Наиболее благоприятный период для развития христианства – это период столкновения двух разных идеологий. В 1 веке нашей эры происходило столкновение идеологии Древнего Рима с языческими идеологиями покоренных народов. Именно этот фактор, как считают многие историки, стал одной из важных причин быстрого распространения христианства в апостольский период. Например, Эрл Е. Кернс так описывает этот процесс в своем труде «Дорогами христианства»:
«Успешная завоевательная политика Рима приводила к тому, что многие народности теряли веру в своих богов, неспособных защитить от чужеземного нашествия. Такие народности оставались в духовном вакууме, который не в состоянии были заполнить существовавшие тогда религии.
Вдобавок заменители веры, которые предлагались самими римлянами, оставляли все-таки в создании людей место для поисков более духовной религии. Культ же римского императора, появившийся во время, соответствующее ранним этапам христианства, приводил людей к мысли об уязвимости Римской империи.
Различные языческие религии предлагали людям большую духовную и эмоциональную помощь, чем культ императора. Поклонение Кибеле, «великой Матери земли», были привнесено в Рим из Фригии. Ритуалы поклонения этой богине плодородия (такие, как изображение смерти и воскресения ее возлюбленного Аттиса), казалось, удовлетворяли эмоциональным потребностям людей. Поклонение Исиде, пришедшее из Египта, было похоже на поклонение Кибеле, поскольку в нем тоже были задействованы смерть и воскресение. Митраизм, взятый из Персии, привлекал прежде всего солдат Римской империи. С митраизмом связал культ чудеснорожденного бога-спасителя Митры, противостоящего злу, и декабрьские праздненства.
Во всех этих религиях присутствовал бог-спаситель. Поклонение Кибеле предполагало принесение в жертву быка и крещение поклонявшихся кровью этого быка. Митраизм, помимо всего прочего, предполагал жертвенное принятие пищи. Благодаря влиянию этих культов люди не увидели ничего странного в требованиях христианства. Когда массы поняли, что кровавые жертвоприношения других религий практически бесполезны, Духу Святому стало легче подводить их к обращению.»
Сами по себе эти идеологии Рима и других народов были неправдивы. Но тем не менее Господь использовал их для осуществления Своих планов. Такие же процессы происходят и в наше время. Наиболее быстро христианство развивается в тех странах и в тот период истории, когда там происходит столкновение идеологий. И наоборот, христианство развивается очень медленно там, где такого столкновения не происходит.
Например, в Японии в последние столетия очень сильными были позиции местных религий. Их влияние существенно не ослаблялось. Поэтому успехи христианства на протяжении многих веков были минимальны. Лишь в последние годы происходит некоторый прогресс, связанный с тем, что господствующая в западной цивилизации идеология потребления начинает вытеснять местные японские традиции и верования.
В то же время в Южной Корее во второй половине 20 века происходил очень быстрый рост христианства. Связано это было с тем, что авторитет местных верований сначала был подорван японским завоеванием во времена Второй Мировой войны. А затем свои традиции начали активно внедрять американцы, под опекой которых происходило послевоенное развитие Южной Кореи. В результате, как называет этот процесс Эрл Е. Кернс, образовался «духовный вакуум», который и заполнило христианство, принесенное теми же американцами.
Итак, можно сделать вывод, что если в той или иной стране господствует сильная идеология, то «духовного вакуума» там не будет, и христианству в такой стране развиваться будет очень сложно. Скорее всего в таких условиях будет регресс – сокращение численности христиан.
Но при столкновении идеологий, многие люди разочаровываются в привычных верованиях, взглядах и ценностях. Такой период является благоприятным для успеха проповеди Евангелия.
В 20 веке одной из таких идеологий, которая нарушала устоявшиеся взгляды и ценности стал коммунизм. Коммунизм вытеснял другие, укоренившиеся традиции, расчищая, таким образом, дорогу для успешной проповеди Евангелия. В 20-х годах 20 века коммунизм стал подавлять господствовавшую в России (как и во всей западной цивилизации) идеологию потребления. Этим объяснялись успехи проповеди Евангелия в 1920-28 гг, пока продолжалось это идеологическое противостояние. После 1928 г. коммунизм победил в этом противостоянии, значительно укрепился и стал уже неблагоприятным фактором для развития христианства в СССР. Но с 70-х годов коммунизм в Советском Союзе вновь начал вытесняться идеологией потребления. К середине 80-х эта идеология стала преобладать над коммунизмом, что формально вылилось в реформы Горбачева и распад СССР.
Вторая половина 80-х и 90-е годы ознаменовались небывалым духовным подъемом в постсоветских государствах. В обществе был огромный интерес к слову Божьему. Росли церкви, умножаясь численно и созидаясь в Христовом учении. Такой успех объяснялся тем, что коммунизм постепенно уничтожался, а раздавившая его идеология потребления еще не укоренилась в полной мере. Произошло это лишь в нулевых годах, после чего начался регресс в христианских общинах постсоветских государств.
В республиках Средней Азии коммунизм надломил сильные позиции ислама, что обеспечило рост христианства в этом регионе в 90-х и нулевых годах.
В Китае в 19-м и первой половине 20-го века идеология потребления, принесенная европейцами, быстро вытесняла местные конфуцианство и буддизм. Поэтому христианство в этот период распространялось в Китае быстро. Но в послевоенный период сильно укоренился коммунизм, расправившись с другими идеологиями. Начался период жестоких гонений на китайскую церковь, как и в СССР с 1928 года. С 90-х годов коммунизм начал постепенно вытесняться идеологией потребления, что обеспечило в последние десятилетия быстрый рост христианства в Китае.
Косвенным образом коммунизм повлиял и на западное общество. Конечно же, Западная Европа, США, Канада, Австралия не стали коммунистическими государствами. Но эти идеи имели большую популярность в этих странах после Второй Мировой войны, когда на коммунистический путь развития стали страны Восточной Европы, Китай, некоторые страны Азии и Африки.
Западная элита испугалась этого распространения коммунизма и предприняла серьезные реформы в западном обществе, которые ограничили развитие идеологии потребления. В частности, начал расти средний класс. Увеличилось число социальных программ. Богатые делились с бедными, появлялись модели общества вроде «шведского социализма» и т.п.
Такое ослабление идеологии потребления привело к росту христианства в западном обществе во второй половине 20 века. Активно развивалось христианство, к примеру, в Германии, Швеции. А также традиционно в США.
С середины 80-х годов, после падения коммунистического лагеря, потребность в подобных ограничениях идеологии потребления в западном обществе отпала. Снова начало расти финансовое расслоение, увеличилось число нищих людей, а также другие побочные эффекты идеологии потребления. Как следствие, снова начался регресс христианства. Во Франции сносят пустующие храмы, в Германии их переоборудуют под другие цели. В церквях усиливаются ереси, такие как одобрение гомосексуализма.
Очевидно, в западной цивилизации настала потребность в вытеснении идеологии потребления другой идеологией. И если в 20 веке эту функцию выполнял коммунизм, то в 21 веке, похоже, подобную роль выполнит ислам и, возможно, фашизм. Неслучайно все большую популярность, особенно среди молодежи, набирают фашистские организации, а также радикальные исламские организации, такие как ИГИЛ.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Библейские исследования. Ленивый - Инна Гительман Все переводы с иврита сделаны мною с помощью Господа.
Адреса других Библейских исследований, не помещённых на этом сайте:
Схема жизни праотцов от Адама до Арфаксада: https://www.stihi.ru/2018/04/23/282
Схема жизни праотцов от Ноя до Авраама: https://www.stihi.ru/2018/04/09/10236