«Вопросительный знак по вопрошании, удивительный по удивлении поставляется: доколе унывать?» - /М. В. Ломоносов/.
«И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится»- /Лук.21.25/.
Понятие уныния часто связано с греческим словом «атония» – бессилие, тоска, усталость. Усталость ведь бывает не только физическая, но и душевная. Ну а бывает и духовная усталость, когда у человека не хватает сил на духовный подвиг. Уныние - состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.
Нынешний век передовых технологий и научных открытий обеспечил человеку достаточно высокий уровень жизни. Однако истинной радости и удовлетворения – не принёс, и в этом причина разочарования, уныния и потери человеком смысла жизни. В наше время уныние поражает души многих людей, его последствия губительны.
Всем ли свойственно уныние? Да, всем: учёным, художникам, писателям, артистам, музыкантам, инженерам, знаменитым проповедникам, пророкам, апостолам современности. Когда проповедники унывают? Тогда, когда их проповеди не могут, достигать цели. К сожалению, многие из нас так подружились с унынием, что уже даже испытывают кайф. Это для некоторых почти, как наркотик. И можно понять, что такое «уныние»: это как наркотик. Такой сладковато-жидковато-дурновато-приятный запах. И преподобный Кассиан Римлянин, ученик святителя Иоанна Златоуста, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но тот, же преподобный Иоанн Кассиан говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние». «Уныние есть надежда на себя и неумение положиться на Бога, - говорит свящ. Георгия Кочеткова, - уныние – это когда человек видит, что грешит, и гордится этим. А что пастыря не гордятся унынием в церкви?».
Сейчас многие называют это состояние словом «выгорание» — пастырское призвание, энтузиазм как бы выгорают, все становится привычным и даже утомительным сидеть в собрании баптистов, харизматиков. Уныние захватывает человека...
«Среди вас есть добрые и честные, мудрые, многознающие на первый взгляд. А также легкомысленные пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы внутри себя, растлители, «взрослые дети», унылые проповедники. Унылые проповедники и служители, выдающие свою мрачность за благоговение, обкрадывают и себя, и паству, - говорят Стругацкие, - самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспаленными глазами уныния. И вы бы не знали, зачем вы?! В самом деле, зачем вы? Многие из вас дают знания, но зачем это знание лесу? Оно не имеет к лесу никакого отношения. Это как если бы будущего строителя солнечных городов старательно учили бы фортификации, и тогда, как бы он потом ни тщился построить стадион или санаторий, у него все выходил бы какой-нибудь угрюмый редут с флешами, эскарпами и контрэскарпами. То, что вы дали людям, которые пришли в лес, это не знание, это предрассудки...». «Есть лукавый, который ходит, согнувшись, в унынии, но внутри он полон коварства» - /Сир.19.23/.
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» - /Прит.17.22/.
Уныние - это состояние неверия. Я знаю, что когда вера терпит кризис, приходит уныние, приходит разочарование, приходит депрессия, приходит страх. И у тебя теряется интерес к жизни. «За то, что своей ложью вы приводили в уныние праведников, тогда как Я не посылал им печали, и за то, что вы поощряли злодеев не отворачиваться от злых путей и спасти тем самым себе жизнь» - /Иез.13.22/. Унылый дух - это брат духа смерти. Смерть начинается с уныния. Уныние готовит человека к смерти. Раньше умирают, как правило, унылые люди. Уныние готовит человека к моргу, «…то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх» - /Прем.17. 14/. И берегись, потому что унылый дух может высушить не только кости. Унылый дух может высушить мозги, может высушить отношения с Богом. «Сыны Израиля воззвали к Господу Богу своему, потому что они пришли в уныние, так как все враги их окружили их, и им нельзя было бежать от них» -/Юд.7.19/.
Нам просто необходимы люди, у которых есть веселое сердце. И радость перед Господом - это лекарство. Но ведь как много целей в пастырском служении, которые мы себе даже не обозначили, как много вершин, которые нужно взять!
Болезнь нашего века – это уныние, расслабленность души. Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».
«Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, - говорит Л.Толстой, - но и заразительно». «Унынье - не лекарство, горький яд, - говорит У.Шекспир, - когда поправить дело невозможно...». «И вот что еще я вам скажу: нельзя предаваться унынию, - говорит Фэнни Флэгг, - от этого уж точно заболеешь».
Бывает и так, что человек унывает из-за того, что согрешил. Уныние от греха – это более опасная вещь, чем даже сам грех. Это можно сравнить со стрелой, у которой на острие яд. Стрела – это грех, а яд – уныние. И когда человек ранен грехом, для него важнее всего не падать духом, не дать яду уныния отравить все его существо. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в таких случаях говорил своим послушникам: «Исповедуй грех – и будь весел!».
Что еще может быть причиной уныния? То, что человек не до конца отрекся от мира. Он хранит в сердце какую-то привязанность, хочет чего-то мирского – деньги и потому его душа разделяется и тоскует. Но если он откровенно и с покаянием исповедуется в этом, то может очень быстро исцелиться от печали. Уныние порой возникает еще оттого, что человек устремляется к высоким добродетелям, которые для него пока недоступны. Самый распространенный пример: монах или баптист, харизматик прочитал о благодатных состояниях, вдохновился, встал на правило – а благодати, как ему кажется, нет. И вот он огорчается, молится уже без вдохновения, у него тьма помыслов. А на самом деле, ведь само то, что он встал на правило, произносит молитву – это уже действие благодати Божией. И если монах просто будет любить свое правило, исполнять его с усердием, то он будет продвигаться в духовной жизни.
Уныние делает монаха бессильным, да и баптиста, харизматика. Тогда как надежда на Бога помогает ему преодолевать все трудности. Даже если монах или сектант впал в нерадение – это не повод предаваться унынию. В любой момент они могут сказать себе, как блудный сын: «Встану и пойду к Отцу моему. Совершу свое правило, почитаю Евангелие». И их жизнь изменится, он вновь встанет на путь, ведущий к Богу.
Спортсмен, или христианин который потерял цель, перестал верить в то, что сможет добиться результата, впадает в уныние, тренировки для него становятся бессмысленной пыткой, и даже если заставить его, их продолжать, чемпионом он уже не станет, а значит, потеряет плод от всех своих трудов, которые вольно или невольно претерпел.
Можно предположить, что подобное происходит и с душой человека, впавшего в уныние, и это будет справедливо, так как уныние это есть следствие потери веры, маловерия. Но это лишь одна сторона дела. Другая сторона заключается в том, что уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других. А в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в уныние и озлобляется.
Как писал Святитель Феофан Затворник уныние – это скука за каким-либо делом. Оно может быть, как житейским, так и молитвенным или бытовым. Во время возникновения такого чувства хочется бросить все дела. Кстати борьба с унынием это и есть воспитание силы воли, которое очень часто помогает человеку стать успешным и достигать успеха в жизни.
У одного человека было в имении огромное поле, поросшее тернием. Он попросил сына, чтобы тот убрал поле для того, чтобы его можно было засеять. Сын с охотой решил помочь отцу, но когда пришел на поле и увидел в каком оно состоянии, то приуныл, прилег на землю и уснул. Уныние называют болезнью души. А, если это так, то получается, что все человечество духовно больно, потому что едва ли найдется кто-либо, кто не испытывал бы на себе уныния?
«Уныния происходит от чрезмерной занятости собой, - говорит архимандрит Лазарь (Абашидзе, ХХ век), - своими переживаниями, неудачами, и как результат - угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть...». Так и происходит в церквях, каждый занят собой. Посмотрите, разве на вас обратят внимания, когда вы пришли и сели слушать. Так они все в состоянии уныния и до вас им нет никакого дела. Когда евреи уже совсем потеряли надежду и впали в уныние, Бог Иегова над ними сжалился и повелел Моисею послать соглядатаев - разведчиков в землю Ханаанскую.
Акедия (от а - не, и kedon - старание, труд) беспечность, нерадивость, расслабление, упадок духа. Олдос Хаксли писал: «Это не грех и не болезнь ипохондрии, а состояние ума, посланное нам судьбой. История преподнесла нам столько разочарований, что впасть, в акедию мы имеем полное право». «Уныние (akedia) захватывает всю душу и приводит ее в состояние изнеможения. Человек не имеет мужества устоять против искушений. По наблюдению святого Иоанна Лествичника, уныние парализует духовную жизнь: «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума». Название этому состоянию было дано еще в античности: греческое слово akedeia означало «безразличие» — человек жил, ни о чем, не беспокоясь, как еремиты в пустыне. Так стали называть меланхолическое состояние, попадая в которое человек не видит смысла в собственных занятиях. То, что раньше вызывало жгучий интерес, представляется тусклым и никчёмным. «Нет желаний, кроме одного - ничего не делать. Нет устремлений, кроме стремления в небытие», - писал Рольф Лагеборг.
Слово «acedia» (уныние) появляется в латинском тексте Ветхого Завета всего три раза. Тем не менее, Библия, кажется, прекрасно знает это настроение – есть страницы, описывающие ленивое и инертное поведение. В сути своей унывающий – это атеист: он удалил Бога из своего мира, оставив там только себя самого и разочарование в своей собственной ограниченности.
Слово «уныние» в итальянском языке происходит от греческого aked?a, что обозначает «не заботиться». Уныние, в сущности, это отказ от ответственности, отказ отвечать на тот зов жизни, который христианская традиция именует призванием. Уныние – это форма пренебрежения, безразличия, отсутствия заботы к самой жизни; ей свойственны разочарование, отчаяние, усталость, скука и депрессия перед лицом жизни. Унывающий живет в таком настроении, которое влияет на все и может полностью дезориентировать. Уныние может перерасти в патологию, то есть в депрессию.
«Человеческое сердце умеет бороться с туберкулезом, с дизентерией, с тифом, - говорит С.Голубов, писатель, - а с тоской и унынием оно бороться не может. Оно превращается в жертву своей тоски. И тоска и уныние окончательно овладевают им, больно сжимавшее сердце».
Тем не менее, было бы ошибкой просто поставить знак равенства между унынием и грустью или депрессией. Уныние может переживаться в приподнятом настроении, в состоянии активности, но, тем не менее, вызывать невероятный паралич духовной жизни. Унывающий кажется заблокированным, потому что он сосредоточен на самом себе и на своих проблемах, не может из них выбраться, не может посмотреть за пределы самого себя. Этот паралич – и причина и одновременно следствие его страданий. У феномена уныния – сложный, запутанный характер, в нем действуют разные силы. Страдающий от него чувствует растерянность, теряет логику: он ненавидит все, что есть, и страстно желает все, чего нет.
«Очень часто люди видят ближайшее средство от уныния во всевозможных развлечениях, которых мы видим множество в современном мире. Другим видом ухода от реальности уныния как собственной пустоты и никчемности является активизм, где под предлогом добродетели христианин с удовольствием берется за всевозможные добродетели, ища, в первую очередь, удовлетворения самого себя, что и вменяет себе в заповедь, он также скор на всякую помощь. Позиция такой активности весьма опасна, так как человек уходит от решения внутренней проблемы пустоты через внешнюю активность. Он думает, что у него все хорошо, и переубедить его в этом почти невозможно по причине его самодостаточности» - /иером. Габриэля Бунге/.
Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидеть радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто и никогда не сказал людям о вреде уныния. Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможностей. Давно они начали свое разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала – радость лишь в личной выгоде: для себя. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния – самые жалкие двуногие. Посмотрите на таких унылых христиан: баптистов, харизматиков – мир к ним жалость проявляет, несчастные больные слабые люди! Их лечить надо от уныния.
«Самые сильные души временами поддаются унынию, - говорит Т.Драйзер, - бывают минуты, когда и людям большого ума жизнь рисуется в самых мрачных красках». И продолжая, говорит Иоанн Златоуст: «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение»
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости»- /Прит.17.22/. Унылый дух, сокрушенный тяжестью страданий, особенно совесть, пораженная чувством вины и страхом перед гневом, сушит кости, растрачивает основные силы, истощает сердце и делает тело похожим на скелет живого ходячего трупа. Поэтому мы должны быть бдительны и молиться против печального унылого расположения духа, ибо оно введет нас в беду и искушение. Уныние - вот язва, которая быстро разъедает волю лучших работников этой отрасли службы, пастырей церквей благовестников Слова Божьего.
«- Не унывай, борись с судьбою, - твердил мне яркий солнца луч.
- Не унывай, Господь с тобою, - мне жаворонок пел из туч.
- Не унывай, вперед смелее, - мне повторял, смеясь, поток.
- Не унывай, будь веселее, - твердил восторженно цветок.
Встречаю я с благодареньем и солнца луч, и светлый май.
И говор струй и пташек пенье, твердивших мне: не унывай!».
«Побеждать уныние - это показать себя достойным своего состояния и своей судьбы, как Христианина» - /Саньяль-Дюбе/.
Отличным методом развеять скуку/ уныние является творчество в любом виде: пение, рисование, скульптура, вышивание крестиком, танцы у костра, пускание мыльных пузырей и т.п. Эти практики помогают прокачать свой канал с высшими аспектами, а значит, и обратить на себя их внимание, наполниться энергией вдохновения. Создавая что-то новое, даже самую малую безделушку, мы подсознательно испытываем радость Творения, а значит - выполнения основного жизненного предназначения.
Ну и самое главное во всем этом: нужно сказать себе, что уныние не есть нормальное состояние здорового сознания. И занять себя хотя бы размышлениями о вечном, подвести итоги, послушать музыку, поговорить с друзьями, помедитировать или сделать энергетическую практику.
«Теперь уже удовлетворенно. Столь хорошо знакомое игроку в гольф, говорит А.Кристи, - уныние сменилось на его живом лице столь же хорошо знакомым торжеством».
«Вы же братия, не унывайте, делая добро» - /2Фес.3.13/. Ведь при виде христиан, которые избирают легкие, безответственные пути и как будто преуспевают на них, легко впасть в уныние и поддаться искушению, последовать их примеру. «Делая добро, да не унываем; ибо в своё время пожнём, если не ослабеем» - /Гал.6.9/. Но относительно «духовного урожая», который им предстоит пожать, христиане могут впадать в уныние, ибо зачастую ждать этого приходится весьма долго. В свете такой реальности апостол увещает галат «не унывать», ибо время урожая непременно наступит. (Павел имел тут в виду и самого себя, поскольку и сам, несомненно, испытывал временами разочарование - в отношении тех же галат.) Жатва наступит в предусмотренное Богом время (в свое время), которое на эту жизнь может прийтись лишь частично, а полностью, если не ослабеем (по англ. – «не сдадимся»), мы пожнем урожай в жизни будущей, когда предстанем перед судейским престолом Христа.
«А теперь не унывайте!» Нет ничего хуже уныния. Когда человек призадумается, - говорит Гаон раби Моше а-Коэн, - то увидит, что у него и в самом деле нет причин унывать. «А теперь не унывайте, радость Божья - крепость ваша!» - /Нехемия 8.10/. Друзья, давайте радоваться. Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе! И еще говорю вам: радуйтесь»-/Фил.4.4/. Излучайте вокруг себя хорошую добрую атмосферу, которая уничтожает бациллы уныния, микробы страха, все эти вирусы неуверенности.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности