«А паче всего возьмите щит веры, которым возможете, угасит все раскалённые стрелы лукавого» - /Еф.6.16/. Мы должны гасить эти раскаленные стрелы щитом веры, - говорит М.Генри, - чтобы они не могли задеть нас или, по крайней мере, не причинили нам большого вреда. Заметьте: вера, действуя на основании слова Божьего – значит надо читать и рассуждать над Словом Божьим, как Христос говорит: «ибо написано также…» -/Мат.4.4-10/ и, употребляя его, опираясь на благодать Христа и пользуясь ею, гасит стрелы искушения. Не зная Писания, как воин в битве без щита и христианин без Слова Божьего не защищён».
«Однажды праведник Мехмед Акиф пригласил на свадьбу дочери своего друга - алима Али Шевки. Пожилой учитель немного опоздал на торжество и объяснил это тем, что шел по дороге, проходящей через гору «Вефа» - имя Вефа - происходит от турецкого. Турецкая форма арабского имени Вафа «верность, преданность, вера» - Верность. Отец невесты с улыбкой многозначительно заметил: «О какой горе Верности ты говоришь, дорогой учитель? Ведь нынешнее поколение давно сравняло ее с землей». Верность может показаться старомодной: это же прошлый (а то и позапрошлый) век!
Верность - прекрасное явление. Как чудесно, когда нас окружают верные друзья и соратники, верные вассалы или подчиненные, верные собаки, верные супруги, верные родители, верные дети. Да, к детям как-то хуже всего клеится, не странно ли? И к родителям что-то - так себе. Чем «ближе к телу», тем страннее. А пока вы размышляете про эту самую странность, предлагаю заглянуть с другого бока. Этимология слова «верность» тоже как-то не однозначна. Одни утверждают, что под ним подразумевается «правильность», «следование ВЕРНым путем», другие полагают, что «верный» - значит «обладающий ВЕРой». Может, «верный» - это тот, кто верит, что его путь правильный? Или, обладая верой, он думает, что идет верным путем? Пусть так.
Сегодня верность и преданность практически вышли из употребления. Почти - это значит что преданность и верность - не исчезли. Просто всем не по карману - не товар. «Утрата христианской верности - смертельная опасность для каждой верующей души» - /П.К.Шатров/. Берегите тех, кто был вам верен. Преданность не купишь - это дар! Верность, может, и кажется старомодной, но именно она является одним из секретов сохранения отношений на долгие-долгие годы. Однако современный мир, пожалуй, сильнее всего нуждается в этом качестве, которое считается одним из важнейших для мусульман и Христиан. Сутью Ислама является вера, и в определенной степени она является проявлением верности. Некий германский рыцарь, участник крестового похода, вывел на своем щите девиз: «Мою Честь зовут Верность». В этих словах – резюме его жизни и прямое указание потомкам: вот путь, на котором приобретается слава рода. Впрочем, не только рода. Верность является основным условием зарождения трагического духа и великого народа, и выдающейся личности. Жизнь без верности напоминает погоню за тленными мирскими привязанностями, и это действительно великая утрата.
«Верность присуща благородным душам и имеет Божественное происхождение. «Верен Бог, Которым вы призваны» - /1Кор.1.9/, не раз напоминает Апостол. Господь, неизменяем ни в каких обстоятельствах, Он Един «ныне и во все веки. Аминь»- /Иуд.25/. Жаль, что добродетель верности встречается в нашем мире не так уж часто, подобно драгоценным минералам. О ней, конечно, говорят, к ней призывают, ее превозносят. Но нередко это всего лишь маркетинговый трюк, желание поживиться за счет авторитетного и всем знакомого понятия. Если присмотреться к этой рекламной торгово-политической «верности», то легко увидеть, что корона ее не из золота и алмазов, а из фольги и стекляшек. Она всего лишь слово, потерявшее смысл и всякую связь с сознанием» - /Протоиерей Сергий Николаев/.
«Это закон верности. Разведчик знает, что верность - основа всякого дела. Верность - это такая редкость и такая ценность. Это не врожденное чувство: быть верным. Это решение! «Хранить верность - это достоинство, - говорит Эбнер – Эшенбах, - познать верность - это честь». И самый лучший начальник никогда не сможет ничего сделать, если его обманут и покинут его помощники и подчиненные». «В верности есть немного лени, немного страха, немного расчета, - говорит Этьен Рей, - немного усталости, немного пассивности, а иногда даже немного верности».
«В этом мире я ценю только верность, - говорит В. Высоцкий, - без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится». Об этом прекрасно сказал поэт Д.Руми: «Да что раб; если сторожевой пес на воротах будет верен, то душа хозяина будет безмерно довольна им. И будет хозяин ласкать его с любовью». «Верность и хорошую репутацию, мне не купить ни за какие деньги мира» - /Аль Пучино/.
«Верный в малом и во многом верен…Иисус говорит: «Верный в малом и во многом верен, а не верный в малом неверен и во многом» - /Лук.16.10/. Верность имеет два аспекта: чему мы верим, т.е. речь идёт о вероучении и верность, посредством которой мы веруем, т.е. благодать верности. Многие люди всю жизнь ждут великого часа, - говорит Куно Кальнбах, - когда Бог призовет их к великому. «Тогда мы отдадим все свои силы великому делу Царствия Божьего». Они всю свою жизнь сидят, словно в зале ожидания, и напрасно ждут специального поезда, который будет предназначен специально для них и доставит их к великому делу Господа. Но Бог требует от нас нечто совершенно иное. Бог требует от нас не большого, а малого. Именно то, что мы рассматриваем и оцениваем как малое и именно поэтому оставляем без внимания. Бог нам доверил самое малое. Это следует рассматривать и применять как добрый дар. Злоупотребление возникает в результате пренебрежения нашими мнимо малыми дарами, в результате зависти большим дарам других. Бог ищет людей с «верностью в малом». Бог ждет от нас тренировки с малым «… ибо они со всею верностью посвятили себя на священную службу» - /2Пар.31.18/, в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так, при прокураторе Феликсе (см. Деян.23–24), рассказывает И. Флавий: «первосвященники настолько потеряли всякий стыд, и дошли до такой дерзости. Что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом, случилось, что несколько бедных священников умерло от голода» - /Древн. XX. 8/.
«И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем: во всяком деле спорном, какое поступит к вам от братьев ваших» -/2Пар.19.9.10/. Нам иногда кажется, что не так важно быть верными в малом. У всех нас есть семя величия, и мы часто думаем, что важно быть верными в большом, а малое – оно и есть малое, это не так важно. Но обратим внимание на то, что, только пройдя верность в малом, мы можем по-настоящему иметь много. Не подготовленному солдату и разведчику не дают ответственное задание, он должен пройти годы послушания и в мелочах исполнений. Это, казалось бы, такая мелочь, но жизнь воина, она состоит из вот таких мелочей и так приятно наблюдать за тем, что даже в малом присутствует эта Святая Верность.
«Одной из самых значимых нравственных ценностей, лежащих в основе исламского шариата, является верность. Верность – это великое достоинство, гарантирующее соблюдение прав Всевышнего Аллаха и прав людей. Именно поэтому ислам со всей строгостью призывает каждого человека к верности, обязывает быть верными во всех делах, так или иначе соприкасающихся с жизнью отдельного человека или общества в целом. Подчеркивая важность верности, Всевышний в Своей Благородной Книге приписывает это достоинство Своим верующим рабам. Вот что Он говорит: «…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» /23.8/. Пророк, также связал веру с верностью. Он сказал: «Нет веры у того, кто не верен, и нет религии у того, кто не обязателен». Итак, верность, как нравственная ценность, является одним из великих достоинств. Она лежит в основе любого человеческого поступка, она охватывает его поведение в целом. Вот что говорит Абу Хамид аль-Газали: «Каждое человеческое сердце готово взять на себя бремя верности, изначально оно способно вынести его» - /Абд аль-Лятиф аль-Хусайн/. Эту мысль выразил Хасан аль- Худайби в своем высказывании: «Верность – это великий нрав, в котором мы остро нуждаемся. Для многих людей неведомо даже подобие этого достоинства. И это несмотря на то, что утрата верности способна разрушить целую страну. Ее утрата влечет пагубные последствия».
А богоносный Василий говорит: кто ленив в чем-либо малом, до него касающемся, о том не верь, что отличится он в великом. «Для того чтобы человеку познать истинную веру, - говорит Л. Толстой, - ему нужно, прежде всего, на время отказаться от той веры, в которую он слепо верил, и проверить разумом все то, чему его с детства научили».
Значит, по Википедии, верность - это некое насилие над собой в пользу какого-то другого объекта? Как же тогда быть с верностью себе, своим убеждениям, своему слову? Впрочем, понятно, как быть - это что-то внешнее по отношению к «своим собственным» интересам. И любой здравомыслящий человек отречется от этих глупостей, как только они начнут противоречить его «собственным интересам», так? «Своя рубашка ближе к телу»… Но в чем, же тогда состоят эти самые «собственные» интересы?
Современный человек мыслит в категориях выгоды, удобства, какой-то пользы для себя, удовольствия и удовлетворения…. Именно это считается своими собственными интересами. Из этих двух не очень ясных явлений каким-то хитрым образом складывается совершенно понятные каждому: «верный муж» и «верная жена». Здесь «верность» - это просто отсутствие сексуальных отношений с кем-то кроме супруга. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» -/1Кор.4.2/. В Священном Писании много говорится о верности. В древнегреческом языке есть два слова, обозначающих это понятие: «алифиа» (надёжность, твёрдость, постоянство, продолжительность, непреложность, верность, истинность, истина, правда, справедливый, искренний). И «пистос» (верный, истинный, надежный, верующий, питающий уверенность).
Верность очень ценна, когда член церкви верен своей поместной церкви. Хотя в наше время участились переходы из одной церкви в другую, в зависимости от интересов и пристрастий людей, для самой церкви важны верные члены церкви, на которых можно положиться, доверить служение, попечение о душах, знать, что они не бросят завтра служение и не убегут в другую общину.
Историк Иосиф Флавий писал о древнеиудейской секте ессеев: «Они известные своей верностью и точностью, и они проповедуют мир. Все, что они говорят - вернее всякой клятвы. Они избегают клятв и считают их хуже лжесвидетельства. Они говорят, что человек, которому нельзя верить на слово (без клятвы), уже осужден». Не правда ли, очень хорошая характеристика для верующих? Таких действительно можно уважать.
Но вытащить из шляпы зайца, которого ты туда не положил, не сможет даже самый великий фокусник. Мне, как и вам, ещё предстоит долго учиться и самовоспитываться, чтобы достичь цели и насладиться плодами великой добродетели - верности. Самая же лучшая верность, какая существует на свете, это когда Христианин верен своему Господу - Иисусу Христу. И верен, не смотря ни на что: ни на гонения, ни на насмешки, ни на несчастья в жизни. Бог в Библии называется верным. Давайте, определим, что же такое верность? Для начала заглянем в словарь: «Верность – свойство, определяющее характер поведения по отношению к объекту, при котором субъект ставит интересы объекта выше своих собственных». Определение из словаря суховато, давайте попробуем сказать по-другому: «Верность – это решение ставить чьи-то интересы выше своих» Можно сказать, что верность – это высшее проявление любви. Читая Библию, мы видим верность Бога. Он ради праведников не губит народы. Он исполняет Свои обещания. Бог настолько нас любит, что Сына отдал за нас! Его верность не знает границ, нет ни одной сферы нашей жизни, где бы Господь ни оказался верным! А как насчёт нашей верности Богу? Остановитесь на минуту и спросите себя: «Я верен Богу?». Спросите, подумайте. А теперь спросите по-другому: «Бог, я Тебе верен?». Что Он скажет? Получается, что верность Богу – это подчинение своих интересов для Него, проявление к Нему нашей любви. Огромное количество веры и верности Богу мы находим в 11 главе послании к Евреям.
«Верность в малом…» Эта тема прослеживается через всю Библию. Толковый словарь Даля определяет слово верность так: «Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга». «У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Так есть ли у Христианина чувство верности долга?
Берегите веру
Перед вами – новая дорога,
Ждут вас испытания и труд.
Берегите, дети, веру в Бога,
Берегите сердца чистоту.
Враг лукавый хочет ваши души
Обмануть, увлечь и погубить,
Только тем, кто Бога будет слушать
Враг вред не может причинить.
Помните, как мама вас учила
С самых первых, детских, ваших лет.
Что в молитве только ваша сила
Что без Бога в мире счастья нет.
Берегите, дети, веру в Бога,
Как подарок самый дорогой.
С ней пройдёте трудные дороги,
А на небе ждёт вас всех покой.
/О.Ковалёва/.
Источники: Библия. Томас Ватсон - пуританский богослов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности