Эпиграф: «Отсутствие свободы – это когда тебя заставляют делать и говорить то, что ты не хочешь делать и говорить».
Понятие свободы, включает в себя множество значений, начиная с свободы человека, как физического тела и заканчивая свободой духа. Об этом уже написано много, и говорено тоже. Однако, свобода, это понятие абстрактное и каждый понимает её по своему. Для примера, известное определение – «Свобода, - это осознанная необходимость», повергает нас в пучину ещё большей абстракции, потому что придётся давать определение ещё и понятию необходимости.
И тут мне в голову пришло решение, которым пользуются уже несколько тысяч лет, в попытках определить, что такое Бог в иудаизме и христианстве, или что такое Абсолют, в индуизме и буддизме. В христианстве, например, существует апофатическое богословие, которое определяет Владыку и Создателя вселенной, через отрицательные эпитеты, в силу того, что аналога Бога ни в физическом, ни в духовном смысле не существует, так как природа его не определима, невидима и не чувствуема...
На мой взгляд, значительно нагляднее можно представить себе и Свободу, описывая её, в отрицательных понятиях, то есть так, чтобы сразу было понятно о чём речь. Ведь очень трудно спутать свободу и несвободу, которая так наглядно и осязаемо присутствует в нашей жизни.
Замечательно, определяет Свободу Иисус Христос, чьи слова записал Иоанн Богослов, в своём Евангелии. Иисус говорил свои ученикам и последователям: «Познаете Истину, и она сделает вам свободными» и чуть далее говорит: «Я есть Истина и Путь!»
Иначе говоря, Иисус Христос, призывает познать и следовать Его Новому Завету. Тогда, не надо будет искать или мучительно выбирать между добром и злом, решая, что есть добро и чем оно отличается от зла. Ведь зло, часто рядится в одежды добра и без Учителя и Учения трудно отделить одно от другого.
А Новый Завет Иисуса Христа даёт нам высокую цель и глубокий смысл нашей короткой жизни, открывая всю красоту взаимной любви и самопожертвования на благо людей. И ведь подлинный христианин после смерти, может попасть в Царствие небесное, где страждущий успокоится, а алчущий насытится.
Но, что значит следовать Новому Завету – спрашивали своего Учителя апостолы и ученики?
И он отвечал им: «Отвергнитесь мира сего и «неся» свой крест», следуйте моим увещеваниям и наставлениям. И далее поясняет: «Ибо Царствие Моё, не от мира сего...».
Надо сказать, что почти все нравственные и моральные принципы в Ветхом Завете, носят апофатический характер: «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не смотри алчным и похотливым взором вокруг себя».
И ещё много, много «не», определяют не только то, что есть праведная жизнь , но и что есть свобода.
Свобода человеческая, называемая Иисусом свободой Духа, невидима, не определяема, но мысленно ощутима и понятна.
Иисус Христос говорит, странные для любого Учителя слова: «Свободный дух дышит (живёт) где хочет!» Вот и пойди, угадай, где он находится в данную минуту. Нам кажется, что мы свободны, и вдруг обнаруживается, что свобода, уже давно покинула нас и мы пребываем в рабстве своих привычных, обыденных представлений и норм.
И тут вспоминается Его ответ на этот трудный вопрос, когда сам Назарянин нам его подсказывает, говоря – «Наша свобода в Боге» Что это может значить?!
Мне думается, что только тогда, когда мы любим Бога и ближних, как самих себя, - мы свободны, потому что главным авторитетом, целью и смыслом нашей жизни становится Любовь – то есть Бог.
Иначе говоря, Иисус Христос нам растолковывает, «что Бог – это любовь», что человек радуется, когда любит всех людей вокруг себя, и потому, мы, любя других как самих себя, становимся свободными, даже если сидим в тюрьме, служим в армии, или работаем с утра до вечера на тяжёлой и грязной работе. Здесь получается, что наше физическое тело несвободно, но дух наш – свободен даже если нас содержат за бетонными стенами, за семью замками!
Очень важно, осознать эту свободу в любви, как путь к жизненному счастью, ещё в детском возрасте. И тут важно, кто находится рядом с нами в это время, кого мы считаем своим Учителем с большой буквы.
И часто так бывает, что главным учителем жизни для нас являются не наши родители, не наши школьные учителя, а те люди или тот человек, которому мы верим и которого любим.
Но если нет вокруг нас таких авторитетов, тогда мы ищем своего учителя в Книгах, в кино, стараясь подражать своим литературным или кинематографическим героям!
И вот тут, и родителям, и воспитателям важно понять, что одной из лучших книг, которые могут стать нашими Учителями, является Новый Завет Иисуса Христа и самый важный сюжет этого Завета - Нагорная проповедь!
Вспоминается рассказ Владыки Антония Сурожского, о своей юности и проявления молодой и сильной веры в Иисуса Христа, которую он ощутил после прочтения Евангелия от Марка.
Будущий Владыка, вдруг почувствовал присутствие Иисуса Христа рядом с собой. Он рассказывает, что назавтра, когда жизнь «продолжилась» после этого прозрения, идя по улице, ему хотелось сказать всем прохожим, что он любит их и готов претерпеть любые физические муки за них!
Этот рассказ Евангелиста Марка о жизни и учении Христа настолько поразил его душу, что остался в сердце неиссякаемым сокровищем, на все времена!
...Особо, хочется отметить в Евангелиях, Нагорную Проповедь, которая даёт нам набор правил, выраженных простыми словами и положительными образами: следуя им, мы станем не только свободными, но и счастливыми. Если представлять общий замысел Нагорной Проповеди, то мы вдруг осознаём, что в ней выражены общие для большинства религий установки и советы.
Невольно, начинаешь понимать, что христианство и буддизм, очень близки в понимании свободы, а значит и человеческого предназначения. Христово «отвергнись», очень напоминает предложение Будды избавиться от Майи, как от не подлинной жизни!
Конечно, следуя рекомендациям высказанным в Нагорной Проповеди, нельзя забывать, что человек «грешен», несовершенен по природе и что обожение человека, его самоусовершенствование и религиозное становление - это не столько результат, сколько «путь» к этому, процесс длинною в нашу жизнь.
Ведь в силу происхождения, человек несёт в себе как божественные, так и животные начала и потому, вся жизнь человека верующего превращается в борьбу с инстинктами, имеющими общее название – грех или грехи.
Даже праведники сознают свою греховность и борются с грехом в себе. Вспоминаются слова Владыки Антония Сурожского: «Грешен я, молитесь за меня!»
Нечто подобное борьбе с человеческими грехами, происходит и в борьбе за нашу свободу.
Человек, в силу своего происхождения и воспитания, никогда не бывает свободен совершенно, и только движется от несвободе к свободе. Путь к свободе – это долгий путь к обожению человека и человечества.
В определённом смысле, быть совершенно свободным – значит стать Богом, то есть человеком вне земных обязанностей и существования.
Этого, конечно невозможно достичь, даже живя на далёком острове, в одинокой келье.
Может быть поэтому, Иисус Христос и говорил своим ученикам: «Царствие Моё, не от мира сего!» Но именно поэтому, христиане понимают смерть, как некое избавление от земной суеты и фальши, и именно поэтому, они возлагают свои надежды на осуществление мечты о «небесной жизни», которая последует вслед за кончиной.
И все-таки, и в нашей жизни бывают минуты, когда мы можем сказать себе – «Наконец то я свободен, пусть хоть на несколько мгновений!»
И в этот момент, мы бываем счастливы, ярко и незабываемо, и по этим «райским» моментам, мы можем судить о величии и красоте свободы, как переживания глубокого всеобъемлющего чувства счастья!
В моей жизни, тоже были такие мгновения. Вспоминаю, как однажды, я шел глухим, заросшим лесом, жарким летним днём, изнывая от жары и укусов комаров, вытирая то и дело солёные капли пота с лица и думал, что это какая – то добровольная пытка...
Чуть позже, я вышел к сухим болотам, и выйдя на середину одного из них остановился. Над головой светило с синего чистого неба, ярко-золотое солнце, и теплый ветерок, напоённый таёжно-луговыми ароматами, овевал моё лицо. Под ногами, был толстый, зелёный ковёр упругого мха, а вокруг, росла морошка, ярко-желтая, спелая и очень вкусная.
И так велик был контраст с тем, что я испытывал ещё полчаса назад, так красиво и дивно было вокруг, что я упал на спину, на этот природой созданный ковёр, и со счастливой улыбкой, глядя в синее небо проговорил вслух: «Господи! Благодарю тебя за эти мгновения счастья и благоговейно преклоняюсь перед твоей творческой силой и величием!!!»
Бывали и другие моменты в жизни, когда я готов был повторять эти слова. Это бывало и тёмной ночью, тоже в тайге и в одиночестве, когда всё живое вокруг спит, и только серебряная луна, освещала замеревшую вокруг природу.
На тёмном небе, от края до края небесной сферы, рассыпаны мириады серебряных звёзд и созвездий, бесконечной и разнообразной Вселенной в которую включён и я, такой маленький на фоне этого безмерного величия, однако ощущающий полную сопричастность этому миру...
И вдруг, в душе поднималась волна несказанной радости и благодарения, создателю этой земной жизни и меня самого.
И невольно на ум приходили простые слова Иисусовой Молитвы: «Господи, Иисус Христос, Сын Божий, спаси и помилуй меня!»
Но одновременно, появляется желание сказать слова благодарности Создателю, за эти мгновения внутреннего покоя и удовлетворения. Хотелось сказать высокие слова благодарности тому, кто дал возможность каждому человеку, не только появиться на свете, но и пережить эпопею становления личности, со всеми её горестями и радости. А часто, горестей и переживаний бывает намного больше, чем радостей, и потому, оправданы слова Господа, о страданиях, как неизбежной особенности христианина...
Но Иисус Христос, так же говорит, что пройденные человеком испытания, приводят его к радости, к осознанию жизни, как длящихся непрерывных испытаний – искушений, в преодолении которых и видится жизненная задача подлинного христианина...
Эта постоянная борьба в душе человека, между животными инстинктами и проявлениями божественной искры, заложенной в нас существом высшим и безгрешным, при малейших успехах, приносит несказанное удовлетворение. Этим наверное объясняется состояния аскетов и отшельников, называемое видением «фаворского света».
И как мне кажется, именно это состояние внутренней свободы, даёт ощущение радости и даже счастья.
В чём же оно проявляется? Думается, что со временем, преодолевая давление множества инстинктивных желаний, характеризующих простую животную жизнь, мы приходим в состояние «не хотения» и довольства тем, что имеем. Мы перестаём повиноваться давлению несвободы – инстинкта, и в каком-то смысле становимся, «как боги», начинаем, пусть фрагментарно, определять принципы и идеалы жизни, которые рано или поздно помогут нам осознать значение обретённой свободы при выборе целей и предназначения нашей жизни.
Я уверен, что аскетизм и удаление от соблазнов «обыденной» жизни, - это проявления той искры божественности, которая заложена в нас во времена одухотворения «физического» человека, божественным духом.
Поэтому то, человек, не «земная пыль», в которую и возвратиться после смерти. Есть нечто, в этом создании, что произошло от «вечного» Бога, и потому, умирая, мы оставляем после себя не только материальные «артефакты», но и духовные деяния, которые остаются в человечестве, как часть проявлений феномена «человеческой свободы».
Жизнь каждого человека становится частичкой жизни человечества и наша смерть в вечном процессе жизни ничего не может изменить!
Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности