При наблюдении за поведением современной молодёжи, даже в христианстве, - невольно складывается ощущение, что большинство юношей и девушек, даже не задумывается над этим понятием, а некоторые даже не имеют представления, что оно вообще существует в природе.
Общество, которое утеряло, предало забвению за ненужностью и бесполезностью качества, составляющие в сумме кротость, – можно только пожалеть, не правда ли? Нам, мусульманам, и христианам особенно непростительно забывать об этом качестве, потому что плоды такого забвения, как мы можем видеть сегодня, очень даже несладки». Садб, в ирландской мифологии богиня, олицетворяющая кротость и красоту. «Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти» - /Пословица/.
Кротость – раскроем: «культурно раскрывать очи творческому обществу спасение Творца». Никогда не нужно с горячностью и нетерпение нападать на чужой взгляд, равно как и собственное своё мнение отнюдь защищать упорно. Надо стараться лишь о том, чтобы выяснить вопрос и затем в кротости ответить на него, чтобы такая беседа была как бы сюжет для размышления в тоне хорошего расположения духа. «Сдержанный тон кротости, - говорит У.Шекспир, - есть доказательство хорошего воспитания».
Исповедание своей веры следует делать с кротостью и благоговением; защищать свою веру следует скромно и кротко, в страхе Божием, наблюдая за собою и благоговея перед Тем, Кто является высшим для нас.
Истинная мудрость узнается по кротости духа и нрава: "докажи это с мудрою кротостью". Мудрость проявляется в том, чтобы благоразумно обуздывать свою беседу и терпеливо сносить разговор другого. И как мудрость обнаруживается в кротости, так кротость – самый большой друг мудрости, ибо ничто так не вредит правильному восприятию, здравому суждению и беспристрастному мышлению, необходимых для мудрого поведения, как гнев. Когда мы спокойны и кротки, мы лучше всего способны как выслушивать доводы других, так и говорить. Мудрость производит кротость, а кротость содействует возрастанию мудрости.
В книге А. Некрасова «Истоки» прекрасно раскрыта суть кротости: «Кротость – забытое качество, а ведь оно играет огромную роль в раскрытии человека. Оно всегда было важной характеристикой его. Это умение творить жизнь в состоянии любви, основана на мудрости, на понимании человека своей божественной сути, своего предназначения жизни и в жизни.
Когда мы говорим о кротости, то часто неправильно ее понимаем. Кротость - это четкое осознание своего места. То, где ты и почему. Кротость в сочетании с добрыми делами даёт мудрость, но мудрость не книжную, а мудрость как дар Духа Святого, к которому мы, безусловно, стремимся. Этот дар позволяет ярко видеть все вещи и понимать их суть.
Самым лучшим украшением Христианки является кроткий и молчаливый дух, спокойный покладистый характер, свободный от страстей, гордости и чрезмерного гнева, обнаруживающий себя в кротком услужливом поведении в своей семье. Если муж груб и не расположен к вере (как было в случае добродетельных жен, к которым обращается апостол Иаков), то нет более надежного способа приобрести его, чем благоразумное и кроткое поведение. Кроткий дух, по крайней мере, даст ей самой душевное спокойствие, которое, будучи видимым для окружающих, станет ее украшением в глазах мира.
Кротость же - это качество, которое должен являть человек перед людьми. Если человек смирен перед Богом, то он кроток и перед людьми. Если же человек кроток перед людьми, то можно смело сказать, что он смирен перед Богом. Благодаря множеству учений о смирении, которые есть в Церкви, об этом качестве мы знаем немало. Но поскольку люди зачастую путают смирение и кротость, необходимо разобраться и понять, почему Божье Слово указывает именно на кротость как на качество для успешного претворения в жизнь правды.
Кротость – это качество, скомбинированное из многих прекрасных качеств, восхваляемых в многочисленных хадисах и аятах Корана. Однажды Пророк сказал, обратившись к мусульманам: «Сказать вам, кто из вас более других подобен мне в моральных качествах?» Они ответили: «Скажи, о, Посланник Аллаха». «Более других подобен мне тот из вас, кто обладает наилучшим нравом, великой кротостью и сдержанностью, кто более всех обходителен со своими близкими и кто самый справедливый в гневе и довольстве». В словаре Виноградова это слово толкуется так: «Кротость – мягкость, незлобливость (беззлобие, доброта), уступчивость, спокойность, терпеливость». Древние греки говорили, что «кротость должна вступать в действие тогда, когда строгие нормы справедливости обретают несправедливый характер».
Греческое слово, переведённое как «кротость», может также означать: «мягкость» или «приятность». Кроткий, мягкость, смирение, снисходительность, терпеливость – человек, покорённый Богом. Слово «кроткий» и означает «нежный, внимательный, учтивый». Кроток – в греч., это praus (праус) – слово, которым характеризуют человека, всегда владеющего своими чувствами и нравом.
Он терпеливо выносит причиняемое ему зло, но всегда готов прийти на помощь. Такие качества свойственны лишь людям, сердцем которых повелевает Бог. Потому что оно описывает не внешнюю мягкость, а внутреннюю кротость и доброту, не манеру поведения, а состояния ума и сердца.
Если обратиться к греческому тексту Евангелия, то можно увидеть, что словом кроткие переведено греческое слово «праос». Кроме значения «кроткий» это слово также переводится как тихий, ласковый, спокойный, сдержанный.
Все эти значения можно передать одним словом – беззлобный. Великий учитель монашеской жизни – Ефрем Сирин (306-373гг.) писал о кротких так: «Кроткий, если и обижен – радуется. Если и оскорблен – благодарит. Гневных – укрощает любовью; принимая удары – не метнётся; когда с ним ссорятся – спокоен; когда (его) подчиняют – веселится. В унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен…, чужд лукавства, не знает зависти». Кротость выражается не только во внешнем поведении, но это также внутренняя благодать души. Тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.
«Моисей же был человек кротчайший из всех людей самым кротким из всех людей на земле» - /Числ.12.3/. Когда же затрагивалась его собственная честь, то не было человека более кроткого. Он был дерзок, как лев, когда дело касалось Бога, но кроткий, как ягненок, когда речь шла о нем самом. Народ Божий – «взыщите смиренномудрие» - /Соф.2.3/, но одни более выдающиеся, чем другие, благодаря этой благодати, как Моисей, который именно поэтому подходил для работы, к которой был призван, требовавшей кротости и иногда даже больше. И иногда недоброжелательность друзей является большим испытанием для нашей кротости, чем злобность врагов». Сам Христос говорил о Своей кротости: «Я кроток и смирен сердцем…» - /Мат. 11.29/. Некоторые воспринимают следующие слова Христа, «ибо Я кроток и смирен сердцем», как отдельный урок, которому мы должны научиться на примере Христа. Нам надо научиться у Него кротости и смирению, смирять свою гордость и свой гнев, делающие нас такими непохожими на Христиан. Христос кроток и смирен сердцем, а потому может учить вас.
«Кротость есть такое расположение духа, соединённое с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться» - /митрополит Филарет Московский/. И ещё одно определение кротости: «кротость есть неизменное устроение ума, при котором человек и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым и искренно молится за обидчика» - /Иоанн Лествичник/.
Что, значит быть кротким. Слово «кроткий» обычно определяется в словаре как незлобивый, уступчивый, покорный, тихий и смирный. Однако использованное в Библии греческое слово имеет более глубокий смысл. Как замечает библеист Уильям Баркли, в этом слове «заключена мягкость…но за мягкостью скрывается твёрдость стали».
Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к блаженствам, ибо кроткие «наследуют землю» - /Мт.5.5/ говорил Иисус. Выражение «наследовать землю» синонимично великим благословениям.
Эта земля - небесный Иерусалим; она не бывает добычей состязающихся, но представлена в наследие долготерпеливым и кротким. Кротость, кроткий - есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Особенные действия Христианской кротости состоят в том, чтобы не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное нашим желаниям, не предаваться гневу, не превозноситься. Господь обещает кротким, что «они наследуют землю». Сие обещание в отношении к последователям Христовым вообще есть предсказание, которое исполнилось буквально: ибо постоянно кроткие христиане, вместо того чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Дальнейшее значение сего обетования в отношении к христианам вообще и порознь есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земле живых, - там, где живут и не умирают, то есть, получат вечное блаженство.
«Верующий человек должен не просто быть кротким в нужный момент – кротость должна стать частью его естества. Нельзя стать кротким одним только усилием воли, потому что при первой же возможности плоть проявит себя и вместо кротости проявится гнев, даже против воли. Быть кротким может только тот, в ком Дух Божий произвел Свое действие, кто сердцем понял, что вся его жизнь обретает смысл только во Христе Иисусе, и он стремится жить только одним Христом и только для Христа.
Быть кротким нелегко, но когда понимаешь, что все, что в тебе есть хорошего, все, что есть в твоей жизни, есть только благодаря Христу, - такое понимание не может не приводить к смирению, несмотря на желание плоти, всеми силами противостоять этому. Человек не может оставаться гордым, познавая величие Иисуса Христа в Его смирении. Более того, верующий человек должен быть кротким еще и потому, что ему, вменено в обязанность являть кротость окружающим людям и стремиться к тому, чтобы о его кротости было известно им: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» /Фил.4.5/.
Являясь плодом духа, кротость призвана побеждать, подавлять в человеке любые проявления гневливости, злобы. Таким образом, укорачивая себя, свой характер, мы призваны, не позволять злу распространяться на других людей. При этом не нужно забывать и о том, что очень часто неверующие люди прекрасно осведомлены о том, какими должны быть христиане, и они только того, и ждут того, чтобы указать вам на ваше несоответствие христианским качествам, если оно есть. Глядя на нас, любой человек должен иметь возможность говорить только одно – что мы соответствуем тем стандартам, которые установил для нас Бог. Мы должны проявлениями своего христианского характера лишить неверующих людей возможности справедливо упрекать нас в чем-либо.
Кротость должна быть известна всем, а не только близкому окружению (хотя на практике проявлять кротость к близким людям иногда намного сложнее, чем к другим). Ни один человек не должен иметь такой возможности сказать о нас, что он видел, как мы проявили гнев, раздражение, чувство злобы, злоречие. Зло прорывается наружу в том случае, когда сердце наполнено им настолько, что оно переливается через край. Сущность же новой природы человека состоит не в попытках удержать подпрыгивающую крышку чайника обеими руками, не давая таким образом вырваться гневу наружу, а в том, что сердце становится, неспособным выплескивать из себя какое бы то ни было проявление озлобления по той причине, что сердце наполнено Иисусом Христом. В возрожденной духовной природе человека нет зла по определению. Оно – часть ветхой природы, проявление плоти. Заставить замолчать плоть, когда она то и дело пытается вставить свое слово – вот что необходимо делать вовремя. Дух должен не только противиться плоти, но и побеждать ее. Свидетельство окружающих о том, что человек кроток, есть ничто иное, как свидетельство о победе духа над плотью, о Царстве Божием, пребывающем и господствующем внутри возрожденного человека.
«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в…кротость» /Кол.3.12/. Если человек является избранным Божьим, то он будет «облекаться в кротость» так, как это делают все избранные Богом люди. Если он не стремится иметь подобные одежды, то встает вопрос об истинности его избрания. Возрожденное сердце жаждет кротости, а не принуждает себя вынужденно подчиняться Богу. Своему ученику Тимофею Павел пишет, что он должен отвергаться сребролюбия и вместо этого преуспевать в кротости /1Тим.6.11/. Здесь Павел говорит о кротости как о некой школьной дисциплине, в которой верующий должен преуспевать. А преуспевать можно только в том случае, если ты хорошо усвоил предмет, постоянно его изучаешь, готов всегда дать правильный ответ. Христианин должен всегда учиться кротости, причем учиться так, чтобы быть лучшим и уметь тут же применять выученное на практике.
Библейский словарь Брокгауза: Кротость, кроткий. «Кротость» - синоним таких понятий, как «смирение», «покорность», «незлобивость». Это можно рассматривать и как то, что кроткие и незлобивые последователи Христа, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников и иудеев, преследовавших христиан, наследовали вселенную (христианство распространилось по всему миру), которой прежде обладали язычники.
Верующий должен испытывать нужду в кротости, жаждать ее. Почему так? Причина проста – без кротости человек не способен познавать истину: «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим. Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» - /Пр.24.8-10/.
Апостол Пётр «нетленную красоту кроткого и молчаливого духа» относит к наиболее сокровенным дарам человеческого сердца, «драгоценным пред Богом» - /1Петр.3.4/. Заглянем в самих себя: что мы можем сказать Тебе, Господи, относительно выполнения этой заповеди. В наших душах, увы, вместо кротости, Господи, живёт почти постоянная раздражительность. Нас все и всё раздражает, наше сердце буквально заряжено раздражительностью. Проснулись утром, вместо того чтобы сказать: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя, что Ты не погубил меня с беззакониями моими, а даровал ещё продолжение жизни», мы с раздражением и досадой отрываем голову от подушки и сетуем, что не доспали. С раздражением относимся к замечаниям домашних, даже любимых и любящих родителей, или сами непомерно раздражаемся тем или иным поведением ближних своих домочадцев, на детей покрикиваем, излишне изводим мелочными придирками всех окружающих: то нас раздражает чужая медлительность или, наоборот, выводит из себя их порывистость и быстрота. Вышли из дома – тоже всё раздражает: и погода, и транспорт; и на улице, и в магазине, и даже в храме, в церкви, куда приходим молиться, и даже мы все раздражаемся: тут жмут, там толкают».
«Посему отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» - /Иак.1.21/. Кротость это - укрощение бунтарского человеческого духа в свете любви, мудрости и милости Божьей.
Апостол Павел включил кротость в своё описание «Плод же духа: кротость» - /Гал.5.22.23/. Чтобы лучше понять, что такое кротость и чем она ценна, давайте, исследуем библейские примеры: «написано нам в наставление» - /Рим.15.4/. Мы узнаем не только то, что означает кротость, но и то, как её можно развить и проявлять во всех своих делах.
Если человек мудр как змея, он способен быть кротким как голубь. Поскольку кротость - это составляющая плода Божьего духа, разумно заключить, что она имеет прямое отношения к удивительной личности Бога. Ап.Пётр писал, что «кроткий и молчаливый дух, что драгоценно пред Богом» - /1Петр.3.4/. Да, Бог высоко ценит кротость, потому что она присуще Ему Самому. Одно лишь это – достаточное основание для того, чтобы все Божьи служители развивали кротость. Но как проявляется кротость, обладающая наивысшей властью?
«Святая кротость скромная, она не напоказ,
Покой в ней равновесия, уверенность в себе».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
|