«Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2;13)
1. Введение. Проблема Закона
2. Отношение к Закону протестантизма
3. Законничество
4. Вера и Закон
5. Отношение к закону иудаизма и иудея Павла
6. Выводы
1. Введение. Проблема Закона
Проблемы закона всегда стояла остро и в иудаизме, где закон играет едва ли не центральную роль, и в христианстве. Часть этих проблем, на наш взгляд и породила теология Апостола Павла, точнее то, как его поняли и истолковали христиане. Стиль и манера письма апостола Павла, по свидетельству апостола Петра есть в чем-то неудобовразумительна, что и родило непонимание. Другая часть проблем была связана с отношением к закону уверовавших из язычников. Евреи уверовавшие в Иешуа Машиаха, как и остальные евреи, обязаны были соблюдать Закон Моисея, а для уверовавших из язычников Собор апостолов в Иерусалиме повелел соблюдать только небольшую часть закона, чтобы не отягощать новообращенных и чуждых закона людей. Однако со временем это стало восприниматься так, что христианам Закон не нужен вообще. Это породило множество проблем как среди христиан, так и в их взаимоотношениях с евреями. Таких как отвержение евреев (теология замещения), ереси, согласно которой Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – это два разных Бога, о ненужности Ветхого Завета и так далее…
2. Протестантское отношение к Закону
Протестантизм более чем другие направления в христианстве сосредоточен на Библии. Именно он утвердил принцип Сола скриптура, то есть, только Писание, взяв Библию за непререкаемый авторитет и источник познания Бога. В этом состоит как сильная сторона протестантизма, сумевшего благодаря реформации во многом очистить христианство от идолопоклонства, так и его слабая сторона, состоящая зачастую в буквальном понимании Библии. Несмотря на то что протестантизм очень трепетно относится к Библии, нередко – это отношение перерастает в буквализм то есть в буквальное понимание духовных вещей, из-за чего происходит искажение смысла. Одним из примеров такого искажения является такое понимание и интерпретация посланий Апостола Павла, как противника Закона, человека, который считает, что Закон уже отслужил свое и в лучшем случае пригоден лишь для того, чтобы доказать, что его исполнить невозможно.
Но такое понимание закона противоречит и самому Павлу, писавшему, что он закон не упраздняет, но наоборот, утверждает, и высказываниям Иисуса Христа о Законе, к примеру, о том, что небо и земля прейдут, но ни одна йота закона не исчезнет, покуда не исполнится всё.
И действительно, если читать послания апостола Павла, не учитывая общего библейского контекста, ни исторических реалий, то может показаться, что Павел отвергает Закон, считая его отмененным. К примеру, там где Павел рассуждает об оправдании верой и противопоставляет ее фарисейскому упованию на Закон, или там, где Павел рассматривает теологические аспекты различия веры и Закона, то вполне может сложиться впечатление о Павле, как о противнике Закона.
3. Законничество
Как же можно понимать многие высказывания Иисуса Христа и Павла, направленные якобы против Закона (например, о том, что конец закона Христос, или то, что верующие во Христа находятся не под законом и так далее)?
Ведь невозможно, стоя на позиции богодухновенности, то есть непротиворечивости Писания, утверждать что и Христос и Павел упразднили закон. Это мнимое противоречие снимается если понять, что Христос и Павел выступали не против Закона, как такового, а против законничества, то есть, неверного употребления закона. Законничество широко было распространенно как тогда, впрочем как и сейчас и в иудаизме, и в христианстве. Составляя правило на правило, закон на закон, с тем чтобы утяжелить бремя закона и выставить себя большими знатоками и уважаемыми учителями, фарисеи старались добиваться от своих подлеглых тщательного соблюдения буквы законы, часто отступая при этом от его духа. Как сказал Иисус, отцеживали комара, но проглатывали при этом верблюда. Недаром такая внешняя религиозность получила название – фарисейство - и из имени собственного превратилась в имя нарицательное.
Среди христиан, к сожалению, ныне также немало фарисеев, требующих исполнения правил, которые совсем не требует исполнять ни Писание, ни Сам Господь Бог.
4. Вера и Закон (Закон и благодать)
Из неправильно понятого Павла родился миф о том, что Закон противоречит вере и означает что-то противоположное. Но противоречит ли закон вере? Если бы закон противоречил вере, Бог бы не дал этот закон Своему народу. Ведь без веры Богу угодить невозможно. И именно закон утверждает необходимость веры. К примеру, как вы можете исполнить первую заповедь закона о любви к Богу, если вы не верите в Бога? Невозможно любить Того, в существование Которого вы не верите. Равно абсурдным выглядит утверждение протестантов о том, что закон невозможно исполнить. Закон исполнил Христос, как свидетельствует Писание.
И тот, кто пребывает во Христе, не грешит, то есть удовлетворяет требованиям Закона. Именно эту мысль выражает Павел, утверждая, что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. (Рим. 2;13)
Бог не возлагает на человека бремени, которое тот не смог бы понести. А иначе за что Бог наказывал Свой народ, как не за нарушение Его Закона? При протестантском понимании, что Закон невозможно исполнить, теряется смысл всего Ветхого Завета и логика Божья. Наказывать Свой народ за то, что он не смог сделать невозможного? Что за садист такой Бог?
5. Отношение к закону иудаизма и иудея Павла
Апостол Павел естественно был иудеем, фарисей из фарисеев, по его собственному определению, но никак не протестантом. В христианстве существует стереотип, что евреи якобы оправдываются законом. Из-за этого стереотипа, похоже, что и возник миф о том, закон противоречит вере. Но если спросить ортодоксального еврея - для чего ему нужен или дан закон, то он никогда не скажет, что для оправдания перед Богом. Он скажет, что закон дан для исправления человека и исправления мира ( тикун олам). В христианский терминологии это можно выразить словом – освящение. Законом познается грех, как утверждает Писание, то есть, благодаря Закону выявляется, а значит, и исправляется грех.
Если человек грешит, то не имея закона, он и не будет знать о том, что он грешит. Даже если у человека чистая совесть, которая осуждает его за греховное деяние или мысли, то часто человек, чувствуя внутреннее обличение, не может понять, в чём именно он не прав и за что ему нужно каяться. Автор этих слов может привести пример из собственной жизни. Будучи рожденным свыше человеком, я как-то неудачно пошутил над другим человеком, после чего меня начала обличать совесть. Тогда я обратился к Богу с просьбой показать – в чем состоял грех, ведь эта, по моему пониманию вполне невинная шутка, была вполне удачной. По побуждению я открыл Библию и мне открылась как раз та страница, где был описан закон о запрете нарушения межи ближнего. Тогда я понял что вторгся в личное пространство человека, чем доставил ему неудобства или даже обиду. Здесь мы видим, как закон помогает квалифицировать грех, чтобы осознать его и исправить.
6. Выводы
Таким образом, мы видим, что апостол Павел вовсе не противопоставляет закон и веру, но объясняет их функциональное различие. Подобно тому, как при воспитании родителями ребенка, необходима любовь и строгость, кнут и пряник, так и для воспитания и возрастания человека нужны и вера и закон. Без Закона, на одной только вере можно уехать не в ту сторону и удалиться от воли Божьей (впасть в ересь или обольщение, наподобие распространенного заблуждения, что верующим все можно, вплоть до греха, мол, благодать Божья всё покроет). С другой стороны, без веры, имея один только Закон, легко впасть в законничество. Апостол Павел утверждает и веру и Закон, упование на Небесное Царство, а также
на исправление человека и мира на земле, то есть на приход Господа Христа и установление Им Царства Божьего на земле. Сейчас, кстати иудаизм отличается от христианства тем, что уповает на земное Царство Бога, а христианство сосредоточено на Царстве небесном. В апостоле Павле снимается и это противоречие.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Гнозис - сокровенное знание. - Александр Комар Статья предназначена для людей Пламенная Вера которых В Господа нашего и спасителя Иисуса Христа требует совершенного интеллектуального подтверждения.
Как наука, Гнозис 100% научная и практичная. В гнозисе наука не отделена от религии. Гнозис изучает законы вселенной, которые недоступны на простой взгляд, но их можно доказать и они математически исполняются. Гнозис изучает от самой мельчайшей частицы до всей вселенной. Гнозис идёт к корню науки и знания человека.
Проза : Город твоей мечты 1 - Павел Сильчев Роман в жанре эсхатологической фантастики, с двумя основными сюжетными линиями. Это не богословский трактат, поэтому искать нужно основную идею, а не теологиеские недочеты. Надеюсь, мой труд доставит много удовольствия и хоть немного назидания любителям легкого чтения. Спасибо.