Воля Бога, План Бога, то, что помогает человеку развиваться и укрепляться в совершенных духовных знаниях. Сам Бог Управляет всеми сомнениями, Сам Бог через сомнения вносит в человека духовное беспокойство и желание постичь суть Святых Писаний и во всем разобраться. Это тоже средство Бога развития человека, также и преданных. Никто не совершенен, никто не может сразу все понимать и принимать, не все качества человека этому способствуют. Поэтому каждого Бог ведет через свои сомнения и каждому отвечает на его духовные вопросы в свое время. Главное, чтобы эти вопросы были заданы. И Бог поможет человеку этот вопрос в себе через материальную и духовную практику поднять и озвучить.
Поэтому мы должны идти по стопам великих ачарьев, принадлежащих к цепи духовных учителей, и тогда наша жизнь увенчается успехом.
БОГ: Надо забыть стопы и лица всех великих ачарьев прошлого и настоящего и следовать только и единственно Слову Бога в Святых Писаниях и рекомендуемым Богом Кришной духовным практикам.
Кто занимается преданным служением, избегая привязанности к плодам своего труда, чьи сомнения рассеяны божественным знанием, тот воистину познал свое истинное «Я». Поэтому, о завоеватель богатств, такой человек никогда не попадает в рабство последствий своей деятельности.
БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «41.Тот, кто практикой йоги отказался от плодов работы, отрезав знанием все сомнения, кто погружен в себя, его работа не связывает, о, Дхананджая.».
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто следует указаниям, которые Сам Верховный Господь дал в «Бхагавад-гите», обретает божественное знание и благодаря ему избавляется от всех сомнений.
БОГ: Здесь, в стихе, речь идет не о всех сомнениях как таковых, а только о сомнениях, связанных с отречением от плодов своей работы: «саннйаста карманам» – отказался от плодов работы. Т.е. речь идет о человеке, преданном, который практикой карма-йоги, отрезав Совершенными Знаниями все сомнения, будучи погруженным в Бога Кришну в себе, сжигает работу или входит в состояние независимости от работы. Именно совершенные духовные знания, Слово Бога, помогли убрать сомнения в том, что этот путь благотворный, есть непременно связующий процесс с Богом, есть путь отрешения от работы, по сути сжигания ее на огне совершенных духовных знаний, путь рекомендуемый Богом всем. Путь, который в современном мире есть единственный точный путь, который и поддерживает тело человека, и является связующим процессом с Богом, есть преданное служение Богу через такую духовную практику, есть также путь, сохраняющий семью и материальные блага, путь приемлемый в современном материальном мире, путь, выводящий также на духовный план. Именно Святые Писания, Слово Бога указывают на действенность этого пути, и только Слово Бога может убрать все сомнения, касательно этого связующего с Богом процесса – карма-йоги.
Такой человек уже постиг свое истинное «Я»: он сознает себя неотъемлемой частицей Господа, в полной мере обладающей сознанием Кришны. Поэтому он никогда не бывает связан последствиями своих действий.
БОГ: Никакое здесь постоянно навязываемое самосознание своего «я» не есть определяющим в развитии преданного служения. К этому самосознанию Бхагавад-Гита не сводится, оно, самосознание, не должно лежать в центре внимания преданных, но вся БХАГАВАД-ГИТА. Каждое здесь Слово надо сознавать. Что касается осознания своего «я», то это знание умещается в одной строчке. И что тут не понятного, зачем это себе уяснять и уяснять? Душа – частица Бога, подчиненная Богу. Это не из разряда самых сокровенных знаний. Это базовое знание, как и азовое, начальное. Это просто надо понимать и идти дальше. И если человек знает, что он частица Бога, то отсюда не следует, что он в полной мере обладает сознанием Бога Кришны. И вообще, надо конкретизировать, что надо понимать под обладанием в полной мере сознанием Бога Кришны? Это недоработка комментатора, который зациклился на чем-то общем, привлекся неплохим звучанием, но разъяснить хотя бы со своих позиций не удосужился. А ведь речь идет просто о преданном служении и изучении Святых Писаний, практическом применении этих Писаний в опять же преданном служении и здесь старании. И не помышляя ни о каком полном совершенстве или полном сознании. Ибо Здесь уже надо полагаться на Бога. Бог ЗНАЕТ.
Поэтому, о Бхарата, мечом знания разруби в своем сердце узел сомнений, порожденных невежеством. Вооружившись йогой, восстань и сражайся!
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «42. Поэтому, рожденным из невежества, расположенным в сердце оружием знания души, отруби все эти сомнения и, будучи расположенным в йоге (преданном служении), поднимись и сражайся, о, Бхарата.».
КОММЕНТAРИЙ: Система йоги, описанная в этой главе, называется санатана-йогой, вечной деятельностью живого существа. Эта йога предусматривает два вида жертвоприношений: принесение в жертву материальной собственности и обретение знания о своем истинном «Я». Последнее относится к категории чисто духовной деятельности. Если, принося в жертву материальную собственность, человек не стремится постичь свою духовную природу, его жертвоприношение остается материальным действием.
БОГ: Постижение своей некоей духовной природы – не есть цель преданного служения. Прежде всего, человек должен ставить перед собой цель честно заниматься преданным служением, изучать Святые Писания, следовать Слову Бога, заниматься рекомендуемыми Богом духовными практиками. Остальные цели не имеют смысла. Если преданный хочет познать свою духовную природу, то он ничего не познает, ибо все, что надо познать, Бог ему даст именно через Изучение Святых Писаний, именно то, что в помощь самому преданному служению, что также направлено на развитие качеств и пониманий, угодных Богу, чтобы вывести человека за пределы материального мира на духовный план. Также, когда человек приносит в жертву материальную собственность, то цель этого жертвоприношения диктует человеку Бог через его мыслительный процесс, желания и понимание, все согласно ступени развития каждого человека. И делать выводы о таком человеке, о том, что это ему даст или не даст, преданные не должны. Это умонастроение преданных считается не соответствующим преданному служению, ибо есть привязанность к другим людям и их пути, где преданный забывает, ища осознание своего «я», что всем Управляет Бог, за всем стоит только Бог, и нет и не может быть другой Воли. А между тем, такое понимание дорого стоит.
Но, когда человек жертвует материальную собственность ради того, чтобы осознать свою духовную природу, то есть ради служения Господу, его жертвоприношение становится совершенным.
БОГ: Если человек жертвует своей материальной собственностью, то лучше всего не конкретизировать цель жертвоприношения. А предоставить Самому Богу Управлять плодами жертвоприношения, если оно направленно на духовное развитие преданного. Только Бог Знает, в чем человек ущербен и как ему помочь. Помощь Бога происходит не сразу, но через те пути, которыми Бог начинает вести преданного. И цель Бога может быть куда прозаичней на человека, ибо в основе развития человека лежат прежде всего его качества, и плоды жертвоприношения могут быть направлены на корректировку именно в этом направлении, минуя высокие запросы преданного. Ибо качества преданного могут быть камнем преткновения духовному развитию преданного в любом его направлении.
Духовная деятельность также может быть двух видов: постижение своего истинного «Я» (своей изначальной природы) и постижение Верховной Личности Бога.
БОГ: О постижении своего некоего «я» Бог уже все сказал. Это не то направление, которое здесь комментатором так усердно рекомендуется. Больше знать о своей природе, чем Сказал Бог в Бхагавад-Гите, не получится. И то, что известно преданным, вполне достаточно, чтобы продолжать преданное служение и быть угодным в некотором смысле Богу. Но в полном смысле Богу угодным невозможно быть, ибо Бог отрешен от Своего творения. Также, полное постижение Верховной Личности Бога невозможно. Но, опять же, только в том объеме, который Сам Бог дает через Бхагавад-Гиту Арджуне и всем людям. А дальше в эти знания можно только входить умом и то только в той мере, в какой разрешит Бог, исходя из стараний преданного, его кармы, его духовных практик, его качеств и Плана Бога на его развитие.
Тот, кто неуклонно следует путем, указанным в «Бхагавад-гите», легко овладевает этими двумя очень важными разделами духовного знания.
БОГ: Изучение Бхагавад-Гиты, Слово Бога не дают легкий путь в преданном служении, как и в духовных практиках, но убирает сомнения, но точно ориентирует человека в преданном служении через Слово Бога, но гарантирует помощь Бога, давая ему правильный мыслительный процесс, давая поддерживать тело и все необходимое для самого преданного служения.
Такому человеку нетрудно понять, что душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа, и таким образом обрести совершенное знание.
БОГ: Никому не сложно понять, что душа есть отделенная неотделимая частица, энергия Бога, продолжение Бога. Но это еще ни есть полнота Совершенных знаний и не гарантирует постижение Совершенных Знаний в легком варианте. Но с этого понимания можно начинать путь преданного служения и изучения Слова Бога.
Это знание приносит ему огромное благо, ибо позволяет без особых усилий постичь природу божественных деяний Господа.
БОГ: Нет у Бога для преданных и вообще ни для кого понимания «огромное благо». Это чушь. Есть то, что полезно и то, от чего надо отказаться. И эти вопросы регулируются для каждого только Богом. Также нет ничего, гарантирующего легкость преданного служения, легкость постижения Всевышнего, легкость духовных практик. Нет на Земле ничего, что бы упрощало преданное служение или приносило преданному огромное благо или великий успех. Ничего у Бога не бывает в превосходной форме, никого Бог на Земле не ублажает ни за какое старание. Ибо все перед Богом греховны и все, включая преданных, нуждаются в излечении от многих греховных и порою низменных, не угодных Богу качеств.
В начале этой главы Верховный Господь Сам рассказал о Своих божественных деяниях. Тот, кто не понимает наставлений «Гиты», не имеет истинной веры.
БОГ: Тот, кто не понимает Бхагавад-Гиту, ведом Богом. И в свое время Бог даст ему понимание. Никого просто так Бог к Святому Писанию не подводит.
Такой человек злоупотребляет независимостью, которой наделил его Господь.
БОГ: Такой человек поступает, мыслит, понимает строго согласно Воле Бога и по своей ступени материального и духовного развития. Также, никто у Бога не забыт, нет никого, кто бы не был приведен к преданному служению и к изучению Святых Писаний в свое время.
Если, выслушав эти наставления, человек так и не сумел понять истинную природу Господа - вечной, исполненной блаженства и всеведущей Личности Бога, значит, он безнадежный глупец.
БОГ: Если человек не понял Бхагавад-Гиту, то Бог даст ему второй, третий… сотый подход к этому Святому Писанию и поможет понять его не хуже любого преданного. Всему у Бога свое время для каждого.
Чтобы избавиться от невежества, нужно постепенно усваивать принципы сознания Кришны. Пробуждению в человеке сознания Кришны способствуют жертвы, приносимые полубогам и Верховному Брахману, жертвы, которые приносят те, кто хранит обет безбрачия или ведет семейную жизнь, те, кто обуздывает чувства, занимается мистической йогой и совершает аскезу, а также жертвы тех, кто отказывается от материальной собственности, изучает Веды и выполняет свои обязанности в системе варнашрама-дхармы.
БОГ: Человек сам от гунны тьмы себя избавить не может. Все это работа Бога над человеком в колесе сансары, где Бог, проводя человека через материальные игры и роли, через добродетель, элементы аскетизма и элементы отрешенности от наслаждения материальными объектами средствами материального мира, развивает в человеке те качества, которые и выводят к преданному служению. Что касается жертвоприношений, то и их понуждает Бог делать в материальном мире осознанно и нет и Сам направляет эти плоды на духовное развитие человека. Освоение совершенных духовных знаний не есть пробуждение, но есть постижение в свое время Слова Бога, которое человек узнает Волею Бога из Святых Писаний. В современном мире только те, кто принадлежит гунне тьмы, приносит жертвоприношения полубогам. Основное прогрессивное общество Знает Бога под разными именами и по сути поклоняются все Единому Богу Кришне. Те же, кто поклоняется полубогам, пока находятся на своей ступени материального и духовного развития, также ведомы Богом, также поднимаются вверх, вовлекаемые Богом в свои игры и роли, также достигают те качества, которые и выведут каждого на путь преданного служения. Ибо никому не избежать поклонение именно Богу Кришне. Поэтому ни за кого не следует особо переживать и приводить здесь в пример, как безнадежных глупцов.
Все это - различные виды жертвоприношений, и все они основаны на предписаниях шастр. Однако важно, чтобы целью всех этих видов деятельности было осознание своего истинного «Я».
БОГ: Нет. Это не важно. Важно посвящать жертвоприношение своему духовному развитию, если говорить о религиозном направлении жертвоприношения. И далее не оговаривать свои личные желания. Этот вопрос надо предоставить Богу. Только Бог Знает, в чем ущербна душа и как ей конкретно можно помочь, используя плоды жертвоприношения, чтобы она могла подниматься по ступеням преданного служения.
Тот, кто стремится к этой цели, по-настоящему понял науку «Бхагавад-гиты», а тот, кто сомневается в словах Кришны, возвращается к материальной деятельности.
БОГ: Полностью осознать Бхагавад-Гиту не сможет никто и никогда, ибо здесь каждое Слово Бога Неисчерпаемо. И потому, чтобы хоть как-то понять это Святое Писание, Бог всегда человеку дает сомнения, ибо мысли посылает человеку достаточно неожиданные, противоречивые, ищущие, не всегда способные в Писании связать концы с концами, заставляющие копаться, приходить к решению, отказываться от решения, снова искать, снова забывать, снова терять понимание и снова Бог ведет к Бхагавад-Гите и дает то желание, которое человек в себе не может преодолеть и будет копаться и будет мучиться и будет в трудах и поту постигать Слово Бога… Не просто Бог дает человеку Свое Слово, не просто и сам человек через это входит в Бога, постигая в свою меру Самого Бога и никогда не может удовлетвориться до конца этим нектаром.
Поэтому Господь рекомендует нам изучать «Бхагавад-гиту» или любое другое священное писание под руководством истинного духовного учителя, служа ему с покорностью и смирением.
БОГ: Отменяет Бог служение духовному учителю в этом мире, отменяет Бог перед ним смирение и покорность. Но если Бог привел к духовному наставнику, то непременно должно быть у такого преданного к этому наставнику немногословие, почтение, сокрытие своего мнения, если есть несогласие, также просьбы о разъяснении должны быть заданы в корректной, уважительной, отчасти смиренной форме. Всегда при этом преданный должен понимать, что им Управляет Бог, только Бог дает человеку память, понимание, старание, извлечение уроков, Наставляет, поддерживает тело, дает все необходимое для преданного служения, не требует никому поклоняться, но только Себе, Личности Бога, имя Которому Бог Кришна.
Истинный духовный учитель принадлежит к цепи наставников, существующей с незапамятных времен, и ни на йоту не отступает от наставлений Верховного Господа, много миллионов лет назад открытых Им богу Солнца, который в свою очередь передал знание «Бхагавад-гиты» людям Земли.
БОГ: В современном мире духовные учителя, как и учителя прошлого, не обладали и не обладают теми качествами и познаниями, чтобы им следовать полностью, как Богу. Более того, многие дают преданным очень сомнительные личные рассуждения, чисто человеческие, согласно своим невысоким качествам и не владению Святыми Писаниями в должной мере. Бог отменяет парампару, Бог отменяет значимость духовных учителей в современном мире. Бог дает Совершенные духовные знания, где просто и доходчиво изложена Воля Бога, Законы Бога, требование Бога, путь достижения качеств, угодных Богу, через путь преданного служения и духовные практики, которые преданный может исполнять в стенах своего дома, в стенах своей выполняемой работы и в стенах храма, где может общаться с другими преданными и священнослужителями.
Поэтому каждый из нас должен следовать путем, указанным в самой «Бхагавад-гите», и остерегаться корыстных и честолюбивых людей, которые сбивают своих последователей с истинного пути.
БОГ: Рекомендации Бога, данные через Арджуну людям его времени, не совсем подходят или в некоторых стихах не подходят современному человеку. Поэтому Бог Сам Лично Указывает в этом Священном труде, от чего надо отказаться и чему следовать уже нельзя или в другой форме, не возводя более духовного наставника в ранг Бога, не сравнивая с Богом, не поклоняясь наравне с Богом.
Господь, вне всякого сомнения, является верховной личностью, и все Его деяния духовны. Тот, кто понял это, уже является освобожденной душой, даже если он только начал изучать «Бхагавад-гиту».
БОГ: … тот, кто понял это, не является освобожденной душой, тем более, если только начал изучать Бхагавад-Гиту. Нельзя так бездумно и много обещать преданным в их пути преданного служения. Такое комментирование, такая раздача милости человеком, такая подмена Воли Бога есть грех и непременно повлечет за собой последствия греховной деятельности.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четвертой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Божественное знание».
Наталия Маркова,
Россия, Ростов-на-Дону
семейная, религиозная образование высшее, интересы - религиозные стихи и проза
Прочитано 1011 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности