«Что слава? Счастье нам прямое, - говорит Г. Державин, - жить с нашей совестью в покое. Совесть - это благородный элемент души». «Совесть - чувство нравственной ответственности: держать ответ, - говорит Ожегов, - за свое поведение перед окружающими людьми и обществом»: «Будьте всегда готовы всякому, …отчёт в вашем уповании» - /1Пет.3.15/ «Совесть добрая тогда, когда она хорошо исполняет свои функции, сохраняется чистой и непорочной, свободной от сознания вины; тогда она оправдает вас, если даже люди осудят вас. Доброе житие во Христе - это святая жизнь по учению Христа и по Его примеру. «Наблюдайте хорошо за своей совестью и за своей жизнью за чистоту совести и за доброе житие».
Трагедия нашего времени в том и заключается, что многие члены Церкви, если они и задаются вопросом, во что они верят, не могут ответить, а если бы их спросили, почему они верят в это, они были бы совершенно бессильны ответить. Христианин должен быть способным сказать, во что он верит и почему. Он должен отвечать с кротостью. Многие люди отстаивают свое кредо веры с вызывающим высокомерием и считают, что всякий, кто не согласится с ними - либо неразумен, либо мошенник; такие люди готовы силою вбить свою веру другим в голову. Но аргументы в пользу христианской веры должно излагать с любовью.
«Ты знаешь, что твоя обновлённая совесть, - говорит И.Беллет, - никогда не будет удовлетворена лишь деланием того, что правильно, - побудительные причины твоих действий должны быть чистыми». Человек без совести цепляется за материальные ценности, теряя самые главные - духовные. И тогда про него говорят: «Он не имеет ни стыда, ни совести». Есть такая шутка «Совесть роскошь, а мы люди бедные». Такие люди в подавляющем большинстве большие эгоисты и себялюбцы. Представьте, что я, пытаюсь сохранить добрую совесть, чтобы она не осуждала меня, и в нравственном отношении я безупречен – будет это христианской нравственностью. Предположим, я, являюсь хорошим соседом, потому что я хочу сохранять чистой свою совесть; соответствует ли это предписанию: живите в любви».
Совесть - это осознанный стыд, это самоконтролируемое критическое отношение индивида к своим поступкам и действиям в соответствии с моралью общества и нравственными установками самого индивида как личности. Наличие совести определяется по предпочтениям в вере? Помните, как в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя» струсивший в решающий момент во время засады на Фокса милиционер Петюня (полностью его в фильме звали Петр Соловьев), пытаясь оправдаться, кричит Жеглову: «– Ты не имеешь права! Я потерял сознание!» А герой Владимира Высоцкого, покачав головой, отвечает ему, словно отрезав раз и навсегда: – Ты не сознание, ты совесть потерял!». Так что потерять сознание и потерять совесть – это в каком-то смысле действительно одно и то же. «Совесть ты потерял!» - «Совесть?» «Самый безнравственный продавец тот, - говорит Силован Рамишвили, - кто продает совесть».
Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим: «Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех: Совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное. Раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва».
А что такое совесть? Я совести не знаю…» И огорчился человек: «Всё у меня есть, а совести нет, потерял я её…. А какая она – эта самая совесть? Какой вид имеет?» Печалился, печалился да и пошёл по свету совесть свою искать». Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум. «Честь - это внешняя совесть, говорит А.Шопенгауэр, - а совесть - это внутренняя честь». С доброй совестью, которая и придавала ему смелости. Да будет она твоей медной стеной, утверждая тебя в непорочности.
Хождение Павла перед Богом отвечало его благочестивым устремлениям, «...Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми...» - /Деян.24.16/. Судить о пророках и их учениях следовало по их плодам. Павел всегда хранил свою совесть доброй, поэтому его отступление от веры, таинство которой лучше всего сохраняется в доброй совести, было маловероятно. В этих словах Павла заключен тот же самый смысл, что и в его обращении к первосвященнику: Итак, вот те слова, которые сказал Павел: «Мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Как бы меня ни порочили, моя совесть ни за что не осуждает меня, но свидетельствует обо мне» - /Деян.23.1/. «...я всею доброю совестью жил...» вот что составляет предмет радости апостола. Заметьте: К чему стремился Павел - иметь непорочную совесть. Павел либо, Во-первых, утверждает: «Я хочу иметь совесть непорочную, безупречную, никого не вводящую в соблазн; совесть, не осведомляющую неверно, не льстящую мне, не лгущую мне или каким-либо иным образом вводящую меня в заблуждение».
Даже преследуя Церковь Божью, Савл считал, что обязан это делать и что он, таким образом, служит Богу. Хотя совесть Савла и заблуждалась, тем не менее, он поступал по ее велению. Бенджамин Франклин сочинил такой афоризм: «Храни совесть чистой - и ничего не бойся!» А великий ирландский писатель Бернард Шоу как-то сказал: «Храни свое сердце чистым и ясным - это окно, через которое ты смотришь на мир». Если совесть имела такое огромное значение для светских авторов, то насколько мы, христиане, должны стремиться к тому, чтобы «иметь непорочную совесть пред Богом и людьми»! Без голоса совести мы были бы как корабли без руля в открытом море. Бог даровал нам совесть. Совесть — это образ Божий в человеческой душе. Грех может притупить или даже исказить голос нашей совести, заставить ее умолкнуть и этим совратить нас с верного пути. Но Слово Божье очищает и обостряет нашу совесть. И когда это происходит, Он «...направляет... на стези правды ради имени Своего» /Пс.22.3/. Пробуждает ли Бог твою совесть?
Здравое состояние и правильное действие совести, возможно, только в недра христианской Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия. Это не то понимание, которое порой бывает почерпнуто из каких-то умных книжек. «Книжное» понимание совести часто становится просто догмой, и такой человек всех, что называется, «под одну гребёнку»… У такого человека вместо совести какая-то книжно-религиозная формула, которая делит этот мир на чёрное и белое.
Так и повелось на Руси, что «Совесть – это глаз Божий», а кто лишен ее, тому и в рай дорога закрыта. «Чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» - /1Тим.1.18.19/.
«Где же познается истинное величие человека, - говорит В.Белинский, - как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?». «Не величие власти, - рассуждает Иоанн Златоуст, - не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести».
Совесть – это понятие духовной мудрости и прозрения, внутренняя убежденность в том, что есть добро, и что есть зло. «Единственное, что само слово «совесть» по-гречески звучит как «синидесис», или, если читать по-иному, «синейдесис». Но это слово тоже складывалось постепенно. И вот, что очень интересно: мы привыкли думать, что слово «совесть» зародилась у какого-нибудь философа или ученого Древней Греции, но, как считают исследователи, слово «совесть» пришло из разговорного языка. Оно прошло некую трансформацию и сначала представляло собой более сложную фразу, которая переводилась как «знаю наедине сам с собой». Фактически тоже, что мы сегодня можем видеть в русском слове «совесть». «Знаю наедине сам с собой», то есть существует некоторое знание обо мне самом, которое знаю только я сам, нечто, что меня укоряет или, наоборот, радует, но чего больше не знает никто».
Славянская совесть – категория не ума, а чувства, именно поэтому В. И. Даль называет ее «прирожденной правдой» и «невольной любовью» к правде, настолько невольной, что совесть имеет власть над человеком, она, по слову русского языка, отражающему архетипы нашего мышления, способна заставить страдать. Совесть спать не дает, мучает, снедает, томит, грызет и даже может убить человека, ведь по русской поговорке: «Злая совесть хуже палача».
Само слово съвесть содержит два древних корня: корень съ – восходит к понятию свой и исконно означает «родной, врожденный, данный от Бога», а слово весть – это глагол, выражающий высшее, божественное ведение в отличие от глагола, знать, который обозначал познание внешнего, зримого мира. Так что древнерусское языческое слово съ-весть свидетельствовало о врожденном ведении добра и зла, данном человеку свыше, что так точно передано в христианской формуле «Совесть – глаз Божий в душе человеческой». Но очень важно, что чистоту совести он получает не от собственной праведности, не от того, что он как-то очень строго живет, а от того, что он во Христе Иисусе. То есть чистота совести – это дар Христа, который человек получает, находясь во Христе.
«Совесть у человека церкви образуется посредством истин веры из Библии, или же посредством учения из Слова, согласно их приятию в сердце; ибо когда человек знает истины веры, и на свой лад понимает их, а потом хочет и исполняет, тогда у него и создаётся совесть. Приятие в сердце есть приятие в воле; ибо воля человеческая есть о, что называется сердцем. Отсюда проистекает то, что имеющая совесть, всё ими говоримое, говорят от сердца и всё ими делаемое делают от сердца. Они также имеют ум нераздельный, ибо поступают согласно тому, что разумею и признают за истину и благо. Совершенно очевидно, при этом, что истины веры не могут быть приняты человеком в ту волительную часть, которая пребывает у него от рождения, и которая оккупирована похотью. Ибо похоть можно там придушит, но её оттуда нельзя изгнать совершенно».
Отсюда следует, что для образования совести человеку духовному жизненно необходимо обретаться в чистых истинах веры, и это для него, на начальном этапе его возрождения, даже важнее, чем обретение в добре духовного блага. Ибо, пока духовный человек не возрождён, он обречён неизменно всякое благо, наилучшее от него от Господа, подавлять и обращать во зло, почему и одаривание его благами этими совершенно лишено наималейшего смысла.
«Порой совесть людей не затрагивает никакие искажения божественной истины, и она не пробуждается даже тогда, когда зло вскрыто, и заблуждение полностью опровергнуто в свете Слова Божия. А так как враг не имеет привычки преподносить искажённые вероучения в открытом виде, да ещё ставить их на обсуждение освещённой Богом совести. А наоборот, приукрашивает их всевозможной мишурой, неизменно впечатляющей сердца и умы, даже некоторые верующие попадают в опасные ситуации, прислушиваясь к словам искусителя и по мере внимания, уделяемого лжи, теряют из вида истину».
Даниил Александрович пишет: «Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов». Д. Гранин повествует, «С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть – внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей». Писатель рассказывает, «Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию».
«Во всяком случае, до сих пор считалось, что выгодна лишь та позиция, когда с людьми и совестью в ладу» - /Л. Алексеев/. «Совесть – для простаков; невод – для дураков. Не будь дураком и простаком – кадило раздуешь» - /А.Черкасов/.
«Совесть людей не может быть, успокоена новыми придумками, - говорит Л.Толстой, - а может быть успокоена только переменой жизни, при которой не нужно будет и не в чём-то оправдываться».
«Угрызение совести мучили, её не более чем мучают охотника за то, что он устроил западню волку». «Не совесть мучает человека, а человек совесть». «У кого совесть чиста, тот может спать спокойно». «Угрызение совести мучили, её не более чем мучают охотника за то, что он устроил западню волку».
Проф. И. Л. Янышев дает такое определение совести: «Происходя от глагола ведать, знать, совесть есть, прежде всего, не иное что, как ведение или сознание, – тот внутренний свет, который делает нам видимыми и заметными для нашего я все явления нашего психического и духовного мира...». «Что мне можно, а чего нельзя – знаю сам! И ничего плохого она не сделала, чтобы кричать на неё. Работает на совесть» - /П.Аносов- учёный/. «Совесть - голос Правды, голос Божий в душе человеческой». Замечательно об этот написал Иоанн Златоуст
«То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!» - /Евр.9,14/. /мёртвые дела – Левитские ритуалы, которые в отличие от дела, совершенного Христом, ничего не могли наделить духовной жизнью/. Совесть должна полностью освободиться от ветхих ритуалов.
«Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное: «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»- Быт.2.7. Как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту: помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: - сие называется совестью, а она есть естественный закон. Но этот закон совести начал действовать после обольщения змеем - /Быт.3 гл./.
Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла, естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни.
И так, научимся хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле, не будем попирать её отнюдь ни в чём, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от (пренебрежения) сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к не пренебрежению великого. А хранение совести много различно. Ибо человек должен сохранять её в отношении и к Богу, и к ближнему и к вещам.
Эта старая поговорка подчеркивает важную мысль: «поступая по совести, мы обретаем душевный покой». «Если какой в мире сем покой есть, - говорит Тихон Задонский,- то он заключается только в чистой совести и терпении. Это есть гавань нам, в море мира сего плавающим. Совесть чистая не боится, потому и человек покоен».
Источники: Библия. И.Беллет, - немецкий богослов. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Чтобы не было слишком поздно - Николай Николаевич Кто-то придумал глупость молиться за мертвых. Молиться нужно за живых. Тем, кто попал в ад, не помогут уже никакие молитвы. Нет никаких чистилищ, где якобы очищается душа. Душа может очиститься только живя в теле и никак иначе.