В результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов русские войска заняли Крым. В 1792 году Крым был присоединён к Российской империи, а значительная часть татарского населения эмигрировала в Турцию. Под влиянием крымских татар был не только сам Крымский полуостров, но и обширные земли северного Причерноморья, современная территория юга Украины. Екатерина II и её правительство начинают политику по заселению этих земель. Чтобы привлечь побольше желающих, издаются манифесты и указы, в которых поселенцам предоставляются существенные права.
Это привлекает много иммигрантов из Голландии, Германии и некоторых других стран. Самой массовой волной поселенцев были меннониты. В своих странах эти верующие терпели постоянные религиозные притеснения и поэтому больше других были расположены искать лучшей участи для себя и своих детей. Германия и Голландия были (да и остаются) одними из самых развитых европейских стран и поэтому русское правительство было заинтересовано именно в такой категории поселенцев.
В 1787 году Екатерина II издаёт именной указ и юридически закрепляет за меннонитами значительные льготы, которых не имели другие колонисты. Меннонитам разрешали свободу вероисповедания, предоставляли значительную материальную помощь при переезде и поселении, каждая семья в собственное распоряжение получала 65 десятин земли (1 десятина = 1,09 гектара). Другие льготы – это освобождение от всяких налогов на протяжении десяти лет, права на строительство фабрик, свободную торговлю, самоуправление и собственную юрисдикцию, освобождение от воинской службы. В указе был только один запрет – на ведение религиозной пропаганды среди представителей других христианских вероисповеданий.
Несомненно, такие благоприятные обстоятельства привели к активному увеличению количества меннонитских колоний и самих верующих. Первые меннониты появляются на Украине ешё в в 70-х гг. 18 века. Меннонитские колонии появляются в 1789 году в урочище Хортица. Наиболее активная меннонитская иммиграция началась в начале 19 века и продолжалась до его 40-х годов. Эта иммиграция была очень выгодна России, так как меннониты привозили с собой скот, сельскохозяйственные орудия, сортовой семенной материал, денежные сбережения, которые, выражаясь современным языком, инвестировали в российскую экономику.
На протяжении 19 века меннонитские поселения переживают бурный экономический и демографический рост. К концу 70-х гг. численность их колоний достигала 90 тыс. человек. В 1888 г. только в Мариупольском уезде им принадлежало 500 тыс. десятин земли (из 650 тыс., которые были во всём уезде). В реестрах имущества, которым владели меннониты, в конце 19 – в начале 20 века, можно найти производственный инвентарь от которого не отказалось бы и современное хозяйство: одно- и многолемешные плуги, дисковые плуги, культиваторы, сеялки, сноповязалки, косилки, конные, паровые, моторные молотилки, веялки, элеваторы, машины для стирки и т.д. В начале 20 века эти списки дополняли велосипеды, “мотоциклетки” и автомобили.
Один очевидец, посетивший Херсонщину, писал: “Въезджая в колонии… чувствуешь себя как-будто перенесённым в другой край. Увиденное тут… резко противоположно быту других поселенцев.Поселения размещены правильно, с достаточными интервалами; …между домами находятся фруктовые сады, а вблизи поселений – лесные насаждения… Дома преимущественно каменные… Колонии представляют собой, можно сказать, большую опытную ферму и образцовое хозяйство”.
Украина на рубеже 19-20 веков, как известно, стала одним из наиболее развитых сельскохозяйственных регионов Европы. В этом была и часть труда меннонитов. Особенно большой эта часть была во внедрении новых технологий. Большое влияние оказали меннониты и на промышленность. Годовой денежный оборот некоторых предприятий, которыми владели меннониты составлял миллионы рублей.
Меннонитские колонии в Украине были повторением экономического эксперимента, который с 18 века начался в некоторых европейских протестантских странах, приведший к возникновению развитых капиталистических государств.
Поначалу меннонитские колонии вели достаточно изолированную от остального общества жизнь. Но постепенно эта изоляция ослабевала. Меннониты набирали много наёмных рабочих среди местного украинского населения, особенно на сезонные сельхоз работы. Желающих попасть на такие работы было достаточно, так как заработки были очень высоки. За год можно было заработать до 150 руб. Для сравнения, наибольший заработок в то время (70-е гг. 19 века) был в металлургической промышленности, где квалифицированные рабочие получали 24-30 руб. в год, а неквалифицированные 16-23 руб. в год.
Многие украинцы, работая у меннонитов, посещали их молитвенные собрания, узнавая азы протестантского учения и становясь его сторонниками. Большую роль в развитии протестантских идей на Украине сыграли также благотворительные проекты меннонитов. Они строили много школ, больниц, приютов не только для своих единоверцев, но и для местного населения.
Меннонитские поселения стали хорошей основой для развития баптизма на Украине, которое началось с 60-х гг. 19 века. Довольно много меннонитов перешло в баптизм, сыграв важную роль в его дальнейшем распространении на Украине и в России. Многие из этих людей стали баптистскими лидерами, так как имели хорошее богословское образование, полученное в меннонитских колониях.
Баптизм уже не был так изолирован от общества, как меннонитство. Большинство баптистов составляло местное население царской России.
Баптизм во второй половине 19 – начале 20 веков, пережил яростные гонения православной церкви и царского правительства. Баптистов ссылали и сажали в тюрьмы, их били и не разрешали проводить собрания, их штрафовали и лишали имущества, из-за чего целые семьи вымирали от голода. Но число их сторонников всё равно росло. Людей привлекала та нравственная чистота, которую они видели в новых верующих.
Не могла не измениться в такой ситуации и православная церковь. Она вынуждена была более решительно бороться за моральную чистоту своих священников и учить этому свою паству.
Всё общество переживало нравственное возрождение, следствием которого были и значительные успехи в экономике.
Не последнюю роль в этом сыграли меннониты, последователи Менно Симонса – скромного голландца, который посвятил свою жизнь отстаиванию библейских истин.
Использованная литература
Виске Г., Левен Г. Они следовали за Иисусом — Черкассы: «Смирна», 2001.
Любащенко В. Історія протестантизму на Україні — Львів: «Просвіта», 1995.
Статья впервые была опубликована 20 марта 2007 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Наибольшее зло. Мысли о войне - Peter Novochekhov На рисунке: Популярный лозунг сексуальной революции 60-х: \"Занимайся любовью, а не войной\". В результате победы \"партии любви\" в 1973 году был принят закон Roe vs. Wade, легализовавший в США аборты. С тех пор было уничтожено около 40 миллионов детей.