«В «религиозном иврите» есть важная форма благодарности. Вместо спасибо (на иврите тода) человеку говорят: «Яшар Коах», (или в совсем точной версии «Йейишар кохеха»). Перевод этой фразы: «Прямой силы тебе». Как нам понять смысл этих слов? Когда человек решает вложить усилия (время, деньги, чувства) в какое-то дело, всегда на пути реализации оказываются препятствия. И значительная часть усилий тратится не на само дело, а на преодоление препятствий. И пожелание «Яшар Коах» - обозначает – «чтобы твоя сила шла прямо на дело, а не расходовалась на борьбу с трудностями». Не правда ли - замечательное пожелание!»
Правда – порядок, основанный на справедливости, честности. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. Вот как раз нравственность определяет на деле, как хорошо в человека легла мораль: «Правда - это слово – взаимность».
«Кому нужна сегодня, правда?
И кто рискует говорить её?
Мы как обычно маски надеваем,
Закрыв её на тысячный засов...
А нам самим нужна сегодня, правда?
Готовы ль мы её принять?
Нужна ли, правда, что мы все как в спячке?
Не понимаем, что же мы творим!
Мы убиваем, пакостим, и как в сказке
за ложным идеалом всё бежим.../Инесса Ким/
Должен пояснить один вопрос, который, уверен, многие сочтут спорным, а именно что есть правда? А можно ли найти правду в обществе, которое на протяжении нескольких советских поколений строилось на слухах и мифах?
Начнем сразу с главного – правды как таковой в природе человека вообще нет! И в жизни нет правды, и в литературе нет правды. Если нет. Тогда зачем рассматривать вопрос: Ну, и на чьей стороне правда? То чего нет, значит ни в одной стороне церкви: баптистов, пятидесятников и других её нет. Но этого не может быть. Где-то она (правда) есть и в ком-то пребывает?!
Чтобы это понять, надо пристально вглядеться в суть вещей и обратиться к примерам.
Правда факта и, правда, эпохи «Пишите правду», – сказал как-то Сталин советским писателям. «Неужели правду?..» – А что такое правда? – спрашивает образцовый советский критик. И объясняет: нам нужна не всякая правда, а только та, которая нам нужна». Может так и пастырь с церковью рассуждает: правда, да! Но только та, которая наша церковь признаёт. Значит у каждой церкви своя правда, не так ли! Так что же такое «правда?»
Факт - это констатация события, а, правда - его интерпретация в соответствии с моральными установками. Есть правда факта, и есть правда эпохи. Есть правды, основанные на фактах, и они совершенно не вызывают противоречий. Правда, эпохи: врать в ней значительно легче, чем раньше, потому, что правду не прячут, а, как сказал Лем, топят во лжи. В безбрежном информационном болоте трудно отличить злокозненный вымысел от наивной глупости». Сумейте отличить правду одной церкви от другой по факту эпохи современности, а не по Слову Божьему как каждая считает свою правоту: «наша правда в Слове, только в слове действительности своей церкви, а не Божьей». Такова, правда. «Правду можно увидеть только изнутри» - /А.Кристи/. «не вам ли должно знать правду?» - /Мих.3.1/. Обращение к церкви, но вы её не хотите знать?! Многие так называемые «христиане» боятся правды потому, что они не любят эту правду, она им не выгодна. Во многих много лукавства. В других некоторые другие качества, которые не дружат с правдой.
«С помощью подобных рассуждений любую правду можно обкорнать до такой степени, - говорит Борис Никольский, - что от неё останутся лишь «Рожки да ножки»
Может ли писатель в своем произведении сказать правду?
- Нет, это невозможно! Суть писателя не в том, чтобы говорить правду, а в том, чтобы просто показывать жизнь так, как он её видит. Для чего? Для того чтобы публика могла насладиться художественным вымыслом. Сравним с собранием в церкви сект, что это правда как таковое собрание или это наслаждение своим вымыслом правил. «Настоящая правда всегда неправдоподобна, - говорит Ф.Достоевский, - чтобы сделать правду правдоподобнее нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так поступали».
«Правда, необычнее вымысла, - пишет Марк Твен, - потому, что вымысел обязан держаться в рамках правдоподобия, а правда — нет».
Праведность (от: правда и правильный) важное теологическое понятие в христианстве.
«– Мне нужна, правда. – Флора посмотрела ему в глаза.
– Вся, правда?
– Вся, правда.
– Тогда я согласен, - говорит Пуаро. И надеюсь, что вы не пожалеете об этих словах. Что ж, расскажите мне все обстоятельства».
«Мисс Марпл была воспитана в строгом уважении к правде и по натуре была очень правдивой женщиной. Но в определенных обстоятельствах, когда долг велел ей лгать, она лгала с поразительным правдоподобием. Может быть, вы скажете им правду, а может, солжете. Женщине необходимо уметь лгать, это хорошее оружие. Но трем людям, сударыня, женщине следует говорить правду: своему духовнику, своему парикмахеру и своему частному детективу, если она доверяет им. Вы доверяете мне, мадам?» Маргарита Клейтон глубоко вздохнула. – Да, – ответила она. – Я доверяю. Мне нужно вам доверять, – немного по - детски добавила она». Дети доверяют родителям, поэтому говорят правду. Если в церкви друг другу не доверяют даже пастырю, то никогда вы не услышите правды. Потому что по секрету всему свету, что скажешь пастырю или кому из церкви, будет твоя правда известна некоторым, значит, на тебя будут косо поглядывать. Для них неважно как написано: «то ты хорошо разыщи, и, если это точная, правда» - /Втор. 17.4/ и молчи. Они говорили правду, о которой лучше было бы умолчать?!
«Я не стану драться из-за вас на дуэли, но сделаю то, о чём вы просили. Я раскрою, - говорит Пуаро, - правду. И давайте надеяться, что ваш инстинкт не подвёл вас, что истина поможет вам и не причинит вреда». «Правда всё равно выяснится рано или поздно, так что, если невиновен, это не причинит ей вреда».
«Однако мы хотим слышать правду. Хватит, поиграли.
Говори правду, Лаура, – сказал он. – Правда, нужна нам всем.
Какая быстрая, правда».
Им не нужен скандал, но, если правда выйдет наружу, скандала не миновать. По-моему, пусть лучше едет». Пусть лучше уходит из церкви такой итог правды. Правду за дверь. Легче за дверь, чем разбираться без дуэли. «Правда - она святая. Но почему, же ее используют в таком грязном деле, как шантаж?» - задал нам однажды простой вопрос директор сыскного агентства. Драма — как нищенка, все её слушают, жалеют и сочувствуют, но никто не собирается пускать к себе в дом».
«В лице — вся правда жизни; замечательно, что нельзя «сделать» у себя лицо, и, если вы очень будете усиливаться перед зеркалом, «простодушное» человечество все-таки определит вас «подлецом». Лицо есть правда жизненного труда именно в скрытой, а не явной его части: это как бы навигаторская карта, но по которой уже совершилось мореплавание, а не предстоит. Сумма мотивов, замыслов; не одного осуществленного, но и брошенного в корзину».
«Правда – состав: основной корень prae- «сквозь», «через» (восходит к более простому per- «первоначальный, прямой») и два дополнительных корня-суффикса –въ «внутренняя связь», - дъ «деление». Единое образное представление: «прямая внутренняя связь человека с первоисточником жизни, являющаяся основой для отделения истины от лжи, жизни от смерти». Правда – это первоначальный благодатный Божий промысел о человеке и вселенной».
«Тот, кто говорит правду и стоит за правду, называется прямым человеком и смотрит прямо, в отличие от лжеца, отводящего глаза и косо смотрящего в сторону. Устойчивое словосочетание русского языка «верой и правдой» имеет глубочайший смысл: вера и верность – первый шаг к правде. Условием правдивости и блаженства, то есть принадлежности человека к Божьему царству, является любовь к правде, называемая еще боголюбием: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» - /Мат.5.6/. Для того чтобы служить делу, надо верить в его правоту, в то, что оно является частью чего–то большего, чем жизнь любого из его участников.
«Держитесь только за правду, воистину, правдивость приводит к доброте и, воистину, доброта приводит в Рай. Воистину, человек держится за правду и говорит только правду до тех пор, пока не будет записан Всевышним, как правдивый».
«И откроется, правда ли у вас; и если нет,… - /Быт.42.16/. «Но правда откроется тем, кто достаточно открыт для того, - пишет Дон Беннет, - чтобы услышать». «В искренних поисках правды открывается истинное «я» человека, - говорит Александр Матяш, - он возвращается к самому себе, и если он в это состояние попадает, если достигает его, то он этой правдой насыщается».
«Иногда страшная ложь прикидывается правдой, – мрачно изрек сержант Кэдволладер. – «Боже, Боже, как мир этот падок на ложь». Так писал Шекспир.
«Бывают случаи, – сказала она старой даме, – когда правда важнее преданности. Вы не понимали... никто из вас не понимал».
«Не понимаю, просто мне непонятно, как то, что она сказала, может быть правдой. Гораздо лучше рассказать им всю правду. Какое это имеет значение в наши дни - правда.
Рано или поздно правда невольно выплывет наружу, – в сущности, лгать гораздо труднее. Поэтому, не придавая значения некоторым мелочам, преступник делает маленький промах – и тогда ты припираешь его к стенке.
«Это неправда, – спокойно сказал он. – Это просто не может быть правдой. Если только написанное в нём не было правдой». Если хочешь сделать человеку больно - скажи ему правду. Правда - самый сильнодействующий яд. Если мы узнаем всю правду о наших друзьях, близких политиках, мир окончательно рухнет. Истинную цену правды знают политики, журналисты священники, а лучше всех - могильщики, потому что именно им приходится хоронить жертв внезапно открывшейся правды. А этого более чем достаточно. Неслучайно же говорят в народе: «Правда – хорошо, а счастье лучше».
«Нам нужна полная правдивая информация. А, правда, не должна зависеть от того, кому она должна служить» - писал В.Ленин.
«Мы учимся говорить правду – для этого надо было пройти очищение, стать честными перед самим собой. Но если стремление говорить правду не сочетается с профессионализмом или глубоким самостоятельным изучением исторических фактов. Если авторы различных гипотез бросают их, как говорится, на самом интересном месте, заявляя, что дальнейшее предстоит разобрать историкам, тогда возникают самодельные и сосем небезопасные «теории», иногда доходящие до комизма, стремится, чуть ли не к реставрации феодализма, или начинается поиск «злых людей», мафии, которая сознательно творила зло. Печально, что такого рода призывы очень часто ложатся на почву слабого знания истории. Очевидно, они, под влиянием эмоций, считают, что это и есть та самая главная правда, та самая истина, до которой следует докапываться. Такие простые ответы, может быть, и соблазнительны для неразвитого сознания, но это нечто весьма и весьма чуждое как правде, так и истине. Заметим, что «простые ответы» часто возникают и от растерянности и от незнания. Но есть незнание, которое ведёт людей в библиотеки. А есть воинствующее невежество, которое зовёт людей «бить жидов, спасать неизвестно кого».
«Народ должен, прежде всего, и больше всего знать правду – знать, в чьих же руках на деле церковная власть. Надо говорить народу всю правду: «власть в руках наёмных пастырей».
Прекрасно сказал Горький: «Пленила людей тесным пленом правда дня, и не видят они великой правды века, той правды, которая кристаллизуется из крови и мозга живых людей — и бессмертна!»
«Что значит правда для тех, - говорит Людмила Шторк, - у кого нет ни мудрости, ни мужества жить в правде? Кто давал право человеку говорить эту правду, которая убила счастье семьи, лишила ребёнка отца и жену - мужа? Пока на свете есть предрассудки и глупость людская, правда может и убить». Вот откровение члена московской коллегии адвокатов: «Правда, никому не нужна» - /Игорь Вагин/.
«Я считаю, нет ничего более фантастического, чем, правда, – ответил Томми. – Я в этом убедился на основании долгого опыта. Правдой оказываются самые странные вещи, то, чему просто невозможно поверить. Однако я должен вас предупредить: я не имею соответствующей квалификации и не располагаю необходимыми научными знаниями. Я всегда имел дело только с вопросами безопасности».
«А что такое, по-вашему, правда? Вы когда-нибудь задумывались – задал вопрос мистер Паркер Пайн. – По моему опыту, мой опыт даёт мне основание полагать, что правда всё портит и что ложь нередко составляет краеугольный камень брака. Это именно та соломинка, которая ломает спину верблюда! Фундаментальной аксиомой в жизни женатого мужчины является то, что он должен лгать своей жене. Женщины любят это! Идите и получите свое прощение, мой мальчик. И живите после этого счастливо. Думаю, что ваша жена будет в будущем внимательно следить за вами, особенно если где-то рядом будет появляться хорошенькая женщина – некоторым мужчинам это не нравится, но вы, я думаю, против этого возражать не будете» - /А.Кристи/.
Согласно определению Даля, правда есть «истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость»; правдивость — «полное согласие слова и дела»
«Не в красоте, а только в правде великие художники черпали силу для своих великих произведений, пишет М.Пришвин. И это наивно-младенческое преклонение перед правдой. Бесконечное смирение художника перед величием правды создало в нашей литературе наш реализм; да, в этом и есть сущность нашего реализма: это подвижническое смирение художника перед правдой. Реализм в искусстве — это есть, иначе говоря, путь к правде: искусство на пути к правде».
«Тому, кто говорит правду, - пишет А.Кристи, - бояться нечего»
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Агата Кристи – мастер детективов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности