«Итак, никто да не осуждает вас … за какой-нибудь праздник…: это есть тень будущего, а тело – во Христе» - /Кол.2.16.17/. Настоящее сталкивает тени прошлого и «тени будущего», или тенью будущих благ, а не самими этими благами. И потому не могло “…сделать совершенными тех, кто приходит» - /Евр. 10.1/. Павел ни зря употребляет слово «тень». Тень не имеет сущности, она не может существовать без предмета, от которого она отбрасывается. Этим предметом, телом являлся Христос. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами,
каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними».
Тени будущего станут будущим только тогда, когда пройдут через тени прошлого. В наши дни религия по-прежнему предлагает нам исполнение различных обрядов, наполненных таинственным символическим смыслом, посредничество священников и умерших праведников, получение Божьей благодати посредством «святых» предметов и мощей, посещения целебных источников и т.д. Но все это уже получило свою оценку: тень! Нам все еще предлагается тень. Тень – тёмное пятно с очерком предмета, от которого тень падает. В традиции ислама тень предстает как олицетворение бренного земного существования, как спутница тленных материальных форм, тогда как бесспорное и вечное не может отбрасывать тень. По этой причине в искусстве Востока почитались «особенно вредные изображения предметов, отбрасывающих тень».
С точки зрения аналитической психологии К.Г. Юнга: Тень — относительно автономная часть личности, складывающаяся из личностных и коллективных психических установок, не могущих быть пережитыми из-за несовместимости с сознательным представлением о себе».
Предмет, который освещён полностью тени не бывает. Так и мы или отражаем тень – значит у нас темно, или свет в котором нет тени. Даже внутри первоапостольской Церкви было множество евреев, продолжающих судорожно цепляться за ускользающую «тень» и навязывать новообращенным христианам утратившие значимость ветхозаветные предписания. Тогда как уже давно открыт доступ к Тому, Кто эту тень отбрасывает. Иисус Христос.
А праздник и есть тень будущего. Все настоящее есть только одна тень будущего: свет - тень будущего неизреченного света; сладости земные - слабая тень будущих неизреченных спасений. Что такое праздник? Латинский «ferial» праздничные дни каникулы, дни отдыха, а также «festum» - праздник, торжество, праздничный день (освещенное место). Есть мнение, что понятие «праздник» в русском языке русское слово «праздник». Происходит, произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный. Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением. Определения режиссеров практиков: «Праздник, это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей».
«Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно». Праздновать – значит свободно общаться, коллективно переживать. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера. В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже XIX – XX вв. В. И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный – порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). Исследователь Снегирев И. М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, - писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время.
Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное не бытовое, мифическое значение и связанный с культурной или религиозной традицией. Христианство богато на различные празднования, обряды и традиции. Праздники составляют большую часть этой религии. Каждый праздник имеет свои обряды и традиции – все они яркие, торжественные и светлые. С течением времени некоторые обряды стали забываться, но некоторые по-прежнему исполняются из поколения в поколение. Причем, некоторые обряды и традиции постепенно начинают возрождаться.
Этимология этого слова довольно прозрачна. Оно происходит от слова «праздный» - то есть ничем не занятый, свободный, отдыхающий. Однокоренным для него является слово «порожний». Которое сохранило свой первичный смысл («пустой»). В то время как слово «праздный» в русском языке имеет только переносные значения. В отличие, например, от чешского, где prazdny - это «пустой», «свободный от чего-либо». Развлекаться или праздновать? Душа хочет праздника! А тело идет развлекаться. А разве есть разница?
Мы живем в такое время, когда для веселья созданы все условия: на каждом шагу бары, рестораны, всевозможные шоу, квесты и камеди-клабы. Нас развлекают профессиональные аниматоры, ведущие веселят искрометными шутками и уморительными конкурсами. А сходишь на такой праздник — вроде все хорошо было, а внутри какая-то пустота, как будто ждал чего-то, а оно не случилось. А чего ждал? Чего хотел? Непонятно… Современные корпоративные праздники к настоящим задушевным праздникам, когда люди объединяются на базе высоких зрительных эмоций, чувств, культуры, на самом деле не имеют никакого отношения. Как и ресторанное караоке не имеет ничего общего с задушевной песней. Это всего лишь развлечения и не более того. Развлечения — это всегда потребление в себя — шоу, зрелищ, впечатлений. Развлечения всего лишь снимают напряжение. Можно посмеяться шуткам про тещу или блондинку за рулем, но подобный смех мало чем отличается от злорадства (подсознательной радости, когда другому плохо и больно). Поели, похохотали, а эмоциональной связи нет. Как были друг другу чужими людьми, так и остались.
Современные торговые компании пытаются «пристегнуть» к идее праздника идею кожного потребления, устраивая так называемые праздники пива, мороженого или еще чего-то, что надо продать. Жалкая иллюзия объединения людей вокруг торговой марки, а на деле — очередной маркетинговый ход. «Людей со звуковым вектором подобные развлечения вгоняют в депрессию, а зрителям приносят прямой вред - опустошают душу, отнимают способность любить»,— показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана.
«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» - /Амос.5.21/. Так случилось, что с течением времени, в следствие потакания греху и отпадения от веры, народ стал забывать настоящую суть праздников и привносить в них чуждые элементы. Праздники — вообще дурацкое время для близких. Сколько разочарований, обид, обманутых ожиданий! А в качестве компенсации - неловкое топтание на кухне и невнятное бормотание: «Ну ладно тебе, свои ж люди». Праздники подобны праздности, когда народ торжествует в угоду безделью. «Душа всякого праздника – есть присутствие того, кому празднуют» - /Филарет Московский/. Так спросим себя: кому праздник? Ответ молчание. Как все! А для всех найти повод в пороке: выпить, погулять. А смысл праздника никому не интересен. Поэтому свои праздники церковь, любой религии, стала приспосабливать к языческому календарю. А это выгодно! Да и кто будет заниматься историей – сейчас главное праздник – деньги прибыль.
«Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» - /1Кор.5.8/. Итак, да празднуем не в квасе ветхом. То есть не в делах закона, и не в делах лукавства, - но в опресноках правды, то есть в делах правды и истины. На самом деле (и мы внутри себя это понимаем), суть праздника — это всегда объединение людей. Не просто собраться вместе, чтобы выпить, закусить и снять напряжение. Праздник всегда организует и объединяет людей вокруг определенной ценности.
«Самые лучшие праздники — те, что происходят внутри нас» - /Фредерик Бегбедер/. Нужно создавать праздник внутри себя, нужно внести свою каплю этого праздника в окружающую реальность и тогда всё оживет и проявится…. «Улыбнись, не грусти напрасно наша жизнь, она так прекрасна Она манит, зовет и дразнит и в душе наступает праздник, праздник радости» - /Авраам Руссо/. Праздник сердца - это радость кого-нибудь полюбить, любовью Христа. «Праздник сердца - найти клад неожиданно. И праздник сердца - найти себя в другом, - говорит Константин Дм. Бальмонт, - увидеть лучшее своего сердца в зеркале сердца иного. И разбить стену разъединяющую - это радость души алмазно-острая, это истинный праздник сердца». Порою как то так... или вот так,… а самый лучший праздник — когда любовь Бога приходит в сердце. Праздники возможны только в нашем уме. Праздник возможен только внутри нас и интенсивность праздника зависит только от нас самих, от того, насколько мы способны и намерены, войти в свое состояние праздника. Настоящий праздник — это всегда праздник самой человеческой души, ее внутренняя радость. А внутренняя радость связана с внутренним обновлением. Без внутреннего обновления души праздник лишается своего высокого смысла, приносит человеку лишь временный отдых от повседневных забот.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Отличная статья. Немного лишь можно скорректировать вывод:
Для верующих в Бога людей, из Библии следует, что праздники изначально должны были посвящаться Богу. И это правильно. Потому что праздник означает освобождение от бремени, и это освобождение только в Боге. Вы правильно написали, что праздность - это пустота, опорожнение. Поэтому раньше говорили о роженицах - опросталась (опорожнилась) от бремени (беременности). И это праздник рождения новой жизни в широком смысле слова - эту праздность от бремени дает только Бог.