Во дворе моего дома растет трава. Каждую весну трава начинает быстро расти, но ближе к середине лета ее рост прекращается и трава высыхает. На рост травы влияют два основных фактора – тепло и запасы влаги в почве. Зимой запасы влаги в почве наибольшие, но трава не растет, так как ей не хватает тепла. Весной тепла становится больше, и трава начинает расти, достигая пика роста в апреле-мае. В этот период времени складывается наилучшее сочетание факторов ее роста – достаточно тепла и достаточно влаги в почве. Но затем, летом, количество тепла возрастает еще больше и это приводит к пересыханию почвы. Поэтому трава вновь, как и зимой, прекращает расти. Но уже по другой причине – из-за того, что запасов влаги в почве стало очень мало.
Нечто подобное происходит и с церковью. На ее рост также влияют два основных фактора, что хорошо показано в притче о сеятеле (Лук 8 гл):
1. Свобода проповеди Евангелия (посев семени)
2. Мораль людей, которые слышат Слово (качество почвы).
Если хотя бы один из этих факторов будет на очень низком уровне, то успех миссии церкви также будет низким. К примеру, в Северной Корее и СССР времен Сталина не было свободы проповеди Евангелия. Поэтому и роста церкви не было или он был мизерным. Затем, в Советском Союзе постепенно начали увеличиваться общественные свободы, из-за чего в послевоенные годы начался рост церкви. В 70-80-х годах этот рост ускорился, а в 90-х годах достиг пика. В этот период сложились наиболее оптимальные условия для деятельности церкви. Была свобода проповеди Евангелия, но мораль в обществе еще не понизилась. Поэтому тогда много людей каялись и крестились.
Но затем свобода стала еще более увеличиваться, выжигая мораль в обществе также, как летнее солнце высушивает почву, удаляя из нее влагу. Поэтому, когда в постсоветских обществах уровень общественных свобод достиг той же величины, что и в развитых демократических странах – рост церкви прекратился. Как это произошло несколькими десятилетиями раннее в западных государствах. В которых есть свобода проповеди (семя сеется), но качество почвы (мораль общества) на низком уровне. Из-за чего урожай очень мал.
Для многих верующих такая особенность свободы сложна для понимания. Почти все соглашаются, что свобода проповеди Евангелия очень помогает миссии церкви. Многие помнят, как пример, историю Южной Кореи, а также историю пробуждения 90-х годов в постсоветских странах, которые стали возможны с появлением свободы проповеди Евангелия в этих странах. Но очень многие отказываются признать, что дальнейшее возрастание уровня свобод в обществе стало оказывать негативное воздействие на деятельность церкви.
Связана эта сложность, как ни странно, с математикой больших чисел. Многие люди воспринимают свободу лишь на своем примере и им сложно понять то, как она действует на общество в целом. Каждый конкретный человек может по-разному распорядиться своей свободой – во благо или во зло. Это как с монеткой – она может упасть на ту или иную сторону. А человек вполне может выиграть в лотерею. Или обыграть казино. Но это не значит, что это сделают все или большинство. Наоборот, для большинства будет обратный результат – они проиграют в лотерею и уйдут с пустыми кошельками из казино. Но не все это поймут. Кто-то и дальше будет продолжать верить, что в следующий раз он непременно выиграет.
Поэтому и многие христиане безусловно верят, что они тем лучше распорядятся свободой, чем больше ее у них будет. В первую очередь это такие виды свободы, как свободное время и свободные деньги, дающие возможности. И некоторые христиане и вправду так поступят. Но большинство, конечно же, оступится и распорядится возросшей свободой хуже:
«и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.»
(Св. Евангелие от Матфея 19:24)
Показательным в этом отношении является пример баптистских церквей в Германии и СССР после Второй Мировой войны (1945-1991 гг). Развитие баптизма на территории этих государств проходило схожие исторические этапы. Зарождение и быстрое развитие в 19 веке. Преследование со стороны тоталитарных режимов 20 века – фашистского в Германии и коммунистического в СССР. В 1945 году баптистские церкви обеих стран были в схожей ситуации – с очень небольшой численностью, пострадавшие после тяжелых гонений и ужасной войны. Но после 1945 года общества СССР и Западной Германии пошли по разному пути развития. В СССР проповедь Евангелия была запрещена. А в Германии это можно было делать свободно. Ситуация оказалась очень похожей на ту, в которой после Второй Мировой войны оказались церкви в Северной и Южной Корее. Исходя из этого, логично было бы ожидать похожих результатов.
Но результаты оказались другими. По крайней мере, в ситуации с баптистскими церквями. Церковь немецких баптистов росла быстрыми темпами в первые послевоенные годы. Но потом темпы ее роста замедлились, и даже в отдельные годы начало происходить уменьшение численности верующих, достигнув к нынешним временам показателя около 82 тысяч членов.
В СССР же численность баптистов росла гораздо быстрее. Так, в начале 90-х только в США эмигрировали сотни тысяч советских баптистов. Причем это были в большинстве своем не новообращенные верующие, а те, которые застали гонения в СССР. Еще сотни тысяч баптистов остались в постсоветских странах. И еще немалое их количество эмигрировали в другие страны – Канаду, Австралию, Германию. В Германии даже сложилась парадоксальная ситуация, когда численность эмигрировавших в страну «русских баптистов» превысила численность местных немецких баптистов (около 100 тысяч и 82 тысячи членов соответственно).
Итак, в 1945-91 гг в СССР численность баптистов росла значительно быстрее, чем численность баптистов Германии. Притом, что свобода проповеди Евангелия в СССР было серьезно ограничена, а в Германии нет. Как объяснить такой парадокс? Объяснить его можно лишь тем, что мораль советского общества в 1945-91 гг была выше, чем в немецком обществе. Поэтому, хотя свобода проповеди Евангелия и была ограничена, но принимали Слово Божье советские граждане охотнее, чем немцы в западной Германии.
Чем же можно объяснить более высокий уровень морали в послевоенном СССР? Объяснить его можно обратной зависимостью уровня морали от уровня свободы. Если уровень свободы выше оптимального показателя (который у каждого общества свой), то мораль такого общества будет снижаться. К примеру, если голодным детям насыпать по тарелке каши, то они покушают кашу. Но если их уровень свободы увеличить (положив на стол, например, конфеты), то большинство детей примет неверное решение – скушать конфеты, а не кашу.
Или как если бы заключенные в тюрьме ели изо дня в день одну баланду. Но потом руководство колонии позволило бы христианам иногда приносить заключенным домашнюю пищу. Что бы они выбрали и сторонниками какого питания сделались бы? Наверняка, они бы выбрали полезную домашнюю пищу, приносимую христианами.
Но потом, еще спустя какое-то время, руководство колонии сняло бы вообще всякий запрет на то, чтобы заключенным приносили передачи. Такой свободой воспользовались бы многие. И христиане, которые бы стали еще больше приносить домашней пищи. И аморальные друзья заключенных, которые бы стали им приносить спиртное, сигареты, а также фастфуд. Как бы это повлияло на кулинарные предпочтения заключенных? Очевидно, это увеличило бы еще больше число сторонников полезной домашней пищи. Но со временем многие бы перешли на фастфуд, выпивку и сигареты.
Именно так произошло в СССР в послевоенные годы и особенно в 70-80-х. Христиане уже меньше притеснялись, чем раньше, в сталинские времена. И это давало возможность проповедовать духовно голодным советским людям. Так как идеи марксизма-ленинизма не удовлетворяли душу людей и наскучили им также, как баланда заключенным в вышеприведенном примере. Поэтому численность христиан в СССР стабильно росла в послевоенный период времени и особенно в 70-80-х. Затем, в 90-х, в обществе наступил период свободы – информационной, идеологической и религиозной. Этим воспользовались все – и христиане, численность которых в 90-е быстро возрастала. И другие идеологии, в частности, идеология потребления, которой последовало большинство граждан постсоветских стран. Точно также, как раньше это сделали большинство граждан западной Германии. А поскольку данная идеология не совместима с христианством, то число его сторонников, достигнув определенного уровня, начало сокращаться. Повторяя те же статистические тенденции, которые несколькими десятилетиями ранее происходили в ФРГ.
Таким образом, одним из ключевых условий для успеха миссии церкви является мораль общества.
Комментарий автора: Текст - часть статьи о стратегии церкви в современном обществе. Полностью текст статьи на "Личной странице".
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности