«Признак человека, обретшего Бога, — исходящие из него тишина и покой»-/монах Симеон Афонский/
Тема душевного покоя и равновесия затрагивает каждого человека нашей планеты. И она отнюдь не нова. Во все времена, - не взирая на цвет кожи, пол, возраст, религиозные убеждения, нацию, богатство, возможности люди стремились к внутренней гармонии. «Бесполезно искать покой где угодно, если не нашел его внутри себя в Боге» - /Французская пословица/. Найди покой в своей душе, всё остальное само найдёт тебя. Ты говоришь, что стремишься обрести покой и радость высшего служения, но покой тот совершенно не сравним с мирским покоем, а радости его совершенно не сравнимы с мирскими радостями. Такие состояния обретаются только в процессе глубоких мучений, не имеющих ничего общего с самоуспокоенностью.
Вместо того чтобы жить в покое, наслаждаясь Божьими дарами: «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа» - /Еккл.4.6/, человек стремится обезопасить свое существование накоплением богатства. К этому добавляется беспокойство, вызываемое человеческой злобой. Особенно трудно найти покой людям, одержимым злыми духами: «ища покоя и не находит /Мт.12.43/. Мир, в котором живут люди, тоже не знает покоя, он наполнен войнами или ожиданием их. «Так из чего же, - заговорил он, помолчав – ты бьёшься, если цель твоя не обеспечит тебя навсегда и удалиться потом на покой» - /Гончаров/.
Люди шли к заветной цели разными тропами: кто-то – накапливая богатство, кто-то – пробуя наркотики, погружаясь в музыку, медитацию; кто-то искал покоя в муже или жене, карьере, достижениях своих детей. Список можно продолжать бесконечно. И поиск тоже продолжается. В наше время высокие технологии и модернизация призваны обеспечить физический комфорт, что приведет (или должно привести) к духовному спокойствию.Но, увы! Надежды не оправдываются. Многие из нас ошибочно принимают индивидуальное удовольствие за внутренний покой. Многие вещи доставляют удовольствие в той или иной степени будь то богатство, интимная близость и т.д. Но это не длится долго, как приходит, так и уходит. Да, время от времени такое индивидуальное удовольствие случается, нас что-то радует, только это не душевный покой. Настоящий душевный покой – это чувство довольства и постоянства, которое помогает преодолеть тяготы жизни. Покой установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство /Еккл.2.23/, проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом: «В поте лица» - /Быт.3.17-19/. «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» - /Быт.49.14.15/. Увидел он, что покой для дома был хорош. Заметьте: - говорит М.Генри, - труд землепашца действительно можно назвать покоем в сравнении с деятельностью воина или моряка, и занятые постоянной работой дома не должны завидовать их опасностям и напряженному ритму жизни».
«Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой: а он, мятежный, просит бури,как, будто в бурях есть покой!» - /М.Лермонтов/. «И снова бой! Покой нам только снится…» - /А. Блок/. «Покой только снится, я знаю, - Готовься, держись и дерись! - Есть мирная передовая - Беда, и опасность, и риск» - /В.Высоцкий/. Покой не означает место, где тихо и мирно, где нет шума и беспокойства, где нет напряжённой работы. Покой - это то, когда всё это есть, однако вы сохраняете мир и покой в своём сердце. Мы преодолеваем препятствия, дабы обрести покой, но, едва справившись с ними, начинаем тяготиться этим самым покоем, ибо сразу попадаем во власть мыслей о бедах уже нагрянувших или грядущих.
«Покой и отдых - обязаны своей сладостью труду» - /У.Чэннинг/. Очень важно отметить, что первостепенное значение слова katepausen - это «перерыв от работы», и «переход в состояние покоя». Два самых уважаемых лексических словаря греческого языка предлагают такие значения: «(заставить) остановиться, завершить действие», «прекратить работу или деятельность на некий период отдыха». Слово wayyishbot на иврите имеет схожее значение: «перестать, прекратить, отдохнуть», или «прекратить, перестать… работать». На самом деле та же форма данного глагола в Иисуса Навина 5.12 и Иова 32.1 переведена словом «перестать». Также обратите внимание на фразу «от всех дел Своих»- /Быт.2.2/. То есть Бог не просто «остановился» или «почил»; Он остановился/почил от всех дел Своих. «Занимай раба работою – и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы» - /Сир.33.26/. В этом мире суеты Бог создал народ, который призван к покою. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля - /Исх.3.8/, так чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем покоя. /Исх. 20.8-10/. Пашня также должна отдыхать каждый седьмой год /Лев 25.2-7/. Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, «Господь предлагает Свою помощь и защита моя» /Пс.90.2/.
Мир в древнерусском языке имеет название покой. Такое название до сих пор сохранилось во многих славянских языках. Покой, в свою очередь, часто называют равновесием или ладом. Например, когда говорят: «Между ними наступил мир», то имеют в виду некое состояние лада, покоя и равновесия. Народ Израиля пребывает в состоянии покоя, пока остается на путях Божьих: «И дал им Господь покой со всех сторон» - /И.Нав.21.44; «Благословен Господь, Который дал покой народу…/3Цар.8.56/. Спасение станет полным, когда Бог будет находиться в покое среди Своего народа: «Это покой Мой на веки» - говорит Господь» - /Пс.131.14/. Предпосылкой такого покоя было послушание народа завета, но Израиль, «ходивший иными путями», редко пребывал в этом состоянии. Следствием этого стало то обстоятельство, что израильтяне не достигли в Ханаане окончательного осуществления Божьих обетований: «А входим в покой мы уверовавшие» - /Евр.4.3.6/. Народ Израиля не достиг покоя, который продолжает оставаться обетованием: «Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой» - /Евр.4.8/. Мы входим в благословенный союз с Христом и через Него - в общение с Богом.
Поэтому пророки говорят о грядущем не нарушаемом покой: «и в покоищах блаженных» - /Ис.32.18/, к которому Дух Божий приведет Своих: «Дух Господень вёл их к покою» - /Ис.63.14/. Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на Котором «И почнёт Дух Господень /Ис.11.2/ и Который дарует душевный покой несущим Его иго: «и найдёте покой душам вашим» -/Мт.11.29/, т.е. разделяющим с Ним Его дело. Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя заботами о физическом существовании, поскольку всё получают из рук Бога. Они участвуют в труде и, «довольствуясь тем, что имеют» - /1Тим.6.8/, пребывают в любви и мире с Богом. Несмотря на это, покой все еще остается целью, поскольку верующих постоянно подстерегают искушения, исходящие как извне, так и из самой Церкви: «И из вас самих восстанут люди» - /Деян.20.30.31/; на них обрушивается вся ненависть мира: «И будете ненавидимы…» - /Мт.10. 22/. Но это преходящие страдания, которые не могут обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге /Кол. 3. 3/, в них живет Христос /Гал.2.20/. Он победил мир - /Ин.16.33/; принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы /1Ин.5.4; Отк.17.14/, если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды - /Евр.6.19/. Тот, кто наперекор всем трудностям неотступно продвигается к цели - /Евр. 4.11/, найдет совершенный покой от всех своих дел /Отк.14.13/ под защитой вечного общения с Богом /Отк.7.14-17/.
«Блаженство невозможно без душевного спокойствия. Пока человек переживает печаль, беспокойство, грусть и страх, его душа не спокойна и жаждет умиротворения. В темпе современной жизни человек сталкивается с множеством проблем и переживаний, его мысли постоянно заняты заботами, и, как в глотке чистого воздуха, он нуждается в спокойствии и умиротворении. В арабском языке слово «сакина» имеет корень «сукун», что означает покой, безмятежность и спокойствие. В исламе сакина – это благословение в виде душевного покоя, который Аллах дарует верующим с крепким иманом. Благодаря душевному спокойствию человек может стремиться к усовершенствованию своей веры. Каждый стремиться к душевному покою, но все ищут его в разных вещах: кто-то думает, что обретет спокойствие души, став материально независимым, кто-то ищет его в достижении определенного социального статуса. Но все, же спокойствие души – это внутренне состояние человека, все люди разные: кто-то доволен малым, и душа его спокойна, а кому-то все кажется мало. Для успокоения души есть много путей, но истинное спокойствие можно обрести, только обратившись к Всевышнему Аллаху. Душевное спокойствие – сакина – можно обрести путем приверженности образу жизни, предписанному верующему исламом. Всеобъемлющая милость Всевышнего такова. Что Он сделал для человека обязательным то, что является лучшим для него, духовно и физически. Без покоя нет счастья, а покой невозможен без веры.
Покой – конечная цель жизни здравомыслящего человека. Чтобы наслаждаться покоем, не обязательно иметь деньги и другие материальные блага. Можно быть бедным, но при этом Аллах дарует мир вашей душе, и вы будете счастливы, даже если потеряете все остальное, но воистину обнищаете, если утратите покой, даже если будете иметь все.
Чтобы чувствовать умиротворение, не обязательно иметь хорошее здоровье. Можно страдать каким-то заболеванием, но быть спокойным и счастливым, если Аллах поселит покой в вашем сердце. Величие этой религии, религии всего человечества, всех людей, в том, что она не признает различий. Для нее нет элиты, поэтому такое спокойствие доступно каждому при единственном условии – за него нужно платить свою цену. Без покоя любое благословение оборачивается проклятием: например, таким проклятием становятся деньги, если человек, ими обладающий, лишен покоя. В то же время, любая трудность может стать благословением, если ее воспринимать со спокойствием. Спокойный человек может безмятежно спать и в кровати, усеянной шипами, тогда как человек, если в сердце у него нет покоя, не заснет и на шелковых простынях. Спокойный человек с легкостью воспринимает любые трудности, а человек неспокойный видит проблемы даже в самых простых вещах. Спокойное отношение способно преодолевать любые страхи и тревоги, и им на смену приходит умиротворение, но для того, у кого внутри нет мира, даже приятное начинание оборачивается бедствиями и разочарованием» - /Ислам/.
«Истинный покой следует искать не в уединенных местах и не в таблетках, а в правильных взаимоотношениях с Личностью, Личностью Спасителя, Который говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» /Мт.11.28/. Совершенный покой и мир — это не человеческое достижение, а Божественный дар. Это опыт, который приходит к нам, когда мы позволяем Христу сделать нашу жизнь гармоничной. «Я успокою вас» -/Мт.11.28/. Почему нам нужна Божественная помощь, чтобы испытать истинный покой и мир в жизни? Ответ следует искать в том факте, что совершенный покой не приходит случайно, а является результатом гармоничного сочетания физического, умственного и духовного компонентов нашего естества. Можем ли мы сами создать гармонию между этими тремя компонентами, то есть между телом, разумом и душой? Мы можем уложить свое уставшее тело на кровать, но если наш разум и душа встревожены, у нас будет не покой, а волнение, напряжением или даже кошмары. Как разным музыкантам оркестра, чтобы играть слаженно, необходимо умелое руководство дирижера, так и физическая, умственная и духовная составляющие нашего естества нуждаются в руководстве Всевышнего, чтобы мы пережили гармоничный покой и мир» - /Самуэль Бакиокки/.
Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе. Покой внешний и покой внутренний. Внешний покой это человеческий компромисс, - это удовлетворение человека без удовлетворенности, - говорит Шри Чинмой, - внутренний покой - исполненность человека, - это удовлетворение человека в полной и всевышней исполненности. Как может внешний покой иметь ту же способность, что и внутренний покой? Внешний покой может иметь ту же способность, только когда творение человека и творение Бога становятся неразрывно едиными.
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит - на свете счастья нет, но есть покой и воля» - /А. Пушкин/. Что есть покой? Это мирная, без военная тревога жизнь. Это стабильный кусок хлеба для себя и родных, это без стрессовое супружество, это без хамского существование со всеми, кто находится рядом.
Личный покой нужен каждому человеку, и он очень, важен для людей. Покой, почить, успокоиться - этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение «почить от дел» встречается и в начале Библии /Быт 2.2/, и в ее конце: «они успокоятся от трудов своих» - /Отк.14.13/. Истинный покой означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его постановлений. «Посему вам говорю, язычники, которые можете слышать и понимать: ожидайте Пастыря вашего, Он даст вам покой вечный, ибо близко Тот, Который придет в скончания века» - /3Езд.2.34/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности