«Жить только для себя, - говорит Менандр, – не значит жить. Живёт лишь тот, кто не для одного себя живёт». Жить для себя. На мой взгляд, так живут те, у которых нет семьи, близких и друзей. А может и есть, но человек, же живёт для себя. Ни о ком не печётся не переживает и всё для себя. «А на самом деле – так, вид делаете. Вы же боитесь открыться. Вы ж все чувства в себе зажимаете. Не даете им проявляться! - Ну, это же неприлично, когда чувства напоказ. Я их подавляю в самом зародыше. - Вот и объяснились ваши проблемы с дыханием. Накопили, понимаешь ли, в себе зародышей. Вся грудь забита. То-то вам и не дышится глубоко. Чувства подавлять – это преступление по отношению к себе». «Лучший способ испортить себе настроение - говорит священник Константин Камышанов, - начать думать о себе. Лучший способ испортить себе жизнь - жить только для себя».
Тот, кто мог убедить себя в необходимости скопить богатство для себя постепенно убедил себя и в том, что не нужно давать нуждающимся. «Ой, как раз мой размерчик!», - «Это мне, это снова мне, это опять мне...», - /к\ф «Свадьба в малиновке»/. Большая ошибка жить ради себя. Живя ради себя, мы учимся только брать, а значит, прокачиваем такие пороки как эгоизм и алчность. Когда человек живет и действует только ради себя, его душа перестает развиваться и, в конечном счете, блокируется. А дальше малодушие, внутренняя ущербность и отсутствие счастья.
Что ж, жить только ради себя, наверное, тоже можно? Но тогда ты станешь эгоистом, превратишься в корыстного, чёрствого, меркантильного человека, который будет стремиться извлекать выгоду из всего, причем выгоду, только для себя. В человека, который откажется от всяких моральных и нравственных ценностей; которому будет плевать на общество, на судьбы других людей, не говоря уже о законах и различных морально-правовых нормах. Много есть на земле христианских течений. Люди славят Христа, но живут для себя. Любить себя означает жить по самым высоким нравственным и духовным стандартам. Вот что такое любить себя. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Фарисеи: баптисты, харизматики часто постились и подолгу молились, но этим служили себе, своей гордости и алчности.
Хочешь жить для себя. Живи для других. А любить другого человека означает в духовном смысле относиться к другому точно так же как к себе. Мысль, что любовь к людям предполагает также любовь к себе, а любовь к себе – любовь к людям, по-видимому, так же стара, как и сама философия.
Заставлять себя хотеть - ловушка, в которую может попасть тот, кто пытается жить так, как он хочет. Любые ловушки рождаются из того, что главными становятся идеи и соображения, а не желания. А работает эта ловушка так. Человеку становится нужно что-то получить. Ловушка опасна тем, что реально трудно признать, что ты не хочешь чего-то. Чего-то важного, что признано как нужное, правильное и хорошее. А ты его не хочешь. Да не может быть, конечно же, хочу - и продолжается самообман.
И тот, кто вкладывает в свое деяние смысл и пользу и тем самым себя подпитывает, питается, на самом деле, пустотой. Все и так всё делают для себя. Просто кто-то понимает это и становится свободным, а кто-то предпочитает твердить «делая для себя, я делаю это для других». Бывает, приходят люди и говорят: «Сегодня, отче, молись только обо мне и ни о ком другом». Вот какие претензии! Ведь это всё равно, что говорить: «На этом поезде поеду только я, чтобы никого другого в вагонах не было». Но ведь поезд так и так едет, почему бы и другим на нём не поехать? Поставь себя на место другого, тогда поймёшь, что ему нужно. Если будешь сидеть в своей скорлупе, то не сможешь понять, что нужно другому человеку.
О чем богат человек заботился и беспокоился: «построю большие, … и соберу туда весь хлеб». Увидев на своих полях необыкновенный урожай, он, вместо того чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, как написано: «отпускай хлеб твой по водам» - /Еккл.11.1/ начал тревожиться: «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». Он говорил как человек, зашедший в тупик и полный недоумения: Что мне делать? Самый бедный нищий, не знающий, где добыть кусок хлеба, не мог бы говорить с большей тревогой, чем этот богач. Тревожная озабоченность - обычный плод земного богатства и общая ошибка обладающих им. Чем больше человек имеет, тем больше у него трудностей, связанных с богатством, тем больше стремления сохранить то, что он имеет, и добавить к нему, тем больше и забот, как все сохранить и как потратить; так что именно изобилие богатых лишает их сна, поскольку они постоянно думают, что же им делать с ним, как его распределить. Какие приятные надежды он связывал с осуществлением своих планов. «Тогда скажу душе моей, уверенный в том, что хорошо обеспечил себя, независимо от того, скажет это Бог или нет: душа! - заметь, что я говорю, - много добра лежит у тебя на многие годы в этих житницах, теперь покойся, ешь, пей, веселись» - /Лук.12.16-19/. И в этом проявляется его безумие, так как наслаждаться богатством так же безумно, как и стремиться к нему.
Еще мы должны знать, что человек, который живет для себя, никогда не может быть по-настоящему счастлив. Он всегда и всем недоволен. Потому, что, сколько бы он ни приобрел, ему хочется приобрести больше. Сколько бы он ни накопил богатства, ему кажется, что у соседа дела идут лучше. А когда мы начинаем смотреть на окружающих нас людей и сравнивать свою жизнь с их жизнью, тогда мы попадаем в сети зависти и тогда и то богатство, которое сами имеем, не приносит нам радости, потому что у ближнего больше». «Так бывает с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет» - /Лук.12.21/. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. В нашей культуре вообще не принято жить для себя – нужно обязательно вступить в какой-то клуб, общество или партию. Человек, желающий просто воспитывать детей, ходить в Церковь, обустраивать свою жизнь, вызывает подозрения.
«Тщеславный человек чересчур занят собой, - говорит Стендаль, - ему недоступен «талант растворения»: ни в чуде искусства, ни в чуде любви». В наше время большинство думает о том, как сесть на место другого, а не как поставить себя на его место. Иногда наблюдаю, как некоторые подходят к причастию, обгоняя других. Каждый из них думает: «У меня дела, я спешу» – и не думает: «А достоин ли я причаститься?» или «может, другой человек больше меня спешит?». Ничего подобного! Причащаются и спокойно уходят. А ведь даже если тебе не хватит Причастия, то ты должен радоваться, что оно досталось другому, а не тебе. А если у священника только одна частица, одна жемчужина, и найдётся больной человек, находящийся при смерти, которому нужно Причастие, ведь тебе нужно радоваться, что не ты причастишься, а он. Вот чего хочет от нас Христос. Как написано: «Больной отвечал Христу: но не имею человека, когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» - /Иоан.5.7/. Вот так Христос и входит в сердце, наполняя человека радостью. Если мы думаем только о себе и делаем только то, что нам хочется, то потом начинаем хотеть, чтобы и другие думали о нас, служили нам, помогали,… то есть, чтобы всегда было хорошо нам. «Мне так хочется», – говорит один, «А мне по-другому», – говорит другой. Каждый стремится к тому, что нравится ему, но покоя не находит, потому что настоящий покой приходит тогда, когда человек думает не о себе, а о других.
Легко понять, когда люди в состоянии охватившего их страха спасают себя за счет других. Здесь ими руководит инстинкт самосохранения, который присущ всем живым существам. А жертвенная любовь – откуда она? Ведь она противоположна основному эволюционному принципу, согласно которому сильнейшие выживают за счет более слабых. Физически может быть, а духовно?Нам же открыто навязывается этот стиль жизни: «Люби себя и плюй на всех и в жизни ждёт тебя успех!». Но «любовь к себе» коварная штучка – она никогда не довольствуется тихой «самостью», она должна протрубить о себе во всеуслышание. Я же тоже Звезда! А тут какая-то N.! Пойду-ка, скажу, что он – дурак. Откуда у современных людей христиан столько ненависти друг к другу? «Ларчик открывается проще некуда. От любви к себе!»
Любовь человека к самому себе является предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой иной его любви. Любовь к себе – это та начальная школа любви, без овладения элементарной грамотностью, в которой остаются недоступными «высокие университеты» любви. «Человек любящий только одного человека и не любящий «своего ближнего», - пишет Э.Фромм, - на самом деле желает повиноваться или господствовать, но не любить. Кроме того, если кто-то считает, что любит ближнего, но не любит самого себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной. Любовь основана на утверждении и уважении, и если человек не испытывает этих чувств в отношении самого себя, - ведь Я в конце концов тоже человеческое существо и тоже ближний, - то их и вовсе не существует».
Любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернативы. Напротив, установка на любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других. Многое в нашей жизни извратилось, прежде всего, нарушились наши естественные отношения с самим собой - доверительные, уважительные и заботливые. Мы перестали себе нравиться, результатом чего и явилось повальное компенсаторное развитие горделивости и кичливого самодовольства – говорит профессор К. Сельчёнок.
«Благое по своему виду устремление к любви оборачивается злом, когда употребляется на благо лишь себе. Такое пагубное устремление является основным источником всего несовершенства в мире, «все остальные виды зла, все несовершенства в мире суть следствие этого основного нравственного зла себялюбия, эгоизма» - /Н.Куксачёв/. Верующие, как угли: вместе пышут жаром, а по отдельности затухают.
«Любить себя можно двумя способами, - писал известный христианский писатель К. С. Льюис. - Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить.
Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все «я» на свете, кроме их греха. Дурной аскетизм калечит душу, истинный - убивает самость. Лучше любить себя, чем не любить ничего; лучше жалеть себя, чем никого не жалеть». «Наши молитвы так немощны, а благочестие такое пресное, так скучна и угрюма наша самодельная аскетика, потому что мы слишком взрослые и давно уже не помним той естествен¬ной радости, быть, которой непосредственно жив каждый ребенок, - пишет архимандрит Савва (Мажуко).
Святитель Филарет Мо¬сковский говорит, что «прежде чем призванные стали называться Христианами» - /Деян.11.26/, они назывались учениками: «и будете Моими, - говорит Христос, учениками» - /Иоан.15.8/, и если христиане ими быть не хотят, то не для них было проповедано Евангелие». Эти слова - уже достаточное вразумление людям, не желающим прилагать усилий для изучения собственной веры, духовного на¬следия, и в особенности тех, кто ищет такому не¬желанию благовидные оправдания.
Жизнь для себя – отношения: Всё - мне, а тебе, - как получится. То есть, жизнь ради себя – я беру от жизни (людей и обстоятельств) всё, что только можно и желаемо. А отдавать (отрывать от себя) ничего и никому не собираюсь. «Давно уже отмечено, что главный психологический «нерв» характера Печорина, - персонажа книги М.Лермонтова: «Герой нашего времени», - главная внутренняя пружина его побуждений и поступков – индивидуализм. Действительно – на всём протяжении романа Печорин обнаруживает себя перед нами человеком, привыкшим смотреть «на страдание и радости других только в отношении к себе» - как на «пищу», поддерживающую его «душевные силы». Именно на этом пути ищет он забвения от преследующей его «скуки», именно этой «пищей» пытается заполнить как-то гнетущую пустоту своего существования. Он идёт по жизни, ничем, в сущности, не жертвуя для других – даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь «для себя», «для собственного удовольствия», - и именно индивидуализм, именно эта психологическая доминанта печоринского характера составляют главную сферу художественного исследования, главный объект художественного внимания Лермонтова».
«И пусть даже Печорину и не суждено было обрести истину человеческого существования. Истина – вещь дорогая: чтобы добыть её, иной раз нужны усилия многих поколений. Одной жизни на это может и не хватить. Но зато всякая жизнь, бывшая действительным поиском этой истины, навсегда входит в духовный опыт человечества. Так же как жизнь героя лермонтовского романа».
«Если хочешь жить для себя, - говорит Сенека, - живи для других». «Цени то, что у тебя есть, всегда оставайся самим собой и живи не ради жизни и не ради самого себя. Живи ради всех тех, кого ценишь и кем дорожишь». Христианин живёт не для себя, а во имя Бога, и все его действия как Христианина должны вести к служению ближнему и поклонению Всевышнему Богу. Чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. И.Виноградов - философ.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности