«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива.
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой» - /А.Пушкин/.
«Пришёл к своим, и свои Его (Христа) не прияли» - /Иоан.1.11/. Логос пришел в Свой собственный дом, но свои Его не приняли. К своим пришёл не по собственной нужде. Так как Бог ни в чем не нуждается, но ради спасения своих. И свои Его не приняли, хотя Он пришел, чтобы облагодетельствовать их; но по своему безумию они отвергли Спасителя, как будто врага.
Искать дом - это сплошные разочарования. Агентства всегда дают вам восторженные описания той или иной виллы. Дорога резко пошла вниз, и после крутого спуска они въехали в огромные железные ворота, и далее по подъездной аллее покатили к большому белому дому в георгианском стиле, фасад которого выходил на реку. А когда вы видите ее собственными глазами, оказывается, что она никуда не годится. Дом, построенный со вкусом и довольно красивый, был некогда обитаемым и ухоженным. «А за скрюченной рекой в скрюченном домишке жили летом и зимой скрюченные мышки». Это про нас. Дом, правда, домишком не назовешь, но весь косой-кривой – это точно. Сплошные фронтоны и кирпич с деревом. «Из этого дома словно ушла любовь, подумала мисс Марпл, - и теперь он вполне оправдывает своё название: «Старая усадьба». Да, когда из церкви уходит любовь, что выходит? Кривая, косая церковь в которой пребывают разные животные, с характером дикости. Хотя животные в доме любящие, а в церкви люди жестокие готовы загрызть друг друга. Верх. Тот самый, дальше которого нельзя, ибо дальше нет. Переводя на время – конец четырехсот лет, которые стоит этот дом, то есть нынешнее число крайний час и миг этого дня. На данную секунду – конец истории.
В этом доме несколько сот лет тому назад жила живая церковь. А теперь что? Не понимаем что случилось: «мы ведь не у себя дома, чтобы закатывать истерики по любому поводу. Чем это объяснить. Словом, всё, что говорят и делают в этом доме в последние дни, как мне кажется, имеет какой-то совершенно иной смысл, отличный от прямого значения. Да это же не картины, это – соборы!» – этот дом просто сродни. Таким его сделало время, то есть естественный ход вещей. К этому дому, такому, как он сейчас есть, будто бы и рука не прикасалась. «Бабушка» живет в недостроенном доме, родители Гончаровой с детьми, напротив, в недоснесенном. Почему недоснесли? Почему недостроили? Так, между начатком и пережитком, протекает ее младенчество. Два дома и ни одного цельного, а зато два. Дом в ущелье – прямой вывод тех двух. Прямым выводом была бы и палатка, всякое жилье, кроме комфортабельной казармы современности. Это – отзвук в быту. И – обратный урок колыбели: недостроенное – достраивай! Законченные «соборы». Гончаровой – нет всем недостроенным домам»…. Дома – неудачная схватка с красками» - /М.Цветаева/.
«– Знаю я такие дома, прекрасно знаю, – сказала миссис Гриффин. – «Старинная прелесть» обычно сводится к тому, что в доме невероятная сырость и первым делом необходимо менять крышу. Когда же вам предлагают «современную постройку», то всем также хорошо известно, чего следует ожидать. Там обычно находишь кучу каких-то никому не нужных штучек и приспособлений, а из окон видишь только такие же уродливые дома. А вот «Лавры» просто очаровательный дом. Хотя, конечно, вам пришлось очень многое там усовершенствовать. Все мы рано или поздно вынуждены этим заниматься.
«Чтобы обустроить новый дом, - говорит А.Кристи, - всегда требуется много времени, гораздо больше, чем поначалу рассчитываешь. «Хорошо начальствовать, - говорит Хилон, - учись на своем доме». Да еще рабочие, которые постоянно тебя раздражают. Электрики, например каждый раз, выражали неудовольствие по поводу того, что сами же сделали накануне. Они все более расширяли поле деятельности и пробивали все новые дыры в полу, так что ничего не подозревающая хозяйка то и дело оступалась и непременно уже не раз упала бы, если бы ее не спасал какой-нибудь сидящий под полом электрик. Многие люди, собираясь переезжать в другой дом, думают, что это – приятнейшее приключение, которое доставит им немалое удовольствие, однако их надежды далеко не всегда оправдываются.
Новоселам предстоит обращаться к услугам электриков, столяров, строителей, маляров. Поставщиков холодильников, газовых плит, электроприборов, а также обойщиков, портных, которые подошьют занавески, мастеров, которые их повесят; а кроме того, потребуется настелить линолеум, обзавестись новыми коврами – для этого тоже придется прибегать к услугам соответствующих лиц. Помнится, один из них назывался «Полный старинной прелести».
Наш дом – самое спокойное место в этом безумном мире. Здесь мы можем расслабиться, обрести душевное равновесие и внутреннею гармонию. Так ли это? Об этом можно и по-рассуждать. Желаем ли мы видеть свой дом «тихой пристанью». Хотим ли мы, чтобы дом стал местом отдыха от повседневной суеты, поскольку все ускоряющий темп жизни становиться просто невыносимым. Дома человек проводит свои чувства и душу в порядок обретает долгожданный покой. Понять в жизни, что не хотим покидать свой дом ни на минуту, значит, он уже стал вам родной, а не чужой.
«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, - говорит Александр Дюма, - на котором отражается их внутренняя сущность». Христос сказал: «И зажёгши свечу…и светит все в доме» - /Мат.5.15/.
«Дом, в котором нет книг, - говорит Цицерон, - подобен телу, лишенному души».
Так, просмотрев подряд сто диковинных растений, так же не отличишь, соединишь их в памяти в одно, как сто растений однородных, наделяя это одно особенностями всех. Так и с домом. И даже номер не помогает – даже 13! – ибо на всю уличку один фонарь, не против моего. Дом не - против фонаря, единственная примета. Куда? Все нежилое. Что самое жилое из нежилого? Есть дома, где живут. Есть дома, которые живут. Сами. Вне людей. Стенами, ступенями, тупиками, выступами, закоулками, стуками, шагами, тенями, – всем, кроме человека. Дома, где «водится» (все, кроме человека). Дома «обитаемые» и, тем, необитаемые. Дома, столь жившие, или – так сильно жившие, что просто живут дальше. Как книга, уже не нуждающаяся ни в авторе, ни в читателях. Источник жизни, хранилище жизни, но уже не игралище ее. Дом, вышедший из игры.
Своды. Норы. Либо упрешься в стену, либо уйдешь навек. Дом не выстроенный, а прорытый. Не руки рыли. Стою, как на перекрестке. Вправо пойдешь – коня потеряешь. Влево пойдешь... Влево.
Дворы старых домов. Оттого так долго живут старые дома, питаемые всей жизнью, привносимой. Такой дом может простоять вечно, не живым укором, а живой угрозой подрастающим, перерастающим, не перестаивающим. За бывшим не угнаться. Снеси сегодня, я тебя уже не перестоял, всем уже стоянным, выстоянным.
Оттого так долго идут по такой лестнице гости, а хозяева – так долго ждут.
«Дом для барсука» Притча от Юрия Степанова.
Жил в лесу барсук. Ничего не знал, учиться не хотел, а советы давать любил. Кто бы чего ни делал, он рядом вертится и советы даёт. Стал барсук осенью себе дом строить, позвал мастеров — зайцев, которые этот дом мигом и построили. Переехал барсук.
«- А где же окна?»
«- Окна не нужны, из них зимой дует».
« - Где же печь?»
«- Печь на опушке леса, чтобы в доме просторнее было. И дрова не надо таскать. Лес рядом.
« - Где же, наконец, дверь?»
« - Её прибили к старому пню, чтобы гости барсука не беспокоили».
Понял тут барсук, что нельзя в этом доме жить, потому что дом по его же советам строили. Даже если вам кажется, что строить дом очень просто, предположите, что специалисты знают лучше».
