Сам церемониал «освящения» в православии представляет собой дремучее средневековое колдовство. Унаследованное христианами у древних иудеев - те освящали свои храмы методом принесения в жертву животных, возлияниям крови на алтарь, пения молитв и «банкета». Многие древние обряды иудаизма в христианстве стали символическими. Теперь вместо крови священники льют на предметы освящения так называемую «святую воду», которую сами же и производят из обыкновенной путем - произнесения молитв и погружения в нее креста.
«Освящение молитвенных домов в баптизме. Все вновь построенные и капитально отремонтированные молитвенные помещения подлежат освящению и посвящению Господу. При освящении молитвенного дома объявляется торжественное собрание, на котором зачитываются места Писания соответственно теме, после чего пресвитеры выходят пред лицом народа и, подняв руки, совершают молитвы. Есть некоторые рассуждения: соответствует ли выражение «освящение» тому служению, которое мы совершаем? Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии». В процессе освящения негативное воздействие будет снято, а вещь к тому же обретет благодать. Да соответствует, говорят баптисты так как «все освящается словом Божиим и молитвою» - /1Тим.4.5/. Зачем брать, вырывать один стих из Библии и подстраивать под себя? Выше в этой главе написано: «Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно» - /1Тим.4.4/.
Для вас Новый Завет это путеводитель по жизни? В первом веке уверовали тысячи людей, и они не строили зданий, иметь здания это нарушить гармонию духовной семьи. Поэтому современные церкви больше похожи своим устройством на театры, нигде не делают сейчас «вечери любви» как раньше. Сейчас просто принимают причастие (кусочек хлеба и глоток вина), а раньше по домам, а все это делалось по домам во время ужина. По Писанию, были домашние церкви у частных лиц (Акила и Прискила например) - /Рим.16.3.4/ «...и домашнюю их церковь...» - /Кол.4.15/ «...и домашнюю церковь его…» - /Флм.1.2/ «...и, преломляя по домам хлеб,… /Деян.2.46/ ...и чему не учил бы вас всенародно и по домам» - /Деян.20.20/. Чтобы не тратили время на поездки, в больших городах через весь город. В домашней церкви больше было уютна и комфортна и беседа проходила назидательно. Формат встреч был абсолютно другим. Этого вы не можете не признать, а сейчас все упрощено и выхолощенно. Зачем упрекаем тогда православных, что они строят храмы, если сами строим, но назвали «Домом молитвы». Просто чуть проще, без куполов и колоколов, зато с крестом и с освящением. А Господь спросит нас за живой храм, за Тело Его, а не за камни.
Почему первые христиане могли молиться по домам, а мы теперь не можем? Мы тратим деньги, силы и средства для строительства и содержания каменных зданий, а живые камни порой зубных протезов не имеют, дров на зиму, крыши над головой и т.д. Почему нас не заботить живой храм Христа, а наше комфортное пребывание в здании в течение нескольких часов в неделю так сильно нас волнует. Спросит ли нас Бог о мертвом «храме-доме Молитвы» или все-таки о живом Его Теле. И сегодня Бог ждет от нас посвященности, чтобы мы были тверды, чтобы соответствовали Божьим стандартам. «И говорил им Иисус: написано, – дом Мой домом молитвы наречется» - /Мат.21. 13/. Принять имя, назваться, но не освящаться. Позвольте спросить, а освящение - это что, не всецело деяние Божие, ради жертвы Христовой? Т.е. человек оправдывается ради Христа, а освящается потом сам, без Жертвы, без Христа? Освящение - дело Божие или человеческое? Часто бывает, что человек, говоря об освящении, имеет в виду положительные черты характера или добрые дела, которые на его взгляд являются результатом освящения. Но будем опасаться ограничивать истину своими понятиями и односторонними, поверхностными представлениями. Любой духовный, религиозный вопрос должен рассматриваться в соответствии с божественной целостностью и полнотой Слова, без всяких ограничений и ущемления. И мы должны быть особенно бдительны в таком важном вопросе, как освящение.
Употребляемое в Септуагинте греческое слово гагиадзо =«освящать» по смыслу почти полностью совпадает с евр. словом кадаш = «освящать», «святить». В Ветхом Завете идея освящения представлена целой группой слов, имеющих общий корень – «кадаш» - освящать, «кодеш» - освящение, «кадош» - освященный.
«Ибо воля Божия есть освящение ваше» - /1Фес.4.3/. Слово «освящение» означает посвящение и отделение для святого использования. Таким образом, освященные верующие - это те, кто отделился от мира и посвятил себя служению Богу. Освящение имеет две составляющие: первая (отрицательная) указывает на отсутствие определенных вещей, а вторая (положительная) - на наличие определенных моментов.Первая составляющая освящения заключается в очищении от грехов. Грех сравнивается с закваской, которая прокисает, и с проказой, которая разрушает. Освящение очищает «старую закваску» - /1Кор.5.7/. Хотя оно не удаляет грех из нашей жизни, тем не менее, оно убивает любовь ко греху.Вторая составляющая освящения — это духовное очищение души, которое в Писании называется «обновлением ума вашего» - /Рим.12.2/, в результате чего мы становимся «причастниками Божеского естества» /2Пет.1.4. Священники по закону не только омывались в умывальнике, но и облачались в священные одежды /Исх.28.2/. Поэтому освящение не только омывает от греха, но и облекает в непорочность.
Что же такое освящение? Это особое действие благодати, производящее спасающую работу, посредством которой сердце становится святым, похожим на сердце Бога. Освященный человек носит не только имя Бога, но и Его образ. Чтобы раскрыть сущность освящения, освящение - это сверхъестественное действие, которое совершается Божественным образом. По своей природе мы осквернены, и Бог применяет Свою исключительную силу, чтобы очистить нас. «Я Господь, освящающий вас» /Лев.21.8/. Сорняки растут сами по себе, а цветы выращиваются садовником. Освящение — это цветок, посаженный Духом, поэтому оно называется освящением от Духа /1Пет. 1.2/.
Освящение - это внутренне воздействие, оказываемое, в основном, на сердце человека. Такая душа называется «сокровенный сердца человек» /1Пет.3.4/. Роса увлажняет листья, а жизненный сок сокрыт в корне. Так и религия некоторых людей состоит лишь из внешних проявлений, а освящение глубоко укореняется в душе. «Ты… внутрь меня явил мне мудрость» -/Пс.50.8/. Освящение оказывает пространственное влияние и распространяется на всего человека. «Сам же Бог мира да освятит вас по всей полноте» - /1Фес. 5.23/. При освящении воля становится уступчивой и согласуется с волей Бога. Освящение — это не мертвое состояние, оно разгорается в ревность. Вода кипит, когда достигает высокой температуры, точно так же святым является тот, чья религия разогрета до определенной степени, а сердце кипит от любви к Богу.
Освящение - это прекрасный процесс. Благодаря освящению Бог и ангелы могут любить нас. Писание называет его благолепием святости /Пс.109.3/. Как солнце освещает и украшает мир, так и освящение украшает и усыпает блестками душу в глазах Бога. То, что делает Бога прославленным, воздействует и на нас. Святость - самый сияющий драгоценный камень в венце Бога Отца. Господь «величествен святостию» - /Исх.15.11/. Освящение - это первый плод Духа Святого, это небеса, зародившиеся в нашей душе. Освящение и слава отличаются только по степени: освящение - это семя славы, а слава - это цветок освящения. Освящение имеет прогрессирующий характер. Оно возрастает и сравнивается с растущим семенем: вначале появляется росток, потом - колос, а затем в колосе созревают зерна. Таким образом, те, кто уже освящен, могут стать более освященными /2Кор.7.1/. Без освящения мы не можем показать признаки своего избрания (2Фес.2.13/. Избрание - это основание нашего спасения, освящение - доказательство его. Освящение - это клеймо на избранных овцах Христа. Основное, к чему должен стремиться христианин, - освящение. Освящение - это то, что «одно только нужно». Освящение - это наш чистый, светлый облик, который делает нас похожими на небеса, усыпанные звездами; это наше благородство, благодаря которому мы рождены от Бога и становимся сопричастниками Божественной природы
Посвятить - предназначить, отдать. Освятить - сделать почитаемым, священным. Два принципа в отношение с Господом посвящение и освящение. Без первого не будет второго, потому что Господь ничего не делает без нашего добровольного желания, и Он приходит в нашу жизнь только с нашим выбором доверится Ему. «…братья, вы знаете, что домашние Стефана были первыми людьми в Ахайе, которые поверили в Мессию. Они посвятили себя служению Божьему народу» - /1Кор.16.15/. Посвящение добровольный выбор человека. Посвящая человек, отдает право Богу распоряжаться по Своему усмотрению и правилам с посвященным. Будь то человек или имущество. После нашего посвящения и отделения для Господа через рождение свыше обязательно будет процесс освящения.
Освящение есть длящийся во времени труд Бога и человека, в результате которого мы становимся все более и более свободными от греха и все более и более подобными Христу. Слово «освящать» или «посвящение» означает – отделить, отстранить, для особой цели. Через чудо рождения свыше Бог отделили для Себя Свой народ, чтобы он был Его собственностью и служил Ему.
В Новом Завете идея освящения также присутствует очень зримо, и ее передает целый ряд греческих слов. Глагол «хагиадзо» - освящать, прилагательное «хагиос» (встречается 230 раз в Н.З.) - святой, существительное «хагиасмос»и «хагиосуне» - святость. Если «хагиасмос» передает идею отделения, изменение статуса, то «хагиосуне» больше передает идею внутреннего изменения, проявление святости в жизни. Употребление этих слов в Новом Завете схоже с употреблением слов группы «кадаш», «кодеш», «кадош». В Новом Завете мы встречаемся с освящением каких-то материальных вещей /Мат.23.17-19/, людей /1-Кор.6.11/. Подчеркивается часто святость Бога /1Ин. 2:20), Христа /Ин.10:36, Ин. 7:19) и, конечно же, Святого Духа.
Интересно отметить то, что в Священном Писании Нового Завета, когда говорится об освящении, подчеркивается уже не столько изменение статуса, положения нашего перед Богом, хотя, это тоже присутствует (2-Фес.2.13), сколько идея внутренней трансформации, изменение, которое происходит в человеке (2-Петра 3.11, Еф.5.27). Кроме того, освящение в Новом Завете тесно связано с послушанием /1-Петр.1.2/ и определенным образом жизни /Рим. 6.22).
«Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]» - /Лев.20.7/ Слово «освящение» переведено с греческого слова «хагиасмос», что значит «святость», «посвящение», «освящение». Оно, в свою очередь, произошло от глагола «хагиадзо», означающего «делать святым», «посвящать», «освящать», «отделять». Ему равнозначно еврейское слово «кадаш» - «отделять для особой цели».
Слово «освящение» в английском словаре Уэбстера определено так: Акт посвящения или полного отделения для священной цели; посвящение, очищения сердца человека, склонностей его характера, через действие Божьей благодати, посредством которого человек становится еще более чуждым греху, духу мира и земным помыслам, и становится способным любить Бога превыше всего. Слово «освящение» также характеризует состояние человека, сердце которого очищено или освящено. Освящение - это процесс продолжающегося действия Божьей благодати в жизни верующего. Это процесс внутреннего преобразования, возрастания, совершенствования, уподобления Христу, служение Богу и людям. Когда речь идет об освящении, о совершенствовании человека последний аспект часто пропускается и остается незамеченным. Все внимание концентрируется на том, что происходит внутри человека. Забывается о том, что элемент дел, какого-то внешнего проявления, изменение характера тоже присутствует в процессе освящения. Т.е. нельзя отрывать процесс внутреннего изменения от внешнего. Освящение - обряд, которым люди или вещи посвящаются для святых целей. Первый этап свадебного ритуала представлял собой обручение. Например, в Евангелии от Матфея говорится, что Мария, мать Иисуса, была обручена с Иосифом. В древнееврейском обществе свадьба начиналась с этой части, которая называлась «киддушин», от еврейского глагола «кадаш», что значит «освящать себе жену». В Древнем Израиле обряд обручения был не просто помолвкой, а в буквальном смысле означал «освящение, отделение». Поэтому о мужчине, заключавшем брак, говорилось, что он «пошел освятить себе жену».
«Благодать Божия освящает память. Некоторые имеют отличную, но не освящённую память, которая служит лишь для сбора знаний, которые в итоге, только усугубляют вину этих людей, но обновлённая память способна: помнить заповеди Его, чтобы исполнять их. Это освященная кладовая, откуда христианин черпает всё, что необходимо ему на пути». «Истина, которой мы освящаемся, не скрыта в нашем разуме, как в темнице. Но она течёт, произведя освящающее действие через наше сердце и через нашу жизнь». «Преображение, обновление, освящение – эти слова дополняют смысл друг друга, - говорит пастырь Тучак Иван Ильич, - и свидетельствуют о том, что их присутствие в жизни человека необходимо».
«Ныне освятитесь сами и освятите дом Господа Бога отцов ваших и выбросьте нечистоту из святилища…» - /2Цар. 29.5/. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения…»- /1 Фес.4.3/.
Слово «освящение» означает - отделение, отбор и отдача в собственность Божью. Говоря об освящении, важно не впадать в крайности. Одна из них – когда христиане говорят, что они и так святы, и не нуждаются в освящении. Другая – постоянное самоосуждение, хождение по замкнутому кругу, из которого нет выхода. Но очень важно, чтобы мы понимали истинную суть освящения – «святой, да освящается еще», как написано в книге Откровения. Освящение – это процесс, в который мы вовлечены на протяжении всей своей жизни. Библия говорит: «Воля Божья – освящение ваше» - /1Фес.4.3/.
«Своим освящением я обязан, - говорит Г.Гейне – немецкий публицист, - просто чтению одной книги. Книги? Да, это старая, очень старая книга, и эту Книгу называют просто - Библией. С полным правом её называют также Священным Писанием». «Изо всех сил усердно трудитесь для своего освящения; но не исключайте из него Христа; иначе оно пойдёт на спад. Послушание и страдания – это ваше оправдание, а не освящение» - /Р.Макчейн/.
Итак, освящение является синонимом святости; оба эти слова в греческом языке означают «отделение» – первое является окончательным позиционным отделением для Христа при нашем спасении; второе – практическая прогрессивная святость в жизни верующего, в ожидании возвращения Христа, и, наконец, окончательное отделение от греха, когда мы достигнем неба.
Освящение и есть, прежде всего, отдача. Отдаться полностью - вот основа успеха освящения. Немало знающих христиан и проповедующих теорию освящения остаются неосвященными и нечистыми по той причине, что не хотят отдаться в собственность Богу. Бог же хочет не слова наши об освящении слышать, а дела наши видеть, нашу любовь к Нему. Готовы ли мы освятиться! на деле отдать себя в Его распоряжение?
Источники: Библия. Томас Бостон – шотландский пастырь. Томас Ватсон – богослов пуритан.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности