Прозвенел звонок и класс ожил, загудел, словно улей. Не торопясь ребята собирались домой. Рабочий день заканчивался, но по сложившейся привычке все ждали, что классный руководитель кому-то предложит остаться помочь или просто побеседовать. Ирина Фёдоровна знала, что её подопечные любили эти минуты после уроков. Взаимоотношения с классом были добрыми и доверительными.
Но сегодня она торопилась домой. С улыбкой оглядела всех:
- Нет, нет, ребята! Сегодня я не могу задержаться. Ко мне приехал издалека брат, и на перемене мне сообщили об этом по телефону. Меня ждут дома. Но у нас ещё будет время пообщаться с вами.
В глазах подростков промелькнуло разочарование, и вскоре класс опустел, оставляя взамен гулкую тишину.
Оглядев пустой класс, Ирина Фёдоровна направилась к выходу. На полу между рядами она вдруг увидела тетрадный листок. Вернулась, подняла листок и собралась было бросить его в урну. По привычке взгляд скользнул по тексту. Увидев своё имя и отчество, написанное печатными буквами, удивилась. Дочитав текст до конца, стояла, словно окаменевшая от неожиданности. Мерзкое, оскорбительное слово, написанное рядом с её именем, было сравнимо разве что с плевком или пощёчиной.
- Кто? – вырвался вопрос больше похожий на стон.
Идти сейчас домой, где ждала радость встречи, Ирина Фёдоровна не могла. Она пошла к директору.
Дверь кабинета была открыта. Седая голова директора школы Ольги Васильевны, склонилась над столом.
- Простите, можно войти?
- Да, да. Но почему вы ещё не ушли? Что с вами? – директор внимательно смотрела на вошедшую учительницу, всё существо которой олицетворяло боль и недоумение одновременно.
Ирина Фёдоровна присела на край стула и молча протянула злополучный листок.
- Где вы это нашли?- спросила Ольга Васильевна, рассматривая листок.
- На полу в классе.
- Не догадываетесь, кто?
- Не представляю. Не могу понять, как можно так?!
- А что тут понимать? Невозможно для всех быть хорошим. Может кто-то сильно обиделся?
- Но почему такое? Я же им часть себя отдаю!
- Все ли это могут оценить?
- Что же делать?
- Забыть. Ведь вы нашли случайно. Могли бы и не увидеть этого. Да и виновного вряд ли найти. А если и найдёте… Для них теперь такие слова совсем привычными стали, разве мы изменим их? - Ольга Васильевна горько вздохнула.
Ирина Фёдоровна поднялась и, простившись, вышла из кабинета. Всю дорогу домой она заставляла себя забыть о случившемся, старалась успокоить себя. Но так и не смогла до конца заглушить в себе неожиданную боль и обиду.
Поздним вечером, приехавший в гости старший брат заговорил о том, что Ирина Фёдоровна тщетно старалась скрыть:
- Ирина, мы давно не виделись, но я всё же знаю тебя достаточно хорошо, чтобы заметить, как тебя что-то очень беспокоит. Может я не вовремя?
- Нет! Что ты, что ты? – торопливо перебила его сестра. – Просто это там, в школе…
- Давай, выкладывай свои проблемы. Может быть, вместе решим, - спокойно и твёрдо предложил брат.
Ирина Фёдоровна рассказала всё, что случилось, что посоветовала директор.
- Ну, а ты как намерена поступить?
- Не знаю. Но твёрдо уверена в том, что не сделаю вида, будто ничего не произошло.
- Правильно. Честь свою надо защищать. Оскорбление личности, в каком бы виде оно ни было, должно быть наказанным. Важна не степень наказания, а сама неизбежность этого наказания. Разумеется, и ты никогда не должна позволить себе оскорбить кого-либо, будь то даже ребёнок. Всякий ребёнок когда-то станет взрослым. А любое зло рождает зло ещё большее.
Два последних урока должны быть в её классе. Ирина Фёдоровна была внешне спокойна и не проявляла того внутреннего напряжения, что было в ней. Как обычно прозвенел звонок, как обычно подростки не торопились покинуть класс, в ожидании поглядывая на неё. А она достала свёрнутый вдвое листок, чтоб не была видна надпись, подняла его в руке и тихо сказала:
- Я считаю, что не достойна такого оскорбления и жду объяснений...
Ирина Фёдоровна смотрела на ребят. Учительский взгляд давно привык видеть одновременно всех сразу и каждого в отдельности. Класс зашумел, заволновался от недоумения. Лишь двое растерянно смотрели друг на друга. Её взгляд остановился на них. Весь класс, перехватив этот взгляд, смотрел на этих двоих.
Мальчишки съёжились от неожиданности разоблачения. Они были очень разные. Саша был незаметным и как будто «благополучным», никогда не причинял особых волнений. А вот его сосед Витя был «трудным», конфликтным. Он быстро вырос физически и авторитет свой поддерживал с помощью силы.
«Почему они это сделали? Я ведь никому из них не сделала ничего плохого» -с болью думала Ирина Фёдоровна.
Саша неожиданно вскочил, бледнея и запинаясь сказал:
- П-простите! Это, это не я писал! Простите!
Он быстро сел, опустил голову и обхватил её руками, будто прячась от удара.
- А чо я? – прогудел басом Витя. – Он предложил, а я написал. Я против Вас ничего не имею! Это всё просто так. Я ж не знал, что Вы прочтёте, - медленно продолжал объяснять Витя. Вид его говорил о том что, мол, на ерунду внимание обращать, на это и обижаться не стоит.
«Значит, один замыслил злое, а другой воплотил это зло. Кто из них виноват больше?» - думала Ирина Фёдоровна, глядя в глаза Вите, которого её взгляд не особенно смущал и тревожил. Подросток не чувствовал себя виновным. Казалось, он даже не понимал серьёзности происшедшего.
Ирина Фёдоровна посмотрела на класс. Все ждали. Не все знали, что послужило причиной разговора, но все чувствовали, что происходит что-то необычное и серьёзное.
- Вы уже почти взрослые. Чтобы вас уважали другие, надо прежде всего уметь уважать самим себя. Не позволять себе делать то, что достойно осуждения и презрения. А ещё вам скажу, что жестокость и насилие бывают не только физические, но и моральные. Слово лечит. Но слово может растоптать, уничтожить человека. За оскорбление словом существует юридическая ответственность. К сожалению, последнее время не так часто это используется на практике. А жаль… В этой ситуации Саша и Витя проявили свою жестокость, безнравственность и малодушие. У вас есть ещё время понять всё и стать чище, добрее, - Ирина Фёдоровна посмотрела на всех, взяла классный журнал и вышла из класса. Она шла медленно по коридору. До её слуха долетали слова упрёка в адрес мальчишек-виновников. А она думала о том, чего больше было от прошедшего разговора: пользы или вреда? Ещё она очень сожалела, что не обратила внимания на проблему раньше, чем она коснулась её саму, да так глубоко и больно.
Жуганова Татьяна Анатольевна,
Г.Будённовск, Ставропольского кр. Ул Кумская 254
Мама по должности и по призванию. В 1993 году 2 августа заключила завет с Господом, а в 1995 году после печально известного нападения банды Басаева на Будённовскую больницу Господь дал труд. У меня организовалась приёмная семья или семейный детский дом. За 10 лет много всего произошло.. Сейчас у меня 12 несовершеннолетних детей. Многие события из нашей жизни легли в основу коротких рассказов. Если они кому-то будут интересны,а если ещё и помогут в воспитании своих детей, значит Господь не зря дал мне этот дар и я хоть частично, но оправдала доверие моего Господа ко мне. С любовью Татьяна Жуганова. e-mail автора:detskiydom@mail.ru
Прочитано 3763 раза. Голосов 15. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности