Что такое послушание? Расшифруем: Просто обрати своё лицо учению шагающему альфой научающему истинному евангелию.
Рассмотрим для примера воина: «Мы добились того, - говорит К.Е.Ворошилов,- что наш боец является дисциплинированным, послушным по отношению к своему командиру и старшему начальнику не потому, что он его боится, а потому, что он понимает и знает, что без взаимных, строго установленных отношений подчиненного к командиру в служебное время нет Красной Армии». Из этого следует понимать: послушание бойца во благо ему. Если нет дисциплины порядка, нет и бойца. Христианин воин, как написано: «имею у себя воинов» - /Мт.8.9/, «что ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» - /1Тим.1.18/. «Идея о жизни, как о военном походе, всегда занимала умы людей. Максим из Тира сказал: «Бог - полководец, жизнь - битва, человек - воин». И Сенека говорил: «Для меня, мой дорогой Луцилий, жить - значит быть воином». Воин Христов - не недовольный и жестокий солдат, он - доброволец, - говорит У.Баркли, - рыцарски несущий свою службу. Воин Христов — не рабски исполняет свой долг, а служит с радостью в послушании». «Дух благотворен и свят в послушании истине; если он, - говорит Г.Гессе, - ее предает, отказывает ей в благоговении, становится продажным и податливым для любых воздействий».
И что такое правильное и неправильное послушание? Правильное послушание — когда человек понимает, что от него хочет духовный наставник Христос. И не только понимает, но и исполняет, оправдывая ожидания, которые на него возлагаются. А неправильным послушанием называется все, что отходит от первого: слишком буквальное понимание или полное отсутствие инициативы и здравого смысла: «...послушание на уровне дрессуры» - /М.Петросян/. Например, ночью, во время пасхальной службы подходит мать с чадом: «Он исповедовался на Вербное Воскресенье, надо ли ему сейчас исповедоваться? «Послушание - ответ любви и оно само по себе уже достижение, а не средство достижения чего-то» - /Дэвид М. Адамс/. Ну что можно требовать от ребенка, который толком еще не проснулся? Какие у него грехи, чтобы он их ночью исповедовал, да еще когда идет служба и время дорого, и ни в коем случае службу задерживать не надо. И мама считает, что поступает по благословению. Подвели бы, причастился – и с праздником! Это пример совершенно неправильного понимания того, что такое послушание. «Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств», – писал в начале XX в. известный православный писатель и богослов Н. Е. Пестов.
А вот если велеть человеку сделать что-то, что действительно требует усилий, то найдется миллион причин, по которым человек это сделать не сможет и откажется. Когда человек не хочет жить по послушанию, он все время что-то придумывает, лишь бы исполнить свою волю. Когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира - это настоящее послушание. «Твердость и послушание, говорит Антуан де Сент Экзюпери, - две стороны одной медали». Таким подходом Суворов лишал себя права на ошибку»- /Александр Ильяшенко - протоиерей/.
Что означает послушание, покорность Богу. Это безграничное послушание может быть лишено в полной мере здравого смысла до тех пор, пока человек не узнает основные факты реальной действительности и не построит свою твердую веру на них. Что это за факты? Послушание Богу это не чувство, не знание, это выбор и решение. Послушание - это демонстрация нашей любви и доверия Богу. Не думаю, что кто-нибудь будет испытывать восторг, если к нему будут проявлять любовь или доверие только раз в неделю. «Воскресное доверие» Богу - это не доверие, и «воскресное послушание» Богу - это непослушание. Если воин будет готов только по воскресеньям, средам и четвергам, это можно ли назвать послушанием? И что это за послушание? «Обязательное послушание, - говорит Альфред Адлер, - это всего лишь внешнее ритуальное послушание». «Трудно верить потому, - говорит, Сёрен Обю Кьеркегор, - что трудно быть послушным» /. Трудно любить каждый день того, о ком слышал, но кого не знаешь. Нельзя доверять тому, с кем нет верных и искренних отношений. Невозможно слушаться того, кому не доверяешь. Доверишь ли Богу, Христу в послушании или больше церкви!
Великий российский полководец Александр Суворов духовно-нравственные качества воина, приводящие к победе, выразил так: «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – победа». Почему всё начинается с послушания? Оказывается, без послушания воин не воин, а сам себе командир. В армии такому бойцу делать нечего. А в церкви, тем более пастырю?! О важности послушания-повиновения говорил и ученик Суворова – Михаил Кутузов: «Не тот истинно храбр, кто по произволу своему мечется в опасность, а тот, кто повинуется». «Смелость - это еще не всё, - говорит Дж.Оруэлл, - преданность и послушание - вот что самое важное. Послушание очень важно в боевой обстановке, т. к. невыполнение приказа может привести к катастрофе, и за эту катастрофу будет отвечать старший командир. Поэтому командир за непослушание может очень строго наказать».
Так говорит о монашеском послушании архимандрит Ефрем, настоятель монастыря на Афоне: «Солдат слушается сержанта, а внутри себя ругает матом командира - потому что это послушание только по дисциплине. А послушник или монах, в отличие от солдата, слушается по любви. Одно дело - послушание, другое дело - дисциплина, повиновение. Послушание - это сердечное убеждение в словах старца. Старец не приказывает своим послушникам, как царь, повелевающий подчиненным исполнять свои желания. Старец помогает своими заповедями, которые дает ученикам, отождествить свою волю с волей Бога, так и пастырь в послушании Христу».
«Послушание гораздо лучше проявляется в мелочах, - говорит Томас Фуллер, - чем в делах значительных». Мелочь – это культура общения. «– Я принесу вам голову любого, кто посмеет вас предать. Дж.Мартин говорит: Не нужны мне ничьи головы. Мне нужно послушание». «Послушание - предмет непростой, - говорит Нектарий (Морозов) – игумен, - с одной стороны, все слышали, что это одна из главных христианских добродетелей, иначе говоря, одно из главных требований к личности христианина. С другой - слишком часто это слово вызывает больший или меньший, осознанный или неосознанный протест. Потому, может быть, что в нерелигиозной жизни многие именно через непослушание обретают - как, по крайней мере, кажется - себя. Или потому, что в каждом человеке действуют механизмы самозащиты и сопротивления принуждению. Кроме того, услышав слово «послушание», многие сразу предполагают крайний вариант - полный отказ от собственной воли. И считают, что послушание - это только для монахов. Так что же такое послушание, каким образом оно должно присутствовать в нашей жизни?» Как пишет старец Силуан со Старого Афона: «Редко кто знает тайну послушания. Послушный велик перед Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания.
Для нас странно думать о том, что совершенный Сын Божий должен был чему-то учиться. И, все же, Библия ясно говорит нам о том, что Он учился послушанию. «Хотя Он и Сын, однако, страданиями навык послушанию» /Евр. 5.8/. Мы знаем, что Он учился послушанию не потому, что был непослушен. Так почему же? Он учился послушанию на собственном опыте. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь. Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием. Без послушания даже от подвигов рождается тщеславие».
«Неповторимым и, быть может, самым счастливым временем монашеской жизни надо признать послушничество. Это потом у инока будут и духовные взлеты, и превосходящие всякое воображение события, которых мирской человек даже представить не может. Будут победы, и поражения в невидимой аскетической брани, удивительные открытия — мира и самого себя. Но все равно - годы послушничества не сравнимы ни с чем» - /Архимандрит Тихон/
«Как-то у престарелого патриарха Пимена спросили: «Ваше Святейшество, вы достигли высшей ступени церковной иерархии. Но если бы сейчас можно было выбирать, кем бы вы хотели быть? Обычно малоразговорчивый, погруженный в себя патриарх, не задумываясь, ответил: «Послушником, сторожем на нижних воротах Псково-Печерского монастыря. Если всеми почитаемый старец-патриарх даже и место послушничества в своих заветных, хотя и несбыточных мечтах выбрал, можно представить его неподдельное желание вернуться в то давнее послушническое состояние, когда ты впервые каждое мгновение ощущаешь отеческую заботу всемогущего Промысла Божьего. Это напоминает лишь светлую отраду беспечального детства: жизнь состоит из одних прекрасных открытий в новом - бесконечном и неизведанном мире. Кстати, две тысячи лет назад апостолы, по сути, три года были самыми настоящими новоначальными послушниками у Иисуса Христа. Их главным занятием было следовать за своим Учителем и с радостным изумлением открывать для себя Его всемогущество и любовь. Истинные послушники получают от Бога бесценный дар - святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы. Таких истинных послушников посчастливилось видеть немало, причем пребывать они могли в любом звании - от монастырского трудящего до епископа.
Стремление послушников к подвигам строго регулировалось духовниками и монастырским начальством. Это необходимо, чтобы избежать прелести — гордостного и ложного мнения о самом себе. Вспоминается, как строго одернул наместник архимандрит Гавриил послушника, напоказ расхаживающего по монастырю с четками. И наместник был прав. Сколько известно печальных случаев, когда люди начинают глупо и опасно актерствовать или самонадеянно, без смирения и должного руководства устремляются в исследование духовного мира. Но все, же опасение впасть в прелесть не превращалось в монастыре в некий ступор духовной жизни. Напротив, за нами внимательно и зорко наблюдали, направляли к молитве и поощряли стремление к Богу. Вообще, подлинный, а не притворный, разыгрывающий роль старца духовник всегда будет советовать, убеждать, порой настаивать, но никогда не станет подавлять волю христианина. А от священника- пастыря, который настырно требует беспрекословного послушания во всем, и вовсе надо бежать, как от беса.
В Церкви различают то, что называется благодатным духовным послушанием старцам и духовникам (если, конечно, это истинные старцы и духовники), и дисциплинарное, административное послушание церковному священноначалию. Есть история как в некоторых случаях отец Иоанн и другие старцы посылали за ответом на какие-то вопросы к отцу наместнику, говоря, что через него, как через игумена монастыря, Господь откроет Свою волю.
Но есть ли у монашеского послушания границы? Как говорил отец Иоанн, священноначалия следует слушаться всегда и во всем. Вплоть до того, когда повеление, например, игумена, кажется непонятным, нелогичным, даже опасным для жизни. На свете есть только один повод, когда послушник может, и не просто может, а должен, оказать неповиновение, говорил отец Иоанн. Это если приказание противоречит Евангельским заповедям. Дисциплинарное послушание наместнику в монастыре для всех было безусловным и само собой разумеющимся. Именно, подчеркну, говорит архимандрит Тихон, - безусловным, сколь это ни покажется светским людям странным, глупым и нелепым. Даже у людей церковных такое прямолинейное послушание порой вызывает шок, возмущение, потоки гневных обличений. Целые тома исписаны на тему абсурдности и вреда послушания. А почему? Таково свидетельство о церкви: баптистов, харизматиков. Это не вина просвещенных авторов подобных сочинений. Просто они не понимают, что в монастырях своя жизнь, подчиненная особым законам. Цель и смысл этих законов далеко не все могут ощутить. Да, это так! А перед Богом.
«Вашей доблестью пусть будет послушание! Для хорошего воина «ты должен» звучит приятнее, чем «я хочу». И всё, что вам дорого, должно быть сперва вам приказано!»-/Ницше/.
Послушание может восприниматься как ограничение свободы. Как деспотизм старшего по отношению к младшему, сильного по отношению к слабому или начальника к подчиненному. Но на самом деле, когда человек принимает послушание, он развивает свой духовный слух, пытается услышать Самого Бога – через слова простого человека услышать Бога, обращенного к нему. Послушание воспитывается в течение всей жизни: сначала через послушание родителям, потому что они в Боге ведут ребенка ко спасению. «Послушание – это высшая степень уважения! Истинным является то послушание, которое требует Слово Божье, и наше послушание должно соответствовать ему, - говорит Томас Ватсон пуританский богослов, - как копия оригиналу. Если кажущееся усердие не соответствует Слову Божьему, то это не послушание, а самовольное служение».
«Будь свободен, хотя и связан ты телом, - говорит Ефрем Сирин, - и ради Христа докажи свободу своего послушания. Предав себя Господу, да потечет он сим узким путем послушания, и охотно да поклоняется под сие благое иго Христово, несомненно, веруя, что оно уготовляет ему великое спасение». Варсонофий Великий так говорит своему ученику: «Держись же послушания, которое возводит на небо и приобретших его делает подобными Сыну Божию». Как пишет схиархимандрит Софроний: «Послушание есть тайна, которая открывается только Духом Святым и вместе она есть таинство и жизнь в Церкви... Без послушания невозможно достигнуть чистоты ума, т.е. господства над мысленным морем суетных помышлений и без него, поэтому и нет христианства... Послушание есть лучший путь к победе. Стремимся ли мы к духовному истинному послушанию?».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности