«Слуга двух господ» – так говорят о человеке, который пытается ради своей корысти угодить или услужить одновременно нескольким людям. Чаще всего это выражение относится к человеку двуличному, лицемерному и беспринципному. Еще никто не мог служить двум господам одновременно - ловкий и изворотливый плут Труффальдино с легкостью опровергает это в блестящей музыкальной комедии по мотивам пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ». Служить двоим и за двоих, питаться, два жалованья брать. «Ну и дела, как дальше жить? Тут быть скандалу непременно. Еще никто не мог служить двум господам одновременно. Для двух господ придется мне быть расторопней и проворней.Зато заплатят мне вдвойне. И за двоих меня накормят» - / Карло Гольдони/.
«В лесу, увидев зайцев двух, волк припустился во весь дух и даже не успел понять: «Их не сумеет он поймать, чтоб за двоими гнаться, придётся разорваться, такое и в делах бывает. И, как уж издавна ведётся, лишь тот разумно поступает, кто за два сразу не берётся. «Гнаться за двумя зайцами» – взяться сразу за два дела и ни одного не довести до конца. «Я пытаюсь объять необъятное и от этого так устаю. За двумя угнался я зайцами иль за целой толпой их бегу. Разбегаются зайцы все в стороны - кто-то в гору бежит, кто назад. Я за всеми гоняюсь, ушастыми, только их не поймаю никак». За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь, а третий рядом будет». Русская пословица означающая: «Если есть выбор из двух альтернативных целей, то лучше сосредоточиться на достижении одной цели». Из двух зайцев, можно сказать, выбирать того, который по – жирнее у кого карман полнее. Если попытаться добиться обеих целей, то распылив усилия, можно не добиться ни одной. «Граф мечтал убить сразу двух зайцев, вполне уверенный, что это ему удастся. Оба обещания казались ему одинаково выгодными – одно другого лучше. Что выбирать? А время не терпит! «Спасу -ка обоих! – порешил он, с двоих получать лучше, чем с одного». И я в описываемый вечер наблюдал погоню за этими зайцами. Погоня была глупа и смешна, как хорошая карикатура. Глядя на неё, можно было только смеяться или возмущаться пошлостью графа; но никто бы не мог подумать, что эта мальчишеская погоня кончится нравственным падением одних, гибелью других и преступлением третьих!» - /А.Чехов/
«Он вовсе не духовный бухгалтер, но Добрый самарянин в поисках нуждающихся. Он - пастырь, а не инспектор паствы, и он посвящает себя миссии. А не служение в свой карман и нуждающимся – двум господам свой берёт – вверх. «Не берись за множество дел при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь» - /Сир.11.10/
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим» -/Лук. 10.27/. Жизнь человеческая только тогда обретает в своём подлинном, или высшем духовном порядке. Когда человек «любит Бога всем своим сердцем, и всею душою своею, и всею крепостью своею, и всем разумением своим». Противоположным же порядку в жизни человеческой является служение «двум господам одновременно», о каковом служении мы читаем в Слове Господнем следующее: Иисус Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо, или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» /Мат.6.24/. Как нужно понимать эти слова? служить - быть рабом. Рабски служить, безропотно повиноваться, быть рабски преданным.
«Никто не может служить двум господам». Кто же они, эти «господа» (в греческом оригинале – kyrios)? Один из них – Христос – наш Единый Истинный Господь – Kyrios. Второй – мамона – ложный kyrios, ложный господин. Служение мамоне означает рабство и зависимость от различных благ - материальных или духовных. Заметьте, что мамону именуют господином, которому служат так же, как служат царю. Либо мы служим Богу и любим Его – и в этом случае ненавидим мамону, т.е. наши привязанности к материальным или духовным благам, либо – даже трудно выговорить – мы любим свою привязанность к этим благам, и, следовательно, ненавидим Бога. Невозможно примирить две эти действительности – нельзя служить двоим одновременно. Слово «kyrios» в греческом языке означает абсолютного монарха, владыку. Слово же «douleuein» (служить) означает рабское служение абсолютному владыке и полную принадлежность ему.
Слову, переведенному в Библии как «служить» в оригинале соответствует доулеуейн; доулос - это раб, и доулеуейн значит «быть рабом кому-то». Слово же, переведенное в Библии «господин», в оригинале это кириос, а кириос - это слово со значением «абсолютной принадлежности». Значение фразы будет передано правильнее, если ее перевести так: «никто не может быть рабом двух хозяев: - одному станет усердствовать – досл. «одного поддерживать» - о другом нерадеть – досл. «другим пренебрегать» - мамоне /мамон/ – богатство. «Мамон» - слово, обозначавшее в древнееврейском «материальную собственность».
Иисус учит нас, что «мамона» может господствовать над человеком и человеку нужно знать это. Иисус учит нас, что человек податлив на то, чтобы подчиниться господству «мамоны» точно так, как он может подчиниться господству Бога. Но Бог и «мамона» дают противоположные приказания и толкают на противоположные действия, поэтому одновременное служение Богу и «мамоне» невозможно по словам Иисуса.
Разумеется, два господина с различными и противоположными качествами и требованиями к слуге, которым вместе нет возможности удовлетворить. В таком случае слуга одного стал бы ненавидеть, а другого любить: любовь и ненависть - противоположные чувства, несовместимые одно с другим.
Как это ни странно, однако у людей, получавших сызмала самое строгое религиозное образование, тенденция к «служению двум господам» одновременно как раз и проявляется всегда с наибольшей силой. Ибо, с одной стороны, посредством побуждений ума природного, укоренённых образованием этим в их сознании, в них постоянно вдохновляемо бывает желание служение Богу, но, с другой стороны, ум их постоянно также бывает обуреваем и побуждениями чисто природными и мирскими, которые и вдохновляют в них непрестанно желание стяжания наслаждения мамоне. И как результат всего этого, в людях таких, по причине сильнейшего внутреннего желания служить этим двум господам одновременно, неизменно присутствует и пламенное стремление к духовному компромиссу. И пока желание это господствует в уме верующего. Он с неизменной лёгкостью находит и создаёт в уме своём необозримую массу всяческих самооправданий и самоизвинений. Как позаимствованных им из чисто мирских источников, так и извлекаемых им из буквального смысла Слова. Каковые в его собственных глазах, совершенно непреложно доказывают и утверждают как допустимость, так и совершеннейшую легальность такого рода компромисса.
Не можем, но – в тайне все равно желаем! Не должны, коль скоро мы – христиане, но порой так хочется жить по принципу, чтобы и волки были сыты, и овцы целы! Невозможно установить прочный баланс между противоположными стремлениями - к Богу и страстью к обогащению. Одно из них обязательно будет брать верх.
Чего-то среднего здесь быть не может. Ибо сердцу человеческому, по самой природе его, чужда двойственность. Душа человека не может двоиться, не извращая своей природы: двойственность есть величайшая фальшь, обман и самого себя и других. «Человеку, у которого душа двоится», говорит наш великий праведник Иоанн Кронштадтский: «нигде не верят, как скоро узнают, что он двойной, а не единый и всецелый». Такой человек, как принято у нас выражаться, «сидящий на двух стульях», – человек не искренний, фальшивый, лишь притворно благочестивый, лицемер, в действительности ни во что не верящий, а служащий только своим страстям. Но вот, несмотря на эту, казалось бы, самоочевидную истину духовной жизни человека, сколько теперь людей, обнаруживающих, такую противоестественную двойственность – людей, служащих двум господам, стремящихся угодить одновременно и Богу и лукавому. «На небо поглядывает, а по земле пошаривает», говорит о таких старинная русская поговорка. Когда так ведут себя обыкновенные рядовые «верующие» это – одно, но во много раз страшнее, когда стремятся соединить служение Богу и лукавому носители духовного сана, тем более – в его высших иерархических ступенях. А это мы видим теперь – страшно сказать – на каждом шагу и повсюду.
А это мы видим теперь – страшно сказать – на каждом шагу и повсюду. Разве, не «двум господам» служат те, которые стремятся совместить свое служение Богу с верноподданническим служением безбожной богоборческой власти, которая гонит и преследует всех искренно верующих, ставя себе целью стереть истинную Церковь Христову с лица земли? Разве не «двум господам» служат те «христиане», которые думают совместить свое служение Церкви со служением какой-то новой экуменической лжецеркви? А если все это делается за деньги или за какие-нибудь иные блага земные: честь, карьеру, высокое положение, то вот и «мамона», которой служат эти господа – предатели Церкви.
Сколько теперь людей, обнаруживающих, противоестественную двойственность – людей, служащих двум господам, стремящихся угодить одновременно и Богу и «мамоне».
Око, то есть цели и намерения. Глазами мы ставим перед собою цель, мишень, по которой стреляем, место, к которому идем, мы держим это в поле нашего зрения и соответственно направляем свои движения. Во всех наших религиозных делах мы преследуем ту или иную цель, глаз наш на что-то устремлен. Итак, если наше око чисто, если наши цели честны и справедливы, если мы правильно следуем к ним, если наши устремления чисты и направлены только к славе Божьей, если мы ищем Его чести и благоволения к себе, если все направляем к этому, тогда око наше чисто. Таким было око Павла, когда он сказал: «Для меня жизнь - Христос». Если в этом вопросе у нас все в порядке, тогда все наше тело светло, все наши действия правильны и благородны, угодны Богу и несут нам утешение. Но если око наше худо, если, вместо того чтобы искать славы Божьей и Его одобрения, мы озираемся по сторонам, ища похвалы от людей. Если, исповедуя поклонение Богу, мы поклоняемся самим себе и, притворяясь, будто ищем Христова, на самом деле ищем своего, то этим все оскверняется, все наше поведение будет извращенным и неустойчивым, - поскольку основание положено не ровно, то и в самом здании не может быть ничего, кроме неустройства и всего худого. Проведите линии от окружности до любой точки, расположенной вне центра круга, и они пересекутся. Если свет, который в тебе, не просто тусклый, но сама тьма, то это фундаментальная ошибка, губительная для всего остального. Цель определяет действие. Самое важное в религии - быть правдивым, искренним в своих целях, сделать своей целью не «видимое, а невидимое»- /2Кор.4.18/. Лицемер подобен гребцу, который смотрит в одну сторону, а гребет в другую, а истинный христианин подобен путнику, который идет к своей цели. Лицемер парит высоко, подобно коршуну, но глаза его устремлены вниз, на добычу, к которой он готов спуститься, как только появится благоприятная возможность. Истинный же христианин подобен жаворонку, который поднимается все выше и выше, забывая о том, что осталось внизу.
Мы должны остерегаться лицемерия и мирской настроенности также в выборе господина, которому намерены служить. Никто не может служить двум господам. Человек с чистым оком не может служить двум господам, ибо очи раба обращены на руку его господина. Наш Господь Иисус разоблачает здесь самообман тех, кто думает, что можно разделиться между Богом и миром, иметь сокровище на земле и сокровище на небесах, угождать Богу и угождать людям. «Почему бы нет? - говорят лицемеры. - Хорошо иметь много средств для достижения своих целей». Они хотят заставить служить свое благочестие своим мирским интересам, обратить в свою пользу все средства. Претендовавшая на чужого ребенка была согласна на рассечение его, самаритяне смешивали служение Богу и идолам. «Нет - говорит Христос, - это невозможно, это лишь плод воображения, «будто благочестие служит прибытку» - /1Тим 6.5/. Здесь дано: «Изложение общего правила. Среди иудеев, вероятно, в ходу была поговорка: «Никто не может служить двум господам, и тем более двум богам, ибо их повеления когда-нибудь пересекутся или будут противоречить друг другу, а их интересы придут в столкновение. Пока два господина идут рядом, слуга может служить тому и другому, но если они разойдутся, вы увидите, кому он принадлежит, он не сможет обоих любить, служить и оставаться верным обоим. Если одному, то не другому, либо одного, либо другого он будет ненавидеть и презирать сравнительно с другим. В обыденной жизни это довольно простая и понятная истина.
Применение этой истины к рассматриваемому вопросу. Не можете служить Богу и мамоне. Мамона - это сирийское слово, означающее прибыль. Все, что является или рассматривается нами в этом мире как прибыль, выгода, есть мамона. Все, что в мире - похоть плоти, похоть очей, гордость житейская, является мамоной. Для некоторых мамона - их чрево, и они служат ему: «они мыслят о земном» - /Фил.3.19/. Для других мамона их покой, сон, развлечения. Для третьих - земное богатство. Для фарисеев мамоной были почести и привилегии, человеческие похвала и одобрение. Одним словом, мамона есть наше эго, чувственное, светское «я», средоточие триединства мира сего: совместное служение мамоне и Богу невозможно, потому что служение мамоне обязательно приведет к соперничеству и противоречию со служением Богу. Господь не говорит, что мы не должны или что нам не следует служить, но что мы не можем служить Богу и мамоне. Мы не сможем любить того и другого «кто любит мир, в том нет любви Отчей» - /1Иоан 2.15/. Держаться обоих или обоим оказывать внимание, послушание, доверие, зависеть от обоих, ибо они совершенно противоположны друг другу. Бог говорит: «Сын Мой, отдай Мне сердце твое». Мамона говорит: «Нет, отдай его мне». Бог говорит: «Довольствуйся тем, что имеешь». Мамона говорит: «Хватай все, что можешь. Деньги, деньги, честными средствами или бесчестными, но деньги».
Настолько противоречивы повеления Бога и мамоны, поэтому мы не можем служить обоим. Так не будем же больше колебаться между Богом и Ваалом, «то изберём себе ныне, кому мы хотим служить» - /И.Нав.24.15/ и будем твердо держаться своего выбора. Иисус Навин предлагает им сделать разумный и сознательный выбор в пользу христианства, ибо речь идет о разумном служении.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Порой мне кажется... - Kristink@ Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Псалом 41:6