Сегодня я имею желание продолжить разговор о библейской космологии.
В предыдущей части я поделился некоторыми приёмами герменевтического плана, которые помогут нам (если можно так выразиться) правильно понять то, что говорит Библия о мире, в котором мы живём, а также рассмотрели первый стих первой главы Книги Бытия. Сегодня я продолжу, для чего обратимся к дальнейшему библейскому тексту.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»
(Быт.1:2). На языке оригинала это звучит так: «Ве га-арец га-уэтах тоху ва-боху вэ-хосек ал пене тахон ве руах Элохим ме-рахепед ал пене хем-маим».
Хотелось бы обратить внимание на следующее словосочетание – «тоху ва-боху». Тоху имеет несколько значений. Так, например в симфонии Стронга предлагается вариант: «быть, существовать, становиться, случаться, происходить», а «ва-боху» - невидима, или, такая, что глаза её не в состоянии увидеть. В Синодальном варианте это звучит, как «безвидна», т.е. не имеющая вида.
Вот как этот стих смотрится в переводе израильского издательства «Шамир»: «Когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою».
А вот как звучит этот же текст в переводе Библейской ассоциации Израиля на русский язык: «Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и Дух Божий веял над водами».
В общем, это выглядит так, что земля была пустынной (необитаемой) и невидимой (безвидной). Тот факт, что Дух Божий носился над водою, а не над землёю, косвенно может указывать на то, что земля именно и была необитаема и невидима потому, что находилась под водой, в затопленном состоянии.
По этому поводу полезно вернуться к первому стиху, в его оригинальном значении: «Бе-рейшит бара Элохим эйт га-шамаим вейт га-арец». Если взять грамматические особенности древнееврейского языка, а также принятые идиомы, то частицы «эйт» и «вэйт» обозначают «начало» и «конец». Это практически то, что в греческом «альфа» и «омега», а в русском – от «а» до «я». Практически, когда Бог сотворил небо и землю, они уже были в законченном состоянии, от «а» до «я». Таким образом, последующее сотворение за шесть дней – это реставрация того, что было сотворено вначале.
Тогда возникает логический вопрос – что же за катастрофа постигла мир?
Есть такое предположение, что этой катастрофой было падение люцифера. В талмудической литературе сказано, что эта катастрофа сопровождалась потопом, который уничтожил всё живое на земле. Эту катастрофу так и называют – потоп люцифера. Этой версии придерживаюсь и я, но, вследствие того, что прямых указаний в Библии на эту катастрофу нету, а также потому, что тема данной прозы другая, о ней я дальше говорить сейчас не буду.
Итак, самое главное, что известно из библейского текста это то, что на поверхности воды не было ничего, хотя земля уже существовала. При этом над бездной была тьма, а над водами бездны парил Божий Дух.
Слово «тахом», переведённое как «великая бездна», в буквальном смысле действительно обозначает «бездонные воды», при этом это словосочетание следует воспринимать в буквальном, а не переносном смысле. Таким образом, вселенная в начале своего творения предстаёт, как бездонный мрак, наполненный колоссальным количеством воды, внутри которого плавал сгусток земли.
Тем не менее, у вод тахома, хотя и не существует дна, имеется однако поверхность. Если смоделировать эту картину в трёхмерном изображении, выйдет так, что тахом – это колоссальная по своим размерам масса воды, имеющая форму шара. Именно при таком устройстве возможно, чтобы океан имел поверхность, но не имел дна.
При этом, над поверхностью тахома (т.е. над его трёхмерными краями) парил Дух Божий, как бы обволакивая Собою эти бездонные воды. В связи с этим мне пришло на память один весьма интересный иудейский мидраш (толкование) по этому поводу. Этот мидраш я попытаюсь пересказать своими словами.
Итак, представьте себя на месте Бога. Ещё ничего не сотворено. Нету пространства, материи, времени. Ничего, кроме вас. Направо от вас – вы, налево – тоже. Вверху, внизу, впереди и сзади от вас – только вы. Нету ничего, кроме Бога. Он один наполняет всё.
Скажите, если бы вы были на месте Бога, где бы вы взяли место для размещения сотворяемой вселенной, если нету пространства, в котором её можно разместить, а кроме Бога нету ничего и никого?
Ответ напрашивается сам по себе – Бог творил мир внутри Себя Самого. Впоследствии, при зарождении иудейской каббалы, в среде еврейских мистиков этот вопрос время от времени поднимался к обсуждению, пока наконец не оформился в окончательное учение, когда раввин Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия (Ари), проживавший в средневековой Османской империи, не создал новое направление в каббале, которое так и назвали – лурианская каббала.
Лурианские каббалисты ввели новые понятия, которые впоследствии распространились и на другие направления этого иудейского вида эзотерики. В частности, были введены такие понятия, как цимцум – процесс сжатия Бога для формирования техиры – места для вселенной.
Также рав Лурия возобновил интерес к древнему учению швират га-келим – учению о вселенской катастрофе, предшествующей творению нашего мира. Об этой катастрофе, как о потопе люцифера, я уже упоминал.
Должен предупредить, что несмотря на то, что средневековая каббала является мистическим учением демонического толка, многие вещи были привнесены в неё из древней каббалы. Каббалой (евр. дарованием) в древние времена называли Священные Писания и устные предания, которые дополняли их. Тора, Писания, Псалмы, мидраши и агадические притчи, а также постановления синедрионов и идеи религиозных мыслителей древнего Израиля – всё это называлось «каббалот» - дарованное свыше и ничем плохим не считалось. Многие идеи из древних каббалот перекочевали в среду раввинистического иудаизма и стали интерпретироваться в контексте языческой мистики и эзотерики.
Не являлся исключением и рав Лурия. В попытках искать мир с Богом при отсутствующем храме и жертвах, этот религиозный мыслитель ударился в магию, подобно другим каббалистам, и скомпроментировал многие понятия, которые присутствовали в среде танахического, библейского иудаизма, в котором присутствовал храм, жертвы, священство и мессианские надежды.
Итак, Бог творил мир внутри Себя. При такой картине становится вполне понятным тот факт, что Дух Божий и Бог – это одно и тоже. Там, где начинается поверхность великой бездны, заканчивается вселенная и начинается, если можно так сказать, Бог, естественно, над поверхностью вод тахома. Тут этот процесс описывается, как «Дух Божий носился над водою».
Следует заметить, что в отличие от современного иврита, в древнем еврейском языке глаголы не имели прошедшего и будущего времени. Все глаголы там имели настоящее время. В этом контексте становится понятно, что Дух Божий не только носился над бездной, но, он это делает до сих пор, таким образом удерживая материальный мир в состоянии бытия внутри нематериального Божества.
Таким образом, Всевышний, посредством Своего Духа от момента сотворения и поныне удерживает мир в том виде и в состоянии той формы, которая позволяет ему быть.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности