«Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность…»
(Второе послание к Коринфянам 8:13,14)
Апостол Павел пишет, что равномерность в распределении материальных благ — это правильное и нормальное состояние общества. Его легко достичь, если у всех примерно равные условия. Если, к примеру, бродит какое-то племя дикарей по лесу и собирает плоды. А потом складывают все вместе и делят поровну. Но чем больший прогресс у общества, тем большим будет финансовое расслоение. Так как чем большим богатством обладает человек, тем меньше ему хочется делиться этим богатством с другими.
Если у одного человека шесть яблок, а другого четыре яблока, то легко отдать ему одно, чтобы была, как говорит Павел, равномерность. А если у одного красивый большой дом, а у двух бомжей нет дома? Захочется ли в таком случае достичь равномерности? Вряд ли. Сразу же найдутся отговорки типа — не пилить же дом на части? Или, не резать же новый «Мерседес», чтобы поделиться им?
Можно ли справедливо разделить возросшие материальные блага? Можно. Но очень трудно. Чем они будут большими, тем тяжелее будет человеку с ними расставаться.
Итак, чем большим является успех и прогресс общества, тем больше такое общество будет стремиться к финансовому расслоению. В некоторых странах с этой проблемой борются с помощью налогового законодательства. Где-то более успешно, где-то менее. Но это как борьба с земным притяжением — сложно ему противиться. Рано или поздно все оказывается в земле, даже человек. Так же и общество по мере прогресса в его нынешнем понимании, неминуемо будет приходить ко все большему финансовому расслоению, так как все большему числу людей не будет хотеться делиться с бедными.
Такое финансовое расслоение не является естественным и нормальным состоянием. Чем большим будет в обществе разница между богатыми и бедными, тем более оно, это общество, будет неустойчивым. Тем большая будет вероятность кровопролитных революций, мятежей, войн, первопричина которых будет заключаться в том, что бедные захотят перераспределить накопленные блага, забрав их у богатых. И, как учит история, такой передел никогда не бывает ни честным, ни справедливым. И уж точно он не бывает мирным.
Подобные потрясения способны очень быстро понизить уровень производства, подорвать доверие к власти, посеять хаос и анархию. Происходит не прогресс, а регресс общества. Иногда это случается на уровне одного или нескольких государств, и тогда это не так серьезно. Эти государства либо сразу, либо через какое-то время завоевываются другими государствами, силу которых не подрывали мятежи или войны. Но иногда случается падение целых цивилизаций, таких, например, как цивилизация античности, после которых может целые века продолжаться период не прогресса, а регресса общества. И этот период будет тем более длительным и разрушительным, чем большей была несправедливость развратившегося общества. Чем большей была пропасть в этом обществе между богатыми и бедными. В Древней Греции и Древнем Риме был довольно высокий на то время уровень жизни. Развивались наука, искусство, образование. Но была одна проблема — по мере этого прогресса не уменьшалась, а росла пропасть между богатыми и бедными.
Эта пропасть достигла настолько критической величины, что после падения Древнего Рима, понадобились несколько веков Средневековья для возвращения цивилизации из спящего состояния (регресс науки, искусства, технологий) в прежнее русло развития.
Поэтому прогресс и развитие в их нынешнем понимании не могут продолжаться бесконечно, так как они неизбежно увеличивают финансовое расслоение, а значит и напряженность в обществе. И чем дольше этот процесс будет продолжаться, тем сильнее и опаснее будут последствия такой несправедливости. Это как с вулканом — чем дольше он не извергается, накапливая давление внутри, тем более разрушительным будет последующее извержение. Поэтому, чем большим будет успех развития науки, техники, технологий, и как следствие, прогресса общества — тем сокрушительнее впоследствии будет падение такой цивилизации, основавшей на этом свой успех и величие.
Мы восхищаемся нашими «достижениями», каких не было за всю историю планеты — автомобилями, поездами, самолетами, мегаполисами с небоскребами. Мы прорываем каналы, соединяя моря и океаны, строим трассы и магистрали, летаем в космос. И все это для многих людей является большим поводом для гордости.
Но в этом нет и не может быть повода для гордости! Эта гордость подобна тому, как если бы маленький ребенок лез бы на бесконечно высокую гору и гордился бы все больше и больше от того, насколько высоко он вылез. Но чем выше он вылез, тем больнее он упадет! Тем более опасным и шатким является его положение!
Все эти небоскребы, автомобили, ракеты говорят не о мощи цивилизации, а о ее необычайной шаткости и уязвимости! И даже гордость за все эти «достижения» является ложной. Эта гордость только приведет к еще большему падению:
«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. »
(Притчи 16:18)
Почему ни Иисус, ни его ученики не заботились о развитии науки, технологий и медицины? Зачем было Иисусу совершать чудо умножения хлебов, если это можно было бы легко сделать естественным путем — развитием науки и техники. Разве Иисус как Бог, обладая всем знанием, не мог этого сделать? Очевидно, что мог, но почему-то не захотел. Почему?
Или зачем было Иисусу исцелять столько людей, вместо того, чтобы дать людям знания об антибиотиках. Тот же пенициллин легко можно было добыть из плесени. Разве Иисус не знал этого? Конечно же, знал. Но почему же не сделал этого? Ведь это спасло бы тысячи жизней только в Израиле. А в средневековой Европе спаслись бы миллионы людей, которые погибли в то время от эпидемий оспы, чумы или холеры.
Отчего Иисус не сделал этого? Очевидно, от того, что прогресс не делает общество морально лучше. И не увеличивает число спасшихся людей. А скорее, является неблагоприятным фактором, который уменьшает это число. В более развитом обществе можно спастись, но сделать это сложнее. Настолько сложнее, насколько сложнее богатому человеку войти в Царство Небесное. И настолько же сложнее, насколько верблюду сложнее пройти сквозь игольные уши. Хотя под этими словами в оригинальном тексте, следует, очевидно, понимать узкие ворота «Игольные уши» в стенах Иерусалима, через которые верблюд мог пролезть только согнувшись:
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.»
(Св. Евангелие от Матфея 19:23,24)
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности