Роскошь выражается в качестве и сдержанности. Предмет роскоши - это то, без чего легко можно обойтись. «Поэтому для меня предметом роскоши является личный самолёт. Так устроен современный мир. А самолёт, если вы не президент или кто-то вроде него, - это уже роскошь». Роскошь состоит в том, чтобы создавать что-то действительно для людей.
«Роскошь появляется там, где не пренебрегают ритуалом, не сокращают его по времени. Вот - мудрость китайцев-конфуцианцев». Только вот слово «роскошь» древние греки заменяли словом «космэ» - упорядоченность, гармония, красота. Красота ритуала, как сказали бы древние китайцы.
«И сказал им Иисус: … Что же смотреть ходили вы? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских» - /Лук.7.25/.
«Самое печальное, что может быть в жизни, - говорит Ч.Чаплин, - это привычка к роскоши». Роскошь РПЦ становится показной и вызывающей. Роскошь – черта не только некоторых российских священников и пастырей сект. Вопрос об отношении к роскоши и богатству, судя по всему, начинает тревожить и самих церковных иерархов. Часто они обосновывают свои ответы Священным Писанием. Вот что ответил «Нашей Версии» протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии: «Самым опасным для Церкви считают «стяжательство» её священнослужителей, то есть речь, по-видимому, идёт о том, что священники берут деньги за требы, вообще имеют дело с деньгами, «Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами» - /2Пет. 2.13/. Позволяйте себе роскошь каждый день осознанно выбирать способность управлять своим отношением к близким людям, а не оправдание собственной эмоциональной распущенности… «Распущенность некоторых христиан в своё время, - говорит Епифаний, - заставила многих язычников избегать их общества, и они не хотели слушать христианские проповеди». Иногда с большими, что, мол, «нехорошо» и что нужно «искоренять». Надо, чтобы они все были «полными бессребрениками, как апостолы» (был такой лозунг в дореволюционной Думе).
«Пусть те, для кого всё золото и серебро мира важнее одного часа общения с Иисусом Христом, погибнут вместе со своими деньгами» - именно так благородный маркиз де Вико расстался со своим значительным состоянием».
Об этом же твердят и священнослужители, пропагандируя аскетизм и отказ от плотских удовольствий в пользу спасения заблудшей души. Почему тогда наша православная церковь уже давно у всех ассоциируется с роскошью? Почему наши священники окружают себя золотом, дорогими машинами, шикарными домами, без которых можно было бы и обойтись? Зачем проповедовать людям то, чему ты сам не хочешь следовать, «ибо они говорят, и не делают…а сами не хотят и перстом двинут» - /Мат.23.3.4/, Хочешь жить в роскоши стань, создай свою церковь и узнаем кто ты такой за человек пастырь. И после этого удивляться, что у нас всё больше и больше «атеистов-безбожников в церкви»?
«Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него» - /Втор. 28.54/. «Цепи вашей лености – в нежелании видеть мир глазами Бога. Ибо самость и извращённое понимание смысла блага породили стремление к роскоши и комфорту, затормозившими, а затем и закрывшими дорогу Духу к Отцу своему, подменили в жизни идущей труд Божий на разгул самости».
Роскошь делает людей распутными, как написано: Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» - /Ос.13.6/. Распутство и роскошь обычно являются следствием чрезмерного изобилия; людям, имеющим большое изобилие, владеющим большими имениями, чрезвычайно трудно воздержаться от плотских, чувственных наслаждений. Они угнетали и поступали несправедливо, чтобы получить большое имение; достигнув своего, они предавались роскоши и наслаждениям, пока не потеряли всякое сознание и всякую чувствительность к нуждам и бедам других; а затем беспощадно преследовали и убивали» - /М.Генри/.
Мысли о том, что роскошь не является проводником истины, появляется в головах редко. Основная масса народа, сама жаждущая богатства и роскоши, верит лишь тем, кто этим обладает. Только, по-моему, они перебарщивают. Ну, храм и убранство, это понятно, но в личном владении вся роскошь - это уже признак алчности. Церковный бизнес процветает: строят большие церкви. Роскошь храмов, роскошь облачения и быта служителей церкви, золото, драгоценные камни, дорогие иностранные автомобили - церковь сегодня - коллективный олигарх.
«Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак» - /1Тим.5.11/. В то же время думают не о том, чтобы послужить Христу, или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни. «Женщина, жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою» - /Втор. 28.56/. «И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» - /Отк.18.3/.
Тщетно было бы стремление облегчить бедствия, порожденные роскошью; тщетны были бы попытки церкви пробудить страсти, противостоящие страсти к деньгам; нет такой страсти, которая могла бы ее уравновесить. Не следует обольщаться на этот счет; если роскошь проникла в какую-либо церковь, она делает безрассудными и несчастными всех его подданных, так как в своих необузданных желаниях они не знают границ. Ну, а если захотят изгнать роскошь? она может снова подняться; но, будучи пленена роскошью, она становится совершенно инертной, и ничто не может вновь пробудить ее к деятельной жизни.
«Роскошь извинительна только в такой стране, где никто не умирает от голода или от холода» - /Буаст/. Вопрос, что представление о роскоши у каждого свое. Для одних это брендовая одежда, для других - драгоценности, для третьих - личный вертолет. Одни стремятся обладать такими вещами для самовыражения, другие - чтобы вызвать зависть у окружающих, а для третьих важно совсем другое: безопасность, здоровая экология, эстетическое наслаждение и - независимость от материальных соблазнов.
Это полемика о роскоши в XVIII веке во Франции. «Роскошь, - писал аббат Куайе в знаменитом памфлете, - подобна огню, поскольку способна в равной мере, и согревать, и истреблять. С одной стороны, она разоряет богатые дома, с другой - поддерживает жизнь наших мануфактур. Она пожирает состояние расточительного человека, но в, тоже время кормит рабочих. Стоит предать анафеме лионские шелка, золотые украшения, искусно ограненные драгоценные камни, как последствия не заставят себя ждать: миллионы рук разом замрут в бездействии, миллионы глоток потребуют хлеба».
Напрашивается вопрос: а есть ли вообще у личной роскоши будущее? Боюсь – говорит Ханс Магнус Энценсбергер, - и надеюсь, - что есть. Если верно, что стремление к дифференциации заложено в механизме эволюции, а страсть к расточительству - врожденный инстинкт, то роскошь не может исчезнуть совсем - важно, лишь, какой облик она примет, спасаясь бегством от собственной тени. Все, что можно сказать по этому поводу, - из разряда предположений». «Зачем нужна роскошь в мире, где все, и бедные и богатые, совершенно свободно могут без нее обойтись? С одной стороны, мы все чаще сталкиваемся с этим вопросом, а с другой – говорит Пьер Дюма, - люди по-прежнему продолжают покупать дорогие вещи, и в некоторых местах даже с удвоенным энтузиазмом». Зло, причиняемое роскошью, многообразно. «Она весьма душу христианскую расслабляет, чужое похищает, людей обижать и от подаяния милостыни руку удерживать научает. Роскошь, как чрево, сытости не знает, и как пучина, все добро пожирает». Роскошь удаляет от Бога тех, «которые радуются о богатстве, о чести, о славе; которые пиршествуют, смехи чинят, танцуют, пьянствуют, кричат и прочие непотребные веселости производят. Отходит от таковых людей Бог, яко бесчинием их оскорбляется; но приходит туда лукавый мира сего дух, яко угодные ему дела там одеваются».
«Роскошь делает человека «слепым» и «безумным» И опять сродство времен заставляет нас особо внимать обличению: «В сие ли печальное и смутное время веселиться?» О роскошь, роскошь! Как ты ослепляешь, обезумляешь и ожесточаешь людские сердца!» Обращается святитель и к истории, говоря, что «многие города и государства от роскоши погибли. Радость бывает окрестным неприятелям, когда в государстве, противном им, роскошь умножается. Горе стране и государству тому! Ибо с роскошью и всякое зло там умножается. Оттуда не иначе чего ожидать, как погибели».
Для самого же человека роскошь оборачивается «горестями в жизни земной» и «нищетой в жизни вечной». Пристрастие к роскоши, угашая веру, не только делает человека постоянно неудовлетворенным, что бы он ни имел (страсть эта «есть так прихотлива» и ничем никогда удовольствоваться не может»), но и прямо ведет к преступлению.
К роскоши относится всякое материальное только во вторую очередь, а в первую - роскошь с духовной стороны - роскошь всякого человеческого общения, взаимопонимания и так далее. Будем стараться приближать свою жизнь к христианской жизни, то есть к жизни вне роскоши и без обид на других людей.
Роскошь всегда надменна и обусловливается оскорбительным отношением к ближним. Некоторые вынуждены быть осторожными в своих желаниях, чтобы они их не переполняли. Мифический греческий царь Мидас - именно такой случай. Все, к чему он прикасался, превращалось в золото, даже еда и питье. И это стало его страшной мукой. То же самое происходит с роскошью. Тот, кто может позволить себе любые материальные ценности, далеко не всегда бывает счастлив.
«Сказано - роскошь должна покинуть человечество. Недаром сами люди так обособили это понятие. Ничем не заменить его. Роскошь - ни красота, ни духовность, ни совершенствование, ни созидание, ни благо, ни сострадание - никакое доброе понятие не может заменить ее. Роскошь есть разрушение средств и возможностей. Роскошь есть разложение, ибо все построение вне ритма будет лишь разложением. Можно достаточно видеть, что роскошь мирская уже потрясена, но нужно найти согласованное сотрудничество, чтобы излечить заразу роскоши. Самость будет возражать, что роскошь есть заслуженное изобилие. Также скажут, что роскошь царственна. Будет это клевета. Роскошь была признаком упадка и затемнения духа. Цепи роскоши самые ужасные и для тонкого мира. Там нужно продвижение и постоянное совершенствование мысли. Явление загромождения не приведет к следующим вратам».
Сказаны ли слова эти для какой-то незапамятной древности или же они нужны и сегодня, так же точно, как некогда? Очень печально, если указы о невежественности роскоши требуются и сейчас. Но, так или иначе, кто, же дерзнет отрицать, что роскошь именно сейчас должна быть изгоняема. Сколько раз говорилось миру о том, что роскошь есть признак самого дурного вкуса. Сколько раз указывались эпохи падения и Вавилона, и Рима, и множества других государств, когда вместо процветания красоты и просвещения овладевала человечеством вульгарная роскошь.
Не забудем, как Чингисхан, желая предупредить возможность роскошествования своих соратников, произвел перед всем народом замечательно назидательный опыт. Нескольким близким друзьям он указал одеться в шелковые тончайшие китайские ткани и пошел с ними среди шипов терновника, сухого тамариска и других колючих растений. Когда они пришли к народному собранию, то, конечно, шелковая одежда оказалась изодранной. И вождь перед всеми показал непригодность роскошных в своей тонкости тканей. Так же точно при участии своих друзей он показал, что роскошные яства вызывают лишь болезнь, чтобы вернуть народ к молочной и здоровой растительной еде.
Еще недавно приписывали подлую роскошь лишь невежественным новым богатеям. Конечно, эти новопришельцы от золотого тельца, часто совершенно невежественные, легче всего поддаются хитрым темным шептаниям роскоши. Но не будем закрывать глаза, что далеко и за пределами новых богатеев растет стремление к легкой наживе и к вульгарным формам роскошного обезображивания жизни.
«В этой роскошной столовой будет уместно выпить за процветание дешевых столовых, служивших предметом сегодняшнего базара» - /А.Чехов/
В качестве другого примера хочу привести рассказ А. П. Чехова «Анна на шее», показывающий, как добрая, очаровательная девушка, выйдя замуж за старика и окунувшись в роскошь, изменилась, стала черствой, сухой, забыла о некогда любимых братьях и отце. В этом рассказе прослеживается деградация человеческой души, когда материальные богатства привели к потери, другого богатства – духовности.
Учитесь не пользоваться роскошью, а пить маленькими глотками, смакуя ее неповторимый вкус и аромат. Старайтесь находить ее многоликие проявления и наслаждаться ощущениями, которые она Вам дарит. Окружайте себя Luxury-впечатлениями, Luxury-эмоциями, для создания, которых совсем не обязательно вести тотально роскошный образ жизни.
Ангел покаяния сказал мне: «Видишь этого пастуха?» «Вижу, господин», – говорит человек. «Это, – сказал он, – ангел наслаждения и лжи, он погубляет души рабов Божиих и отвра¬щает их от истины. Обольщая злыми пожеланиями; и они поги¬бают, ибо забывают заповеди живого Бога и живут в роскоши и суетных удовольствиях, и приводятся в погибель этим злым ан¬гелом – некоторые до смерти, а некоторые до растления». Таким образом, вопрос скромности пастырей – это вопрос их совести, их добровольного отказа от роскоши как ненужного излишества. Но если на Западе так поступают не только церковники, но и просто богатые люди. То у нас главной целью в жизни по-прежнему является стремление пустить в глаза золотую пыль. Вот только как это вяжется с христианством?
Апостол говорит лишь о возможности жить не за счет физического труда, а за счет проповеди: «проповедующим Евангелие, жить от благовествования» - /1Кор.9.14/.. И если сеятель и пахарь - кормилец проповедника. То, как получается? что кормилец - худ, а тот, кого кормят - тучен?
Это и есть ваша иерархия, что ли?
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
|