Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы все: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство и власть — безраздельно принадлежало только ему.
Артур Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — трагедия для того, кто имеет ее. Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению, открывает всем какую на самом деле сильную скуку они испытывают.
Французский философ Рене Декарт писал о зависти: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других».
Первопричиной греха была тоже зависть. Первым заразился и погубил себя ею сатана, который отказался подчиняться Богу и взбунтовался против Него. Из-за зависти сатана ввел в грех наших прародителей, посеяв в их сердца сомнения и бунт, пообещав, что \"будете как боги\". Потому что знал, что этим причинит боль любящему сердцу Бога.
Из зависти он продолжает губить и развращать умы и сердца потомков Адама. Зная, что они имеют шанс на спасение, благодаря Жертве Иисуса Христа, и получившие его, будут жить с Богом в раю вечно. А он навсегда изгнан из него. И его участь в вечности - озеро огненное, вместе с теми, кого он увлек за собой.
Священное Писание ставит зависть наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3:15).
Из-за зависти Каин убил Авеля (Быт. 4:3). Он увидел, что Бог почтил жертву Авеля, а его была неугодна Господу, и будучи сильно уязвлен этим, он убил брата.
Исав замыслил убийство брата Иакова, который получил благословение, предназначенное ему, от отца (Быт 27: 30 - 41);
Саул вознегодовал на Давида, из-за того, что ликующие женщины ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» 1 Цар 18:8 ), и поэтому он пытался его убить.
Из зависти братья Иосифа продали в рабство, по причине того, что отец их более всех любил своего младшего сына, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец дал Иосифу лучшую одежду, позавидовали ему и возненавидели его. А когда он по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему славу, решили убить его.
Иисуса предали на распятие из зависти (Мрк. 15:10).
Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа. О том, что Он должен родиться в Вифлееме. А так же о том, что ожидаемый Мессия сотворит невиданные знамения и чудеса. И Он это сделал, и явил неслыханные знамения, а так же чудеса исцеления и воскрешения.
«Народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9: 33). И даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3. 2). Да и сами фарисеи признали, что \"Он много чудес творит\" (Ин 11. 47). Но зависть и злоба ослепили их, потому что для себя хотели они сохранить Божественное избрание» (Тихон Задонский).
На примере Христа, мы видим насколько зависть жестока. Она может взять лучшую жизнь на свете и сокрушить ее на кресте. Завистливый человек жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, имущество, жизнь. Зависть радуется тогда, когда другой печалится и переживает горе. Зависть убивает. Убивает не только того, кому завидует, но и того кто завидует. Не зря зависть называют матерью всех грехов.
___________
Однажды трое путников обнаружили на дороге драгоценную находку. Она была велика настолько, что при разделе каждому досталась бы значительная часть.
Полюбовавшись тем, что нашли, путники сели отдохнуть и подкрепиться, но каждый думал лишь о том, как бы одному завладеть найденным богатством. Когда один из них пошел в город за провизией, двое других сговорились убить его, а тот тоже замыслил избавиться от спутников, отравив припасы ядом.
Когда он вернулся, то был немедленно убит своими новоявленными друзьями. Но и эти двое умерли, поев принесенную им пищу. А драгоценная находка осталась на дороге ждать других безумцев или достойных людей.
_______________
Источниками зависти как правило являются - гордость, тщеславие, эгоизм, корыстолюбие, сребролюбие и алчность, низкая самооценка.
Плоды зависти - недовольство, соперничество, гнев, коварство, лицемерие, вражда, ненависть, злоба, презрение, ссоры, ложь, клевета, убийство и пр.
Зигмунд Фрейд говорил, что зависть часто приходит под маской справедливости, изображая негодование. На самом же деле человек попросту пытается скрыть свои истинные низменные чувства.
__________________________
Стала Неправда царицей. Первым делом она приказала заковать в кандалы Правду и привести ее к ней. Когда Правду доставили во дворец, Неправда обвинила её в том, что та её хочет убить.
— Это ложь! — звеня оковами, возразила Правда.
— Ага! — обрадовалась царица. — Под страхом смерти даже ты становишься такой же, как я, и говоришь ложь?
— Нет, ты просто не дала мне договорить, — спокойно продолжила Правда. — Я хотела сказать, что не хочу тебя убивать, но и молчать тоже не буду в угоду тебе.
Неправда сильно разозлилась и приказала казнить Правду за измену. Но по пути к месту казни, любившие Правду люди, объединившись, вызволили ее из рук палачей, и не позволили убить.
