Почему бывают разные периоды в истории церкви? Иногда более успешные (например, по численности уверовавших), а иногда менее успешные? В первую очередь нужно понять, что оценивая многочисленные церкви, нужно пользоваться несколько иной математикой – математикой больших величин, в частности, теорией вероятности. Каждый сталкивался в своей жизни с теорией вероятности. Если, к примеру, подбросить монетку, то сложно угадать, какой стороной она упадет – «орлом» или «решкой». Шансы примерно равны. Но если подбрасывать монетку большое число раз, то можно выявить закономерности. Более выпуклая сторона монетки будет оказываться сверху чаще. К примеру, в 55-ти случаях из 100. Или 553 раза из 1000. Этот процент будет зависеть от степени выпуклости монеты.
На этом принципе построен бизнес игровой индустрии – разнообразных лотерей, казино, букмекерских контор. Они в своем бизнесе используют теорию вероятности и благодаря этому смотрят на происходящее более трезво, чем их клиенты, которые оценивают происходящее по единичным событиям. Таким людям кажется, что у них есть шанс угадать в лотерею, выиграть в казино, обыграть букмекерскую контору и т.д. И действительно, в единичных случаях так и бывает. Но все же в общей картине, большинство клиентов не выигрывает, а проигрывает, потому что для множественных величин существуют совсем другие закономерности, в которых случайностей не бывает.
Это важно понять при оценке успешности или неуспешности церквей, особенно церквей больших. Так как каждый конкретный христианин может поступать по-разному – и правильно, и неправильно. Может ошибиться, а может и не ошибиться. И это очень сильно будет влиять на его поведение и на его успешность в служении Богу. Но чем более многочисленной будет церковь, тем меньше шансов будет на то, что все ошибутся. Если же говорить о вселенской церкви, то у нее совсем другие закономерности, в которых нет места для неудач, ошибок или безуспешности:
«…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…»
(Св. Евангелие от Матфея 16:18)
Поэтому всегда, во все времена, в разных странах и народах Господь находил верных Себе людей. Иногда по-человечески кажется, что верных Господу людей практически не осталось, что все отступили. Однажды так подумал пророк Илья, но после ответа от Бога переменил свое мнение:
««Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».
Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».
(Послание к Римлянам 11:3,4)
Конечно же, отдельные христиане могут упасть и начать поступать нечестиво. Если такой христианин находится во главе поместной церкви, то может искажаться учение данной церкви:
«Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.»
(Третье послание Иоанна 9,10)
Если же такие люди главенствуют в целой конфессии, то может искажаться вероучение целой конфессии. Так, например, происходило в Cредневековье, когда очень сильными были заблуждения в католической церкви. Однако даже в такие времена Господь находит и сохраняет верных Себе людей, которые не оскверняются и продолжают исполнять миссию церкви. Это показано на примере грешной Сардийской церкви:
«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
… Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.»
(Откровение Иоанна Богослова 3:1,4)
Поэтому в Писании есть критика отдельных христиан, отдельных лидеров церкви, а также отдельных поместных церквей. Но нет критики и оценки успешности крупных территориальных объединений церквей. К примеру, не сопоставляется успешность и неуспешность церквей в Иудее и церквей из язычников, хотя их численность кардинально отличалась. Но, очевидно, эта разница была из-за того, что церкви находились в разных условиях, т.е. в разных обществах. А не из-за того, что одни церкви усердно служили, а другие – нет.
Точно также и в современных условиях. Нельзя, к примеру, сказать, что церковь в Южной Корее трудится хорошо, а церковь в Северной Корее трудится плохо. И поэтому церковь Южной Корее успешна, имея численность 15-16 миллионов, а церковь в Северной Корее неуспешна, имея численность в несколько сотен тысяч человек. Такое утверждение будет очень некорректным и далеким от истины. Так как очевидно, что разница в успешности этих церквей определяется разным состоянием общества. В одной стране состояние общества было благоприятным для миссии церкви. А в другой стране состояние общества было неблагоприятным, в частности, власти запрещали проповедовать Евангелие и подвергали верующих ужасным гонениям, из-за чего церковь в Северной Корее не смогла стать столь же успешной, как церковь Южной Корее.
Поэтому говоря об успешности или безуспешности больших территориально и численно церквей, речь, фактически, идет о том, благоприятным или неблагоприятным было состояние общества для миссии церкви в этих странах и народах. А не о том, что церкви тех или иных стран ленились и неусердно трудились. Заявлять подобное очень некорректно и неправильно. Подобные заявления противоречат библейской практике оценки успешности церквей и далеки от истины.
Комментарий автора: Текст - часть статьи о стратегии церкви в современном обществе. Полностью текст статьи на "Личной странице".
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности