Это место Священного Писания не только заслуживает того, чтобы внимательнее рассмотреть его (всё Писание заслуживает этого), но и само по себе очень интересно для разностороннего исследования.
Итак, по порядку: "А утром опять (Иисус) пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. (Ин.8:2-5)".
Книжники и фарисеи пришли к Иисусу, не как к судье – они задумали коварную ловушку, чтобы осудить Его Самого. Коварство их заключалось в том, что скажи Иисус: "Поступите по закону Моисееву", – и они обвинили бы Его в нарушении Римского закона (Ин.18:31), скажи: "Не убивайте", – обвинили бы в нарушении закона Моисеева, а скажи: "У вас есть судьи, к ним и приводите на суд" – они сказали бы Ему: если ты не имеешь власти судить нас, то, как смеешь называть себя Мессией и как смеешь осуждать и изгонять торговавших в храме. По сути, тем людям не было дела ни до закона Божьего, ни до греха прелюбодейки, – они использовали её лишь как "инструмент" для задуманной ловушки.
Кроме того, они поступили лицемерно, ибо сами прелюбодействовали, и использовали блудниц для вожделений своих (если бы в Иерусалиме не было спроса на блудниц, их бы и не было), а тут осудили прелюбодеицу.
Хочу обратить ваше внимание ещё на один момент: "Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле". Рукой Иисуса Христа, Само Слово Божие – Мудрость Божия, написала слова, но книжники и фарисеи, не читая их, оставили на попрание ногами прохожих.
"Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень". (Ин.8:7)
Закон однозначно и очень строго судит за прелюбодеяние (Лев.20:10), и в нём нет оговорок, что осудить прелюбодейку может лишь тот, кто сам без греха, – почему же тогда Иисус Христос ответил: "Кто из вас без греха…"? Ведь таким ответом Он, по сути, освободил от наказания не только эту прелюбодейку, но и других прелюбодеиц, потому что раз нет людей без греха, то, получается, что и судить их некому.
Если рассуждать поверхностно, то можно подумать, что так. Но так ли это на самом деле, ещё нужно разобраться.
Должен заметить, что простив прелюбодеицу, Иисус Христос ни на йоту не нарушил закон Божий и ничего не прибавил к Нему, потому что слова прощения прелюбодеиц первым изрёк не Он, а пророк Осия по Божьей воле возвестил пред впавшим в идолопоклонство и блуд народом Израиля: "Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. (Ос.4:14)".
Теперь о том, как Господь Бог относится к греху прелюбодеяния и в каких случаях Он не осуждает прелюбодеиц. О том, что закон против прелюбодеяния действовал и по прежнему действует, говорил и Сам Иисус Христос (Мф.5:32), и Апостолы (1Кор.6:9,10; Иак.2:10,11). Только в НЕКОТОРЫХ ситуациях, в каких, решает Сам Бог, Он не осуждает прелюбодеиц, и этому всегда есть причины. Почему Иисус Христос не осудил прелюбодеицу, которую привели к Иисусу фарисеи и книжники – об этом я расскажу ниже. И в ситуации, о которой написано в книге пророка Осии (Ос.4:14), Господь Бог тоже пояснил, почему не будет судить дочерей Израильских, когда они прелюбодействуют: в той ситуации, когда весь народ Израиля погряз в блуде и идолопоклонстве (блуде против Бога), судить нужно уже весь народ, и суд начинать не с самих беззащитных – девушек, которых вовлекают в блуд, а с царей и священников, которых никто не вовлекал в грех – они сами вводили в соблазн и принуждали других. Суд Божий над Израилем тогда не замедлился: вскоре пришли полчища Ассирийцев и разорили страну, и увели народ Израиля в плен.
"Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди". (Ин.8:9)
Разошлись, осознав в сердцах своих, что грешат пред Богом…
Апостол Иоанн на этом завершил рассказ о фарисеях и книжниках, – дальше пошло повествование о кающейся грешнице.
Нам же, читающим Евангелие, ещё рано мыслями устремляться вперёд.
Братья и сестры во Христе, может и вы поступаете так же, как те фарисеи и книжники, которые привели прелюбодеицу на суд? Я говорю не о коварстве, с которым они задали вопросу Иисусу Христу, а о их равнодушии по отношению к соотечественнице, их равнодушии по отношению к правосудию. Ведь если бы этих людей на самом деле волновало правосудие, то на суд они привлекли бы не только женщину, но и мужчину с которым она прелюбодействовала. Так же не волновала их и судьба женщины, которую они, влекли на смерть не ради законности, а потому что она подходила им в качестве "ловушки" для того, чтобы уловить Иисуса Христа в слове.
Подобное равнодушие по отношению к верующим и равнодушие в отношении того, чем занимается церковь, я видел много раз. Я видел, как в церквях судили верующих, не вникая даже в то, за что их судят, не говоря уже о доказательстве их вины, и почти все члены церковного собрания голосовали: "за", а потом в своё оправдание говорили: "Не я же их осудил, а вся церковь". Я видел, с каким безразличием со стороны верующих поместные церкви вовлекались в различные, как правило, сугубо гуманитарные мероприятия – лишь бы поскорее проголосовать "за" и разойтись по домам, и никому не было дела до того, по Божьей ли воле они поступают. Зачем думать, зачем бодрствовать и трезвиться, если можно сказать: "Не я так решил, а вся церковь", и всё, успокоил свою совесть.
Равнодушие к братьям и сестрам во Христе, равнодушие к тому, чем занимается поместная церковь. Равнодушие…
"Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". (Ин.8:10,11)
После того, как все разошлись, до неё никому уже не было дела – ни бывшим обвинителям, ни ученикам, ни народу, собравшемуся на территории храма, ни даже Иисусу Христу, – но прелюбодеица стояла и ждала. Чего она ждала – суда? Да, суда.
Она стояла уже не перед человеками, а пред Богом в покаянии за свой грех и ожидала суда Божьего. Добровольно предстала на суд Божий – законный и строгий суд, но вместо осуждения получила Божию милость, ибо Иисус пришёл не судить, а спасти погибшее (Ин.3:17).
Братья и сестры во Христе, разве не то же самое происходило и с нами в момент покаяния? Не стояли ли и мы так же пред судом Господним в покаянии и отчаянном ожидании, зная, что приговор, который мы заслуживаем по делам своим, может быть только один: смерть? Но мы стояли и ожидали суда, ожидали с болью и печалью – смертельной печалью, что мы такие грешные.
"Господи, я не хочу больше быть таким! Господи, я не хочу больше так жить! Лучше умереть, чем нести на себе грех, что жжёт виной моё сердце! Прости меня Господи! Хотя я и не заслуживаю прощения, но молю Тебя, ибо хочу стать другим, стать похожим на Тебя, Господь мой и Бог мой, Иисус Христос!" – из самого сердца изливались слёзы покаяния… А потом была радость познания, что прощён Спасителем.
Те слезы покаяния невозможно забыть, ту радость сердечную от прощения тоже невозможно забыть.
Своего покаяния и Господнего прощения никогда не забудет и та женщина, что стояла перед Иисусом Христом – никогда; хотя мы и не знаем, как сложилась её дальнейшая жизнь.
Фарисеи и книжники, будучи обличаемы совестью, ушли. Они думали, что уходят от Судьи, а уходили от Спасителя – так бывает со всеми, кто ищет суда над другими и боится суда над собой: они уходят от Того, Кто может даровать милость.
Комментарий автора: Это место Священного Писания не только заслуживает того, чтобы внимательнее рассмотреть его (всё Писание заслуживает этого), но и очень интересно для разностороннего исследования.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 1383 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
А волки кто? Обновление - Николай Николаевич Кто такой волк в овечьей шкуре применительно к библейскому тексту? Это тот, кто прячет свою внутреннюю сущность от всех остальных. Но мы то их знаем.