Сегодня имею желание продолжить говорить о библейской космологии. Для этого перейду к Быт. 1:14-19.
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый».
Итак, согласно Божьему замыслу, светила (т.е. источники света), должны были служить отделению дня от ночи, и для знамений и времён, дней и годов.
Слово «латт», в современном иврите переводится, как сигнальщик, а в Библии – это знак, который посылает Бог, чтобы предупредить, или уберечь человека от чего либо. На основании этого места астрологи зачастую утверждают, что Библия поощряет астрологию. Трудно сказать, насколько это верно, поскольку исторически известно, что современная астрология ведёт своё начало из древнего идолопоклонства солнцу, луне и звёздам.
Скорее всего, речь идёт о том, что «небеса проповедуют славу Божию» посредством светил. Это то, о чём Павел упоминал в Послании к Римлянам, как рассматривание творения, которое свидетельствует о Творце.
Кроме того, слово «моадим», переведённое тут как времена, подразумевает праздничные собрания. Известно, что в Библии говорится о лунном календаре, а сама луна является индикатором новомесячий, которые являлись сигналом для соблюдения праздников, описанных в Библии.
Вторая, более обыденная для нас функция небесных светил – светить на землю. Причём интересно, что если тщательно рассмотреть это место Писаний, то можно прийти к выводу о том, что она – не основная, а второстепенная. Древние понимали это, поэтому часто впадали в различного рода крайности при попытках расшифровки небесных знамений (про астрологию я уже упоминал).
Однако, наиболее интересен тут другой момент. Бог поставил небесные светила на тверди небесной – «ае – орот би-ркиа га-шаммаим». Эта фраза говорит о том, что светила были поставлены «на», т.е. сверху куполообразного небесного сооружения. Кроме того, в 20 стихе указано, что птицы будут летать «по» тверди небесной. Как может быть такое? Интересно, что в издании Библии от 2013 г., которое издала Библейская Ассоциация Израиля, так и написано, что «…сказал Бог: «Пусть будут светила на своде небесном…» и «… над землёй, по своду небесному, пусть летают птицы». Перевод был сделан практически дословно, поэтому не доверять ему нет смысла.
Таким образом, свод небесный предстаёт не просто как некое твёрдое сооружение. Он может быть вполне кинетическим, вроде некоего силового поля, не позволяющего водам Тахома под немыслимо колоссальным давлением низвергнуться на землю, как это уже было когда-то во времена потопа. Однако, всё таки даже такое понимание не может снять возникшую проблему. Птицы не летают по энергетическому полю среди звёзд и небесных светил, мы это знаем, но этого не знали древние и вполне могли предполагать, что птицы летают среди звёзд.
Однако, еврейский предлог «аль» - עַל, используемый в 20 стихе, имеет несколько прочтений: на, над; впереди, перед, против; о, об; из-за, по причине; согласно с, по; сверх, к; около, возле, подле.
В Библии этот предлог встречается 169 раз, и в зависимости от контекста переводится по разному. Например, в Быт. 1:29 трава растёт «на» земле, а в Быт. 4:14 Каин был изгнан «от» лица Божьего. В Быт. 7:3 этот предлог переведён, как «для», а в Быт. 7:4 – «с» земли.
В Быт. 11:28 Аран умер «при» Фарре, а в Быт. 18:5 – «мимо».
В любом случае, важен контекст, а потому вышеприведённый предлог вполне может быть понят и как «под» - под твердью, под куполом, под сводом.
Было бы неплохо упомянуть понятие о небесах в эпоху Второго Храма, т.е. приблизительный экскурс в историю богословской мысли библейского иудаизма. Почему именно эта эпоха? Потому, что это период, в который жил на земле Христос и апостолы, а потому крайне важен для нас, как христиан, желающих мыслить приблизительно так, как мыслили они, для более точного понимания библейских текстов.
Начнём с того, что слово «шаммаим» - небеса, переводимое, как «там воды», или «далёкие воды», имеет ещё одно интересное прочтение: огонь-вода. Это прочтение относится к толкованиям мистического характера, имеет характер т.н. грамматического толкования, к которому зачастую прибегали еврейские мистики и религиозные мыслители.
«Эш» - огонь, «маим» - вода. Таким образом небеса, это место, где сочетается несочетаемое в физическом мире, или, где законы физики не действуют. Небеса – это духовный мир. Или миры. Предполагалось, что небес – три. Об этом упоминал даже Павел (2Кор.12:2).
Первое небо – асия (от «ласот» - делать). Это материальный мир, в котором мы живём. Человек призван делать дело Творца, быть попечителем и возделывателем земли, поэтому наш мир так и назван – делать, или асия. Асия начинается на земле и заканчивается там, где начинаются глубины Тахома. Сюда включены звёзды и светила – то, что сегодня называют космосом.
Второе небо – иецира ( формирование). Это срединная переходная форма между первым и третьим небом, где так сказать, формируются мысли Творца, прежде чем облечься в физическую форму на земле. Это небо полностью состоит из вод Тахома. Как это происходит, трудно сказать, но известно, что вода имеет свойство хранить информацию, видоизменяясь как кристаллически, так и молекулярно. Вероятно, в этом кроется ответ, как формируются замыслы Всевышнего касательно первого неба.
Третье небо – бриа (от «ливро» - творить»). Обитель чистых духов – ангелов, праведников, место небесного Храма, Иерусалима и Великого Лучезарного Престола. Это место не имеет таких понятий, как пространство и время. Это обитель вечности. Именно тут не действуют физические законы. Тут заканчивается Тахом, именно тут над поверхностью этой бездны Дух Божий носится над водою.
Также следует заметить, что в библейском иврите глаголы не имели прошедшего и будущего времён. Поэтому, если следовать древней логике, Бог не только сотворил, но творит этот мир, так сказать, содержа его в порядке и гармонии Своей творческой энергией. Это напрочь разрушает то утверждение древнегреческих философов о том, что Бог сотворил этот мир и отошёл в сторону, оставив ему участь самостоятельно развиваться, не принимая участия в его жизни.
Впоследствии, после разрушения Храма и изгнания из Палестины, средневековые мистики включили эти понятия в Кабалу и расширили, увеличив количество небес – сфирот.
В современной толковательной литературе часто можно прочесть то утверждение, что три неба – это земная атмосфера, безвоздушное пространство космоса и духовный мир. Однако это утверждение базируется на современной космологии, поэтому тенденциозно и не надёжно. Я уже говорил о том, что наука - плохой помощник в понимании библейских текстов.
Ну что-ж, друзья. Конечно же, можно было рассмотреть ещё как минимум с десяток отрывков по теме, но, скорее всего ничего нового они не добавят к тому, что я уже написал как тут, так и в предыдущих частях темы.
Благодарю всех читателей, думаю, что мы ещё встретимся на страницах этой газеты. Да благословит всех Господь.
Комментарий автора: По непонятной мне причине система html не отображает поля и абзацы, поэтому прошу прощения за плохое оформление текста.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
1."система не отображает поля и абзацы"
Вы разметку html применять не пробовали?
Ну всякие там тэги типа p /p или br/br в соответствующих скобочках. Хотя систему конечно же нужно менять.
2."светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью"
Сегодня всякий пятиклассник знает, что "светило меньшее" вовсе и не светит. Только отражает свет "светила большого".
Хотя светил меньших нам здесь категорически не хватает, но вот такая космология.
Комментарий автора: Добрый день. Под текстом я это упоминал - ничего поделать не могу, текст под нормальную разбивку не форматируется.
По поводу пятиклассника: Ну вы же должны понимать. что я ничего кроме церковно - приходской школы не заканчивал, а там этому не учили. Так что увы ... Вот такая вот она, космология.
Лариса
2020-07-18 10:16:23
Пятиклассник знает то, что ему преподали. На самом деле, луна очень даже светит. Учёные установили, что её свет отличается от света солнца. Он более белый и холодный. Если бы луна только отражала свет солнца, это был бы более мягкий молочный свет и теплый. Так что, читайте писание. Там все написано правильно