Исследование отрывка: (\\\"Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь\\\" - Иоанна 6; 63)
1. Определение границ отрывка.
Данный отрывок содержит законченную мысль. И фактически является афоризмом, который часто используется в письменной и устной речи. Он давно уже живет отдельной от его первоначального контекста жизнью.
2. Перевод отрывка.
Новый русский перевод:
\\\"Дух дает жизнь, человеку это не под силу. Слова, которые Я вам говорил, – это дух и жизнь\\\".
Подстрочный перевод с греческого оригинального текста:
•τò πνευ̃μά ἐστιν τò ζω̨οποιου̃ν ἡ σὰρξ οὐκ ὠφελει̃ οὐδέν τὰ ῥήματα ἃ ἐγὼ λελάληκα ὑμι̃ν πνευ̃μά ἐστιν καὶ ζωή ἐστιν – Дух есть – оживляющий, - плоть не приносит пользу ни [ в] чём; - слова, которые Я произнёс вам Дух есть и жизнь есть.
Современный перевод РБО:
•Только Дух дарует жизнь, человек тут бессилен. В словах, которые Я говорю вам, — Дух жизни. (Современный РБО)
3. Контекст отрывка.
а). Ближний контекст составляет фрагмент текста с 51 по 69 стихи включительно, 6 главы Евангелия от Иоанна.
Из данного фрагмента мы видим, что разбираемая нами цитата принадлежит Иисусу Христу, который учил иудеев в Капернаумской синагоге. Иудеи преткнулись о слова Христа, когда Он сказал о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь. Они начали спорить друг с другом, что означают эти слова? Даже Его ученикам эти слова показались странными, более того, неадекватными. \\\"Кто может слушать это?\\\" - говорили они, имея в виду, что эти слова ввергнут в смущение кого угодно.
Очевидно, иудеи поняли Христа буквально, что нужно есть Его Тело и пить Его Кровь таким же образом, как человек ест мясо и пьет вино. Для евреев, которым были не то что чужды идеи каннибализма, но которые по правилам кашрута даже не всякое мясо животных принимали в пищу, эти слова были действительно чем-то из ряда вон выходящим, кощунственным. Возможно, что некоторые даже сочли Христа за сумасшедшего.
И уже с этого времени многие ученики Его отошли от Него и более не ходили с Ним. Как можно учиться у того, кого не понимаешь?
Иисус же фактически говорил им о том, что Он пришел свыше, из духовного мира, и слова, которые Он говорит, значат нечто иное. Они несут в себе смысл, которого не знают и не понимают земные люди. И для того, чтобы понимать эти слова, они ему должны были быть открыты. Бог должно был дать откровение. Понимание должно быть дано ему Богом. Как сказал Сам Иисус – «У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Иоанна 6, 45).
Вопрос, который возникает в этой ситуации, таков – знал ли Иисус заранее о такой реакции учеников, и если знал, то почему допустил это? Мог ли Он объясниться более доступным языком, чтобы не потерять учеников? Ответ на этот вопрос дает нам исследование более широкого контекста.
б). Дальний или более широкий контекст
составляет вся 6 глава Евангелия от Иоанна, в которой среди прочего описывается и чудо умножения хлебов и рыб и накормление ими многотысячного народа, а также и другие чудеса Иисуса. Из этой главы мы узнаем, что отошедшие от Христа, ранее пошли за Ним потому что Он удовлетворил их нужды. Народ пошел за Христом, потому что видел чудеса исцеления, которые совершал Христос. Это привлекло их внимание, показав им, что этот человек пришел от Бога и может решить их проблемы. Вдобавок, мы узнаем из этой главы о чудесном умножении хлебов и рыб, в результате чего Иисус накормил народ и учеников. И Сам Иисус говорит,- Вы ищите меня не потому что видели чудеса, а потому что ели хлеб и насытились (26 стих). И тут же предупредил их, чтобы они искали не пищу тленную, но пищу, пребывающую в жизнь вечную, которая есть Его плоть и кровь (27 стих).
В чем смысл этих слов Иисуса? Человек так устроен, что вначале ищет материального, заботится о своем теле, не осознавая нужды своей души. Если мы возьмем еще более широкий контекст этой истории - общебиблейский контекст, то увидим, что из-за грехопадения и наложенного на человека проклятия - \\\"В поте лица своего будешь добывать себе хлеб\\\" (Бытие 3; 19), - человек словно прикован к нелегким условиям своего существования и вынужден заботится в первую очередь о теле и выживании физическом. Потому ему так тяжело дается духовное стремление и познание.
И нужно откровение от Бога, чтобы понять смысл того, о чём говорил Иисус. Из всего множества народа Иисус выделяет группу людей, которые пойдут за Ним. Это те, кто не соблазнится о Нем, те, кому Бог открыл, Кто Такой Иисус и те, кто выдержит испытания. К этому выделению остатка подводит людей Иисус поэтапно.
Первый этап служения Христа таким образом состоял в привлечении внимания к Себе чудесами. Второй этап - в удовлетворении нужд людей. И третий - в отделении тех, кто готов бы пойти за Ним, кому дано было это от Бога, и кто мог исполнить миссию. И этим остатком были те, кто не соблазнились о Христе, кто были готовы есть Его плоть и пить Его кровь и идти за Ним туда, куда Он скажет.
4. Литературная форма и содержание
Так что же значит разбираемое нами высказывание - \\\"Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь\\\"? Чтобы понять это разберем слова Христа с помощью литературного анализа.
Вообще речь Иисуса Христа изобилует поэтический образностью, метафоричностью, сравнениями. В исследуемом нами отрывке, Иисус фактически говорит, что хлеб есть пища физическая для желудка, а Сходящий с небес Сын Божий - есть пища духовная для ума, души и духа человека. И указывает на различие и противопоставление духовного смысла и смысла плотского, физического, прямого. Это различие коренится в разной природе миров – мира духовного и мира материального. Невозможно описать духовный мир обычными человеческими словами, как мы описываем явления нашего мира, предметы и отношения. Люди не понимают духовного языка, ибо не ведают небесного мира. Поэтому духовный мир можно описать только приблизительно, по подобию, по аналогии с земным. И это является одной из причин, если не единственной жанрового разнообразия в литературе. В поэзии не было бы нужды, если бы всё можно было бы описать прозой. И вот когда поэтическую образную речь воспринимают как прозаическую, возникают проблемы понимания. Как это произошло с учениками Иисуса. Существует широко распространенное явление как буквализм, когда слово понимается извращенно, примитивно, даже нелепо. Когда смысл теряется и получается глупость. В Библии об этом явлении сказано так – «Буква убивает, дух животворит». (2 Коринф.3; 6). Ученики Иисуса, не понявшие Его, преткнулись о букву, о форму высказывания, и были образно говоря «убиты», отвергнуты Им.
Поэзия отличается от прозы, как прямой смысл отличается от смысла не явного, от намёка; как свет свечи отличается от воска, из которого она сделана; как буквы, сложенные в слово, отличаются от смысла полученного слова, как предмет, который мы видим глазами и можем пощупать руками отличается от идеи или проекта этого предмета. Обращаясь с поэтическим языком, всегда нужно учитывать некую условность текста, в котором смысл появляется не из значения слов, а скорее от их синергического эффекта при соединении. Предмет можно пощупать руками, прозу можно измерить линейкой, но поэзию понять до конца невозможно. Та глубина смысла, которая заложена в истинной поэзии, как и в словах Иисуса неисчерпаема.
Всякий человек, столкнувшийся с духовным миром, вкусивший его, понимает, что стоит перед лицом непознаваемой до конца бездны. Которую чем больше познаешь, тем более понимаешь, что меньше ее знаешь. Апостол Павел сказал об этом так - «мы видим, как сквозь тусклое стекло\\\". И поэтому в духовном мире необходима вера, ибо знаний о нем всегда недостаточно.
Своими словами о противопоставлении Духа и плоти Иисус фактически показывает рубеж, отличие человека плотского от человека духовного, человека, способного питаться духовными смыслами от человека, способного воспринимать только земное. Притяжение материального мира способен ослабить и преодолеть только человек духовный, укорененный в духовном смысле жизни.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Образы раскрывающие суть проповеди и проповедования часть первая - Николай Агапьев Образы раскрывающие суть проповеди и проповедования" Это попытка осмысления сути проповеди, роли проповедника, а так же проблем связанных с проповедованием, с помощью рассматривания простых образов. Она представляет из себя переработанную серию статей Гомилетика в образах опубликованную ранее.