Один увлекающийся философией человек, читая Библию, задал мне вопрос: "В Евангелии от Матфея 27:52,53 говорится о телесном воскресении многих святых и о явлении их людям. Кто они такие? И какова природа их воскресения?".
Я постарался ему ответить как можно полнее, хотя эпистолярный жанр (жанр письма) не позволяет развернуто описать ход исследования, и многие выводы я излагал без пояснения, каким образом пришёл к ним.
Решив, что поднятая тема будет интересна и вам, я сначала хотел написать большую, развернутую работу о воскресении мёртвых, но хорошо ли будет, если громаднейший список книг на эту тему пополнится ещё одной, пусть даже и обоснованной, монографией? Поэтому, чтобы не слишком утомлять вас, решил всё оставить, как есть: в краткой и удобной для восприятия форме писем. Итак, в результате переписки у нас получилось библейское исследование, увлекшее нас обоих, хотя,… впрочем, всё по порядку.
1. Мёртвые, воскресшие вместе со Христом
Первое моё письмо. Вопрос: что за люди описаны в Мф.27:52,53, и какова природа их воскресения?
Сначала посмотрим, как звучит это место Писания в контексте: "И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:51-53)".
Теперь – дословный перевод (воспользовавшись словарём-справочником):
-- тела усопших (греч. "сома") – труп, мёртвое тело человека или животного;
-- святых (греч. "ой агиой") – святых людей, людей принадлежащих Богу. Это слово использовал и Лука в книге Деяний, называя им последователей Иисуса Христа (см. Деян.9:13, 26:10).[1]
Значит, в Евангелии действительно сказано о воскресении людей Божьих, об их воскресении в духовных, вечных телах: потому что они лишь явились жившим в Иерусалиме, а не стали жить среди них.
Отмечу ещё одну деталь, не отражённую в Синодальном переводе: хотя Матфей говорит о воскресении святых сразу же после слов о том, что завеса в храме разодралась сверху до низу, эти действия вероятнее всего произошли не в одно время – завеса разодралась сразу же после смерти Иисуса Христа, а воскресение мёртвых произошло вместе со Христом, ибо Он – первенец из умерших (1Кор.15:20). А куда отнести фразу: "камни расселись" – к землетрясению, произошедшему после смерти Иисуса Христа, или к моменту воскресения мёртвых, произошедшему после воскресения Иисуса Христа – это было уже "творчеством" переводчиков. Хотя, не их вина, что им пришлось расставлять знаки препинания, которые в древних рукописях использовались редко. А если ещё вспомнить, что перед нами двойной перевод: с арамейского на греческий, а затем, с греческого – на русский...
Теперь на основании Священного Писания выясню, кто были те воскресшие святые?
-- Верою Авраам повиновался (и) обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования… они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. (Евр.11:8-16)
-- Верою Моисей поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. (Евр.11:24-26)
-- Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. (Евр.11:35)
-- И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр.11:39,40)
Как видите, в Писании сказано, что ветхозаветные святые не получили того, чего так страстно желали уже здесь, на земле. Они не вошли в Царствие Небесное, дабы они не без нас (Церкви) достигли совершенства. Сейчас каждый из истинно верующих во Христа – Церкви – разу же после смерти восходит в Царство Небесное (хотя и не в теле), а жившие и умершие до Иисуса Христа ожидали Его воскресения, чтобы пребывать в Царстве Божьем вместе с Ним.
Игнатий Богоносец (+116 г.), третий епископ Антиохийский (с 68 г.) после Апостола Петра и Еводы, ученик Иоанна Богослова, писал: "И пророки жили о Иисусе Христе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатию Его… Итак, жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью воскресения. Пророки, будучи учениками Иисуса Христа по духу, ожидали Его. Посему-то Он, когда пришёл на землю, воскресил (их) из мёртвых".[2]
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, по воскресении Иисуса Христа действительно воскресли ветхозаветные святые, и многие их видели в Иерусалиме. Во-вторых, они лишь на время явились жившим на этой земле, из чего следует, что они воскресли в прославленных телах, подобных телам Илии и Моисея, как их видели Апостолы на горе, при преображении Иисуса Христа (Мф.17:3). \
Таков был мой ответ на вопрос по (Мф.27:52,53). Но собеседник продолжил тему: "Ты считаешь, что Матфей пишет о реальном воскресении ветхозаветных святых в прославленных телах. Если прибавить к этому ещё, что Енох и Илия ещё при жизни получили преображённые тела и были взяты на Небо, а также, что Иисус на кресте сказал раскаявшемуся разбойнику, что он ныне попадёт в Рай, то, получается, что в Раю есть три категории людей: бесплотные духи, Енох и Илия, и воскрешённые в телах ветхозаветные святые?".
А ведь действительно, почему так сложно устроен Божий мир? И может, мой собеседник прав, считая это нелогичным: ведь гораздо устойчивее системы с малым числом составляющих?
Второе моё письмо. Вы удивляетесь, что в Царстве Небесном при воскресении люди могут иметь различные духовные тела? Но если представить духовный мир, то получается, что не так уж и удивительно наличие такого многообразия. Ведь в пакибытии, в новом творении, хотя все люди и будут пребывать в духовном мире, но пребывать они будут в разной славе. Причём, нужно учитывать, что в том мире духовная слава и слава видимого тела находятся в прямой взаимосвязи. Поэтому вполне возможно, что тела людей будут различаться. Одни будут во славе Господней жить в Небесном Иерусалиме. Другие – на новой земле, и будут входить в Иерусалим, и вкушать плоды и листья от дерев жизни, чтобы вечно жить и не иметь болезней. Третьи же будут спасены, но как бы из огня.
Здесь нужно остановиться и рассмотреть более подробно. С первой группой воскресших, думаю, всё ясно – это Церковь Христова – они при воскресении обретут славу и праведность Иисуса Христа, обретут по вере, по действенной, явленной здесь, на земле, вере. Но вторая и третья категории воскресших людей – они на каком основании будут в Царстве Небесном, и на каких правах?
"Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа". (Рим.2:9-16)
Это очень интересное место Писания, ибо здесь сказано о том, что среди людей, представших пред судом Божьим и судимых по делам закона и по делам совести своей, будут не только осуждённые, но и оправданные. Оправданные для чего? Чтобы пребывать в Геенне огненной? Нет. – Оправданные, чтобы пребывать во славе Церкви и в праведности Христа? Тоже нет. Они не будут иметь славы Церкви, но они будут жить на новой, вечной земле, и смогут в любое время входить в Небесный Иерусалим – обитель Иисуса Христа и Церкви.
Так же и младенцы, которые умерли или были убиты, когда ещё не различали ни добра, ни зла – где они пребудут в вечности? В Геенне? Нет. Но они не могут пребывать и во славе верующих в Иисуса Христа, ибо не явили веры своей. Они тоже будут пребывать в Царстве Небесном, но не в Небесном Иерусалиме, хотя и они смогут в любое время входить в него и представать пред Господом.
Все эти люди будут обитать в Царстве Божьем, потому что их имена не вычеркнуты из книги жизни, но и славу, и праведность Свою Христос им не даст: нет основания давать её, не я вили они веры.
"И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное". (Откр.20:15)
Точно так же, и в Геенне не будет всё одинаково для всех; ведь там будут находиться разные личности – и падшие ангелы, и демоны, и возлюбившие грех люди, и Антихрист, и Лжепророк.
Да посмотрите на Ангелов, Херувимов, Серафимов и других духовных личностей – насколько нам известно из Священного Писания, они различаются по своей природе, и каждый из них индивидуален, каждый разнится в силе и славе.
Если даже здесь, где всё временное, Господь сотворил такой разнообразный мир; не ограничился парой видов животных, парой птиц, да парой видов рыб, а создал тысячи и тысячи их – то почему Он должен быть ограничен в Царстве Небесном? А насчёт равенства всех спасённых, то, там, где пребывают индивидуальности, в принципе не может быть равенства. "Равенство" – этот лозунг придумали, чтобы людей сделать рабами.
Во, разошёлся!
Но мой товарищ по переписке расширил тему и поднял вопрос уже о механизме воскресения человека: "Что касается существования тела после смерти, то тут я вижу два варианта: либо душа и дух отделяются от тела и переходят в иную сферу бытия (в духовный мир), а затем Бог сотворяет человеку духовное тело. Либо человек – это механизм, который Бог восстанавливает в полном составе и переводит в Царство Небесное. Какой вариант, по-твоему, вернее?".
Раз собеседник упомянул гипотезу о воскресении не только тела, но и души и духа, я постарался разобраться в деталях – что происходит с человеком при воскресении. А также исследовать информацию о механизме воскресения мёртвых тел.
Третье моё письмо. Интересные и сложные вопросы Вы задаёте о воскресении людей и пребывании их в Царстве Небесном. Что ж, давайте будем вместе разбираться (ведь и Вы, и я – оба мы учимся, оба познаём мир).
Что нам известно? Душа и дух человека бессмертны и принадлежат к духовному миру, следовательно, могут пребывать в духовном мире без изменения природы. А вот наши тела не только материальны, но и тленны. О них в Писании сказано: "Кровь и плоть не могут наследовать Царствия Божия. (1Кор.15:50)". Следовательно, для того чтобы человек мог пребывать на Небе во всей своей целостности (дух, душа и тело), ему нужно преображённое, духовное тело; что и произойдёт при воскресении.
Сначала скажу о воскресении и вознесении людей, пребывающих сейчас в Раю – в Писании упоминается три категории:
1. Енох и Илия были вознесены на Небо, не увидев смерти. То есть их тела преобразились в духовные без воскресения из мёртвых. Считается, что перед вторым пришествием Иисуса Христа именно они сойдут на землю и будут проповедовать в Иерусалиме, потом будут убиты Антихристом и воскреснут на третий день на глазах у всех. То есть, в конечном итоге, они воскреснут в вечных прославленных телах. Но ведь и сейчас они в прославленных телах? Да. Но когда сойдут на землю, их тела снова будут обычными, ветхими. То есть, получается, что нынешняя слава их тел – лишь временное "авансирование" той славы, что станет уже неотделимой их сущностью при Втором Пришествии.
2. Воскресшие со Христом ветхозаветные умершие – их тела уже прославленные? Возможно. Но скорее всего, как у Илии с Енохом – это лишь отражение (временное пребывание в прославленном теле) до второго Пришествия. Так же, наверное, и Моисей.
3. Церковь – сейчас, мы знаем, что на Небе с Богом души и дух верующих (скорее всего, вне тел). Но Священное Писание говорит, что при втором пришествии Иисуса Христа Церковь явится на небе вместе с Ним, и явится уже в прославленных телах. А те из Церкви, кто ещё будет жить на земле, во мгновение изменятся и будут восхищены навстречу Господу в прославленных телах: "Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. (1Кор.15:51-53)".
Итак, при втором пришествии Иисуса Христа все три вышеперечисленные группы людей явятся на небе вместе с Ним, и у всех их будут ВЕЧНЫЕ, ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ТЕЛА (ибо они по вере своей будут наделены праведностью и славой Господа). И будут они пребывать со Христом во веки в Царстве Небесном, и в пакибытии будут жить с Ним в Небесном Иерусалиме. Это люди, о которых в Священном Писании сказано: "Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая (вечное разлучение с Богом) не имеет власти. (Отк.20:5,6)".
Возлюбивших Господа и ожидающих Его второе пришествие не будут судить при конце Света, пред Великим Белым престолом, ибо их грехи взял на Себя Иисус Христос, и даровал им Свою праведность.
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь". (Иоан.5:24)
А другие люди? О них сказано: "Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. (Отк.20:5)".
Спустя тысячу лет, при конце Света, когда земля сгорит и вселенная, пылая, свернётся как свиток, вторая группа людей (это, подавляющее большинство людей) будет воскрешена Богом в БЕССМЕРТНЫХ ТЕЛАХ; ибо сказано: смерти уже не будет (Отк.21:4). Но они воскреснут НЕ В ПРОСЛАВЛЕННЫХ телах: ибо те люди будут воскрешены не для славы, а для суда. Они будут судимы пред Великим Белым Престолом, и по суду Христову – кто будет жить на новой, сотворённой Богом земле, а кто будет низвержен в Геенну огненную.
А то, что именно Сын воссядет на великий белый престол и будет вершить суд, об этом сказал Он Сам: "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. (Иоан.5:26-29)".
Приведу несколько мест Священного Писания, подтверждающих мою гипотезу, что сначала будет конец Света, когда сгорят земля и небеса, затем воскресение мёртвых на суд Божий и низвержение возлюбивших грех в Геенну огненную, и после суда Бог сотворит новое небо и новую землю для тех, кто вовеки будет с Ним.
"Придёт же день Господень (день суда Божьего), как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда". (2Пет.3:10-13)
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего". (Откр.20:14-21:2)
"Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии (новом бытии), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых". (Матф.19:28)
И какой результат из рассуждения о телах воскресших людей у меня получился? – После двух воскресений и суда Божьего, в вечности будет, как минимум, три группы людей, различающихся духовной славой духовных (а не плотских) тел. У одних воскресших (Церкви) тела будут сияющие ярче солнца, прославленные и вечные, наделённые славой и праведностью Иисуса Христа – славой и праведностью Божьей. И слава их будет превыше славы Ангелов Небесных. У других воскресших тела будут тоже вечные, но они будут вкушать плоды и листья от дерева жизни: "для исцеления народов (Отк.22:2)". У этих людей тела не будут прославленными (сияющими подобно Иисусу Христу на горе Преображения), но ни страданий, ни печали, ни боли, ни слёз, они знать уже не будут. У третьей группы людей тоже будут вечные тела, но они будут пребывать в Геенне в вечных муках, будут находиться в состоянии вечного умирания, а не вечной жизни – у них радости не будет, а вечная печаль и скорбь.
Да, разных людей ожидает разная вечность, но все они будут в вечности находиться во всей своей целостности: дух, душа и тело.
Относительно же Ваших, уважаемый собеседник, рассуждений, ближе к истине получается первая Ваша гипотеза воскресения мёртвых. Сначала душа и дух умершего отделяется и пребывает в духовном мире (по сути, это родной мир для души и духа), но в конце Господь воскресит и тело человека – но это будет не такое тело, что было на земле, а духовное, вечное – способное пребывать в духовной форме бытия. По Писанию и по логике получается так, а нюансы того как это будет происходить в реальности: помрем – увидим. Ведь Божьи пути превыше наших; зачастую Он вершит дела, величие которых мы даже вообразить не можем.
Вот такая получилась у нас переписка о воскресении мёртвых. Хотя, скажу честно, собеседник по переписке с моими доводами не согласился, а начал ссылаться на Оригена, что тело – это темница души, от которой нужно освободить душу и дух и так далее. И я увидел, что дальнейшее продолжение этой темы не имеет смысла. Но мы и сейчас переписываемся – мы обсуждали и обсуждаем многие другие вопросы, и по Священному Писанию, и по истории Церкви, и по вопросам естествознания.
Что ещё добавить? Иисус Христос сказал о людях, для которых закрыто Божье откровение: "Им не дано знать тайны Царствия Небесного, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Матф.13:11-15)". К сожалению, это действительно так.
Возрадуйтесь же слышащие и разумеющие слово Божие!
2. О воскресении мёртвых, одних при втором пришествии Иисуса Христа, других - при конце Света
В Христианском мире существует несколько версий о том, когда и каким образом Господь Бог воскресит наши тела. Но чтобы не затруднять вас, уважаемые читатели, я упомяну здесь лишь одну – ту, что является наиболее употребительной в различных церковных деноминациях, и в то же время, довольно сильно расходится с моими предположениями.
Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: "Если в первые дни душа находится еще как бы в плену у времени и пространства, хотя и вне их, то на третий день она выходит за пределы видимого мира. Однако здесь её ждут испытания, называемые в православной традиции "мытарствами", когда душа испытывается за все грехи, которые человек совершил в жизни. Затем душа узнаёт приговор о своей дальнейшей участи. Этот приговор не окончательный, так как окончательное решение будет вынесено на Страшном Суде. Однако с этого момента душа находится в предвкушении блаженства или в страхе мучений. До Страшного Суда возможны изменения в её судьбе. Именно поэтому в Православной Церкви широко распространена практика молитвы за усопших... Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить, и над ней совершается суд, Церковь верует, что в конце мировой истории будут всеобщее воскресение мёртвых и всеобщий Суд, который станет окончательным для всех людей".[3]
Как видите, в учении Православной Церкви (а так же у католиков) нет и речи о двух воскресениях – первом – воскресении Церкви Христовой и вознесении Её навстречу Господу при втором пришествии Иисуса Христа (Отк.20:5,6), и втором – воскресении через тысячу лет после первого – воскресении всех остальных людей при конце Света, для суда над ними (Отк.20:5-21:2).
В учении этих церквей второе пришествие Иисуса Христа и конец Света объединены в одно событие; при этом ими совершенно игнорируются пророчества Священного Писания о Тысячелетнем Царстве Израиля и о том, что после второго пришествия Господа сатана будет скован на тысячу лет в бездне, а потом вновь выйдет обольщать народы. Также игнорируются другие места Библии, свидетельствующие о том, что между вторым пришествием Иисуса Христа и концом Света будет целое тысячелетие жизни людей на нашей земле.
Почему богословы этих церквей игнорируют Библейские пророчества, это уже другой вопрос, требующий отдельного рассмотрения, а сейчас я просто приведу одно место из Книги Откровения: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. (Откр.20:1-10)".
Хотя нет, думаю, всё же необходимо объяснить, почему в православной и, особенно в католической эсхатологии, преданы забвению вышеуказанные пророчества Священного Писания.
Начиная со времени Константина Великого, с IV века, Христианство стало государственной религией Римской империи. С тех пор на церкви и на их руководителей начинает изливаться "золотой дождь" прямых и косвенных государственных вложений. С тех пор христианские церкви на западе и на востоке империи всё более и более тесно сотрудничают с государственными властями, а столицы: Рим и Константинополь становятся и центрами Христианства – центрами поклонения Богу. С другой же стороны, в то время все ещё помнили, что именно Римская империя разрушила Иерусалим и храм, что именно Римская империя совершала и продолжала совершать ужасные гонения на евреев. И в данных условиях, что было делать церковным богословам и книжникам? По-прежнему учить, что хотя евреи и отвергли Иисуса Христа, но распяли-то Его римляне? По-прежнему учить, что не навсегда Господь Бог отверг Израиль, что он так и есть – Народ Божий? По-прежнему учить, что наступит время, когда восплачет Израиль по отвергнутом ими Мессии, и тогда (именно тогда) будет второе пришествие Иисуса Христа? По-прежнему учить, что Рим – великий Рим – столица всего лишь языческой империи?
Нет, кто платит, тот и музыку заказывает – вот и пришлось богословам угождать одновременно и государственным, и церковным начальникам. А евреи? Да велика ли беда, если мы "забудем", что будет Тысячелетнее Царство Израиля? Ничуть, тем более что в течение первых веков евреи много раз гнали христиан. Так, шаг за шагом, церковные книжники и отбросили пророчества о будущем Тысячелетнем Царстве, отбросили пророчества, что возвращение к Богу Его народа будет великим благословением для всей земли. А когда отбросили истину, пришлось им "лепить" в одну кучу все события от второго пришествия Иисуса Христа до конца Света. Поэтому и пришлось им из учения о воскресении мёртвых выбросить отдельное воскресение Церкви при втором пришествии Господа. Да и о вознесении Церкви при Втором Пришествии, естественно, они ничего внятного уже сказать не могли в своей эсхатологии и экклесиологии.
3. Каким образом Господь Бог воскресит наши тела
Подавляющее число православных богословов считает, что Бог будет воскрешать именно те тела, которые были при земной жизни у людей. Поэтому православная традиция и придает такое большое значение форме погребения, поэтому и придают верующие такое большое значение телам усопших святых.
Не знаю деталей того, каким образом Господь Бог будет воскрешать наши тела. Но не могу принять и версию, так любимую многими богословами, которые считают, что будут воскрешены бывшие наши тела, ибо вижу в ней серьёзные недочёты.
Первый и, пожалуй, самый веский аргумент против этой версии: в Священном Писании сказано, что сначала будет конец Света, то есть, сначала земля и все дела на ней сгорят, вся вселенная воспылает и свернётся как свиток, а уже потом Господь Бог воскресит мёртвых для суда (Откр.20:9-14; 2Пет.3:10-13; Ис.34:4). Так какие тела Он будет воскрешать – те, что сгорят вместе с землёй и со всей вселенной при конце Света? Получается, что так – ибо воскреснут они из вселенского пламени.
Второй аргумент: если Господь Бог будет воскрешать бывшие наши тела, то какие? Ведь почти все клетки нашего организма обновляются в среднем за семь лет. Значит моё тело, если, например, я прожил пятьдесят лет, на клеточном уровне обновилось уже семь раз. И моё тело теперь совсем не то, что было у меня при рождении, или даже у тридцатилетнего – оно совершенно новое, и на клеточном, и на молекулярном, и на атомарном уровне; да и внешне я выгляжу не так, как в детстве. Какое же тогда "моё тело" воскреснет (ведь при жизни всё вещество изменялось, сохранялась и передавалась только генетическая информация)? Обратите внимание так же и на такую деталь: в своих видениях люди видят умерших не в том виде, как они умерли, а, например, умершего пожилого человека, иссушенного раком, они видят как здорового, сорока-пятидесятилетнего.
И третий аргумент против учения о воскресении бывших тел умерших: его приверженцы в обоснование своей теории приводят то, что воскресшие будут узнавать друг друга. Аргумент веский, но ведь и сейчас души умерших узнают друг друга, хотя и не имеют материальных тел (Ис.14:9-16). Следовательно, в духовном мире узнавание, да и вообще, передача и приём информации, происходят не так, как в материальном мире. Даже здесь, на земле, мы зачастую узнаём близкого нам человека не только визуально или по его голосу, а сердцем, интуитивно, или, например, по стилю письма.
Тайна сия, велика есть. Апостол Павел приоткрывает нам то, как будет происходить воскресение наших тел, но приоткрывает в земных прообразах, как бы говоря: "Я не могу вам объяснить Божьи духовные явления, поэтому приведу лишь грубые земные аналогии".
"Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело... Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных". (1Кор.15:35-40)
Постараюсь выявить некоторые закономерности из сказанного Апостолом. Первое, о чём Павел говорит: наши ветхие тела должны прежде умереть, то есть наши души должны прежде покинуть их. И второе – при разложении семени, что передаётся от него новому растению? Плоть? – Нет, плоть почти вся разлагается на элементы питания для нового растения, не считая, конечно, защитных оболочек семени. От семени новому растению передаётся информация о будущем теле, генетический код.
Из этих двух аналогий уже можно сделать некоторые выводы. Душа поддерживает жизнь человека в земном теле и при этом сама развивается в нём. Затем, после смерти, душа оставляет тело, но оставляя, несёт в себе не только все те знания и переживания, что приобрела (человек приобрел) за время жизни в теле, но и информацию о самом теле, жизнь которого душа поддерживала. Изначально у души не было информации о теле, эта информация была передана телу ребенка от отца и матери при зачатии, передана через их гены.
Теперь другой отрывок из послания Апостола Павла: "Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. (1Кор.15:42-44)".
Здесь Апостол пишет о том, что наши воскресшие тела будут не земными, не душевными, а духовными. В земной жизни информация о тленных телах передаётся детям от родителей (начиная с Адама и Евы) на таких же тленных носителях информации – генах. Для бессмертных же духовных тел непригодны тленные материальные генетические носители информации, которые были переданы нам от родителей и имеются сейчас в наших земных телах – наши гены. Духовным телам нужна другая форма хранения и передачи информации – духовные хранители информации, и бессмертная форма самой информации. То есть, нужна будет та информация, которую приобрела наша бессмертная бесплотная душа, поддерживая жизнь в нашем земном теле, которая уже и сейчас хранится в ней, и будет храниться после того, как душа покинет тело в момент нашей смерти.
Снова обращаюсь к посланию Апостола Павла: "Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. (1Кор.15:45,46)".
Тему о воскресении мёртвых Апостол Павел завершает следующим выводом: если раньше ваша душа могла поддерживать лишь вашу жизнь, лишь жизнь вашего тела, то после воскресения вы обретете способность даровать жизнь другим и поддерживать жизнь в других. Вспомните слова Иисуса Христа: "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан.5:26)". И ещё вспомните, что сказал Христос о плоти: "Дух животворит; плоть не пользует нимало (Иоан.6:63)".
Итак, что получается? Земная плоть умершего человека исполнила своё предназначение – дала возможность для развития его души и духа (которые жили, развивались и, при смерти, вышли из ветхого тела). Кроме того, земная плоть дала душе информацию о будущей духовной плоти, не материальную, генетическую информацию, а именно духовную информацию. Информацию, пригодную для того, чтобы при воскресении мёртвых Господь Иисус Христос воскресил не материальные наши тела, носящие в себе генетические коды и ветхость нашего мира, а вечные духовные тела. Воскресил одних при Своем втором пришествии, а других при конце Света, в пламени пылающей вселенной.
Вот такие получились выводы из анализа рассказа Апостола Павла о нашем воскресении. По-моему, очень интересная гипотеза.
Слава Богу за Его любовь и за Его откровения!
Исследуя материалы о воскресении мёртвых, я вспомнил видение, увиденное мной перед смертью моей мамы. Слова о встрече и узнаваемости на Небе пробудили это воспоминание.
В ту ночь, примерно за полчаса до того, как мама умерла, я проснулся: как будто кто меня специально разбудил. В доме, естественно, было темно, но я всё слышал и понимал, что уже не сплю. Вдруг, не глазами, а духом своим вижу – как будто сквозь потолок вижу небо. Но это небо не земное, со звёздами, а другое – тьма и тишина уходящая вверх, в беспредельность. И в этой темноте в вышине выплывает женщина в длинном платье: она приближается к дому и как будто проявляется всё яснее и яснее. Я вижу её все лучше и лучше. Но, это было не рассматривание черт лица, а как будто я видел и лицо, и душу в целом – именно личностную душу: сразу, и внешние черты, и характер, и то, что волнует её, и о чём она думает. Это видение, хотя и похоже своими чертами на обычную человеческую фигуру, но видится и воспринимается не так, как фигура телесная или лицо телесное: когда видны лишь внешние очертания. Здесь различимы внешние черты, но одновременно абсолютно не сокрыты от тебя и мысли, и переживания, и даже характер человека.
Душа этой женщины медленно в абсолютной, какой-то космической тишине подплыла и остановилась в ожидании на некотором расстоянии над домом. Я увидел, почувствовал, что она ждёт скорой встречи и что она уже очень долго ожидала этой встречи. И как будто кто вкладывает знание внутрь меня, что это мать моей мамы; такое чувство, как будто я узнал её (мою бабушку, которую я никогда не видел, так как она умерла до моего рождения).
Потом выплыли из небесной темноты и остановились чуть сзади другие умершие близкие родственники моей мамы (их было немного). И еще один – расскажу и о нём, чтобы яснее раскрыть картину духовного мира – не сокрою. Он выплыл как бы с другой стороны и остановился в стороне. И, не знаю каким образом, но я понимал, что ему дано право увидеть мою маму, но только лишь увидеть: ни приблизиться к ней, ни общаться он не может, так же и быть вместе с другими ожидающими тоже не может. Я мысленно спрашиваю: "Почему он (назвав его по имени) стоит в стороне?" – и в тот же миг понимаю, потому что он покончил жизнь самоубийством, и его душа в другом месте и не может быть рядом с душами остальных. И ещё – я обратил на это внимание – полученное мной понимание его положения было как простое объяснение: никакого осуждения или оправдания в этом знании не заключалось.
И тут я понял, что они ожидают встречи с моей мамой и, значит, она сейчас умрёт.
В этот момент проснулся отец и зажёг свет. Мы подошли к маме; было видно, что она уже умирает. Я стал на колени возле её кровати, взял за руку и стал молиться за неё, чтобы Господь даровал мир её душе. И через пару минут мама тихо и мирно отошла. И я понял, что её душа встретилась со своими родными. И ещё, в тот момент, когда я молился о маме, через короткое время я обратил внимание, что молюсь словами из Псалма: "Господь – Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим". Это был ответ на мою молитву, что Господь Бог позаботится о ней, и мама более не узнает ни боли, ни жажды.
Вот такое получилось грустное завершение главы.
Молю Бога; пусть, прочитав эту главу, вы не просто вспомните о своей пережитой печали, а обретёте утешение и также познаете что-то новое для себя.
Погребняк Н. 2012 г.
ССЫЛКИ
[1] Барнуэлл К. и др. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник. с.317, 393.
[2] Игнатий Антиохийский. Послание к Магнезийцам. п.8,9.
[3] Митрополит Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Катехизические беседы. Гл. Страшный суд, Воскресение мЁртвых.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Барнуэлл К. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К.Барнуэлл, П.Дэнси, Т.Поп. СПб.: ХО "Библия для всех", 1996. – 495 с.
3. Игнатий Антиохийский. Послание к Магнезийцам [Электронный ресурс]/ Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios – Электронные текстовые данные по источнику Писанiя Мужей Апостольскихъ/ Въ русскомъ перевод?, со введенiями и прим?чанiями къ нимъ Протоiерея П. Преображенскаго. – СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. – С. 279-284. – 2012. – Режим доступа: http://agios.org.ua/wiki/index.php свободный.
4. Открытая Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические/ Библейская лига, Door of hope intl. – 2-е издание. Mikkeli, Finland: Lansi-Savo Oy/ St Michel, 1996. – 2008 с.: ил. – (входят также: Библейский тематический указатель, Руководство для христианских работников, Симфония).
5. Митрополит Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Катехизические беседы [Электронный ресурс]/ Митрополит Илларион (Алфеев). – Благовещение, библиотека православного христианина. – Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/alfeev30/Main.htm свободный. Электронная версия печатной публикации.
Комментарий автора: Диалог в письмах о смерти и воскресении.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 2022 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности