«Ибо гнев человека не творит правды Божией» - /Иак.1.20/
Тот, кто гневается, призывает, не зная того: Немезис – богиню гнева и мести, мифическая дочь Эребуса и Никс. И она расшифруем: Гнев – готов научить его вспышке. Буря разражается только из столкновения вспышек гнева с двух сторон. Но иногда вспышки гнева переходят все границы и проявляются в виде агрессивного неконтролируемого поведения. Неконтролируемые вспышки гнева могут быть весьма опасными как для самого человека, так и для окружающих его людей. Гнев - это проявление силы невежества.
«Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, - говорит Авва Дорофей, - если не уничижит его и не сочтет себя высшим его». Сколько гнева проявляется у тех проповедников сект, которые невежи не глубоки в познании Слово Божия – взялись не за своё дело и гневаются, когда не знают что сказать. «Иначе можно бы увидеть, - говорит А.Кристи, - как их лица покрываются гневным румянцем, побагровело - потемнело от гнева. Его лицо выражало такой бешенный гнев, что невольно отступаешь от него. Это невыносимо! Переходит всякие границы! Они, кажется, просто не слышат ни единого другого слова! В их словах-голосах звучат нотки не только гнева, но и недоумения». «Как… толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору» - /Прит.30.33/. Некоторые своими словами и поведением настолько провоцируют, что возбуждают гнев и раздражают окружающих, независимо от собственного состояния, возбуждая страсти не только в тех, кто не склонен гневаться, но и в тех, кто решил не поддаваться гневу. Подобное возбуждение гнева производит ссору, «а где сварливость, там неустройство и всё худое» - /Иак.3.16/. Как взбивание молока извлекает из него самое лучшее, а толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева истощает тело и дух человека, отнимая у него все лучшее» - /М.Генри/. «Если так, то, возможно, они поссорятся и один другого убивает в приступе гнева даже словами не говоря о действии» - /А.Кристи/.
Известный философ Сократ говорил: «У всякого, кого одолевает гнев, язык ничего кроме абсурда и бессмыслицы не будет произносить, ибо люди, всецело охваченные гневом, в ярости не в силах контролировать не только себя, свои действия, но и речь». «Однажды я, - говорит человек, - дал волю гневу и накричал на неё – сплошная череда диких, незаслуженных оскорблений» - /А.Кристи/. И становится: «Гнев — враг мира Божия». «Злоба и гнев – тоже мерзости, и муж грешный будет, обладаем ими» - /Сир.27.33/. «Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и почитаем себя мудрыми» - /Исаия Отшельник/. А как слух? Нет, у невежественных людей со слухом обычно всё нормально, больше того, их мозг также проводит анализ услышанного. Проблема лишь в том, что после этого анализа ничего не попадает в чистый разум. Если эта информация и доходит до разума, то, так как он полностью покрыт эгоизмом, никакой возможности правильно истолковать информацию, у невежественного человека нет. Обычно он из всего делает только те выводы, которые ему выгодно делать.
В Гьятрул Ринпоче говориться: «Когда мы находимся под влиянием злости, гнева, мы не можем нормально дышать, а во всем теле чувствуем себя неуютно. Трудно спокойно заниматься чем-либо, наша внешность приобретает непривлекательные черты, с нами рядом неприятно находиться. И что когда мы следуем путём Иисуса Христа и взрываемся гневом, значит наш путь богини Немезис - тогда вся заслуга, собранная за тысячи мировых эпох, уничтожается. Так что злость очень опасна. С другой стороны, если мы постараемся развить в момент злости терпение, то мы тем самым накопим много хороших впечатлений». «Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека» - /Сир.1.22/.
«У глупого тот час же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» - /Прит.12.16/. «Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего, как следует, - говорит И.Златоуст, - но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать».
«Чтобы найти истинные слова для выражения гнева, хорошо бы познакомиться с каким-нибудь толковым гуманитарием и послушать его, когда он впадает в ярость!» - /А.Кристи/
«Когда реальный Гнев наружу рвётся,
Его уже ничем не удержать…
Гневливым людям мирно не живётся
Им надо обязательно кого-то рвать!» - /Николай/.
«Иногда наши действия вызывали гнев и раздражение высокого начальства, но нас не ругали. Мы действовали за противника, а противника не ругают, с ним воюют!» «У него приступ мрачности, не знает на ком сорвать свой гнев и очень груб с Трефузиусом, беспрерывно осыпает его оскорблениями» - /А.Кристи/.
Гнев (санскр. «крода») – это нарушение сразу нескольких из основных йогических принципов энергоэффективности. «Избегайте мест, где явлены гнев и разъединение» - /Агни-йога/. «Гнев есть кратковременное умоисступление. Гнев» - по словам Горация - «это короткое сумасшествие, которое лишает ума». Гнев есть безумье на миг - подчиняй же свой дух: не под властью - Властвует сам он; его обуздай ты вожжами, цепями. «Правильно сказал Энний, «что гнев - начало безумия». Во-первых, какова причина зарождения гнева? «В тот день человек просто обезумеет от гнева и в его прыжках глаза сверкает гнев и решимость» - /А.Кристи/.
Умалишенные девицы, сошлись не на живот, а на смерть. И, наверное, точно поубивали бы друг друга, если бы не вовремя подоспевшая «мадам Завхозиха». А вот видео, с активным участием и «слегка» под испорченным внешним видом отчаянных любовниц еще долго будет бороздить просторы Интернета.
«Гнев твой — враг твой»,- говорят японцы. Вроде все так…. Так-то оно так, да не так. Хотя гнев и считается эмоцией отрицательной, но ему также присущ ряд положительных качеств в определенных ситуациях: Гнев – покровитель.
Интересно, что первоначально слово фурор имело совершенно иное значение, чем в современности. Оно происходит от латинского фурор Furor – страсть, ярость, бешенство. От furere – бесноваться, бесится. Существует даже знаменитое крылатое выражение: «furor teutonicus» - тевтонская ярость, описывающее возмущение ярость, гнев. Furor – это девербатив от furere – «быть безумным». Происхождение этого глагола не представляется ясным. Fureur во всех своих значениях сохраняет этимологический смысл «отклонения от здравомыслия», что сближает это понятие с безумием и жестокостью. Первоначально во французском языке это слово обозначает «безумный гнев», во множественном числе – «проявления безудержного гнева».
Когда мы гневаемся – мы слепы, глухи, «уходим в голову» и тут же теряем не только контроль над ситуацией, но и по специфические ощущения, присущие гневу – остается только как бы сам гнев. Помните – гнев вреден для здоровья, и физического, и эмоционального. И наоборот, спокойствие и внутренняя гармония, внутренняя беспричинная радость – залог благополучия, мудрости, процветания.
«Один из признаков слабости человека, с чем обязательно нужно бороться – это подверженность гневу. Плох тот человек, который быстро впадает в гнев и поддаётся ему, даже если сам он обладает сильными руками и здоровым телом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» - /аль-Бухари и Муслим/. «Икрима сказал: «Господин (сайид) – значит, что он господствует над своим гневом, и его гнев никогда не берёт над ним верх».
Раньше люди говорили: «Бойтесь гнева, воистину, он портит веру, так же как вкус алоэ портит мёд!» Существует и такая мудрость: «Гнев – враг рассудка». Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть ляжет». Смысл такой смены позы заключается в том, чтобы человек приблизился к земле, из которой был создан, вспомнил свою первооснову, смирился, укротил свой пыл и унизил свою надменность, ведь ярость произрастает из высокомерия. Также сообщается, что Пророк сказал о гневе: «Кто найдёт в себе нечто подобное, пусть приложится щекой к земле».
В одном из хадисов говорится: «Настоящим силачом является не тот, кто побеждает других в борьбе, а тот, кто умеет гасить свой гнев».
Все женщины болтливы, и в подавляющем большинстве случаев подозреваемая в шпионаже женщина в приступе гнева проговаривается. Это дает контрразведке кончик нити, потянув за которую удается размотать весь клубок.
Библеист Р. С. Х. Ленский верно заметил, что касается Ефесянам 4.26: «Этика, которая запрещает любое проявление гнева и требует при любых обстоятельствах невозмутимого спокойствия, по своей сути — стоическая, а не христианская». Похоже, высказался профессор Уильям Баркли: «В жизни христианина должно быть место и гневу, но этот гнев должен быть правильным». Однако что такое «правильный гнев»? Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.
Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых. Греховное чувство гнева против ближнего твоего порицается в Священном Писании. Склоны ли вы гневаться и быстро выходить из себя по любому, даже малейшему поводу? А что, если вы затаиваете глубокую обиду на того, кто вас задел, и негодование накапливается и кипит в вас днями? Если так, то вы не только отталкивает этим других, но и убиваете себя свои гневом. На самом деле гнев убивает? Согласно отчёту одного информационного агентства, такие серьёзные последствия гнева вовсе не надуманны. Как отмечается в этом отчёте: «продолжительный гнев столь же губителен для организма, что и курение, ожирение, а также употребление слишком жирной пищи, - и порой даже более опасен. Это сильнейший фактор риска преждевременной смерти» - /Times News Service/. В качестве доказательств в отчёте приводятся данные нескольких научных исследований, как гнев влияет на жизнь и смерть даже в духовном смысле. Подумайте над этим!
Каждый из нас видел людей в гневе. Да и сами порой можем из-за чего-то раздражаться. Хотя гнев считается негативной эмоцией, которую нужно сдерживать, очень часто мы думаем, что у нас есть обоснованные причины для негодования, особенно когда кто-то поступает вопреки тому, что нам кажется справедливым. В статье, изданной в США ассоциацией психологов, даже говорилось, что «гнев – это совершенно нормальная, здоровая человеческая реакция».
Такая точка зрения может казаться оправданной в свете слов, которые под вдохновением свыше написал ап. Павел. Признавая, что порой люди, могут испытывать негодование, он написал: «Гневайтесь, но не грешите: пусть не заходит солнце в вашем негодовании» - /Еф.4.26/. Так должны ли мы, исходя из этих слов, давать волю своему гневу, или, же нужно делать всё возможное, чтобы его контролировать? Когда ап. Павел давал этот совет в отношении гнева, он, очевидно, думал о словах псалмопевца, который сказал: В негодовании не согрешайте» - /Пс.4.4/. Но с какой целью Павел написал эти слова? Далее он объяснил: «Всякая злоба, гнев, ярость, крик и оскорбительная пусть удаляться от вас, как и всякое зло» - /Еф.4.31/. Как видно, ап. Павел предостерегал христиан от того, чтобы выплескивать свой гнев. Примечательно, что в статье говорится: «Как показали исследования, выплескивая негативные эмоции, вы на самом деле лишь усиливаете гнев и агрессию, а это никак не помогает … решить проблему».
Как же тогда удалить от себя гнев и другие негативные эмоции? Мудрый царь Соломон написал: «Понимание сдерживает гнев человека, и его красота в том, чтобы не придавать значения проступку» - /Прит.19.11/. Как нам поможет понимание, когда у нас внутри кипит от гнева? Понимание – это способность вникнуть в ситуацию. Понимать означает видеть больше того, что лежит на поверхности. Как понимание может помочь нам, когда мы чувствуем обиду или раздражение? Обычно несправедливость вызывает у нас возмущение. Но если пойти на поводу у эмоций и реагировать слишком бурно, то можно навредить себе или кому-то ещё. Как огонь, вышедший из-под контроля, может сжечь дом дотла, так и вспышка гнева может испортить нашу репутацию и взаимоотношения с другими, даже с Богом. Поэтому, когда внутри закипает гнев, самое время глубже вникнуть в ситуацию. Более полная картина происходящего поможет справиться с эмоциями.
Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл. По согласному мнению Святых Отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, антропоморфный смысл. «Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения» - /Иоанн Дамаскин/.
Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, — и как перед этим станет, ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально» - /священник Александр Ельчанинов/. «Гнев и обидчивость от самооценки, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение…. Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен» - /святитель Феофан Вышенский/.
Что, выходит, нет такой силы, которая бы защитила нас от разгневавшегося человека? Такая сила есть. Она называется - знание природы гнева. Если человек хорошо понимает, что гнев крадёт у человека трезвое восприятие, то он немедленно признаёт перед разгневавшимся человеком свою вину, даже если никакой вины нет. Этот компромисс не только не унизителен, но он является единственно правильным решением. Поэтому подобное признание возвышает человека и показывает его разумность. С разгневавшимся человеком нужно вести себя, как с неразумным ребёнком, даже если тот, кто разгневался, является не только взрослым, но и всеми уважаемым.
«Гнев и страсть – необузданные животные свойства, - пишет Ибн Махафа, – знание и мудрость – человеческие достоинства. Брось под ноги гнев и страсть, чтобы смог ты вновь человеком Божьим стать».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Агата Кристи – мастер детективов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Какими вы всё же были.... - Григорьева Лада Борьба с хритианством часто принимает заувалированные формы.
Например, устраивается выставка коллажей, где откровенно высмеиваеются наши святыни. Тех, кто возмущается называют антисемитами и малокультурными людьми.