Все самые известные, популярные и успешные христианские лидеры являются (и всегда являлись) публичными служителями. Некоторые проповедники собирают на евангелизационных крусейдах аудиторию в несколько десятков тысяч человек. Некоторые пастора крупных церквей просто купаются в славе, роскоши и известности. Телепроповедники мелькают на десятках телеканалов, вещая миллионам телезрителей. Известные лидеры имеют большую популярность в Твиттере или Фейсбуке.
С публичным служением неразрывно связаны слава, известность, популярность и, как правило, богатство. Не секрет, что известные и популярные служители могут наслаждаться прелестями жизни гораздо полнее, чем рядовые церковные прихожане. Кто-то постоянно путешествует, посещая красивые города, незабываемые аттракционы, места с удивительной природой. Некоторые живут в суперкомфортных отелях, бывают в шикарных ресторанах, передвигаются на дорогих автомобилях.
Дети успешных публичных служителей имеют возможность учиться в лучших вузах, не забивая себе голову вопросами о том, как прожить на стипендию. Когда есть деньги, легче получить не только хорошее образование, но и трудоустроиться на перспективную работу. Или начать собственный бизнес на готовом стартовом капитале.
Возвращаясь на рабочее место, будь то церковная кафедра, сцена или место перед телекамерой, популярные и известные христианские лидеры убеждают паству (слушателей, зрителей) в том, что их (паствы) скромное служение Богу ничем не хуже служения большого и публичного. Что жизнь скромная по своему хороша, а служение не бывает маленьким или неважным.
И, хотя эти доводы абсолютно верны, далеко не каждый непубличный христианин им верит и их принимает, втайне мечтая достичь известности и богатства. При этом известность называется славой Божьей, а богатство – словом “процветание”.
Но даже если нет корыстолюбия и тщеславия, все равно остается некоторая неудовлетворенность. Неудовлетворенность, к примеру, у сантехника Васи или у уборщицы Зины от того, что они не совершили большого служения Господу. Что не проповедовали миллионам, что не привели ко Христу тысячи, что не говорили ярких проповедей и не исполняли красивых песен. И при этом Вася был весьма неплохим сантехником, а Зина довольно хорошо убирала, но в глазах этих людей их жизнь часто выглядит достаточно блеклой и “нехристианской”.
Иногда того же Васю может вызвать на беседу пастор и, по-отечески пожурив, может задать вопрос: “Вася! А ты знаешь, какое твое призвание? Чего от тебя ожидает Бог?” На что Вася помолчит, посопит и, скорее всего, скажет: “Не знаю, пастор”.
А и вправду, что ему сказать, этому Васе? Ведь он – не пастор. И не лидер. И не популярный исполнитель. В глазах других прихожан – он не тот, кто достоин подражания. Почему? Потому что не служитель…
Когда-то в одной популярной книге я прочитал советы одного известного в христианском мире пастора о том, как необходимо строить церковь. Так вот, в его церкви все люди делились на группы, образуя своего рода пирамиду. Внизу этой группы были все те, которые просто посещали богослужения, т.е. прихожане. Далее, на второй ступени пирамиды были верующие прихожане. На третьей – члены церкви, т.е. верующие прихожане, жертвующие деньги на церковь.
И, наконец, на еще более высокой ступени были служители – те, которые ко всему прочему еще и совершали какое-то служение в церкви. Из самих служителей выделялись их лидеры, которые еще больше времени посвящали служению и, в конце концов, на вершине были те, кто совершал полновременное служение, получая за это деньги.
Эта идея продвигалась в церкви, чтобы вызвать в людях стремление неуклонно двигаться вверх этой пирамиды, достигая более высокого уровня. Те, кто достигал этого более высокого уровня, очевидно, могли считать себя успешными служителями. Людьми, исполнившими свое призвание. Другие же, как сантехник Вася, из вышеприведенного примера, вероятно, считали себя неудачниками в деле служения Богу. Но так ли это?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю воспользоваться двумя подходами:
• логикой
• библейскими примерами
Итак, если применить простую логику, то, очевидно, что не все могут быть пасторами, проповедниками и большими лидерами. Над кем тогда они будут пастырями? Или кому будут проповедовать? Или над кем лидировать?
Это с одной стороны. С другой стороны, можно задать и другой вопрос. За счет кого они будут нести пасторское служение? На чьи деньги они будут проповедовать или нести другое полновременное служение.
Простая математика показывает, что нужно, как минимум 9 человек, чтобы содержать десятого. И это притом, что все девять будут исправно платить десятину, а десятый, т.е. пастор, будет жить на том же уровне, что и его паства. На самом деле такие совпадения встречаются редко, а потому, чтобы обеспечить семью пастора, необходима церковь из нескольких десятков (а лучше сотен) прихожан.
И всем этим десяткам и сотням придется работать, чтобы было из чего жертвовать. Причем одному человеку работать тяжело. Для большего эффекта лучше создать семью, чтобы, когда тебе станет тяжело, был родной человек, который тебя поддержит.
Вот и выходит, что около 90% всех христиан – это простые работяги, которым приходится тяжело работать, а в свободное время уделять внимание своей семье – жене (мужу), детям, родителям, а также ближним (соседям, коллегам по работе и т.д.). После всего этого, времени остается – на сон и еду. И еще меньше – на отдых и духовную жизнь (церковь, общение с Богом).
По сути, современное христианство напоминает айсберг, у которого (согласно научным данным) лишь 10% объема виднеется над водою, а 90% — это подводная часть, которая не видна. Примерно такое же разделение существует между публичным и непубличным служением в церкви. Притом, что малая надводная часть айсберга поддерживается большой подводной, так же как и малочисленное публичное служение поддерживается многочисленным непубличным.
Это – по логике. А что говорит Библия:
1Фес 4:11 “И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками”.
2Фес 3:8 “Но занимались трудом и работой день и ночь, чтобы не обременять кого из вас”.
Апостол Павел не пренебрегал трудом сам и советовал это делать другим верующим.
1Тим 5:8 “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры хуже неверного”.
Забота о семье – одна из важнейших Божьих заповедей. Причем понятие “забота” – достаточно широкое. Оно включает и денежное обеспечение, и воспитание детей, и любовь к супруге (супругу) и многое другое. Еще одна особенность заботы о семье – это время. Это много времени, которое ежедневно приходится тратить.
Получается интересная вещь. 90% христиан не имеют публичного служения. И еще 90% времени этих 90% непубличных христиан фактически уходит на две сферы – работу и семью. Работа и семья – это грандиозная сфера, в которой ежедневно заняты миллионы христиан. Это – гигантское мегаслужение, намного превышающее по своим масштабам все вместе взятые публичные служения.
Проповеди и телепроповеди, крусейды и евангелизации, популярные христианские песни и христианское видео. Все это – лишь вершина айсберга. Малая часть того, чем живет (жило и будет жить) христианство. 90% — это служение Богу в семье, ближайшем окружении и на работе. По сути, эта незаметная сфера и является основой христианского служения. И всегда была этой основой. На этом держится (и всегда держалось) наиболее заметное публичное христианство.
90% и 10%. Очень разные, совершенно не сопоставимые цифры. Цифры, которые очень ясно и очевидно показывают – что является главным, а что второстепенным. Но это утверждение многие (особенно из публичного служения) могли бы оспорить.
И, в самом деле, а сопоставимы ли эти цифры? Другими словами, а можно ли вообще сравнивать публичное служение и непубличное? Сравнимо ли, скажем, служение Богу пастора и служение Богу сантехника Васи?
Очень хорошие вопросы, на которые вряд ли можно ответить лишь с помощью логики. Вопрос очень важный и принципиальный, правильный ответ на который содержится лишь в Священном Писании. Что же Библия говорит о непубличном служении?
Первое, на что хочется обратить внимание – Божьи принципы спасения не всегда понятны нам, людям. Вся премудрость Божья очень часто не понятна нашему человеческому уму.
Традиционный взгляд на то, что, к примеру, пришел помазанный проповедник, сказал проповедь, благодаря которой покаялось 1000 человек – очень поверхностный. В общем-то, это признают и сами проповедники (по крайней мере, все адекватные из них), которые разделяют свой успех с десятками помощников из команды служителей. Причем, большая часть этих служителей остаются за кадром. Их работа практически не видна, но важна. Без этой работы успех проповедника был бы невозможен.
Но и это еще не все. Недостаточно лишь талантливой проповеди и хорошей работы команды проповедника. Не меньшее значение имеет и расположенность людей, аудитории, общества к восприятию Слова Божьего.
Апостол Петр произнес на день Пятидесятницы проповедь, после которой в христианство обратилось около 3 000 человек. Спустя несколько десятилетий другой апостол – Павел, произнес не менее талантливую и не менее помазанную проповедь. Произошло это в знаменитом афинском ареопаге. Результат – лишь единицы покаявшихся.
После распада СССР на постсоветском пространстве началось настоящее пробуждение. Очень большое количество людей жаждало услышать Слово Божье. Число христиан быстро возрастало, заполняя самые разные места проведения богослужений – храмы, дома молитвы, кинотеатры, площади и даже стадионы.
Но прошло 20 лет и где сейчас это пробуждение? Общество изменилось, и интерес к Слову Божьему значительно угас.
Отчего же зависит эта расположенность общества к Слову Божьему?
Выскажу свое мнение, с которым, возможно, кто-то не согласится. Расположенность общества к Слову Божьему в большей мере зависит от непубличного служения. Неверующих людей мало трогают проповеди на телеканалах – большинство их вообще не смотрит. Людей мало трогают доводы и обещания проповедников – похожие доводы и обещания дают и политики, но потом неизменно обманывают. Людей больше затрагивает жизнь окружающих их людей.
“Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.
Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу”. (Кол 3:22-24).
Обычный добросовестный труд, притом рабский, в этом месте Писания называется служением Господу Христу. Очевидно, таким же служением, каким является и служение пастора или любого другого публичного служителя.
1Пет 3:1-2 “Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, Когда увидят ваше чистое богобоязненное житие”.
Вот оно – изменение общества, через непубличное служение. Муж может измениться через благочестие жены. Хозяева могут измениться через своих рабов (а в нынешнее время – через наемных рабочих).
Именно такая благочестивая жизнь и изменяет общество. Так происходило и ранее. Например, во времена Римской империи. Тысячи простых верующих подвергались сильным гонениям. Попадали за веру во Христа в тюрьмы, лишались имущества. Иногда даже лишались жизни, подвергаясь мучениям и издевательствам. Но при этом были людьми добрыми, не отвечали злом на зло, благословляли тех, кто их проклинал. Помогали нуждающимся, были покорны властям.
В результате во 2-3 веках христиане уже составляли значительную часть населения империи, а в начале 4 века Рим стал христианским государством.
Еще одним хорошим примером изменения общества через непубличное служение может быть религиозная ситуация в постсоветских государствах после распада Советского Союза. Во времена СССР свободного публичного служения вообще как такового не было. Не было теле- и радиотрансляций Благой Вести. Многим священникам тематику проповедей устанавливало КГБ.
Тем не менее, люди видели то, как живут в повседневной жизни христиане. Видели их добрые дела и несправедливые преследования. В результате в обществе возрастала симпатия к христианам и христианству. В начале 90-х гг. прошлого века эта симпатия и расположенность в обществе начали приносить плоды. Маленькие общины христиан быстро росли и превращались в крупные церкви. Слово Божье жаждало услышать большое количество людей, и проповедь Евангелия не была тщетна.
Как вывод, можно сказать, что у каждого христианина может быть свое, особенное призвание. Кто-то может быть призван к публичному служению, а кто-то – к служению непубличному. Причем, людей, призванных к непубличному служению – абсолютное большинство среди всех верующих. Это большинство Господь призывает к тому, чтобы прославлять Его в обычных, повседневных делах на работе, семейных отношениях и отношениях с ближними (соседями, коллегами по работе и т.д.).
Это служение является (являлось и будет являться) самым большим, масштабным и грандиозным. Возможно, оно не так заметно, но это нисколько не умаляет его важности и незаменимости в глазах Божьих!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности