Добавление к вышесказанному через одиннадцать лет после написания этой статьи…
Уже давняя новость: Владыка Василий возглавивший уход части прихода из Сурожской епархии, уже давно сложил с себя сан, женился и уехал из Англии. А судьба остальных «раскольников» мне неизвестна. Думаю, что любой раскол – это событие с драматическими последствиями
Теперь о главном.
Современная жизнь меняется очень быстро и церковь не может на эти изменения смотреть свысока.
За эти годы появился интернет и присутствует почти в каждом доме. Появились мобильные телефоны, которые позволяют общаться с множеством людей в разных концах света. Церковные батюшки, особенно из молодых, тоже имеют и интернет и мобильники.
И можно пользоваться расширением аудитории для того чтобы объяснять, рассказывать о христианстве и в частности о православии. Можно и нужно добиваться того, чтобы большинство прихожан по всей стране и конечно за рубежом, знали и понимали во что они веруют.
Но вслед за верой должны следовать добрые дела и это пожалуй главное в подлинном христианстве!
И это станет возможным, когда верующие будут приходя на службы, не только заученно креститься и даже вставать на колени, но всей душой зная и понимая Новый Завет Иисуса Христа, будут ценить ото правило жизни для честного христианина и сами попытаются следовать этим Заветам!
Иначе из псевдо верующих получается «кимвал звучащий» и потому, живущих без любви и сострадания не только к ближним, но и всем людям нас окружающим.
Ведь суть христианства и православия, можно передать одной короткой фразой из Библии: «Бог – это любовь!»
А для того чтобы воспитать это чувство любви в верующих, нужны постоянные усилия служителей церкви в разъяснении и объяснении этого главного положения христианской веры…
На исповеди, люди говорят о грехах, но какие грехи у простых смертных?
Эту у разбойников, бандитов и воров грехи большие, требующие прежде раскаяния исповеди. Но среди прихожан, таких я не видел. Вот и приходится многим прихожанам придумывать «грехи», чтобы батюшки благословили их именем Господа!
И в исповеди важно то, какие добрые дела сделал человек, за время от причастия до причастия. Об этом нужно думать верующим постоянно!
Поэтому и нужны в церкви истинные пастыри, умеющие посоветовать, что делать в трудные минуты жизни, подсказать как добрые дела делать и после принять исповедь!
В качестве примера таких служителей церкви, я снова вспоминаю Владыку Антония Сурожского. Его личная жизнь и труды, как православного иерея, до сих пор находят горячий отклик в душах и сердцах тех, кто не только давно приобщился к церкви, но и тех кто ищет духовного руководства!
Его книги составленные из проповедей, бесед с прихожанами и лекций, в том числе на радио и на телевидении, привлекали и привлекают в православие не только русских людей разного возраста, образования и личного опыта, но и иностранцев.
Он, Владыка, вел постоянные программы на радио, а потом и на ТВ. И его проповеди имели по тем временами громадную аудиторию.
Также помню, как нынешний Патриарх Кирилл, тогда ещё молодой священник выступал на телевидении и рассказывал о православной вере, объясняя, как можно прийти в лоно церкви молодым, вполне современным людям, ищущим любви и поддержки в непростой жизни.
Сегодняшнее православие проповедуемое Владыкой Антонием и будущим патриархом, доступно понятно и привлекательно для всех желающих найти руководство и путь в мир любви и духовности!
Владыка, будучи главой православной епархии, сделал несколько замечательных нововведений в соборном храме.
Он открыл трапезную, в которой люди после службы могли закусить и главное пообщаться, узнать друг друга «в неформальной» обстановке, восстановив древний православный обычай совместных трапез членов прихода.
При этом и прихожане, и клирики собора ели за одним столом и могли поговорить, лучше узнавая друг друга. И было бы замечательно, если такие совместные трапезы, совершались во всех приходах русского православия, не только за границей, а главное в самой России.
Но с уходом Владыки, такие трапезы в соборе постепенно прекратились и в бывшей трапезной устроили домовую церковь для клира.
Таким образом, сегодня, священники служат службу перед толпой, а общаются только с активом церкви, да и то нечасто. А все остальные, с их чаяниями и заботами и горестями остаются незнакомцами, о которых священники ничего не знают, да часто и не хотят знать!
Бывая в церкви и краем уха слыша беседы прихожан, я прихожу к выводу, что многие верующие: и молодые и старые, знают суть христианской веры очень поверхностно.
И поэтому, часто подвержены разного рода суевериям, бытующим до сих пор в массе православных. Одной рукой, такие «христиане» на службе крестятся и даже падают на колени, а в другом месте «веруют» в гадалок, и разные народные суеверия, которые противоречат не только христианству, но и здравому смыслу.
Поэтому, надо в каждом приходе открывать катехизические курсы и в них, с помощью самых просвещённых священников, рассказывать о истории христианства и православия, об особенностях церковной православной службы, отвечать на вопросы прихожан и давать возможность самим верующим участвовать в дискуссиях.
Как это делал Владыка Антоний, беседуя с прихожанами и отвечая на их вопросы. И эти собрания всегда были многолюдны, потому что Владыка обладал чудесным даром слова, рассказывал о Христе и его заветах, так, будто он сам присутствовал и слушал Господа…
По окончанию таких «курсов», верующие прихожане не только смогут верить сознательно, зная и понимая, что говорил и требовал Иисус Христос от своих учеников и последователей, но и объяснять это всем интересующимся и вопрошающим.
Не секрет, что сегодня большинство приходов живут точно по афоризму Лескова: «Древняя Русь была крещена, но не просвещена!»
Ещё одно важное начало в русской церкви, - создание молодёжного союза православных христиан, где могут встречаться и дружить большинство молодых прихожан, которые смогут не только узнавать в них основы христианства, но и делать добрые дела, помогая в том числе священникам в их непростом служении.
Такая молодёжь может помогать организовывать и проводить собрания прихожан, разного рода праздники прихода, используя свою энергию на богоугодные дела.
И сделать это нетрудно, потому что в церкви молодые ищут друзей, могущих разделить их стремления сделаться лучше и чище. Конечно, как и во всем в приходе, эти движения должны и могут возглавлять молодые священники, заботящиеся об окормлении прихожан и на таком уровне…
Очень нужны сегодня и церковные, приходские школы, в которых будут не только изучать христово учение, особенности службы и догматы, но часто - это особо касается зарубежных приходов – и русский язык, которым дети иногда плохо владеют!
Для того, чтобы церковное общежитие не отрывалось от современности, можно и нужно проводить лекции и встречи с известными богословами, помимо еженедельных бесед. Можно и нужно проводить концерты церковной и классической музыки приглашая на них всех желающих. Постепенно люди к этом у привыкнут и аудитория будет наполнять церковь до отказа…
Очень важно, чтобы священники и иерархи чувствовали и понимали себя слугами верующих прихода, а не выделялись в отдельную касту «жрецов», всячески подчеркивая свою причастность к «начальническому сословию»!
Вот, пожалуй самое необходимое на мой взгляд, что в первую очередь надо попытаться сделать в русском православии…
Конечно, многие батюшки по всей стране и за рубежом, будут говорить, обычные для администраторов слова: - А у нас уже есть!
Но часто, если это и есть, то в основном это формальные мероприятия, в которые нужно вдохнуть душу живую! И тогда приходы станут настоящими собраниями верующих – единомышленников!
Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Почему именно христианство? - Олег Козырев В этой статье я продолжаю разговор, который начал в статье "Атеисту". Пытаюсь объяснить, почему я стал христианином.