На протяжении истории Бог заключал с человечеством несколько заветов. Один завет был с Адамом и Евой до грехопадения. Другой – с ними же, но после грехопадения. Особый завет был с выжившим семейством Ноя.
Слово «завет» имеет схожее значение со словом «договор». Таким образом, в разное время Бог заключал с разными людьми «договора», в которых излагал Свои требования.
После выхода из Египта Бог заключил завет с израильским народом. Этот завет среди христиан известен как «Ветхий Завет». И, наконец, кровь Иисуса Христа освятила Новый Завет. Завет, которому следует христианская церковь. Новый Завет, очевидно, не будет последним. В книге Откровение повествуется о Тысячелетнем царстве Иисуса Христа, которое последует за Его Вторым пришествием. Взаимоотношения между людьми и Богом в этот период времени будут отличаться от нынешних.
Верность завету выражает послушание человека Богу. Поэтому судьба в вечности человека определяется тем, насколько человек верен завету. От Моисея до Христа спасались те люди, которые исполняли закон Моисеев. В период Нового Завета спасение обретают те, кто уверовал в Иисуса Христа:
«… что мне делать, чтобы спастись?
Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься…»
(Деяния св. Апостолов 16:30,31)
Тем не менее, на протяжении истории люди обретали спасение не только путем исполнения требований Ветхого и Нового Завета. Ведь был достаточно длительный период от Сотворения до закона Моисеева. И в этот период люди так же получали спасение. Они не были христианами, так как тогда еще не было христиан. Они не следовали закону Моисея, так как тогда еще не было закона Моисея.
Была определенная система жертвоприношений, которая отличалась от ветхозаветной. Были определенные заповеди, которые отличались от заповедей, данных Моисею.
Причем заповеди, данные в разное время и разным людям, отличались друг от друга. Особые требования были у Бога к Адаму, особые к Каину, особые к семейству Ноя, особые к Аврааму. Но, тем не менее, хотя никто из этих людей не исполнил закон и не стал христианином, многие из них, очевидно, познали радость спасения. Так в Быт 5 гл повествуется о праведном Енохе, который был взят на небо. Также не может быть сомнения в спасении патриархов Авраама, Исаака и Иакова:
«А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых…»
(Св. Евангелие от Марка 12:26,27)
В связи с этим существуют некоторые непонятные богословские моменты. К примеру, каким образом решается вопрос спасения людей, которые хотя и жили, например, во времена Нового Завета, но не имели достаточно сведений о Христе и не стали христианами.
Формально, этим людям грозит вечная гибель на основании их неверия:
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.»
(Св. Евангелие от Марка 16:16)
Индейцы Северной и Южной Америки, как утверждает история, живут на американском континенте несколько тысяч лет. По времени, они были современниками выхода израильтян из Египта и заключения Ветхого Завета. Но из-за того, что географически они разделены океаном с Палестиной и Египтом, скорее всего, они ничего о Ветхом Завете не слышали. Так же как, ничего им, очевидно, не было известно и об Иисусе Христе до 1492 года, когда Америку открыл Колумб.
Что же произошло с теми многими поколениями индейцев, которые жили в период от выхода израильтян из Египта до 1492 года? Неужели все они подверглись вечной гибели?
В отношении их участи в вечности, может быть две версии:
1. Все они погибли, так как никто из них ни закон Моисеев не исполнил, когда было время закона, ни в Христа не уверовал до 1492 года, когда они впервые могли услышать о Христе. Ну а то, что они ничего об этом не слышали – так это их проблемы.
2. Вторая версия предусматривает, что каждый новый завет вступал в силу лишь с теми людьми и обществами, которые слышали о нем. Если же не слышали, то им было невозможно уверовать в то, о чем они не слышали:
«…как веровать в Того, о Ком не слыхали?»
(Послание к Римлянам 10:14)
«Итак вера от слышания…»
(Послание к Римлянам 10:17)
Поэтому с теми обществами, которые не слышали о «новом завете», действовал старый. Таким образом, можно предположить, что индейцы Южной и Северной Америки вполне могли руководствоваться заветом, который Бог дал потомкам Ноя, если, конечно же, это был последний завет, о котором они слышали.
Весьма показательной в этом отношении является и история ниневитян, описанная в книге пророка Ионы. Иона предупредили ниневитян о готовящемся бедствии за их грехи. В ответ общество раскаялось, объявив пост. Этот пост несколько отличался от ветхозаветных аналогов. В частности в законе Моисеевом не было повеления морить голодом животных, как это делали ниневитяне. Но, тем не менее, этот пост и это раскаяние оказалось угодным Господу, и Он смилостивился над Ниневией.
Очевидно, что так же, как и в случае с индейцами, можно высказать две версии относительно судьбы ниневитян в вечности:
1. Бог их судил по одному из «до-Моисеевых» заветов, о котором им было известно. И соблюдение которого, очевидно, отображало их довольно специфическое покаяние.
2. Все они погибли. Никто из них не достиг спасения в вечности. Так как, формально, никто из них не принес жертву за грех в скинии, как того требовали закон Моисея. Их избавление было лишь избавлением от физической смерти, которое дало им несколько дополнительных лет жизни. Хотя это ничего кардинально не изменило. Ведь все равно в вечности все они погибли духовно.
Но эта версия имеет недостатки. Главный из них в том, что, в отличие от людей, Господь всегда большее значение придавал спасению души, а не тела.
Эту мысль хорошо выразил Иисус Христос:
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.»
(Св. Евангелие от Матфея 10:28)
Иону сопровождали великие чудеса – удивительный шторм и его усмирение, чудо с китом, который его проглотил, а затем выпустил. Н, наконец, чудо с кустом. Но какой в этом всем был смысл, если это ничего кардинально не решило в вечной участи ниневитян? Абсурдность одного только земного «спасения» хорошо выразил апостол Павел в послании к коринфской церкви:
«И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.»
(Первое послание к Коринфянам 15:19)
Личный завет
Рассматривая тему заветов и спасения, нельзя обойти стороной и тему личного завета. Во все времена, начиная от сотворения и заканчивая нашими днями, Бог строит отношения с человеком не на основании общественного, а на основании личного завета. Личный завет был у Бога с Авраамом. Ему Бог дал заповедь, которую раньше не давал никому – оставить город, в котором он жил и переехать в Палестину, веря в то, что эта земля будет заселена его потомством. Это была личная заповедь и на основании послушания Авраама этой заповеди, как и другим, Бог даровал ему спасение по вере.
При этом Авраам не исполнял условий ни Ветхого, ни Нового Завета, так как не слышал о них. Но исполнив личное повеление от Господа, получил оправдание. Но если Бог дал такой завет Аврааму, то разве не мог Господь подобные откровения давать и другим неверующим людям из языческих народов? И затем судить их на основании того, как они исполняли вверенное Слово Божье? В чем принципиально эти люди будут отличаться от Авраама?
Очень важным было соблюдение личного завета во времена закона. Очень часто от исполнения или неисполнения этого личного завета зависела судьба человека. Однажды, к примеру, Бог повелел Саулу истребить Амалика:
«теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.»
(Первая книга Царств 15:3)
Не совсем приятное повеление и, наверное, не каждый нашел бы в себе решительность убивать женщин, детей и даже грудных младенцев. Но Саул исполнил это повеление, ослушавшись лишь в том, что дал народу пощадить лучшее из скота:
«И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их…»
(Первая книга Царств 15:24)
Тем не менее вердикт Бога был суров:
«за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.»
(Первая книга Царств 15:23)
Преемник Саула, Давид, совершил позже гораздо больший, согласно закона Моисея, грех – прелюбодеяние и убийство, дав повод хулить имя Божье. Но наказание было намного меньшим, чем у Саула – царство у Давида не было отнято.
Отчего такая разница? Очевидно от того, что был личный завет у Бога с Саулом. И за неисполнение этого завета был больший спрос и серьезнее наказание.
Личный завет был у апостола Павла, которому Дух Святой дал указание идти проповедовать в Европе, а не в Азии:
«Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.
И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.»
(Деяния св. Апостолов 16:7-10)
Личный завет был для богатого юноши:
«Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.»
(Св. Евангелие от Матфея 19:18-21)
Иисус противопоставляет личный завет общему. Дает понять, что оправдание невозможно заслужить лишь формальным исполнением общего завета, каким бы совершенным он ни казался. Именно так рассуждали фарисеи, надеясь заслужить спасение формальным исполнением заповедей. Но Богу важен не формализм в исполнении общих доктрин. Господь ищет личных взаимоотношений, личного завета с каждым конкретным человеком:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.»
(Откровение Иоанна Богослова 3:20)
Поэтому судьба человека в вечности зависит не от исполнения каких-то общих правил, а от исполнения личного Слова Божьего, обращенного к каждому конкретному человеку. Когда человек искренне, от чистого сердца старается исполнить повеление Господне, это и есть вера. Та вера, которая дает спасение. Это Слово Божье можно получать разным способом. Кому-то Дух Святой открывает Писание вкладывая желание исполнять заповеди. Кто-то может услышать Божий призыв через проповедь Слова. А кому-то личное Слово Божье может быть открыто другим способом.
К примеру, Раав блудница не получала откровения ни через написанное Слово, ни через исполнение закона. Но увидев израильских соглядатаев, ощутила в сердце своем призыв от Бога о том, что необходимо их укрыть, а не выдавать страже. Доверившись услышанному в сердце Слову Божьему, она стала одним из героев веры:
«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.»
(Послание к Евреям 11:31)
Схожим образом слышали призыв от Господа многие советские граждане во времена Великой Отечественной войны. Они, рискуя собственной жизнью, как и Раав, укрывали в своих домах евреев от фашистов. Доверившись услышанному в сердце Слову Божьему о спасении евреев от гибели, эти люди искренне повиновались Слову, явив в этом веру, так же как и Раав.
Личный завет, таким образом, стирает жесткие грани между спасением разных людей из разных народов.
Одной из показательных историй того, как действует Слово Божье в среде язычников, является история римского сотника Корнилия:
«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.»
(Деяния св. Апостолов 10:1,2)
Корнилий был благочестив, молился истинному Богу, хотя не был при этом ни христианином, ни иудеем. В дальнейшем рассказывается история его обращения в христианство. Но что было бы с ним, если бы он жил где-то на окраине империи? Или вообще где-то в Китае или Америке? Ведь в таком случае он мог так и не стать ни христианином, ни иудеем. Неужели в таком случает он не смог бы спастись?
Это предположение довольно абсурдно, ведь в таком случае все его благочестие и молитвы истинному Богу по Его Слову оказались бы тщетны. Очевидно, что случай Корнилия не является каким-то единичным и исключительным. Но во всяком народе всегда были люди, боящиеся Бога и поступающие по правде Его:
«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.»
(Деяния св. Апостолов 10:34,35)
Таким образом, Господь не «забыл» о жителях СССР, китайцах и индейцах, которые десятилетиями или даже столетиями жили без Писания. Несмотря на отсутствие записанного Слова, эти люди могли слышать Слово Божье другими не письменными способами.
Послание к Римлянам о спасении язычников
Рассматривая вопрос спасения язычников по вере, нельзя обойти вниманием послание апостола Павла к римлянам. Римские христиане в большинстве своем обратились в христианство из язычества, миновав стадию «иудаизма». Вопрос обращения язычников в христианство вызвал немалые споры в ранней церкви, так что ему был даже посвящен апостольский собор, описанный в пятнадцатой главе книги Деяний. Поэтому Павел в первых главах послания к римлянам подробно разъясняет вопрос спасения язычников и иудеев.
В Рим 1:17 апостол утверждает, что в христианстве («благовествовании Христовом») открывается правда Божия:
» В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.»(Рим 1:17).
Эта правда Божия, очевидно, существовала и до появления христианства, но была сокрыта. Суть этой правды заключается в том, что любой верующий, во все времена, будет спасен — «праведный верою жив будет».
Но сам механизм спасения в прежние времена был сокрыт. То есть верующие до Христа верили, что Господь их спасет, но не знали, как Господь это сделает. Им хотелось понять эту сокрытую от них тайну. Поэтому Иисус Христос говорил иудеям:
» Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.» (Иоан 8:56).
В христианстве же «открывается правда Божия» — становится известным механизм спасения через искупительную жертву Христа.
Начиная с Рим 1:18 апостол Павел противопоставляет правде Божьей неправду человеческую, делая акцент именно на неправде язычников:
» Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.» (Рим 1:19-20).
Павел утверждает, что у язычников, так же, как и у иудеев, была возможность узнать о Боге. То есть стать верующими и получить спасение. Очевидно, что немалое число язычников воспользовались этой возможностью. Так как, если допустить, что все они погибли, то метод познания через «рассматривание творений» будет выглядеть весьма спорным и даже неосуществимым. А слова «что можно знать о Боге, явно для них» будут звучать как издевка в случае, если никто и никогда за всю историю таким образом не познал Бога и не уверовал в Него.
В Рим 2:6-16 Павел, фактически, уравнивает язычников и иудеев в вопросе спасения души:
» Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!» (Рим 2:6-10).
При этом речь не идет о том, что язычники получат спасение, став христианами. Речь идет как раз таки о том, каким образом они получают спасение в случае их неведения о Христе:
» тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную» (Рим 2:7).
» ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2:14-15″).
» Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?» (Рим 2:26-27).
Далее, в Рим 2:28-29 следует очень известная фраза:
» Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» (Рим 2:28-29).
На сегодняшний день эту фразу вполне можно истолковать и применительно к слову «христианин», а не только к слову «иудей». Христианами не являются люди, только лишь живущие в христианской стране или люди, рожденные родителями-христианами. Или те, кто носит христианские символы и посещает храм или дом молитвы. Но при этом не исполняют воли Божьей. Это все — лишь христиане «наружно», а не «внутренне».
Человек может быть снаружи как христианин и даже слова говорить христианские, но сердце его может быть далеко от этого — в грехе.
И, наоборот, есть люди, которые, даже не называясь христианами, тем не менее «внутренне таковы», потому что ведут себя как христиане, в отличие от многих христиан-фарисеев. Очевидно, что такие люди так же являются детьми Божьими, хотя временно могут и не догадываться об этом:
» Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим 2:26).
» но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание,которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» (Рим 2:29).
Какой же тогда прок от христианства, можно спросить? Схожий вопрос, только по отношению к иудаизму, задает и Павел, отвечая на него в 3 главе послания:
» Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.» (Рим 3:1-2).
Христианам вверено еще большее Слово Божье, чем иудеям, так как иудеи не признают Новый Завет. И так же христианам, в отличии от верующих прежних эпох, открыт механизм спасения. Мы, верующие в Иисуса Христа, понимаем, а отличие от язычников, то, каким образом искуплены наши грехи — благодаря Голгофской Жертве. Но спасает нас не это или какое-либо другое знание или понимание. Спасает лишь вера, выражаемая в послушанию Слову Божьему.
Вне зависимости от того, каким образом человек слышит это Слово — в церкви, в синагоге или на природе в ходе «рассматривания творений». Важно лишь то, чего достигает это Слово — ушей или сердца. И если Слово попадает в самое сердце на добрую почву, то оно дает плод — спасение души человека по вере благодаря жертве Христа.
Далее, начиная с Рим 3:21, апостол продолжает свидетельство о правде Божьей, открытой нам, верующим в Иисуса Христа:
» Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим 3:21-22).
Таким образом, спасение получает любой человек, живший в любое время, на любой территории и в любом народе, если такой человек поверил услышанному Слову Божьему. Но не какому-то внешнему, а личному Слову Божьему — услышанному в своем сердце. Откликаясь на это услышанное в сердце Слово и повинуясь ему, человек рождается свыше, становясь дитем Божьим.
Неслучайно одно из имен Иисуса Христа — это Слово:
» В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Иоан 1:1).
» И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Иоан 1:14).
Это подтверждает Божью справедливость — Он давал всем людям во все времена достаточно возможностей для покаяния и спасения. В спасительном Слове Божьем никто не был обделен — ни древние китайцы, ни индусы, ни индейцы. Не было какого-то кардинального отличия, влияющего на спасение, между верующими людьми всех времен и народов:
» Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога.» (Рим 2:10-11).
Христианство и Слово Божье
Необходимо различать христианство и Слово Божье. Слово Божье существовало вечно. Оно было обращено к людям и до появления христианства, и даже до появления иудаизма.
Заменило ли христианство своим появлением Слово Божье? Нет. Слово Божье — гораздо более широкое понятие. Думать, что Слово Божье доступно лишь в христианской стране или христианской среде — ошибочно. Так же, как иудеи первых веков ошибочно считали, что Слово Божье ограничено лишь рамками иудаизма.
Слово Божье может быть обращено к человеку самыми разными способами: на собрании в церкви, в синагоге, на природе через «рассматривание творений», лично через видения, сновидения, через ослиц и т.д. Бог проявляет в этом немалое разнообразие. Но любое Слово, кому бы и в какой бы форме Оно не пришло, способно принести плод — веру в сердце. Эта вера, выраженная в послушании Слову, дает прощение грехов, благодаря искупительной жертве Христа. Неслучайно, одно из имен Христа — это Слово:
» В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Иоан 1:1).
Таким образом, вера — это послушание Слову, что равнозначно послушанию Христу. При этом не имеет значения уровень знаний человека — много он знает о Боге или мало, понимает ли он механизм своего спасения или нет, считает он себя христианином «правильной» конфессии или вообще не называет себя христианином, будучи внутренне таковым. Неважно кто и в каких доктринальных вопросах больше разобрался, а кто меньше.
Неважно даже, отождествляет ли человек услышанное Слово со Христом, как это делают христиане или не отождествляет. Такое отождествление — это всего лишь знание, но не вера. И как любое знание, оно, безусловно, полезно. Но никакое знание не может заменить веру и, соответственно, дать оправдание грехов. Поэтому даже верующие, не имеющие никаких знаний о Христе, тем не менее получали спасение благодаря Христу. Например, ветхозаветные верующие. И, наоборот, некоторые люди имели много знаний о Христе, но не имели веры и погибли в своем неверии.
У кого-то больше знаний, а у кого-то — меньше. Знания полезны — они дают подкрепление в вере. Помогают держаться истины и не уклоняться в ереси и обольщения. И в этом есть большое благо. Но не знания дают спасение, а вера.
Именно на знаниях основаны все различия между разными группами верующих. У одних этих знаний больше — например, у той конфессии, к которой относит себя христианин. У других знаний меньше — например, у других христианских конфессий. У некоторых знаний еще меньше — например, у так называемых еретиков.
У иудеев знаний также мало — ведь они отвергают Новый Завет. Но меньше всего знаний у язычников — им приходится довольствоваться «рассматриванием творений».
Важны ли эти знания? Да они важны. Поэтому Иисус сказал саддукеям, которые не верили в воскресение:
» Итак, вы весьма заблуждаетесь.» (Марк 12:25).
Нести знания о Христе и Его учении — это основная функция церкви. Благодаря этим знаниям легче уверовать, легче держаться веры. Но даже эти знания не могут заменить веру. Они полезны при наличии веры и совершенно бесполезны, если веры нет. Поэтому как бы много некоторые люди не слышали о Христе, это может оказаться для них бесполезными знаниями. Так, апостол Павел, в свое время потратил много сил и времени на проповедь Евангелия иудеям. Но большинство из них не поверило услышанному:
«но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.» (Евр 4:2).
И, наоборот, есть немало примеров людей, не имеющих больших знаний о путях Божьих, но получивших оправдание по вере — Раав-блудница, разбойник на кресте. Слово Божье слышали те, кого традиционно не относят к «верующим» — ниневитяне, пророк Валаам, волхвы, принесшие Иисусу дары с востока. Но, очевидно, что Бог относил этих людей к «верующим». Иначе бы младенец Иисус мог остаться без подарков.
Бог не делит людей на конфессии, как это принято у христиан. У Него нет других делений, основанных на уровне знаний — на иудеев, язычников, христиан. На небе не будет всех этих делений и классификаций. Будут лишь верующие дети Божьи, получившие оправдание своих грехов по вере. По вере в слышанное ими Слово Божье, независимо от того, каким был уровень знаний у этих людей:
» истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» (Матф 8:10-12).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по 1 посланию Иоанна - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Какой Он, истинный Бог? Познайте Его! Первое послание Иоанна написано для верующих – для тех, кто уже рожден Свыше и имеет помазание Святого Духа, имеет опыт личного водительства Божьего.