«Когда б надежду я имела хоть редко, - Татьяна, к Онегину, - хоть в неделю раз…» - /А.Пушкин/. Согласитесь, что в мире разнообразных увлечений удобно, следовать, совету иметь, хотя бы стремления, хотя направить раз в спокойствии с надеждой на успех. Успех без надежды пребывать не сможет. Когда приходит она к человеку - именно эта надежда, ведь не тогда же, когда он только приступает к чему-то, тогда, в самом начале нет у него ничего. Сначала остановитесь и подумайте: может в вас уже есть зерно надежды – даже если вы еще не осознаете этого! Двигаясь дальше, ваша надежда будет расти, и вы добьетесь собственного успеха!
«Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» - /2Кор.3.12/. «Хотя я не отчаиваюсь в себе и имею полную надежду освободиться от болезни» - /2Мак.9.22/. Юрген Мольтман писал: «Часто надежда представляет собой оптимизм или смелость в форме приказа: «надеяться и не отчаиваться». В действительности же надежда - редкий дар. В реальной надежде человек не бежит от невыносимых тягот настоящего в утешительное лучшее будущее, а привносит иное, человечное будущее в своё настоящее и уже живёт им. Надежда делает его готовым выйти из себя и в любви стать рядом с другим человеком. «Но такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым, и внушал сынам Твоим благую надежду» - /Прем.12.19/.
Для тех, кто ленится, надежда дает возможность ничего не делать: «Авось, все как-то само рассосется». Надежда - это ожидание кого-то или чего-то, что выручит в трудной ситуации. Эта надежда не дает сил, наоборот, становится стимулом ничего не делать - а вдруг пронесет? Такая надежда - это детское настаивание, что все будет хорошо, просто потому, что так хочется. Такая надежда - это отрицание реальности: «А вот мы не будем ничего делать, сядем на скамейку, протрем её и проповедь послушаем - но будем верить, что все будет хорошо, и хорошо обязательно будет!» Ляжем поздно, но будем надеяться: «А вдруг проснемся рано?» За надеждой часто стоит страх или лень действовать самостоятельно. Надеяться - легче, чем делать. А зачем руки и ноги? Такая надежда - безответственное поведение. Будем надеяться на лучшее, - говорит оптимист, но, ничего не делая здесь и сейчас, абсурдно надеяться, что это лучшее само пришагает в вашу жизнь. Нужно жить благородно и благочестиво здесь и сейчас, а не надеяться на то, что так будет в будущем. Надо жить набело, а не надеяться, что жизнь – черновик, который всегда можно переписать. Словом, нужно правильно жить сейчас, а не надеяться на это в будущем. В этом смысле прав был Ф. Бекон, сказав: «Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин».
Для тех, кто хочет действовать и искать решение, надежда дает основание делать шаги вперед. Допустим, тренер не обращал внимания на молодого спортсмена, а он показал классный результат на соревнованиях. Тревоги у тренера не было, а надежда на спортсмена появилась. Правда ли, что теперь именно в этого спортсмена надо вкладывать время, силы и деньги? Не очевидно. Пока не рассмотрены вероятности и не просчитаны риски - на одну надежду полагаться несерьезно. Людям с высоким уровнем страха надежда помогает двигать себя вперед. Эта надежда в целом ресурсная: есть надежда - значит, есть силы действовать и что-то делать, вопреки эмоциям. Однако людей активных, но не рассудительных надежда чаще подводит, подталкивая к малооправданным действиям. Молодому человеку полгода, ходившему в церковь, сказали: «иди, проповедуй», увидели результаты и поставили пастырем в образовавшейся церкви. Надежда есть, но мудрости в церкви нет. «И таких (молодых) надобно прежде испытывать, потом…допускать» - /1Тим.3.10/. И оказывается молодой и ленивый, не знает где якорь надежды бросить.
Надежда – это не просто мечтательность, а опора на связующую силу смысла. «От терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» - /Рим.5.4.5/. И складываются в надежду: я смотрю вперед с надеждой, вверх с верой, по сторонам с любовью, назад всегда с благодарностью!» Земледелец не просто пашет поле, сеет семя, не обращая внимания на то, какое он сеет, он не сеет зимой или осенью, а плод ожидает не в начале лета. «Достаточно, крохотного зёрнышка надежды, - говорит Марк Леви. «Семь дней творения», - чтобы засеять целое поле счастья». Он с надеждой сеет, то есть делает это, как имеющий опыт в своем деле, уже не раз видевший плод своих дел. «Всегда надеяться, никогда не отчаиваться - говорит Луций Флор, - таково свойство человека большой души»
«Вся человеческая мудрость, - говорит Александр Дюма «Граф Монте-Кристо», - заключается в двух словах: «ждать и надеяться!» Надежда без действия, что плодовое дерево без плодов. Жизнь зачастую преподносит нам лимон, поэтому нужно не просто питать надежду, что всё само собой изменится к лучшему, а сделать конкретные шаги, чтобы сделать из неё лимонад. «Всегда следует надеяться, - говорит Агата Кристи, - надежда – это великое благо, которое дарует нам жизнь»
Но на что надеяться нужно, иметь рассудительность и здравый смысл. Царь Соломон говорит так: «Но более жалки те, и надежды их – на бездушных идолов. Которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки» - /Прем.13.10/. Икона «Отчаянных Единая Надежда» - один из самых распространенных образов в православии. Этой иконе поклоняются многие верующие, которые считают, что она может помочь решить им их проблемы, наладить свою жизнь». Многие думают, что царство благодати вошло в их сердце, но это лишь химера, золотая мечта: «Ouam multi cum vana spe descendunt ad inferos! – говорит Августин, - как много людей с тщетной надеждой отправляются в ад». Зевксис нарисовал виноград так реально, что обманул этих живых птиц. Есть много подделок под благодать надежды. Их надежда не якорь, а паутина. «Если долго не сбывающаяся надежда томит сердце»-/Прит.13.12/, то, что производит обманутая надежда?» Тогда люди теряют смысл своего существования, а потерять эту надежду – значит потерять цель своего существования, это всё равно, что уйти из голубя ввысь в подземелье чёрных кротов – монахов. «Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны» - /Прем.3.11/. Предметы, не могут оправдывать надежд, они созданы человеком, а человек создан Богом. Поэтому вся власть над нашей жизнью лишь у Творца вселенной, и только Ему знать наш жизненный путь. Человек – изменчив, поэтому тоже, не может дать совершенной надежды. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». /Иер.17.5/.
«На что же тогда вообще надеяться? Никаких ответов здесь не было и не будет. Мы живем в мире надежды. Здесь все происходит по таким законам. Все мы неуклонно движемся по направлению к выходу из двойственности надежды и безнадеги, попутно впадая во все возможные крайности, чтобы, пресытившись ими, «выход» из этих крайностей перестал восприниматься как фатальная, неизбежная безвыходность. А в целом, здесь, в этой жизни все - очень даже ничего. Это говорит голос надежды» - /Игорь Саторин/.
«Многие люди, собираясь переезжать в другой дом, думают, что это приятнейшее приключение, которое доставит им немалое удовольствие. Однако их надежды далеко не всегда оправдываются. Я считаю, - говорит А.Кристи, - что мы часто недооцениваем вторую добродетель в триаде, которую так часто повторяем - вера, надежда и любовь. Что касается веры, она у нас есть, я бы даже сказала, в избытке вера может ожесточить человека, сделать несгибаемым и неумолимым, верой можно злоупотребить. Любовь мы просто носим в сердцах как свою суть. Но как часто мы забываем, что существует еще надежда, и как редко думаем о ней. Мы слишком легко отчаиваемся, всегда готовы сказать: «Какой смысл что-либо предпринимать?» Между тем именно надежда есть та добродетель, которую в наши дни, в наш век следовало бы особенно поощрять. Верность, - сказала А.Кристи, - как раз то качество, которые люди, прошедшие через все, что выпало на долю, учатся ценить. Слепая преданность, которой хватает на всю жизнь, иногда бывает вознаграждена».
«Истинная христианская надежда основывается не на желаемом, а на действительном. Такая подлинная надежда укрепляет веру и придает терпения, ибо она стоит на прочном основании и незыблема, являясь «якорем для души». Поэтому она не разочаровывает и не обманывает, она всегда надёжна и внушает доверие. Надежды же, порождаемые у Свидетелей, часто связанные с определенными датами, всё снова и снова приводили к растерянности, а многих - к сильному разочарованию. Оказывалось, что пробужденные ожидания исполняются не чаще, чем мираж, устойчивости в них - не больше чем у блуждающего огонька, а постоянства - не более чем в мерцающем неровном свете, излучаемом болотным газом. Молодые люди были абсолютно уверены, что они «никогда не состарятся в этой системе вещей» и все свои планы и шаги основывали на этой вере. Но они, всё-таки, старели и часто сталкивались с серьезными угнетающими проблемами из-за решений, принятых ими годами раньше, - решений, продиктованных ложной надеждой. Тем не менее, организация, всё так же преданная своей дате 1914, продолжает говорить об абсолютной уверенности в том, что «время сейчас уже очень близко», так что люди в обозначенный период времени могут смело верить, что им удастся избежать смерти. В таких призрачных надеждах нет ничего созидающего. Наоборот, они разрушают истинную надежду, ослабляют подлинную веру. Было бы несправедливо считать, что Свидетелей Иеговы не учат надеяться на силу воскресения из смерти через Христа. Их учат этому, и они на это надеются. Но для большинства из них, не являющихся частью «класса помазанников», эту надежду перевешивает надежда, что как Свидетелям им, возможно, не придется испытать эту основанную на Писании надежду, что им не нужно будет извлекать из нее пользу. Это является попыткой закрыть глаза на действительность, поскольку можно сказать, что «смерть — это часть жизни». Писание затрагивает эту непростую тему, и не соблазняет нас более привлекательными возможностями» - /Френц Реймонд/.
«С надеждой в сердце много легче путь начать, но на нее во всем не стоит уповать. К заветной цели приведет лишь труд упорный, а суть надежды - делу песней помогать!» - /А.Сорокина/. Древнерусская форма имени - Надежа. Имя Элпис происходит от корня, означающего «воля», а русское слово «надежда» - от глагола «действовать». Красивое имя Надежда таит в себе действие, и только вперед, всем смертям назло. Тайна действий имени кроется в его прямом значении.
«Сокровищница человеческого ума есть надежда, в ней хранятся всякие запасы для нашей жизни» - /Гр. Нисский/. «У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно» - /Бертольд Брехт/. Из-за туч вновь появится солнце и растопит бездушие лёд! Сквозь забвенья надежда пробьётся и под снегом - трава прорастёт.
«Если вашим мечтам не суждено осуществиться, - говорит А.Кристи, гораздо лучше вовремя признать это и двигаться дальше, вместо того чтобы сосредотачиваться на разбитых упованиях и надеждах. Умные не обижаются, а делают выводы». Надежда активна, даже воинственна: человек выбирает надеяться, он присягает известной стороне, становится под определенное знамя. Надежда - как стяг, поднятый посреди битвы, как боевой клич, который выкрикивают в лицо смерти.
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» - /Рим. 15.13/. Но одной надежды, конечно же, мало христианину. Надежда должна быть основана на определенных действиях, и это в первую очередь – жизнь в Иисусе Христе, приведение всех своих действий и уклада жизни в соответствие с требованиями Библии.
Источники: Библия. Агата Кристи – мастер детективов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Что для нас первично? - Эльмир Давайте вместе задумаемся на правильном ли, мы пути?
Приведет ли, наша позиция по вере в тот дом, который приготовил для нас Сын Бога Живого?
По Его второму пришествию найдет ли, Он ВЕРУ на Земле?