Портрет – с французского языка portrait от устаревшего portraire – изображать, изображение (образ) существующих в действительности. Проведём черту современности. Современность — это установка, а не некое место или эпоха.
«Современность должна быть в душе и в сердце, а не в том месте, на котором сидят» - /Юрий Соломин/
«В наше время люди ничему не учатся, они слабы, мелочны, равнодушны к дивному дару жизни, будто это реклама пепси какая. ... Мы живем дольше, общаемся в соцсетях наедине с экраном, а глубина чувства мельчает. Скоро останется жалкая приливная лужица, потом воды с наперсток, потом микрокапелька. Говорят, в ближайшие двадцать лет мы вживим себе компьютерные чипы, вылечим старость и станем бессмертными» - /Мариша Пессл/.
Главная черта современной молодежи, это касается и христиан - нежелание трудиться: ни учиться, ни работать. Бывает и так, что человек, ища религиозной, церковной жизни, ища общину, ставит перед собой целью не придти к Христу, не войти в церковную жизнь, а зацепиться за какое-то известное имя, как в СЦбаптизме за руководителя Г.Крючкова - страдалец. Да! За что страдал? Неважно. Беглец от семьи и не имеющий любви – то ни что, нет в том никакой пользы» - /1Кор.13.2.3/. Главное кумир баптизма. Можно сказать так: вы можете быть христианином, но на самом деле вы не христианин, вы играете роль христианина. Сколько мы наблюдаем сейчас так называемых «младостарцев», людей, ослепленных своими мнимыми духовными дарованиями и держащих в крепком кулаке «духовных чад»! Это же абсурд. Почему люди с «отрицательным знаком» более похожи на христиан, чем многие из нас, являющиеся прихожанами и церковными активистами на протяжении десятка-другого лет?
Писание говорит: «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители» - /1Кор.3.5/. Таким образом, современная «духовность» часто скрывается под обманчивой маской. «Умение проникать взором за маскировку – говорит А.Конан-Дойл - основное качество сыщика». По сути своей она является не чем иным, как избирательной религиозностью и подражательным традиционализмом, которые скрыты под завесой пристрастной привязанности к образам, правилам, внешним схемам, обычаям или лицам и проявляются как консерватизм дурного толка.
«В теории современная религия разбита наголову, в идее она убита, но она ещё продолжает жить механической жизнью, как муха, у которой отрезали голову и которая, как бы, ни замечая этого, все ещё продолжает бойко кружиться и летать» - /Генрих Гейне/.
Азы, начальные сведение знаний схватили и на этом остановились, пошли проповедовать невежды. Невежество. Есть две проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, – наше невежество и низкий уровень управления церковью. В светском понимании это неграмотность, отсутствие образования. Библейское понимание невежества связано с нежеланием знать, как все должно быть. Невежественный человек – это гордый человек со своей собственной формой веры. «Ирония часто маскирует неспособность, - говорит Фрэнк Херберт, выйти за рамки собственных допущений» в своей скорлупе тухлого яйца. «Современный мир избавляет человека от необходимости мыслить. Глаза нам заменяет воспитание, мысли - правила, собственное мнение – стереотипы. Желания - рекламные ролики» - /Мацуо Монро/. Когда человек думает, что все знает, и не хочет узнавать истину, - это и есть невежество. Если у слепого есть знания, он лучше невежественного зрячего» - /Авеста/.
Беда, что многие понимают её по-разному – от слепого копирования образцов до абсолютной игры воображения. Увы, к тому же, современные пастыри плохо знают учение Христа, и это отражается на служении церкви.
Один из мудрейших пуритан двести лет назад сказал: «Большая часть проповедников стреляют поверх голов людей». Это остается справедливым. «Мы знаем слишком много, мы слишком богаты; древние святые «невежды», не имевшие доступа к тому множеству книг,- говорит Митрополит Сурожский Антоний, - которые мы можем читать, иногда слышали одно евангельское слово и на нем строили святость целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся – и святость не вырастает среди нас, потому что мы скупы-эгоисты, как тот богач, который хотел все себе, сохранить, которому не жалко было другого человека». Невежда не сдерживает себя в эмоциях, так как у него душа больная. Больные проповедники. «Избегайте всякого, как бы он ни был добр или велик, кто потребует от вас слепой веры. «Подстраиваясь под других людей, становишься пешкой в их руках, и тобой вертят, как хотят. «Боюсь, что я полная невежда. – Ваше невежество не имеет значения, когда вы будете повиноваться. – Я буду повиноваться, – тихо отозвалась Хилари» - /А.Кристи/. Да так и происходит повиновение невежд. Не позволяйте окружающему миру втиснуть вас в свои рамки».
По всему миру рассеяны секты: пятидесятников: пляшущих, прыгающих и завывающих мракобесов, их влияние распространяется со скоростью инфекции, ибо это есть форма морока. Ум, испытавший внезапный духовный взлет под воздействием чужого внушения, подкрепленного музыкой и молитвой, обрекает себя на пассивность, болезненность и бессилие, открывает себя иным внушениям, даже самым злым. Остерегайтесь всего, что лишает вас свободы, помните — это опасно, и избегайте этого, как только можете» - /Велемудр/. Невежество часто создает собственное представление о Боге, которое не похоже на библейское учение. Харизматики говорят, зачем нам Библия, мы слышим «крещение духа святого». Если вы сами начинаете в тумане, не сомне-вайтесь в том, что люди останутся во тьме. Цицерон (Cicero), один из величайших ораторов древности, сказал очень, дав¬но: «Никто не может красноречиво и ясно говорить о том, чего сам не понимает». И можно видеть, что он сказал истину. Архиепископ Вейтли (Whately), могущий тонко подмечать особенности человеческой природы, справедливо сказал о большинстве проповедников: «Они никуда не целятся и ни¬куда не попадают. Подобно людям, высадившимся на неиз¬вестный остров, чтобы исследовать его, они отправляются в неведении и блуждают целый день, потому что у них нет компаса - Библии». Невежество представляет Бога как золотую рыбку на побегушках. За этой религией нет богоцентричности. Если наши слушатели подумают, что мы считаем их толпой невежд, которым по¬дойдет любая «младенческая пища», мы навсегда потеряем возможность послужить им.
Неохотно подчиняются при постоянном и строгом контроле, но всегда стараются отлынивать от труда. Рано проявляется сильная тяга к развлечениям, удовольствие, безделья. Охотно подражают тем, чье поведение сулит наслаждения, смену легких впечатлений. С желанием поразвлечься связаны отклонения от христианских норм. К родным любви нет, семья - прежде всего источник средств для развлечений. Тянутся, к уличным подростковым компаниям. Современная молодежь - это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений. Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами. «И ваша такова последняя черта, что, чай, ко всякому дверь будет заперта» - /Грибоедов/.
Нам трудно остановиться, нам нет времени поговорить друг с другом, поэтому мы большинство вопросов решаем по телефону, или с помощью электронной почты, или же посредством коротких сообщений, называемых CMC, которые можно бы расшифровать как «сами минимизируем себя». Человек сегодня с жаждой ищет другого человека, чтобы понять друг друга и понять смысл всего мироздания. Люди сегодня намного серьезней относятся к временному, изменяющемуся и сиюминутному. Чем к тому, что имеет значимость во все времена. Человек сегодня более занят материальным, чем духовным; увлечен больше временным, чем вечным; более занят самим процессом и средствами, чем целью. Не случайно великий немецкий ученый-физик Альберт Эйнштейн сказал: «Наш век характеризуется совершенством методов и запутанностью целей». Он также отметил: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». Современный человек живет под гнетом срочных дел. Если честно взглянуть на сегодняшнюю жизнь, то можно воскликнуть вместе с Диогеном: «Ищу человека!» Вся жизнь сегодня кипит в транспорте, на дорогах, в придорожных кафе, в учреждениях развлечения и снятия стресса. Одним из видов духовной и душевной «наркомании» стала привязанность к компьютеру и зависимость от него. Человек часто живет в виртуальном мире, привыкает общаться с техническими средствами или через них и попадает в зависимость, от которой трудно уйти. В последнее время все чаще сообщается о том, что некоторые люди приходят в истощение от компьютерных игр и даже умирают за компьютером. Да, сегодня мы не можем прожить без компьютера. Но с помощью компьютера можно писать книги о любви, а можно играть в развратные игры; с помощью компьютера можно иметь доступ к нужной информации и умело пользоваться ею, но можно и напрасно проводить время и впадать в растление; с помощью компьютера можно общаться с людьми за тысячи километров, но с помощью того же компьютера можно лишаться живого и реального общения с теми людьми, которые рядом с нами. Многие семьи уже распались из-за отсутствия теплого общения друг с другом и по причине того, что мужья уделяют больше времени компьютеру, чем жене и детям.
Жизнь человека постепенно превращается в бессмысленную гонку, суету и хаос, потому что у него уже не хватает сил, чтобы сказать твердое «нет» тому, что не имеет ценности для души. Люди на ходу бегут, на ходу едят, по телефону воспитывают детей, по электронной почте общаются друг с другом, с самолета управляют компаниями. И о такой жизни мудрый Соломон сказал: «Всё - суета и томление духа» - /Еккл.2.17/. Люди даже уже и не замечают опасности бесцельной жизни, потому что вся их душа и все устремления пронизаны идеями комфорта, успеха, осознания величия своего «я». Такая ситуация похожа на пример с лягушкой. Если лягушку опустить в кипяток, она сразу же выскочит из воды. Но если медленно нагревать воду, то лягушка, не заметив опасности, погибнет. Человек гибнет духовно в суете и не замечает этого, потому что суета нарастает постепенно и потому что так суетятся почти все. Нужно остановиться и «выпрыгнуть» из горящей суеты. Но, как сказал Августин, «человек до тех пор не будет иметь конца заботам, пока не возлюбит того блага, которое не может быть отнято у него». Избавление от спешки не означает только отдых, пребывание в безделье и праздности, не означает только правильное распределение времени и верную расстановку приоритетов, но это означает правильную систему ценностей, правильное положение и состояние сердца и разума человека, стремление к истинному и вечному. Ничего великого и значимого не делалось в спешке, все ценное имело смысл и назначение. Избавиться от спешки — не значит, что не нужно заниматься обучением, постижением знаний.
Христианин должен стремиться к знаниям, чтобы лучше понимать Бога и человека и лучше служить Богу и людям. Библия никогда не осуждала силу ума и знаний, она осуждает интеллектуальную гордыню. Григорий Великий (330-390) отмечал: «Образование — преимущество христиан, а те, кто относится к учению с пренебрежением, вероломны и опасны, так как препятствуют истинному познанию Бога». А Блаженный Августин писал: «Всякий добрый и истинный христианин должен осознавать, что истина, где бы он ни отыскал ее, это истина от Господа». «Бог сотворил разум и мир, дабы они пребывали в согласии друг с другом», — верно, заметил Г. Кларк. Можем ли мы через одни знания познать Бога? Конечно, нет. Могут ли знания приблизить к Богу? Конечно да. Римский оратор Цицерон (106-43 до Р.Х.), подчеркивая ограниченность человеческого опыта, утверждал: «Можно ли встретить человека, столь ослепленного самомнением, чтобы верить, что в нем заключен ум, а небо и мир лишен его; что то, чего не может понять самый возвышенный разум, не имеет в своей основе никакого разума? Если нелепо утверждать, что сущность, подобная нашей, превосходит всю природу, следует признать, что природа разумна». А английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), подчеркивая то, что знания приближают к Богу, писал: «Только неполное знание удаляет человека от Бога, знание более полное приближает к Нему». А Библия подчеркивает то, что Бог дает знание любящим Его: «Но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» /1Кор.8.1-3/. Итак, знания необходимы, и стремления к познанию важны, но не менее важна и любовь к истине и к Богу, Которого стремишься познать. О чем Б.Паскаль метко заметил, что «земную науку надо понимать, чтобы любить, а Божественную надо любить, чтобы понимать». Попытки человека найти замену Богу были и будут в течение всей истории развития. Заменителями Бога пытаются выступать психология, философия, различные религиозные и человеческие учения, искажающие природу Бога. Многие люди идут этими ложными путями, ищут и не находят, потому что ищут там, где царствует ограниченный человек, а не совершенный Бог, где царствует мудрость мира сего, а не премудрость Божья. «Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества» - /Ф. Достоевский/. Непонимание - это недостаток современного общества, а непонимание между «отцами» и «детьми» - это трагедия двух поколений. Современным подросткам, чтобы добраться до этих вечных тем, нужен хороший переводчик. «Лекарство от уколов современности ― в знании истории» - /А. Кураев/
«Главное – мудрость Божья: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум... Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя» - /Прит.4.7.13/.
И если нас христиан спросят: что же вы сделаете для современного общества? Спросит это конформист или диссидент, спросит это активный человек или беглец, - мы всем ответим одинаково: что если мы будем свидетельствовать о Христе, о Евангелии, если мы будем жить в его духе, то в какой-то степени будем участвовать в том, чтобы это осуществлялось при помощи человека-христианина. Значит, мы будем действовать вместе с Ним. А, следовательно, этим самым будет исполняться и все остальное, каждое общество от этого будет получать только добро.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности