Иногда преобладает какой-то один из инстинктов, например, инстинкт потребления, определяя модель поведения. Кошечки, собачки, мышки, движимые желанием покушать, могут совершать порой немыслимые вещи. Также и человек в стремлении нажиться, разбогатеть, способен на многое.
Если такая модель поведения доходит до крайности – это приводит к проблемам. В дикой природе животное, слишком увлекшееся едой, может не заметить приближения хищников. Домашние животные (кошечки, собачки) могут слишком располнеть, что вредно для их здоровья. Характерный пример из мира кинематографа – белка Скрат из мультика «Ледниковый период». Основная модель ее поведения в сюжете – потребительство, которое постоянно приводит к проблемам.
Так же и в жизни человека. Потребительство формирует плохие черты характера – сребролюбие, жадность, эгоизм, невнимательность к другим, зацикленность на своих потребительских желаниях. Это приводит к проблемам как в жизни самого человека, так и в жизни тех, кто его окружает. Растет финансовое расслоение, падает мораль в обществе. Наступает экономический спад, так как все меньше людей желают работать и хотят лишь легких денег, в том числе обманным путем. Ухудшается социальная сфера.
Если в обществе господствуют потребительские настроения, развивается соответствующая идеология – либерализм (идеология потребления), которая наиболее полно удовлетворяет подобное отношение к жизни. Ключевое отличие идеологии потребления от всех других идеологий – в отношении к идее самопожертвования. Идея самопожертвования в том или ином виде присутствует во многих идеологиях — коммунизме, фашизме, исламе, христианстве. Все эти идеологии призывают людей к той или иной жертве – ради коммунизма, великой нации, всемирного халифата, освобождения гроба Господня и т.д. Но либерализм напрочь отвергает идею какой-либо жертвенности, делая наивысшей ценностью потребление.
Ключевое и необходимое условие для развития либерализма – это свобода в обществе. Ключевое условие для развития других, противоположных либерализму идеологий – ограничение общественных свобод.
Потребительская модель поведения, доведенная до крайности, причиняет немало проблем. Животные теряют бдительность и попадают в лапы хищников. Люди из-за потребительского мировоззрения попадают в зависимости, совершают преступления, разрушают себя и общество. Поэтому, чтобы уберечь Свое творение от саморазрушения и быстрого уничтожения, Господь дал также инстинкт самосохранения. Этот инстинкт прямо противоположен инстинкту потребления. Как день и ночь, плюс и минус.
Животное, движимое инстинктом самосохранения, не старается выползать на открытую площадку, даже если сильно хочет есть. Это позволяет сохранить жизнь и выиграть конкурентную борьбу. Но только если осторожность не чрезмерна. Слишком боязливое животное также оказывается в проигрышном положении — оно может погибнуть, к примеру, от голода или холода.
Такие же процессы сочетания двух базовых инстинктов происходят и в человеческом обществе. Движимые инстинктом самосохранения, люди в один момент могут кардинально изменить свою модель поведения. Те, кто располнел, вдруг садятся на диету, начинают ходить в спортзал, ограничивая свои потребительские желания, жертвуя временем и развлечениями. У кого были проблемы с алкоголем, уничтожают свои запасы спиртного и ограничивают общение с прежними товарищами.
В масштабах общества люди постепенно отказываются от потребительских идей и начинают отдавать предпочтение тем идеологиям, которые имеют идеи ограничения удовольствий, наведение порядка, усиление разного рода запретов и ограничение общественных свобод. В прошлом веке в Германии и России общество отдавало предпочтение фашизму и коммунизму. В исламских странах – исламскому фундаментализму. В средневековые времена жесткими и насильственными методами в обществах внедрялись христианские принципы и ценности.
Доведенный до крайности инстинкт самосохранения также приводит к проблемам. Некоторые причиняют себе вред чрезмерным аскетизмом, из-за чего становятся злыми и раздражительными. Слишком требовательными к себе и другим. В особо крайних случаях – безжалостными и жестокими. В обществах избыточное стремление все запрещать и искоренять приводит к репрессиям, гонениям и войнам. Люди живут в постоянном страхе, что порождает крайне неприятный тип общественного устройства – со стукачеством, доносительством, одобрением репрессий и т.д. Данный тип общества достигал своего максимального развития в СССР и Германии 30-40-х годов прошлого века.
Библейские примеры инстинктов потребления
Инстинкт потребления преобладал в обществе Содома и Гоморры:
«Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом.
И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их.»
(Книга Бытие 19:4,5)
Этот инстинкт всегда усиливается при увеличении благосостояния, так как деньги дают больше потребительских возможностей. Поэтому в древние времена наибольшими «потребленцами» были цари и знать. Подобный пример царских излишеств есть в книге Даниила:
«Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.
Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.»
(Даниил 5:1-4)
Об инстинкте самосохранения в Писании можно прочитать при описании историй связанных с кораблекрушениями. Например, этим инстинктом руководствовались пассажиры и команда корабля, на котором плыл пророк Иона (Ион 1:5). Также похожая история приключилась с кораблем, на котором плыл апостол Павел:
«Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.»
«Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.»
(Деяния св. Апостолов 27:20, 33)
В потреблении есть здравый смысл – восполнение необходимых потребностей. Но если этот процесс превышает необходимую меру, потребление наносит уже ущерб вместо пользы:
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти…»
(Послание к Галатам 5:13)
«но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.»
(Послание к Римлянам 13:14)
Также и в идее самосохранения есть здравый смысл – страх Божий, когда человек боится делать грех:
«Начало мудрости — страх Господень…»
(Притчи 1:7)
Но когда инстинкт самосохранения доводится до крайности – это также приводит к негативным последствиям. Например, многие правители, руководствуясь доведенным до крайности инстинктом самосохранения, впадают в настоящую паранойю, уничтожая многих людей, которые по их мнению, угрожают их власти. Так поступал Сталин, подвергая страну жестоким репрессиям и чисткам, из-за чего погибли миллионы людей. Так действовал царь Ирод, убивая даже своих родственников, которых подозревал в посягательстве на трон. Крайностью этого инстинкта объясняется и его желание истребить младенцев в Вифлееме, чтобы убить Христа (Матф 2:16).
Итак, наилучшая модель поведения – это гармоничное сочетание инстинктов потребления и самосохранения. Это дает оптимальный эффект в человеческом обществе, а также в жизни каждого конкретного человека. Именно такие периоды баланса и гармонии способствуют как личностному развитию, так и развитию общественного устройства. Как свидетельствует исторический опыт, именно в подобных гармоничных обществах создаются наилучшие условия для миссии церкви. Нет серьезных гонений и запретов на проповедь Евангелия. И нет невосприимчивости общества к Слову Божьему из-за чрезмерного развития потребительских настроений.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Что у тебя внутри? - Алексей Мочалов Не гонитесь за тем, за чем гонится этот падший мир. Его «успех», «слава», «респектабельность», «великолепие» скоро рухнут.
Поэзия : Абстрактно-философское - Людмила Солма "Абстрактно-философское" (Людмила Солма)
Из переклички на "И подражала птичьему полёту..." (Golem)
http://www.stihi.ru/poems/2006/03/08-1567.html