С тех пор Правда стала абсолютно свободной и независимой, благодаря им. А Неправда стала ее еще больше бояться и чаще помалкивать, потому что сильные и справедливые люди были не на ее стороне.
____________
Святой Василий Великий, предостерегая о зависти писал, что «нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом зависти, чем самому завистнику. Зависть разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения.
Многие воздерживаются, от мяса и рыбы, но не хотят удержаться от зависти. Так какая же в том польза, если тело не употребляет того, что не запрещено, а душа съедается тем, что запрещено? Ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15).
____________________
Попал человек в рай. Смотрит, а там все люди ходят радостные, довольные, счастливые, открытые и доброжелательные. Каждый старается помочь, уступить, угодить ближнему. Все очень вежливые и добрые. А вокруг всё как в обычной жизни на земле, только красивее и лучше.
Походил он по раю, понравилось ему очень-очень все. И люди и настроение их, и вообще жизнь в раю, и говорит он Архангелу:
— А можно посмотреть, что такое ад? Хоть одним глазком!
— Хорошо, пойдём, покажу.
Приходят они в ад. Человек смотрит, а там вроде бы такая же как в раю, и условия те же. Только люди все злые, обиженные, разочарованные. Как будто не видят какая красота вокруг и насколько улучшилась их жизнь. Вместо того, чтобы наслаждаться ею, грубят друг другу, лгут, скандалят на каждом шагу.
Никто не просит прощения, никто не хочет примирения, все соперничают между собой. Потому что каждый считает себя лучше других, но не может доказать это окружающим, и потому оскорбляет всех подряд и негодует.
Все почему-то зациклены на своих негативных чувствах, которые изливают при любом удобном случае. И видно, что плохо им всем там.
Человек очень удивился и спросил у Архангела:
— Мне кажется здесь все так же как и в раю! Почему они все такие недовольные?
— А потому что они думают, что в раю лучше... - ответил Архангел.
________________________
Некоторые считают, что ад - это вечная жизнь без Бога. А неугасающее пламя геенны огненной - это негативные чувства и эмоции от которых в вечности уже невозможно освободиться. Человек остается их рабом навсегда. \"Кто кем побежден, тот тому и раб\" (2Петр. 2:19). И они с каждым часом становятся сильнее, терзая и без того измученную душу, и доставляя ей немыслимые страдания.
Может так оно и есть... Я не знаю. Но я считаю, что лучше постараться с помощью Божьей избавиться от всех пагубных для души пороков здесь, ведь именно этого хочет от нас Господь, и таким образом мы исполним Его волю на земле: \"Познайте истину и она сделает вас свободными..\". (Ин.8:32)
Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21).
Зачем все это желать? Ведь Бог может все это тебе дать и даже больше, если ты взыщешь Его. Хотя дороже всех земных благ - Его близость. Потому и писал псалмопевец: «Без Тебя ничего не хочу я на небе, и с Тобой ничего не хочу на земле» (Пс.72:25)
Материальное благосостояние многие имеют в мире, но разве земными благами можно удовлетворить голод сердца? Тому, кто познал Бога, неведома зависть. А кто еще подвержен этим злым порывам, должен понять, что зависть как яд диявола, отбирает силы и веру, ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага.
Завистник вместо того, чтобы употребить все свои силы на созидание и развитие в своей жизни отношений с Богом, дабы взыскать благодать, тратит их на то, чтобы разрушить то, чем Господь благословил другого. И тем самым себя лишает Божьих благословений. Эта печальная картина отображена в посланиях Апостола Иакова:
«Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите» (Иак. 4:2)
«...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак 3: 14-16).
Зло, которое зарождается в сердце вместе с завистью, принесет свои плоды в жизни завистника. Бумерангом ему возвращается все то, что он желал и делал другим. Зачем нам это? Не лучше ли пресечь этот разрушающий нашу жизнь порок на корню?
Ведь мы имеем очень сильное противоядие против него - Божью любовь, которая излилась в наши сердца Духом Святым (Рим.5:5). Ее можно обрести всегда через покаяние. И плоды любви к ближнему - уважение, почтительность, бескорыстие, добросердечность, сострадательность, милосердие, благодушие, отзывчивость, - обязательно появятся.
Любовь к ближнему считали во все времена наставницей и созидательницей всякой добродетели, а нам верующим в Великого Бога, она еще и открывает путь к Его сердцу. А так же дает нам Божью силу и благодать на то, чтобы пройти наш жизненный путь достойно нашего звания и призвания. Потому что
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает...
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности