Апостол Павел предупреждает нас: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» - /Кол.2.8/. «Много кратких безумий — вот что вы называете любовью. И ваш брак кладет предел множеству кратких безумий — одной большой и долгой глупостью» - /Фридрих Ницше/
Куклы отвлекают от цели, лучше начинать с пистолетов и автоматов попадёшь в: … перед тобой настоящая олимпийская задача, попасть присоской в мишень и набрать как можно больше очков. Кукла никогда не промахивается.
По — японский кукла — «нинте», что так и переводится — «образ человека». Кукла это любая скульптурка, фигурка, «штуковинка», которая изображает человека и служит для игры — ритуальной или детской.
Самый загадочный театр - это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства. Любой взрослый даже на детском спектакле чувствует магию. Ведь мы отчетливо видим только персонажей-кукол. А кто скрывается за ними и оживляет их?
«Чем человек отличается от куклы? В рассуждении зададимся решающим вопрос: чем отличается кукла от человека. И, недолго думая, можно ответить, что человек умеет ходить и говорить, а кукла нет. На что получим ответ, что, мол, за границей есть такие куклы, которые и ходить умеют и говорить. Вообще, ответ неправильный. Какой правильный. Оказалось, что отличаются они тем, что человек живой, а кукла нет». Когда игра заканчивается, его, точно куклу, убирают в коробку»- /Дмитрий Емец/. Кукла лежит - она не живая, но когда ее берет в руки кукловод, то тут, же оживает. Познание непонятного, оживление неживого - это то, что занимает человека на протяжении всего его существования. И это происходит через куклу. «Но и конечно отрадно думать, - говорит Церковь «Благая Весть» - что благая весть, рассказанная нашими куклами, подаст свои добрые плоды в сердцах этих детишек? И всё так захватывающе интересно, как в сказке. Кукла тоже может славить Бога». Неужели Бог как кукла – сказка? «Когда из одной сцены декорации переносится в другую, - говорит Л.Толстой, видно, что то, что мы считали действительностью, есть только представление. Так и в минуты необходимые нам, должно быть видно человеку то, чтобы было действительно и что было декорацией. А когда делают путаницу: кукла славит Бога, а человек нет. Это безумие! Существительное «безумие» образовано путём прямого перевода с греческого aphrosyne: а — без, phronis — ум, syne (суффикс) — ие. Безумие-отсутствие ума, временное или постоянное - как кому повезло. А сумасшествие - когда ум, что был в наличии, набекрень съезжает. Настолько абсолютно владеют им, что он не может сам освободиться, «а от множества безумия своего», и что может быть большой глупостью, чем согласие стать слугой такой куклой владеющей им, теряется и бесконечно блуждает» - /М.Генри/.
Худший вариант выбора в пользу зла означает, что мы становимся куклой в руках темных сил, рабом, способным видеть только сиюминутное. Высшие сферы для такого человека «заблокированы». Он попадает в ловушку, которая заставит его обожествлять вещи, еду, металлы, деньги — все лже- ценности материального мира.
Наряду с этим взглядом, у Марка Аврелия присутствует чувство, что человеческая деятельность не только не важна, но в некотором смысле даже не вполне реальна. «Первая степень безумия — считать себя мудрым, вторая — говорить об этом, третья — отказываться от советов»- /Бенджамин Франклин/. Что и происходит в церквях, «что от Духа Божия он почитает это безумием; и не может разуметь» - /1Кор.2.14/. А театральность кукла – нормально.
Это чувство выражено другим древним топосом - сравнением (утратившим для нас за множеством повторений свежесть). Топос (др. - греч. — букв. «место», перен. «тема», «аргумент» ) имеет разные значения: мира со сценой, а людей - с актерами или марионетками. С XIII века, монахами-францисканцами, была, заведена традиция, выставлять, в праздник Рождества в алтаре или в пределе храма фигурки Иосифа, Марии и младенца Иисуса. Постепенно из этого обычая возник передвижной кукольный театр в виде двух- или трехъярусного ящика, в котором разыгрывался рождественский сюжет. Благодаря этому театру, кстати, возникло слово марионетка. Сейчас оно обозначает театральную куклу, а когда-то относилось к кукольному изображению Марии. Из западной Европы традиция рождественских кукольных представлений пришла к славянам, во-первых, к католикам, а потом и к православным и к баптистам и далее.
Оно имеет долгую историю, начинающуюся с двух пассажей в платоновских «Законах», где нам сообщается, что «мужчины и женщины - просто куклы, лишь чуть-чуть обладающие реальным существованием»; и для нас остается неясным, создал ли их Бог только в качестве игрушек или же с более серьезными целями. Для него, как и для позднего Платона (428-427 годах до нашей эры), все, что человек в церкви воспринимает "всерьез" - игра Бога, сценическая постановка в мире-театре, разыгрываемая «красивыми, очаровательными куклами». Куклами, которые по ошибке принимают себя за людей и поэтому страдают, хотя на самом деле они лишь внешние тени внутреннего человека, единственной истинно сущей, истинно субстанциальной личности. Этот пассаж связан с общим платоновским учением, согласно которому действие всегда является «тенью созерцания и его низшей заменой». Кукла Вуду - это инструмент чёрной магии, поэтому необходимо сто раз подумать, прежде чем использовать куклу в своих церковных корыстных целях. Так или иначе, куклы используются практически во всех агрессивных ритуалах магии, невзирая на нравственные вопросы. В европейской магии такую куклу называют вольтом. Вольт – это двойник объекта магических манипуляций, аналог человека, в отношении которого необходимо совершить какие либо магические действия, чтобы повлиять на его здоровье, его волю и поступки. Цель изготовления вольта – визуализация жертвы, то есть облегчение отождествления куклы с жертвой. Жертва куклы в ритуале рождения Христа – это безумие, и брать за это деньги. Это кощунство - насмешками над Богом, святыми Писаниями. «… – От этой куклы, – проговорила миссис Гроувз, – у меня точно мурашки ползут, правду говорю» -/А.Кристи/.
«Сидишь посреди этой немоты и думаешь: «Господи! да куда же настоящие-то люди попрятались?» Взглянешь кругом: все-то куклы! везде-то куклы! не есть конца этим куклам!» Вполне верно-с. Потому настоящий человек – он вперед глядит. Он и боль всякую знает, и огорчение понять может, и страх имеет. Осмотрительность в нем есть. А у куклы – ни страху, ни боли – ничего. Живет как забвенная - оставленный без внимания, ни у ней горя, ни радости настоящей, живет да душу изнимает – и шабаш! Вот хоть бы эта самая госпожа Строптивцева, которую сейчас изволили видеть, – хоть распотроши ее, ничего в ней, окромя тряпки и прочего кукольного естества, найти нельзя. А сколько она, с помощью этой тряпки, зло деяние в наделает, так, кажется, всю жизнь ее судить, так и еще на целую, такую же жизнь останется. Так вот как рассудишь это порядком – и смиришься с. Лучше, мол, я к своим деревянным людишкам уйду, не чем с живыми куклами пропадать буду!
– С деревянными то людишками, стало быть, поваднее?
– Как же возможно с! С деревянным «человечком», я какой, хочу, такой разговор и поведу. А коли надоел, его и угомонить можно: ступай в коробку, лежи! А живую куклу как ты угомонишь? она сама тебя изведет, сама твою душу вынет, всю жизнь тебе в сухоту обратит!» - /М.Салтыков-Щедрин/.
Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимно направленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно, прежде всего, ориентироваться при выборе игрушки.
Неприятно ощущать себя куклой, судьба которой целиком в руках невидимого Карабаса - Барабаса. Как-то даже начинаешь лучше понимать Буратино, сбежавшего от такого кукловода и открывшего за нарисованным на стене очагом новый, настоящий мир. Мир, где нет боли и страданий, никто не заставляет тебя плясать под дудку кукловода, все живут радостно и свободно.
«А я была лишь куклой в руках у кукловода. За нитями ведома, послушна каждым жестом.
А он, лепил, старался… душевного урода,
Он ремесло довел почти до совершенства.
Имел он в арсенале и кнут, и лесть, и пряник.
Где надо пригрозит, а иногда — погладит.
То вдруг в глазах слеза — ну вылитый ботаник,
То на кулак намотаны волос льняные пряди» - /Галина Белышева/.
«Иногда чувствую себя марионеткой, которую кто-то дёргает за ниточки. Присмотревшись, понимаю, что кукловод и кукла – одно и то же лицо» -/Кристина Кашкан/. Манипулятор чаще всего – это спокойный милый человек, который умело, играет на вашем чувстве жалости, ответственности, любви, совести. Вы в его руках – марионетка, кукла на ниточках. Помните, у Макаревича: «Кукол дергают за нитки, на лице у них улыбки»? Да, это вы. Для них ты всего лишь подчиненный, эскорт или «покупашка» — так пренебрежительно называют иногда своих клиентов сотрудники магазинов. «Манипулятор относится к другим людям, как к вещам, — говорит клинический психолог Олег Сорочан, — и пробует обращаться с ними так же: нажал на нужный рычаг — обеспечил себе комфорт. То, что рядом с ним живой человек, у которого есть собственные чувства, манипуляторы в расчет не принимают». А пастырь что понимает? Кукловоды может они?
Возможны ли в такой ситуации результативные выборы, когда кукловод, дергая за порочные интересы некоторых кандидатов и избирателей, ловко создает хаос в Церкви, который нужен только ему, потому что только в этом хаосе у него остается надежда на шанс благополучного будущего.
«Душа человеческая как яблоко – с одного конца растет, с другого уже подгнивает. В ней все, что угодно – и пропасти, и провалы, - говорит /Дм.Емец/ - и старые шрамы. Она и всесильна, но она, же и беспомощна, и наивна, и глупа. Иногда она движется вперед, иногда откатывается назад и усыхает…. Так и твоя душа».
Кукла, как пишут специалисты, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физически, психологически и духовно. Верите вы или нет, но одушевленность некоторых кукол можно почувствовать.
Заключение: «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты будешь». Психологи так до сих пор и не могут придти к единому мнению по поводу того, вредно или полезно увлечение куклами. Одни считают, что дети, играя в куклы, репетируют моменты будущей взрослой жизни, а для взрослых это своего рода психологическая отдушина от повседневной жизни. Другие же наоборот, полагают, что кукла отвлекает от реальности и переносит человека в мир иллюзий, что негативно сказывается на социальной адаптации индивидуума. Решать каждому и делать свой выбор! Безумство или здравый смысл – выбирай свой путь!
Источники: Библия. Михаил Салтыков-Щедрин «Игрушечного дела людишки». Дмитрий Емец «Таня Гроттер и трон Древнира/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности