«В сердце. В сердце. В сердце. Веру Бог вложил, чтобы в этом мире ты в победе жил сердце. Сердце. Сердце указало путь, чтобы нам с дороги к Богу не свернуть».
Сердце твое двулико: сверху оно набито мягкой травой, а снизу каменное, каменное дно. Так каково твоё сердце?
«Где сердце? - спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает: - Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев, и прочее - там сердце. «Сердце телесное есть мускулистый серчак - мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума». Все стороны христианина, все моменты в сложном подвиге его нравственного совершенствования неразрывно связаны с сердцем».
Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» - /Втор.6.5/. Исполнять заповеди Бога из любви к Нему – более надёжный гарант длительного послушания. А послушание из любви к Всевышнему может длиться вечность. Потому Бог и желает Своему народу научиться любить Его всем своим сердцем: в этом случае жизнь по Его законам будет приносить радость и удовольствие во все дни жизни их.
Это же подтвердит и сам Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим» - /Мат.22.37/ любить Бога должно не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Богу. Всем и всею, твоим и твоею - в приложении к тем центрам, которые определяют человеческую личность: сердцем как центром, контролирующим человеческое «я». Любовь к Богу от всего сердца сильна, удержать нас от всего, и вооружить против всего, что может соперничать с Ним на престоле нашей души, и обязать нас делать все, что служит Его славе, что угодно Ему. К Богу нужно стремиться сердцем: «Всем сердцем моим ищу Тебя. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою»- /Пс.118.111/; «потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» - /Пс.118.32/. Подобное доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» - /Пр.3.5/.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» - /Мат.5.8/, – узрят Бога очищенным сердцем своим и в сердце своем». «Я направил к ней душу мою, и сердце мое предал ей с самого начала – и при чистоте достиг ее; посему не буду оставлен ею» /Сир.51.27.28/.
Что же такое есть сердце по своему существу и каковы его основные свойства? На иврите «лев» означает «сердце. Например, известное из латинского «кардинальный» - главный, основной важнейший - происходит от греческого «кардиа» (сердце). Сердце (середце)-кардиа, находящееся в «середине», обычно является синонимом «главного», находящегося во «главе». Сердце является центром жизни вообще – физической, духовной и душевной. Оно есть центр, прежде всего, центр во всех смыслах»
В сердце представлена центральность человеческого существа, как тела, так и души (сердце – как «середина»): И лев признаётся самым главным – центральным (серединным) из животных, подобно как сердце в теле. И это совпадение в звуках «сердца» и «льва» неслучайно. Возможно, это наложение смыслов «сердца» по - еврейски – лев» и названия главного «кардинального». В Библии Христос именуется образно также как Лев от колена Иудина. Насколько здесь пересекаются смыслы «лев» как сердце (находящееся в середине всего) и Христос, и как подобный царю животных - льву, и как «Лев» - Сердце всего мира.
«Ибо от избытка сердца говорят уста» - /Мат.12.34/.Сердце – корень дерева нашей жизни, а слово – его плод. Пока не будет у человека чистого сердца, не может быть у него чистых уст. Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» /Лук. 24.32/. Не горело ли сердце наше? Даже если есть все необходимые знания, есть религиозность, есть набожность, но нет искры Духа Святого, который бы все это зажег - это не горение сердца. Дал бы Бог, чтоб горело сильней, и чтоб, чувствуя это, каждый Искупителя Христа видел ясней.
«Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю» - /Отк.17.17/. «Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими» - /Втор.11.18/.
«Блажен, кто будет упражняться в сих наставлениях, – и кто положит их на сердце, тот сделается мудрым; а если будет исполнять, то все возможет; ибо свет Господень – путь его» - /Сир.50.30/. «Бывают несчастные существа, - говорит Этьен Рей, - у которых есть сердце, чтобы страдать, но нет сердца, чтобы любить». В сердце каждого человека заложена сила, помогающая получить желаемое. Она не даст покоя, пока ты не дойдешь до той самой точки, к которой стремился. Все возможно при одном условии: по-настоящему хотеть того, к чему идешь. Смотрите, как спешно делается дело, которое нравится, к которому лежит сердце. А пред тем, к которому не лежит сердце, руки опускаются, и ноги не двигаются. Оттого умеющие собою править, встречая нужное дело, которое однако же не нравится сердцу, спешат найти в нём приятную сторону и тою, помирив с нею сердце, поддерживая в себе потребную для дела энергию. Движущая сила воли из сердца исходит. Не всё всем нравится и не у всех ко всему одинаково лежит сердце; но у одних больше к одному, а у других больше к другому. Это выражается так: у каждого свой вкус. Удовлетворение вкусом сердечных даёт ему покой – сладкий, который и составляет свою для всякого меру благо.
Таким образом, видно, что сердце наше точно есть корень и центр жизни. Оно давая знать о хорошем или худом состоянии человека, возбуждает к деятельности прочие силы и после деятельности их опять принимает в себя, на усиление или ослабление того чувства коим определяется состояние человека.
«Блажен, кто, путь, свершая тесный, кумирам тленным не служил,
В чьем чистом сердце Царь Небесный Себе обитель сотворил». В этом стихотворении Варсонофий Оптинский называет чистое сердце человека храмом Бога Живого.
В Книге притчей Соломоновых написано: О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» - /Прит.4.23/. Как мы развиваем и храним наше сердце в духовном отношении и как наше сердце оказывает влияние на нас, очень важно. Забота о своем сердце - это величайший труд каждого христианина. Без этого труда все остальные дела и всякое служение не имеют малейшей ценности перед Богом.
Если обратиться с такими словами к современному не церковному человеку, то он, скорее всего, воспримет это как предписание врача: не перетруждаться, не нервничать, соблюдать диету и прием лекарств. Но так ли надо понимать этот текст? Чтобы разобраться в этом, надо обратиться к толкователям Библии – святым отцам. Приступая же к этой теме, нельзя в восхищении не согласиться с пророком Давидом: «Приступит человек, и сердце глубоко» - /Пс.63.7/. Тут целый мир, целая вселенная, и даже Тот, Кто является Творцом вселенной.
Здесь же нас ожидают открытия за открытиями. С удивлением узнаешь, что заповедь, данную Адаму, – «хранить и взращивать райский сад» /Быт.2.15/, преподобный Макарий Египетский объясняет как хранение чистоты сердца.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» - /Мат.5.8/, – узрят Бога очищенным сердцем своим и в сердце своем. В сердце Бог встречается с человеком, там Он передает ему свое ведение, там человек обретает ощущение Его бытия. Для достижения этого общения и видения Бога необходимо очищение сердца. Это подтвердил Сам Господь.
Больному и омертвевшему сердцу необходимо исцелиться и очиститься, чтобы оно могло принести человеку ведение Бога. Чистое сердце - есть орган познания: «…духовное сердце – это «средоточие человеческого существа, корень деятельных способностей», «точка, из которой исходит и к которой возвращается вся духовная жизнь» человека, «источник всех душевных и духовных движений». Этот силовой узел по своему расположению приблизительно совпадает с сердцем телесным, главным органом кровеносной системы» - /Н.М. Новиков/.
Еще в древних культурах сердце рассматривалось как символ любви, центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу. Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий недостойным себя любви, не верящий в возможность любви или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Согласование своих истинных чувств с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем способствуя частичному или полному выздоровлению.
«Наше сердце чисто тогда, - говорит Старец Паисий Святогорец, - когда мы не позволяем злому помыслу о других проходить через наш ум. Только в том случае, если сам человек включает в работу добрый помысл, он имеет право на божественную помощь. Добрым помыслом человек очищает свое лукавое сердце…» Иоанн Кронштадтский пишет: «Заглядывай чаще в свое сердце, спускайся в глубь его, приведи в ясность сознания все, что в нем есть худого, и излечи во вздохах сожаления или в горьких слезах раскаяния всякое зло, скрывающееся в глубине сердечной. Испытывай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца – к Богу ли и к жизни будущего века, к примерным, блаженным и светоносным силам, небесным и святым, водворенным на небесах, или – к миру, к земным благам».
Есть церкви, в собраниях которых шумно и нет любви. Есть церкви, в собраниях которых тихо и любовь. Если кто-то оценивает церковь, исходя из стилистики проведения служений, то его сердце недостаточно чисто. Чистый же сердцем человек, оценивая церковь, будет вникать в суть: заповеди любви Бога.
Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» - /Иер.20.9/. Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» - /Лк.24.32/. В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» /Лк.6.45/. По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон /Рим. 2.15/.
Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона: говорила, что «чистота сердца приобретается жительством по заповедям Божиим. Только заповеди очищают сердце. Поэтому постоянным трудом должно быть направление своего сердца поступать по заповедям Божиим…». «Нужно стараться усвоить свое сердце Христу уподоблением Ему… Любовь Христову и уподобление Ему можно приобрести неуклонным исполнением Его заповедей. Мы же не только не исполняем заповедей, мы не знаем их, они чужды нашему сердцу».
В древнем представлении сердце – это центр жизни вообще, физической и психической, духовной и душевной, центр личности, средоточие эмоций, разума и воли человека. Сердце для египтян – это высший, абсолютный, безоговорочный. Владыка человека, голос его совести, его единственный судья. Сердце – это сосуд, который человек наполняет своими деяниями в течение всей своей земной жизни. От того, чем оно наполняется – светлым или порочным, божественным или тленным, зависит вся судьба человека не только при жизни, но также и после смерти. В мире ином, на великом суде, человека будут исключительно и в первую очередь по качествам сердца.
«Тот, кто несёт в сердце великую любовь к Богу, - говорит Петосирис, - получит на земле великое счастье, ибо Бог действует так, как действуют по отношению к Нему».
«Верующие - это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Бога; у которых, когда произносят Его имя, приумножается вера. Которые христиане уповают на Господа».
Сердце - это духовный орган, который Всевышний сделал местом познания, ощущения и прозрения. Человек осознаёт и понимает при помощи сердца веру, праведность, радость и веселье, печаль и боль, и многое другое. Человек отличает истину ото лжи, правильное от ошибочного при помощи сердца. Сердце подобно сосуду. Обладатель сосуда, наполненного верой, знанием, наставлениями, отличается добрым нравом и праведностью. И наоборот, мы увидим порочного человека, если его сердце поражено сомнением, алчностью, любовью к мирскому и жестокостью. Из этого следует, что праведность раба зависит от праведности сердца, а его порочность - от порочности его сердца, на это указывает достоверный хадис Пророка ислам.
Сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом, нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни.
«Значит верное сердце у птицы. А кто не полюбит голубя, - говорит М.Гроссман, - у которого верное сердце!». «Вело его верное сердце, давало силы переносить все невзгоды и испытания. Вас всегда помянут душевным словом за вашу твёрдость и верное сердце. Вот так и надо любить, выбирать по сердцу, и верность хранить до самого конца. Сердцем поэта М.Гроссман, раскрыл в них красоту жизни, мимо которой равнодушно проходят незаинтересованные, скучные».
«Ясно: если сердца все простых людей, - говорит В.Бианки, - будут полны горячей любовью к своему дому, к родине своей, то скоро всем проповедникам завоеваний чужих домов, чужих родин придёт конец на всём земном жаре».
«Сердце, тебе не хочется покоя! Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое! Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!» - /Исаак Дунаевский/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Бианки Виталий Валентинович (1894- 1959), детский писатель. Марк Гроссман, - писатель (1917-1986).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности