Для ТЕБЯ - христианская газета

Чувство юмора - определение
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Чувство юмора - определение


Замечательно толкует юмор В.И. Даль:
\\\"ЮМОР (слово английское) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.\\\"

С этим прекрасным, кратким и ёмким определением не сравнятся сами психологические словари.
И вот, почему - Далю удалось выявить самые главные (не больше и не меньше) составляющие предпосылки юмора - в эмоциональном, интеллектуальном, и саму форму поведения. А также, у Даля достаточно определённо сформулирована специфическая сущность юмора.

1 - Веселье, удаль, разгул иронии – то есть, живой бодрый и весёлый ум. Ирония - исходит от критичного ума.
2 – Остроумие - которое включает в себя мотивы и приёмы шутки.
Шутка же имеет собственную психологию и также, является элементом психологии юмора. Одна из характеристик остроумия и шутки - это неожиданность. «Резко выставлять» - то есть, тонко подметить, нестандартно интерпретировать, сделать стильный комментарий или применить обманный маневр, создать иллюзию.
3 - \\\"Безобидно выставлять\\\" - важное замечание о природе юмора. Юмор - это явление человеческой культуры, где критика или протест смягчается игровым поведением (шуткой). Однако, существует и сатира с жесткой критикой и остротой, но минимум игры и шутки.
4 - Веселье - радость, оптимизм. Удаль - жизненный тонус молодости, тонус игрового поведения.
Разгул иронии - удаль или тонус игрового поведения, располагающий к шутке, социальный и развивающий в интеллектуальном соревновании аспект игры.

И всё же, определение можно подкорректировать:

Чувство юмора – способность критичного ума подмечать недостатки, противоречия, несовершенства; способность ассоциативной памяти и воображения, эффектно неожиданно, оригинально и творчески их высвечивать в шутливой форме.

Чувство юмора - это игривое, шуточное, ироничное (забавно-критичное или критичное высмеивающее) отношение к любому предмету и, в огромной степени, к человеку.

Комическое всегда связано с человеком и социальной средой, где человеческий и социальный фактор - самый главный и щепетильный в специфике юмора и комизма. Это самый чувствительный пусковой курок игрового поведения.

Комическое в неживой природе возможно в совокупности трёх условий.
1. Ассоциация с человеческим действием… олицетворение неживой природы.
2. Неожиданность.
3. Срабатывание рефлекса игрового поведения.

По меткому определению В.Даля: \\\"юмор - весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии\\\".
Вот такая \\\"складка ума и разгул иронии\\\" может подмечать странности и в неживой природе через её олицетворение.

Если не находится игры и шутки в самой природной среде, в социальной и деятельной жизни, то человек это создаёт сам.

Юмор – это потребность в веселии, которая использует физиологический механизм катарсиса: высвобождение медиаторов удовольствия после импульса с выбросом адреналина.
Для того, чтобы веселие превратить в смех, этот физиологический маятник должен получить эксцентричную динамику. Здесь необходим эмоциональный импульс удивления или небольшой испуг - в состояние бодрости и радости, как вплеск масла в огонь.
«Смех – это всегда радостный «испуг», радостное «разочарование – изумление», которое прямо противоположно восторгу и восхищению» Ю.Борев.
Игровой инстинкт здесь - стихия всех шуток, функционирует, как потенциал «базы» в транзисторе.
Адреналиновый вплеск возможен через интеллект и действие - и в социальной оценке содержания шутки или комической ситуации.
Социальный фактор – главный носитель специфики комизма, в юмористической и комической ситуации вливает в сознание и психику щепитильность.
Поэтому комизм всегда связывают с человеком и социальной его природой, о чём убедительно высказались в своё время Н.Чернышевский и А.Бергсон.
Все остальные факторы в юмористическом чувстве (зстетическое впечатление, интеллектуальное удивление) как дрожжи для положительной эмоции.

В связи с этим, юмор, также, суть остроумие и творческая мысль, использльзующие для эффекта шутку.

Юмор - творческий процесс на волне игрового поведения. Поэтому в его остро-умном (актуальном, тонком наблюдении, находчивости) либо художественном (метафоричном, гротескном и другом, даже, поэтичном образе) присутствует шутка - как обманный манёвр и розыгрыш.

«Как верно подчеркивал Гегель, не следует смешивать оригинальность с субъективным произволом, со следованием художника случайно пришедшим ему в голову мыслям. Нельзя отождествлять оригинальность с созданием причудливого. В псевдооригинальном остроумии и юморе художник, по мнению Гегеля, «исходит из своей собственной субъективности и все снова и снова возвращается к последней, так что настоящий объект изображения трактуется им лишь как внешний повод для того, чтобы дать полный простор остротам, шуткам, неожиданным прыжкам мысли, порожденным субъективным капризом. Но в таком случае требование предмета и это порождение субъективности расходятся. И художник оперирует материалом совершенно произвольно, дабы частные черты художника могли выступить как нечто главное». Из-за такой субъективности каприза художник «соскальзывает с действительного юмора на плоскую болтовню». Подлинная оригинальность комедийного произведения вырастает из оригинального осмысления реальности» (Ю.Б.Борев).

То есть, здесь можно констатировать, что «субъективный каприз» и «плоская болтовня» в псевдооригинальном остроумии суть чудачество, как примитвная форма юмора под действием гормонов игрового поведения.

И в таком случае чудачество само становится объектом иронии, смеха, насмешки.

Виновником комизма всегда является человек (образ чудака) - на фоне позитивного чувства или веселья, переживания радости жизни, социального чувства единения, человеческой сентиментальности.

Поскольку разум является критерием человеческого поведения, постольку глупость (странность) на пути к разуму создаёт контраст противоречия. Это всегда неожиданно, сентиментально и уже смешно, потому что глупость здесь принимает шутливый образ \\\"перевёртыша\\\", вызывая игровой рефлекс.

Также, необычный, оригинальный, контрастный, образный, эстетический художественный случай социального противоречия – это уже зрелище. А социальный контекст умножает чувственность и наполняет эмоцию.
«Зрелищное» социальное противоречие удивительно и сентиментально, здесь подключается игривое отношение (игровое поведение) - это теперь можно назвать комическим чувством.

В комическом чувстве возможно самовозвышение и насмешка. Но комическое чувство самодостаточной личности включает в себя чисто эстетическое, сентиментально-социальное, игровое чувство.

Само по себе нарушение социальных норм, малодушие, порочность, глупость, невежество, не комично и не смешно. Также, не смешны сами по себе разные ошибки, недоразумения и слабость. А искусственное осмеяние при этих проявлениях - это прикрытое чувство злорадства культурой социальной игры.

Чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне - достаточно глупость \"сморозить\"… \"ляпнуть\" ерунду…
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753).
Также, когда мы нечто «ляпнули» невпопад или «сморозили» глупость, то значит, отразили мы это в гротескном виде (то есть, \"ляпнули\", а не сказали, \"сморозили\", а не допустили). Некая оригинальная, можно сказать, эстетическая форма глупости реинтерпретируется как \"шутка\" уже на рефлекторном уровне - в эмоциональном возбуждении веселья и игрового поведения.

Чувство юмора (юмор) – это способность увидеть гротескную, парадоксальную, иную эстетическую композицию несоответствия каких-либо идеалов и норм, а также, художественно интерпретировать мысль или образ, действие, заключив в них шутку, иронию, пародию.

Нередко, юмористическое изречение - это, своего рода, комический афоризм, пословица. Где комизм суть творческий продукт шутки, связанный с образом человека или его деятельностью. Шутка же - это игра, а игра - это веселье, соревнование, интеллектуальное развитие.

Шутка – это сентиментальная веселая игра, построенная на обмане чувств, на обмане разума, а также (2) - это игривая, удивительно выстроенная мысль или просто неожиданное остроумное замечание по поводу всего, жизненно и социально значимого для человека (по поводу самого человека) и зачастую олицетворенного в его воображении; игровое поведение предполагает азарт и чувство успеха, триумф.
Шутка – социальная сентиментальная игра, смысл которой – вызвать удивление и веселье.
Где удивление - атрибут интеллектуальной деятельности человека, а веселье - общее благополучие.

«Если на тебя нежно падают лепестки роз, посмотри, не летит ли вслед за ними горшок...» (юмор из интернета)

Это типичная шутка, которая вначале прельщает, убаюкивает, или настраивает, вызывая у нас положительные эмоции, эстетическое чувство. Далее следует неожиданный поворот и развязка, удивляющая своей реалистичностью.

Шутка нередко необходима для поднятия оптимистического духа и для самообладания. Например, часто в связи с этим олицетворяется сама судьба с иронией в её адрес: «судьба злодейка», «назло судьбе». Да и жизнь имеет различные сравнения, и по поводу смерти рисуются ироничные образы.

Шутка, как форма игрового поведения способствует коммуникативной функции (общению) и является нормой социальной жизни.
Также, шутка в юморе (юмор - это \\\"умная шутка\\\") - это интеллектуальная тренировка и развитие навыков в наследственной форме игрового поведения.

Шутка эволюционно сформирована в обобщение и имеет свою структуру «архетипа» в наследственном знании, наследственном поведении и в общем распознании своих признаков.
Так, например, шутке свойствен «обман», «двусмысленность» или «нелепость», а наследственная память человека при определённых обстоятельствах (например, улыбка) через безусловный рефлекс располагает декодировать этот «обман» или «нелепость», как «шутку».

Ирония – это критика в шутливой форме.

Пародия – утрирующий художественный образ, заостряющий внимание (увеличивая - гипербола, или уменьшая - литота, эвфемизм) на всех, подлежащих критике-осмеянию деталях пародируемого объекта (персонажа) удивительно или неожиданно высвечивая (или рисуя) его странным и смешным.

Когда дети строят рожицы или гримасы, то по природе - это игра, по поведению – шутка, а конструкция этой шутки – гротеск. Гротеск способен «удивлять», синтезировать психическую энергию и положительные эмоции эстетического - сентиментального плана.

Смех – это рефлекторный всплеск эмоции природного веселья в критической, социальной и эстетической оценке столкновения (игры) двух смысловых контекстов, представляющих собою удивительное порождение или гротескное превращение, \\\"щекочащее\\\" ум, как и щепетильность лёгкого социального противоречия, псевдоразума, псевдосовершенства.

«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» (Ю.Б.Борев).






Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Пушкарский, Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)

 
Прочитано 1240 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Нам заповедано прощать - Татьяна Дементьева.

Потребление и прибыль - Владимир Кабаков

Искупленные Кровью Иисуса Христа - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Историческая ошибка - Васильева Валентина Яковлевна

Проза :
Бог, видящий в Тайне воздаст явно - Женя Соколов

Поэзия :
Последний страж. Альбом авторских песен - Александр Грайцер

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100