«А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному. Который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» - /Мат.7.26-27/. «Однако даже при самом горячем желании, - говорит И.Свево, - дом на песке не построишь».
«Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, - говорит Вольтер, - а не в доме соседа».
Люди могут благодаря неправедным действиям построить дом, но не смогут утвердить его, так как его основание будет непрочным. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» - /Мат.24.24.25/.
«Дом не может, быть созидаем от верха к низу, но от основания идёт до высоты. Основание есть ближний; назидая пользу его, мы делаем несокрушимое начало: на нём - то утверждается все заповеди Христовы». «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» - /Прит.24.3.4/. Мудростью благоустраивается дом - для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом»- /Мат.12.43-45/ . Он ходит по безводным местам, подобно человеку в состоянии депрессии, ищет покоя, но не находит его, пока не возвратится назад. Или, как считает д-р Хаммонд (Hammond), нечистый дух, не найдя нигде в языческом мире такого покоя и желанного пристанища для себя, как в сердцах иудеев. Снова возвращается к ним. Ибо Христос не нашел приема среди них, и они по причине своего чудовищного нечестия и упорного неверия стали еще более готовы принять диавола. Тогда он еще прочнее овладевает ими, и состояние этого народа становится еще более безнадежным, чем до прихода к ним Христа или до изгнания сатаны из них. «Да, да. Жить на два дома – говорит А.Кристи,- дорогое удовольствие».
«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» - /1Петр.2.5/. Церковь Божия есть духовный дом. Основанием его является Христос, Еф.2.22. Он называется домом по причине его крепости, красоты, разнообразия частей и цельности. Он имеет духовное основание - Иисуса Христа; материал, из которого он построен, духовные личности, его украшения дары Духа; все строение соединяется в одно целое Духом Божиим и одной общей верой; этот дом используется для духовного труда, для приношения духовных жертв. Он строится ежедневно, каждая его часть совершенствуется, и каждое поколение дополняет его новыми членами.
«Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца» - /Евр.3.2-6/. Христос был устроителем дома, а Моисей - лишь одним из принадлежащих к дому. Под домом мы должны понимать церковь Божию, народ Божий, объединенный под Христом как устроителем и главой, и подчиненный нижестоящим служителям, действующим согласно Его закону и соблюдающим Его установления. Христос является устроителем этого дома-церкви всех веков, Моисей же был служителем в этом доме, он был орудием в руках Христа в деле управления домом и созидания его. Сам же Христос является устроителем всего, ибо Он есть Бог, и никто, кроме Бога, не может построить церковь, - ни положить основание ее, ни воздвигать на этом основании. Для устроения церкви требовалась сила не меньшая, чем для устроения мира; мир был создан из ничего, а церковь - из материалов, совершенно непригодных для такого строения. Христос, Который есть Бог, начертал план церкви, заготовил материал и Своей всемогущей силой расположил его так, чтобы придать ему определенную форму; Он сложил Свой дом, установил в нем Свои порядки и увенчал его Своим собственным присутствием, составляющим истинную славу Божьего дома.
Христос является не только устроителем этого дома, но и хозяином его, /Евр.3.5.6/. Этот дом называется Его домом как Сына Божия. Дом же Его - мы. Каждый лично из нас, ибо мы суть храмы Святого Духа, и Христос обитает в нас по вере нашей; все мы составляем одно целое, будучи объединены узами благодати, истины, святых таинств, евангельской дисциплины и поклонения.
Характеристикой тех, кто составляет этот дом: «...если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. То есть, если будем твердо держаться смелого и открытого исповедания истин Евангелия, лежащих в основании нашего упования на благодать Божию и на будущую славу. Если будем жить в соответствии с этим упованием, чтобы иметь право хвалиться им; если твердо сохраним его до конца, несмотря на все, что может встретиться нам на пути».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Агата Кристи – мастер детективов. Мария Цветаева – поэт.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности