Прочитав заголовок, возможно, некоторые из читателей вспомнят таинство рукоположения, свидетелями которого они были. Некоторые вспомнят слова Священного Писания: "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1Кор.12:28)". Вспомнят и решат: "Если на служение в церкви ставит Бог и ставит через епископское рукоположение (хиротонию), то от меня ничего не зависит. А раз не зависит, то и знать нам не нужно, каким критериям должны соответствовать епископы, пастыри и диаконы".
Ответить на такое заключение – сразу же скажу: неверное заключение – могу сравнением:
– Спасение во Христе тоже дело Божье но мы, люди, благовествуем об Иисусе Христе в этом мире. И если мы будем плохо знать Евангелие, если не явим собой, своими Иисуса Христа пред миром сим, то плохо будет всем: и Церкви, и ищущим спасения. Так же обстоит дело и в выборе и назначении на служение в церкви.
Итак, в Библии есть три книги, которые принято называть Пастырскими посланиями – это первое и второе послания к Тимофею и послание к Титу. Эти книги расположены ближе к концу Нового Завета, и многие верующие не так внимательно их изучают, как, например, Евангелия. А напрасно. Если внимательно прочтёте, то вы, дорогие братья и сестры во Христе, увидите, какая великая задача и ответственность поставлена перед каждой поместной церковью в этих посланиях. Ответственность и перед верующими, которые услышали Божий призыв к служению, ответственность и перед теми, которые, скорее всего никогда не будут служить ни епископами, ни пастырями, ни диаконами.
Но прежде чем говорить о нас – избирающих, исследую в Священном Писании, какую духовную работу совершает Дух Божий в сердцах и умах людей, которых Он готовит к служению заботы о церкви.
Когда услышишь Божий призыв
Начну с исследования того, как Господь готовил Апостола Петра к пастырскому служению (о нём рассказывается в Евангелиях более подробно, чем о призвании других Апостолов).
"И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня". (Лк.22:31-34)
Когда происходил этот разговор между Иисусом Христом и Апостолом Петром, Пётр не знал, что до самого страшного в его жизни момента оставалось всего несколько часов: в ту же ночь Иисус будет предательски взят, Его будут истязать и утром распнут. В ту ночь, Пётр, как и предсказал Иисус, отречётся от Него и, выйдя вон, горько заплачет (Лк.22:62). Это будет ночь с четверга на пятницу.
"По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца… и, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам". (Мк.16:1,2,5-7)
После того, как воскрес, Иисус Христос несколько раз являлся ученикам. Однажды даже пятьсот человек видели Его. Но в контексте статьи для нас важна лишь одна встреча, где Господь явился ученикам в Галилее, при море Тивериадском.
Пётр и шесть других учеников Христовых пошли ловить рыбу (они выросли у этого моря и были профессиональные рыбаки), но не поймали в ту ночь ничего. С наступлением утра Иисус Христос стоял на берегу, но ученики не узнали Его (Ин.21:3,4). Когда же по совету стоявшего на берегу забросили сеть и не смогли втащить её на лодку из-за обилия рыбы, Иоанн узнал, что это Господь, и сказал об этом Петру.
"Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Пётр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами". (Ин.21:7-11)
Именно в этот момент Господь призвал Апостола Петра на служение, сказав: "Паси агнцев Моих". Но прежде Он задал вопрос – и это был ключевой вопрос, на который может ответить лишь сам призываемый на Божье служение. И он должен искренне ответить на него, ибо страшным будет гнев Божий на Суде за лукавство пред Святым Духом и Церковью Христовой.
"Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Пётр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих". (Ин.21:15)
"Любишь ли ты Меня больше, нежели они?" – на первый взгляд, такой простой вопрос. Но это совсем не так. Попробую пояснить вам глубину заданного Иисусом Христом вопроса: Он говорил о любви духовной (греч. Агапе) – любви обретённой от Бога, когда любишь осмысленно и в то же время, безусловно, любишь не только друга, но и врага, любишь, независимо от твоих качеств и качеств того человека, независимо от ваших взаимоотношений.
Такой любви не бывает у природного, душевного человека. Душевный человек способен к другой любви (греч. филео – см. ниже). Любовь духовную (Агапе) можно познать лишь у Бога и принять её можно только от Бога. Принять как дар от Него к тебе и затем, впитав её в своё сердце и разум, даровать другим.
Чем Пётр на тот момент отличался от других учеников?
Только тем, что более других познал любовь Господа (Агапе) по отношению к нему. Познал, когда воскресший Иисус Христос позвал его, отрекшегося и плакавшего об этом. Пётр познал всепрощающую любовь и принял её от Бога. И, познав, теперь мог сам излить её на других. Се есть великая тайна Царства Небесного – любовь Агапе – любовь Божия, познанная тобой.
"Любишь ли ты Меня больше, нежели они?" – сейчас Господь задаёт этот вопрос и нам. И Он смотрит в наши сердца: озарил ли свет Святого Духа наши сердца, дабы просветить познанием славы Божьей (Его сущности, Его характера) в лице Иисуса Христа (2Кор.4:6).
Теперь, думаю, вам понятно, почему Господь допустил, что Пётр трижды отрекся от Него (ведь Он мог и не допустить, например, напомнив ему о клятве). Понятно, почему допустил Петру помимо горя потери любимого Учителя пережить ещё и горе от осознания своего малодушия, своего предательства по отношению к Нему. Пройдя через двойное страдание души, Апостол Пётр как никогда до этого познал безусловную любовь Божию, познал в такой мере, в какой в то время ещё не знал её никто из Апостолов. Познал, как нужен ему Бог.
"Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Пётр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих". (Ин.21:16)
Любишь ли ты Меня? Здесь Иисус Христос спрашивает уже не только о духовной, но и о душевной любви (греч. филео), могущей возникнуть только в результате личного общения с Иисусом Христом (или Святым Духом). Апостол Пётр (как и другие Апостолы) имел такое личное общение с Иисусом Христом, он был другом Иисусу Христу и, конечно же, мог передать, мог рассказать об этом другим.
Уважаемые братья и сестры во Христе, не думайте, что обрести личное общение с Господом – это счастье, доступное только для Апостолов и некоторых Святых угодников. Мы тоже можем познать сие счастье – личное общение с Господом через слышание гласа Святого Духа и послушание Ему. Если бы Господь не дал нам Своего дара общения, то своим плотским умом мы смогли бы познать лишь букву закона, доктрину и обряды – не более того. А буква закона, доктрина и обряды – это всё мёртвое, оно не дарует жизни вечной.
И ещё, возлюбленные во Христе, если кто из вас не спорил с Господом во время молитвы, если не обижался на Него и снова не мирился с Ним – то вы являетесь либо совершенными как Бог (а так не бывает), либо просто религиозными и не имеете личного общения со Святым Духом (а так бывает и очень часто).
Призвание Божие – это не шуточки, и вы должны познать и запомнить на всю земную жизнь, что это путь креста, путь скорби от своего несовершенства и от грехов – своих и чужих. Как писал Серафим Саровский: "Душа высокая и твёрдая не отчаивается при несчастьях, каких бы то ни было. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Пётр – твёрдый камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, видя их, как огнём палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем".[1]
Роль и ответственность поместной церкви в назначении служителя
Я уже показал из Священного Писания, насколько это ответственно перед Богом – служить ему в церкви, и как важна здесь честность человека перед самим собой и пред Господом. И горе церкви, если служителем в ней будет человек лукавый, не имеющий духовного откровения и личного общения с Господом. Горе, потому что спрос с такого "служителя" Господь учинит далеко не сразу, возможно вообще лишь при конце света. Поэтому лучше не допустить болезни, чем потом лечить больную, а тем паче духовно мёртвую церковь.
Поэтому не только на самих служителях, но и на каждом из членов поместной церкви лежит ответственность перед Богом за то, как будете вести себя вы – лично вы – при принятии пастыря, при его выборе или назначении на служение. От этого будет зависеть судьба, а может и жизнь во Христе, не только ваша, но и тех, кто придёт после вас.
Теперь о том, в чём конкретно проявляется ответственность членов церкви при выборе и утверждении служителя.
1. Что имеет каждый член Церкви, независимо от того, простой прихожанин он или пастырь:
"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. (Еф.4:4-6)
2. Чем различаются служители и паства:
"Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. (Еф.4:7)" – то есть различие в том, что Господь по благодати (незаслуженно) наделяет верующих разными дарами и способностями.
Хочу обратить ваше внимание на один момент: в текстах Нового Завета можно найти слова: "учитель" и "лжеучитель", "апостол" и "лжеапостол", но нигде не используется по отношению к служителю слово "помазанник" (по-гречески: "христос"), а вот лжехристы в Новом Завете упоминаются, потому что, в отличие от Ветхого Завета, сейчас, при Новом Завете, наш Первосвященник и Царь – это Иисус, Он же и Христос – Помазанник Божий, единственный Посредник между Богом и человеками. Поэтому если у вас в церкви учат, что служитель (пастырь или епископ) является особым помазанником Божьим, вспомните значение слова "помазанник" и... да-да, получается, что в вашей церкви учат, что служитель является христом.
Критерии, которым должен соответствовать служитель церкви
Когда Господь спрашивает призываемого на служение, то Он спрашивает его о сокровенном, сердечном – о духовной и душевной любви к Богу (вспомните Апостола Петра). Апостол Павел же в посланиях к Тимофею и к Титу дополнительно дал нам видимые критерии, которым должны соответствовать церковнослужители (см. 1Тим.3:1-13; Тит.1:6-9).
Итак, епископ или пресвитер должен быть:
-- с безупречной репутацией, как в церкви, так и в мире;
-- единожды женатым (то есть не многоженцем и не женившимся после развода);
-- рассудительным, умеющим верно оценивать обстановку и хорошо контролировать себя в критической ситуации;
-- сдержанным, отличающимся моральными добродетелями;
-- скромным;
-- приветливым, гостеприимным;
-- обладающим знаниями и даром учителя;
-- не пристрастным к вину, не порабощенным другими похотями плоти, такими, как наркомания, игромания, и тому подобное;
-- не сварливым, вспыльчивым, драчливым, а, наоборот, должен вносить в сердца окружающих мир, разряжать, разряжать возникающую в церкви напряженность;
-- мягким в обращении, сговорчивым, готовым уступить, если, конечно, дело относится не к основам христианской веры и жизни во Христе;
-- не падким на деньги и славу, а наоборот, несребролюбивым, щедрым, готовым пожертвовать не только своим имуществом, но и собой ради паствы своей, – как сказал Иисус Христос: "Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11)";
-- мудрым главой семейства, хорошо воспитывающим своих детей (имеющим детей верных, не укоряемых в распутстве и непокорности);
-- не из новообращённых;
-- пользующимся уважением среди верующих.
"Диакон" – это слово переводится, как служитель. Сейчас диаконы являются помощниками пастырей в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. А в первом веке чёткой трёхстепенной иерархии (епископ – пастырь – диакон) в церквях ещё не было и служения пастырей (пресвитеров) и диаконов различались не столько по тому, кто у кого является помощником, сколько по служебным функциям: епископы и пресвитеры больше заботились о слове, благовествовали и учили в церкви, а диаконам было вверено служение материальным нуждам христианской общины, забота о вдовах и бедных. Но, судя по книге деяний святых Апостолов, диаконы часто занимались и духовными вопросами, благовествовали об Иисусе Христе среди иудеев и язычников и крестили уверовавших (Деян.6:8; 8:5,38).
Итак, диакон должен быть:
-- исполненным Святого Духа и мудрости (Деян.6:3);
-- честным, пользующимся уважением в церкви;
-- не лицемерным, не двуличным;
-- не пристрастным к вину, не порабощенным другими похотями плоти, такими, как наркомания, игромания, и тому подобное;
-- не корыстолюбивым, а наоборот, несребролюбивым, не помышляющим о наживе;
-- хранящим веру и добрую совесть, то есть живущим по вере;
-- единожды женатым (то есть не многоженцем и не женившимся после развода);
-- и ещё Апостол Павел указывает, что не только на самого диакона нужно смотреть, но и на его жену. Она должна быть достойной доверия, пользующейся уважением среди членов церкви и в мире, разумно управляющей своим домом (хозяйством), не сплетница, не клеветница и не пристрастна к вину. Это связано со спецификой служения диакона: ему предстоит иметь дело с материальными средствами церковной общины, и горе будет всем, если его жена окажется недостойной.
"И таких (епископов и диаконов) надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения". (1Тим.3:10)
"Если беспорочны" – древнегреч. anenklitos, означает: "безукоризненные, безупречные, нравственно чистые".
И в заключение Апостол Павел ещё раз предостерегает Тимофея: "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. (1Тим.5:22)".
Ещё в четвёртом веке Григорий Богослов предостерегал, что именно мы, члены церквей, будем виноваты пред Богом, сказав: "Если сей самый святейший чин соделывается у нас осмеиваемым, потому что председательство приобретается не добродетелью, но происками, не достойнейшими, но сильнейшими. В один день производим мы во святые и велим быть мудрыми тем, которые ничему не учились и кроме одного произволения ничего у себя не имеют, восходя на степень. А надменный (необдуманно – от человеков, а не от Бога избранный пастырь) думает, что, получив могущество, стал он премудрее – так мало знает он себя, до того власть лишила его способности рассуждать".[2]
Так же мы, члены церкви, будем виновны пред Богом, если позволим какому-либо зарвавшемуся пастырю, так называемому "помазаннику", отделить церковь от Христа, стать посредником между Богом и человеками. Ибо мы, вопреки воле Божьей, позволим человеку подменить своими эгоистичными целями Божью цель для Тела Христова.
Так что не забывайте, что, хотя ставит на служение в церкви и Господь Бог, делает Он это через нас – верующих в Иисуса Христа. Поэтому будьте послушны Ему в служении и ответственны пред Ним в своём выборе.
СНОСКИ
[1] Серафим Саровский. Духовные наставления св. Саровского о. Серафима. Гл.30. Об отчаянии.
[2] Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43, Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М. : Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Барнуэлл К. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К. Барнуэлл, П. Дэнси, Т. Поп. СПб. : ХО "Библия для всех", 1996. – 495 с.
3. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской [Электронный ресурс] / – 2000. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://christianity.shu.ru/Texts/gregnaz/basil.html свободный.
4. Серафим Саровский. Духовные наставления св. Саровского о. Серафима/ Обитель св. Иова Почаевского, газетно-журнальное объединение "Воскресенье". – Мюнхен – Москва: Библиотека святых Кирилла и Мефодия, 1993. – 240 с.
Комментарий автора: В Библии есть три Пастырских послания – два послания к Тимофею и послание к Титу. Исследуйте их, и вы увидите, что они были написаны не только для пастырей, но и для паствы. И ещё неизвестно, для кого важнее знать то, о чём в них учит Апостол Павел, ибо Священное Писание учит, что не только пастырь даст ответ перед Богом за паству, но и паства ответит перед Богом и за себя, и за своего пастыря.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 1776 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по книге Бытие - Николай Погребняк Почему Пятикнижие Моисеево (Закон) начинается с рассказа о сотворении мира, ведь, казалось бы, основное предназначение книг Закона – передать народу Израиля свод правил жизни? Книга Бытие охватывает все стороны жизни, деятельности и знаний человека и является Божьим призывом к человечеству.
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей. Это дневник – размышления, переживания и, главное, откровения, которые я записывал для себя в течение двадцати лет, изучая Священное Писание и книги мужей веры.