«Счастье - это не жизнь без забот и печалей, - говорит Ф.Э. Дзержинский, счастье - это состояние души». На сердце печаль, в душе пустота, И холод меня пробирает до дрожи.
«Как жаль, что в мире существуют, такие места, «пустыня печали». Человек тоже оказался здесь, но совершенно случайно. К счастью, ни одна пустыня не бывает бескрайней, «и я хочу как можно скорее выбраться отсюда, - говорит человек. «- Наивный! «Пустыня Печали» - это замкнутый круг. Когда душа человека ходит из воплощения в воплощение по замкнутому кругу, проживая в разных вариациях одни и те же свои ошибки, черты характера и качества. Отсюда нет выхода. Так бывает, человек впадает в круг печали, круговое хождение. Мы с тобой бредём по ней уже второй час, но разве за это время хоть что-нибудь изменилось? А православие всю жизнь идёт по кругу служения. А разве печаль на сердце ушло? Остаётся. «По мере славы его увеличивалось бесчестие его, и высота его обратилась в печаль» - /1Мак.1.40/. Высота, что он православный и на этом пошёл по кругу в печаль и говорит Господь: «Я отниму у нее радость о множестве ее народа, и хвастовство ее будет в печаль» - /Вар.4.34/. Разве пастырь церкви баптистов и харизматиков и его паства в гордости не в печали, где вы видели баптистов, харизматиков радости? Каков пастырь такова и паства!
«У нас особое выражение глаз» - помните? эсэсовцы определяли евреев по печали, - говорит Евсей Цейтлин, - по мировой грусти в глазах. Так и мир определяет сект: баптистов, харизматиков по печали глаз недовольства к миру и к друг другу. «…ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. С несчастьем пребывает и печаль, и жизнь нищего тяжела для сердца. Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя» - /Сир.38.18-20/.
Печаль рождается от того, что противно (беды, скорби, огорчения); от печали же происходит мрачное расположение духа (как говорится: он не в духе); а от них обоих порождается бессмысленная бранчливость (ворчание на все). Если хочешь подавить печаль с мрачным расположением духа, то обеими руками благодушную любовь и облекись в радость незлобивую.
Есть у Рериха и произведения более, лирического плана. Такова его «Печаль» (1939). На небольшом формате картоне художник изобразил лодку с двумя человеческими фигурами как бы застывшими среди пространства. Не видно горизонта, небо слилось с водой. Одинокая ладья среди безмолвия воды и неба. Поразительно умение художника передавать внут¬ренний мир человека, состояние его духа одним силуэтом, без прорисовки деталей. В этом отношении очень интересна небольшая работа «Печаль». В бирюзовом пространстве как бы парит лодочка с двумя людьми; гладь озера сливается с предрассветным туманом, стирая границы неба и земли. И природа, и люди в своём сокровенном уединении замерли, объятые чувством глубокой печали. Но высокий строй картины не оставляет чувства безысходности. Ведь, как сказано, «печаль забывается, но искры радости сияют навсегда». И, глядя на нежное свечение красок, мы верим, что наступит миг и горячие лучи солнца растворят туманы земли, а лучи радости развеют туманы печали.
Печаль производящую основу в старо-славянском языке - глагол «пекти» - «печь». В диалектах в употреблении ещё сохранилась эта форма глагола «печь»: «Буду сегодня пироги пекти». Печаль - от «печа», «пека» - буквально: жар, зной. Возможно, вы сильно удивитесь, если можно добавить к этому ряду и слово пекло. А между тем «печаль» и «пекло» произошли от одного праславянского слова ракет, родственного слову ракт. Печаль?! - печь «Аль» - божия. Печаль - она всегда даётся человеку Богом, печёт, припекает, кто-то горит, кто-то тлеет. Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль. Если горшечник, сделав сосуды, но положит их в печь, плавильная печь очищает неочищенное серебро; а печаль по Богу – сердце, сущее в грехах чтобы обожженные отвердели. То не бывают они годными к употреблению людям. Но и (полагая их в печь) знает он, сколько времени должно держать их в огне, пока не сделаются годными, и не оставляет их в печи сверх надлежащего времени, чтоб, перегорев, не истрескались; и опять не вынимает прежде времени, чтоб не остались не доделанными и не годными к употреблению. Итак, если люди в рассуждении тленного имеют столько разборчивости и знания, то кольми паче Бог знает, сколько имеют нужды в испытаниях и искушениях души, желающие угодить Ему и вожделевающие улучить вечную жизнь.
«Печаль как грусть, всегда печальна.
Тиха, красива, как осенняя пора.
Находится в чудесном ожидании,
Любви и ласки, как будто бы полна» - /Григорьевна/
«В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним. Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем! И сказал мне царь: чего же ты желаешь?» - /Неем.2.1-4/, «и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость» - /Есф.9.22/ «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» - /Иоан.16.20.22/.
«Лукавое сердце причинит печаль, но человек многоопытный воздаст ему» - /Сир.36.22/. «И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» - /Еккл.11.10/.
У человека не может быть горькой печали, потому что если он свою печаль принесёт ко Христу, то она станет сладким нектаром. Если у кого-то есть печаль, то это значит, что человек со своими горестями не идёт ко Христу. Радость от Христа, а печаль от лукавого. Знали бы вы, как я огорчаюсь, когда вижу монаха с выражением лица, как у хозяина бакалейной лавки, которого лишили прибыли. Другое дело печаль по Богу, радостнотворный плач. А если человек постоянно пребывает в печали, чувствует страх и отчаяние, то он должен понять, что эта печаль не по Богу. Печаль по Богу - это духовная радость, она приносит в сердце утешение. А печаль, которая не по Богу, приносит страх и безысходность. «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» - /Аль-Бухари/. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» - /2Кор.7.10/. Поэтому говорит ибн аль Кайим: «Печаль обессиливает сердце, ослабляет решительность и вредит воле (намерению) и нет ничего, любимее для шайтана, чем печаль верующего. Поэтому веселитесь, радуйтесь, ожидайте лучшего и будьте хорошего мнения об Аллахе, доверяйте тому, что у Аллаха и уповайте на Него, и вы найдете счастье и довольство во всем». Печаль - это чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи: «… долгая печаль не в природе человеческой, - говорит А.Пушкин, - особенно женской».
Печаль является спутником переживаний. Разница между ними в том, что переживания связаны с будущем, а печаль связана с прошлым. И то, и другое, ослабляет сердце человека, тормозит его и ослабляет решимость.
«Не слабейте и не печальтесь» - говорит Сура али Имран, - ибо вы одержите верх, если вы действительно верующие, а не показные. «Услышав слово сие, он же смутившись юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение» - /Мат.19.22/. Однако, будучи человеком мыслящим и расположенным к добру, он отошел с печалью. Он симпатизировал Христу и не хотел расставаться с Ним. Отметим: многие гибнут от греха, который совершают с нежеланием, оставляют Христа с печалью, и тем не менее никогда по-настоящему не печалятся о том, что оставили Его, ибо если бы они действительно печалились об этом, то могли бы вернуться к Нему. Таким образом, когда богатство этого человека стало его искушением, то оно превратилось для него в томление духа.
Он опечалился, что не может стать последователем Христа на более легких условиях, чем отказ от всего; что не может держаться вечной жизни, не выпуская при этом из рук временного богатства. Но будучи не в состоянии удовлетворить требованиям ученичества, он все, же оказался достаточно честным, чтобы не претендовать на него; он отошел с печалью. Здесь открывается истина, записанная у Матфея 6.24: «не можете служить Богу и мамоне». Служа маммоне, он, фактически, презрел Христа, как и все другие, предпочитавшие Ему этот мир. Как на торжище, он предложил цену за то, что хотел приобрести, и с печалью ушел, отказавшись от приобретения, потому что не смог заплатить надлежащей цены.
Может ли христианин быть печальным? Прежде всего, должен быть правдивым. Это мое правило. Если тебе грустно и больно - не притворяйся радостным и любящим всех, не будь криводушным! Если не научимся стоять в истине, а будем притворяться, то никогда не сможем распознать своей болезни. А печаль - это действительно чаще всего духовная болезнь. Только от нее не надо прятаться и надевать искусственные маски, а признаться и задуматься, откуда она появилась и как лечиться. Поэтому когда исчезает вера - появляется печаль, которая может перерасти в депрессию. Понаблюдайте за собой. Когда вы печальны? Печаль прошла – последствия остались.
«Лучше хлеб с солью в покое и без печали, - говорит Иоанн Златоуст, - чем множество блюд многоценных в печали и горе».
«Нет ничего печальнее, чем сидеть в машине, когда тебе некуда ехать. Нет, пожалуй, ещё печальнее - сидеть в машине возле дома, где прожил почти десять лет и который вдруг, в одночасье, перестал быть твоим домом. Ведь обычно, когда тебе некуда ехать, всегда можно поехать домой.
«Это не рецепт от печалей, - говорит Ф.Дзержинский. Печаль, грусть – это жизненная необходимость для человека, но если он понимает людей и себя, то в душе у него будет сиять ясный солнечный день и не будет места какой-либо безнадежности. Тогда и в дорогих ему людях он сможет пробудить возвышенные стремления, дремавшие дотоле, и показать им путь к настоящему счастью».
Грусть и печаль неизбежны, временами они пронизывают сердце человека, заставляя его страдать и разрываться от боли. Но Бог не оставляет своих рабов, они всегда могут воззвать к Нему о помощи. Грусть, печаль и беспокойство, и другие неприятности практически неизбежны в жизни любого человека, временами они заставляют человеческое сердце страдать и разрываться от боли. Но Всевышний Бог не оставляет своих рабов, они всегда могут обратиться к нему за помощью.
«И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» - /Мат.9.15/. В качестве довода Христос приводит всеобщий обычай радоваться и веселиться в течение брачного торжества. Когда всякие проявления меланхолии и печали, как это было на браке Самсона, считаются неуместными и абсурдными, «И пришёл и поговорил с женщиной, и она понравилась Самсону» - /Суд.14.7/. Итог: печаль, она вышла за брачного друга его» - /14.20/.
Радость и печаль сынов чертога брачного определяется тем, в какой мере они испытывают присутствие жениха: «а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия-то радость моя исполнилась» - /Иоан.3.29/.
«И не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас» - /Неем.8.10/.
«Не печальтесь, не грустите: время радости вновь придет; время мчится - всё пройдет» - /Н.Гурьянов/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
очень хорошее есть Слово в Библии: \"разве упавши не встают\"
Бог знает все наши ошибки, промахи, знает,что мы в этой жизни многому учимся, мы не родились всему наученными. Поэтому если что-то вогнало в печаль, помним, что Он Отец наш и все про нас знает и слабости наши и силу нашу и идем к Нему за помощью. Всегда и во всем. У Него Сила,у Него помощь, хоть в чем.