«Война – это, прежде всего расставания. С первых ее дней на призывных пунктах, на вокзалах разлучались люди» - говорит А.Барто. «Кто может знать при слове «расставание», - говорит Осип Мандельштам, - какая нам разлука предстоит». «Но везде разделения приносили много горя церквам и соблазнов для окружающих, - говорит Ю.Куксенко. Особенно тяжело проходили разделения по живому и по больному месту, т. е. среди родственников и друзей. Члены церкви, годами дружившие семьями, становились непримиримыми врагами. «Война - это травматическая эпидемия» -/Николай Пирогов/. «Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла и синее небо, и запах простого цветка?» - /О. Васильев/.
Понятно, что остается еще много вопросов. Как жить, когда война совсем рядом, когда в мирные города сторонники войны принесли смерть и горе?
Вот это, действительно, не победа братства, а победа над братством, так как за всем этим стоят разрушенные общины, разбитые семьи и покалеченные сердца. Генерал Йодль выражал сомнения: «Война «друг другом» - это такая война, когда всегда знаешь, как начать её, но никогда не будешь знать, чем она закончится. Любую войну с любой страной можно довести до победного конца. И только в войне с религиозностью нам не дано заранее, увидеть её финал…». И самым печальным является то, что и теперь, в юбилей этого движения, СЦ баптистов с особой силой подчеркивается и называется эта разруха «благословенным путем Господним». И если Церковь призывает людей идти за Христом, оставить грехи и начать сверять свои мысли и поступки по Евангелию, то сегодня получает естественный вопрос – «а как это возможно, если вокруг война с братьями по крови и вере, которые в одночасье стали врагами»? Первая особенность нынешней войны – это не только война между людьми братских народов или даже одного народа, но это война между членами одной Церкви. Война между близкими народами, а тем более, война внутри одного общества трагически обостряет противопоставление Евангелия и «мира сего».
«Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившеюся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Неужели те, не боятся ответственности пред Богом? Как же! Если таких руководителей как пастырь Г.Крючков баптистов, и другие - которые затеяли, войну раскола в церкви мир народа христианства так поднимает высоко. Как же страдалец войны в своей душе, на двадцать лет бросил семью с детьми и стал «героям веры». Не выполняя основную заповедь семьи, сказано: «Быть попечителем о доме» - /Тит.2.5/. Жена говорит: «Что делать? Есть возможность переселиться в лучшую квартиру: три комнаты меняют на нашу одну. Жаль упустить такой вариант». Я, - говорит Г.Крючков, - развёл руками: «Лида, ничем помочь не могу. Мне нужно срочно уезжать». Так она одна с детьми и переезжала на двадцать лет одна. И выводы делает: «Кто не заботится о себе тот хуже неверного». Эгоист. А Писание говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» - /1Тим.5.8/. Такова война семьи – расставание. «Война ревнива, - говорит Тим Уиллокс, - она требует любви только для себя одной».
Христос проповедует любовь к ближним – война делит ближних на своих и врагов. Христос заповедует ученикам: «да будут все едино» - /Ин.17.21/. Война разделяет человека с его единоверцами. Еще один аспект лжи – на словах многие выступают за мир, на деле – радуются войне. Есть христиане, которые стараются превратить миротворчество Церкви в благословение войны, святыни использовать как духовную санкцию войны. Священников же рассматривают как «комиссаров», поддерживающих боевой дух. И как это совместить, если война, тем более, внутри одного общества, всегда сопровождается злыми делами? Выход, видимо, только один – нелицемерное миротворчество во что бы то ни стало. И, правда, без прикрас и елейности.
«Как трудно, трудно расставаться, зная, - говорит М.Джалиль, что никогда не встретишь друга вновь». Мужчина не знает, как нужно расстаться; женщина - когда нужно расстаться. Не расставайся ни с кем, не сказав ему чего- нибудь поучительного или приятного! «И возвратился Иуда и войско его от преследования их и сказал народу: не бросайтесь на добычу, ибо война еще предстоит нам» - /1Мак.4.17/. «Война - не приключение, - говорит А. Сент-Экзюпери, война - болезнь. Как тиф».
Это война не только война плоти против крови и крови против крови, но и даже главнейшим образом, война духа против духа, мысли против мысли, война духа против мысли. «Из всех войн, которые народы вели между собою огнем и мечом, - говорит Э.Геккель, - религиозные были самыми кровопролитными». «Во все времена, начиная с правления Константина и вплоть до конца XVII столетия, христиане подвергались куда более лютым преследованиям со стороны других христиан, чем некогда со стороны римских императоров» - /Бертран Рассел/.
Но все мы – причём. Тут дело было не столько в победе, а в чем-то более важном. Важнее даже того, из-за чего возникает война. Надо было, чтобы в мире торжествовала честь. Мы отстаивали кодекс справедливости, нуждавшийся в постоянной защите. Ради него мы вступали в бой. Война была жестом, когда его величество Слово Божье не принималось в расчет. Какие же ценности отстаивали мы ценой разбитых носов? Кодекс. Кодекс поддерживали вожаки. Вожди были и у отщепенцев. Одни боролись «за правду», другие – противоборствовали. Каждому, впрочем, казалось, что прав именно он. Считалось, что вожаком может быть только сильный и справедливый, остальные требовали смещения. Как показало более позднее исследование, вожаки были просто фигурами, сталкиваемыми хитрыми режиссерами в четко продуманной игре. Рафаил не являлся вожаком, он был сам по себе. Вожаки были признанными мастерами войны, воинами, этот слыл мирным добродушным парнишкой с детства играющий в войну» - /С.Поляков – писатель/.
«Когда увидел Иуда, что разбежалось ополчение его, а война тревожила его, он смутился сердцем, потому что не имел времени собрать их» - /1Мак.9.7/. Итак война это не понимание и раздор без здравого смысла. Так каждый распял Христа, и каждый начал эту войну. Потому что вся эта бойня из-за катастрофической нехватки любви. Это кровавый пир тотальной войны: она калечит, убивает в детских садах и школах, офисах и квартирах, даже если там, казалось бы, нет боевых действий. Но она всё равно перемелет, сожрёт – не отсидеться.
«Итак, господин, не воюй с ним так, как бывает обыкновенная война» - /Юдифь 7.11/ . «....началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие… /Л.Н.Толстой. «Война и мир»/. Писатель Эдуард Лимонов вообще пророчит христианству новую Варфоломеевскую ночь, в кровавую историческую воронку которой будут втянуты все – и те, кто истово верует, и те, кто не верует вообще. По мнению писателя, война будет не церковная, а гражданская, и никого не минует чаша сия, ни у кого не получится отсидеться. «Кто такой верующий? – вопрошает Лимонов. – Это непременно активист. Это человек, выросший в групповой идеологии…». В этой войне враждующие стороны воевали за многочисленные слабо - заселённые местности в великом просторе. В результате этой войны первые творцы окончательно и бесповоротно разругались и стали друг другу враждебны. Закончилась эта война новым переделом, именуемым «Переделом Раскола».
«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» - /Мат. 24.6:Мр.13.7/. Надлежит? да, ибо размноженное среди людей и взбесившееся зло должно проявиться через человеческие войны; это его dei = надлежит; это его логика, его диалектика, его принцип. Война, как говорит Церковь, - следствие человеческого греха, неспособности достигать справедливости и взаимопонимания мирным путем. Война приносит многочисленные страдания и смерть простым людям, приводит к обогащению и возвышению немногих за счет большинства.
На этот счет хорошо написал А. Байдуков: «Считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае, ссылаясь на заповедь «Не убий», нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь «Не убивай»- /Исх.19.13. Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов: не вести войну. Войны введены в мир грехом, они происходят от человеческих похотей. Но бывают особые времена, когда войны тревожат и опустошают народы более чем в другие; так будет и теперь. Хотя вы будете лучше защищены от меча войны, чем ваши ближние, так как не участвуете во всеобщих распрях, однако этим не успокаивайтесь: вас более чем других, коснется меч правосудия, стороны, враждующие друг с другом, объединятся против вас.
Так и случилось, и впоследствии царь Давид прославлял за это Господа: «Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня» - /Пс.17.40/. Но знакомы ли мы с обратной стороной войны? Что мы знаем о людях, волею судьбы оказавшихся нашими врагами? Религиозная пропаганда в церквях, не допускавшая полутонов, пыталась представить всех без исключения погибшими однобокими картонными фигурами, которым неведомы чувства жалости, сопереживания, страха за близких. Разумеется, на деле все обстояло не так: и по ту сторону линии фронта находились тысячи людей, которым война принесла лишь боль и страдания. Сострадание в войне у язычников оказывается больше, чем у называющих христиан: баптистов, харизматиков.
К своим юбилеям отделенные баптисты, как правило, издавали брошюры «…лет по пути возрождения». Как показала история, возрождение сменилось стагнацией и упорным межцерковным противостоянием. С исторической высоты сегодняшнего дня можно с горечью заметить, что путь возрождения слишком быстро стал путем разделения, по которому отделенные упорно шагают вот уже пятьдесят лет. И выводы не делают, стоят в войне.
Признавая историческое значение «инициативы» 1961 года, роль движения в борьбе за свободу совести и свободу церкви, нельзя не сказать правды о том, инициатива реформ была подменена инициативой радикализации и не привела к церковному обновлению. Путь «отделения» завел в тупик.
Правда в том, что инаковость церкви не предполагает постоянного религиозного радикализма и принципиальной социальной маргинализации. При отсутствии межцерковного общения (частью которого каждая церковь призвана быть) и диалога с советским и постсоветским миром (которому каждая церковь призвана служить) обновляющие реформы в среде «отделенных» были и остаются невозможными. Сегодня в церковных реформах нуждаются и «отделенные», и те, от кого они в свое время отделились. Но ирония истории состоит в том, что реформаторский импульс крайне редко исходит из одной среды дважды» - /Михаил Черенков/.
«Прошла война, прошла страда, но боль взвывает к людям: давайте, люди, никогда об этом не забудем» - /А. Твардовский/. Так будет. Печати сняты. Потому самое время – учиться искусству любви, всегда и везде, а особенно сейчас, во время войны. Так учится плавать тот, кого швырнули в бушующий океан. Христос говорит «По тому узнают все, …если будете иметь любовь между собою» - /Иоан.13.35/, а не войну расставаний.
Источник: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Куксенко Юрий Фёдорович – духовный служитель, руководитель евангельских христиан-баптистов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Масленница - Людмила Солма День сегодня лучезарно-чудесный, солнечный, с легкими облочками на пастельно голубом небе, с капелью за окном - многообещающий классический конец зимы. Весна на подходе...