«23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». (1Кор.11:23-26)
Для многих читателей Библии, принимающих участие в Причастии, это место из Нового Завета наверняка давно стало частью духовной жизни, поскольку каждый раз перед причащением строки из одиннадцатой главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам очень часто публично зачитывают. Этот текст и будет нашим первоначальным и основным текстом.
Когда несколько лет тому назад я вёл активную полемическую переписку с мусульманами о вопросах веры и религии, один из моих собеседников по переписке заявил, что жертвоприношения, упоминаемые в Библии – позднейшие экстраполяции и просто искажения, занесённые из языческих кровавых культов. Должен вам заметить, что с ними (с мусульманами) вообще очень трудно вести диалог на такую тему, поскольку они в своей аргументации применяют атеистическую логику, утверждая что мы, как христиане, пользуемся искажёнными писаниями, а представления о Боге у нас позаимствованы из языческих культов. На моё предложение предоставить образец неискажённого текста Библии, ответа не последовало.
В самом деле, если человек утверждает, что Библия искажена, он должен быть готов явить миру неискажённый образец, если же такого текста нету, тогда человек должен либо признать, что он ошибается, либо признать, что не имеет прямых доказательств своим утверждениям, а самый умный вариант – просто не говорить об этом, вместо этого занявшись поиском прямых доказательств в виде неискажённой Библии, до которой христианская цензура не успела добраться.
О кровавых жертвоприношениях Господу только в Пятикнижии упоминается около шестисот раз. Одно из мест, о котором я хотел бы вспомнить, представляет из себя обширный отрывок из Книги Левит, с первой главы до седьмого стиха шестой главы. Тут идёт подробное разъяснение того, что такое жертвы, какие виды жертвенных приношений имеются и когда и как их следует совершать. В общем, подробнейшая инструкция. В силу того, что это место весьма большое для того, чтобы приводить его сейчас, я просто приведу то, что тут сказано, а потом мы вернёмся к первоначальному отрывку.
Итак, Писания упоминают пять видов жертвоприношений и каждое для определённых целей. Первым и наиболее упоминаемым видом жертвы есть всесожжение. На иврите оно звучит, как «ола» - вверх.
«3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;
4 и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения - и
приобретет он благоволение, во очищение грехов его»; (Лев.1:3,4)
Не могу сказать, почему переводчики перевели словом «всесожжение» слово «вверх», поскольку между этими понятиями нет никакой связи. Вероятно это произошло потому, что жертва полностью разбиралась и в таком виде сжигалась таким образом, чтобы от неё ничего не оставалось. Эта жертва очищала от греха и давала приобрести благоволение от Бога. Согласно свидетельству исследователей Библии, всесожжение приносилось за не сделанное доброе дело, когда имелась такая возможность, но она была пропущена. У апостола Иакова в семнадцатом стихе четвёртой главы сказано, что «тот, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».
Хочется напомнить также, что Христос учил, что «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», т.е. сама формула этого правила предполагает именно активное действие, а значит упущенная возможность сделать добро является нарушением и искажением этого правила, установленного Христом.
Ещё одним видом жертвоприношения, упоминаемым в Библии, является «минха» - хлебное приношение.
«1 Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана,
2 и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; [это] жертва, благоухание, приятное Господу;
3 а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: [это] великая святыня из жертв Господних». (Лев.2:1-3)
В Евангелии Иоанна, в его шестой главе, с сорок восьмого по пятьдесят первый стих, приводятся слова Иисуса Христа, Который говорит о Себе, что Он – хлеб, сходящий с небес, что манна – это всего лишь прообраз и если кто будет есть хлеб с небес, не умрёт вовек, и что этот хлеб – это Его Тело, которое Он отдаёт за жизнь мира.
Очень интересен этот отрывок тем, что он как бы перекликается с нашим первоначальным текстом из Первого Послания к Коринфянам, практически являясь пророческим указанием на жертву Христа. И хотя, по мнению ряда исследователей Христос упоминает тут о хлебе причастия, на самом деле тут, по словам Самого Христа речь идёт о том, что Ему предстоит пожертвовать Собой за жизнь мира. Таким образом, хлебное приношение, не являясь кровавой жертвой, указывает на Кровь самой кровавой жертвы на земле – Жертвы Христа. «Без пролития крови не бывает прощения», утверждает апостол Павел.
Третья жертва, упоминаемая в Книге Левит – это «шламим» - мирная жертва. Само название её происходит от слова «шалом» - мир: «1 Если жертва его жертва мирная, и если он приносит из крупного скота, мужеского или женского пола, пусть принесет ее Господу, не имеющую порока,
2 и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей скинии собрания; сыны же Аароновы, священники, покропят кровью на жертвенник со всех сторон;
3 и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
4 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это;
5 и сыны Аароновы сожгут это на жертвеннике вместе со всесожжением, которое на дровах, на огне: [это] жертва, благоухание, приятное Господу.
6 А если из мелкого скота приносит он мирную жертву Господу, мужеского или женского пола, пусть принесет ее, не имеющую порока». (Лев.3:1-6)
За исключением грудинки и верхней части правой задней ноги,что принадлежали священникам, всё остальное жертвователь мог есть. Этот вид жертвы имел добровольный характер. Иногда эту жертву называли «жертвой усердия», поскольку она приносилась не за грех, а потому, что жертвователь хотел угодить Богу.
«1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать;
3 если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, - то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе,
4 и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом;
5 и возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания,
6 и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища;
7 и возложит священник крови [тельца] пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания, а остальную кровь тельца выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания;
8 и вынет из тельца за грех весь тук его, тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
9 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник на печени; с почками отделит он это,
10 как отделяется из тельца жертвы мирной; и сожжет их священник на жертвеннике всесожжения;
11 а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его,
12 всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжет его огнем на дровах; где высыпается пепел, там пусть сожжен будет». (Лев.4:1-12)
Жертва за невольный грех на иврите называется «хатат» - это слово часто переводят словом «вина». В Новом Завете об этом жертвоприношении упоминается в Послании к Евреям, в десятой главе, двадцать шестом стихе. Там говорится, что если мы произвольно грешим, больше не остаётся жертвы за грех.
И наконец, пятый вид ветхозаветных жертвоприношений – это «ашам». Об этой жертве говорится в пятой главе Книги Левит: «1 Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех.
2 Или если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен.
3 Или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен.
4 Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том.
5 Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил,
6 то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его». (Лев.5:1-6)
Это – «жертва повинности», которая приносилась в том случае, когда грех совершался нечаянно, когда человек знал, но из-за своей слабости согрешил, как сказано – безрассудно.
Итак, ветхозаветные жертвоприношения делились по своей функциональности для того, чтобы очищать от греха и дать Божье благоволение, пророчески указывать на Жертву Христа и её значение.
Также их задача была – напомнить о добровольности жертв, ведь только такая жертва говорит о преданном сердце. Человек, который приносит жертвы Богу только «потому что надо», не знает Бога и значения жертвы.
Наконец, ветхозаветные жертвы напоминали о том, что прощение греха даётся только тогда, когда он был непроизвольным. Грех, который совершается дерзкой рукой, жертвы не могли покрыть. Таким образом, задача жертвоприношений заключалась ещё и в напоминании о воздержании от умышленного греха, ибо он оскорбителен для Бога.
Немаловажно тут заметить ещё и то, что Библия написана была в среде народа, который находился в состоянии заветных отношений с Творцом, поэтому жертвенные приношения предназначались для людей верующих, находящихся в завете с Богом. Само название библейских откровений (ветхий, новый заветы) должно наталкивать на подобные идеи. Заветы с кем, для чего? Наверное поэтому неверующие не в состоянии верно понимать тексты Библии, зачастую воспринимая их через призму своего «эллинского» мышления.
Итак, в своём идеальном значении, жертва необходима для искупления верующего от наказания за грех, демонстрации Божьего отвращения ко греху в жизни верующего и проявлении жертвенной веры человека, находящегося в заветных отношениях с Богом. Эти три значения мы и попытаемся рассмотреть в отдельности.
Что такое грех? Если говорит языком образов и сравнений, грех можно сравнить с нарушением закона. В Первом Послании апостола Иоанна, в третьей главе, а конкретно в четвёртом стихе сказано, что «грех есть беззаконие». Разумеется, если судить в контексте, речь идёт о нарушении Божьего праведного Закона, или Торы. Тора – это не просто Божий Закон. Слово «тора» несёт в себе корень «ор», - свет. Иными словами, тора – это просвещение, или наука, если хотите.
Таким образом, когда речь идёт о беззаконии, имеется в виду попытка оспорить утверждённый Богом космический, вселенский порядок. Наверное потому и нету в Библии понятия «маленький» или «большой» грех. Всякий грех, даже наименьший и наинезначительнейший – это преступление против вселенной и её Создателя. Разумеется, никто из людей не совершен, в том числе и верующие, поскольку вера сама по себе не несёт совершенства. Но она даёт очень важное преимущество для человека, находящегося в состоянии завета с Творцом – причастность к жертве. Именно жертва – это то, что исправляет несовершенство верующих.
Идея жертвы испокон была известна людям. Известно, что нет культуры на Земле, где в определённый момент истории религиозные верования требовали жертв. Сегодня в народе присутствует мнение, что искупить вину перед Богом можно добрыми делами. Наверно такое мнение возникло вследствие идеи того, что Бог настолько любящ, что всякое кровавое приношение Ему противно.
Отчасти такому мнению поспособствовало в своё время распространение христианства, а после него – гуманизма, однако не следует забывать, что в самом христианстве понятие кровавой жертвы – это основной доктринальный момент, поскольку Христос для того и пришёл, чтобы стать такой жертвой. Почему? Да потому, что, как написано в Послании к Евреям, «без пролития крови не бывает прощения».
Поэтому, хотя в христианстве, в отличии от ветхозаветного библейского иудаизма, богатого различными кровавыми жертвоприношениями, таковых нету, кровь тут присутствует. Она – в единократной жертве Иисуса Христа, которую Он совершил на кресте Голгофы.
Отвращение ко греху проявляется в ненависти к нему со стороны Христа. В первой главе Послания к Евреям упоминается, что «Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие». Именно ненависть ко греху отличает верующих вследствие их духовной природы – тот, кто любит Бога, любит и то, что любит Он и ненавидит ненавидимое Им. Любовь ко греху делает грешника грешником, становясь внутренним стимулом к его деланию, а уже сделанный грех несёт ужасные последствия в жизни человека. Вот что говорит по этому поводу апостол Иаков: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:14,15).
Наконец, вспомним и о жертвенности верующих по отношению к Богу. В первом Послании к Коринфянам, апостол Павел пишет, «что если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). Конечно, доброделание даже без любви, только из чувства долга, несёт в себе пользу, приучая человека к добру, возводя в ранг привычки, делая частью земной жизни. Но, в будущей, вечной жизни, такая жертва не даст пользы, о чём и упоминает приведённый нами библейский текст.
Жертва Иисуса Христа названа в Писании совершенной Жертвой, отличающейся от ветхозаветных жертв потому, что одной из её причин стала любовь Отца. \\\"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы каждый, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Совершенная жертвенность христианина проистекает из любви к Богу.
|