«Люди зачастую неблагородны. Надо примитивно мыслить, чтобы в каждом побуждении и поступке видеть искренность, либо быть лицемером, который, желая, возвысится, выставляет напоказ собственную искренность и рвение» -/Сосэки Нацумэ/.
Ведь есть невежды, гордящиеся, своими недостатками и даже умышленно выставляют напоказ - для виду, для видимости. Прелесть – это состояние духовного заблуждения, ложное духовное состояние. Она состоит в усвоении человеком лжи, принятой им за истину. Само слово «прелесть» происходит от слова «лесть». Два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума», другой – «от неправильного действия сердца». Когда же употребляют слово «прелесть» в узком смысле, т.е. говорят, что какой-то конкретный человек впал в прелесть, то чаще всего имеют в виду, что он, находясь на пути благочестивой христианской жизни, стал одержим сильной гордыней и самомнением вплоть до мнения о личной святости. Разве не то, происходит в церквях, каждый мнит, что он святой – особенно руководящие - пастыря. Хочешь узнать человека, узнаешь, когда он начнёт ходить в церковь, неважно какую. Таким «святым» себя покажет, что на всех свысока смотрит. «И напоказ долго молящиеся» - /Мр.12.40/. Помимо этого, они напоказ долго молились - с тем, чтобы производить на людей впечатление своим фальшивым благочестием и таким образом еще более входить к ним в доверие. Вместо того, чтобы привлекать внимание людей к Богу, они обращали его на себя. За свое тщеславное поведение, жадность и лицемерие, предупреждал их Иисус, они примут «тягчайшее, большему осуждению» - /Иак.3.1/ на последнем Божием суде.
Чтоб показать, для обозрения. «По улицам слона водили, как видно, напоказ»- /И.Крылов/. Известно, что показ религиозности в диковинку у нас, так за крестным ходом толпы зевак ходили. Итак, кружево «напоказ» – вызывающе дорого и помпезно. «Напоказ» – откровенно, на грани дозволенного и, наконец, «на показ» для подиумов. «Невежды те, которые носят своего идола и молятся богу, который не отвечает, не спасает от беды» - /Ис.45.20; 46.7/. Неграмотный человек – это тот, кто не умеет ясно читать Библию или хотя бы часть её либо коверкает слова из её букв, пусть он даже правильно произносит всё остальное. «Умеющий читать христианин должен изучать Писание, - говорит протоиерей Андрей Ткачев, - в противном случае нам угрожает враг пострашнее внешнего агрессора – невежество. Невежество тем более страшное, что к нему можно будет добавить слово «добровольное». По сути, фактом всеобщей грамотности Бог отнял у нас последнее оправдание в том, что мы не усердны к слышанию, чтению, запоминанию слова Божия и проникновению в его смыслы».
«Часто вижу в транспорте, - говорит Валерий Иванович Скурлатов, русский публицист, учёный, философ и политик. Весьма хорошо иллюстрирует довод: как бабульки крестятся на каждую церковь, мимо которой проезжаем. По телевизору показывают тех же молящихся в церкви бабулек, часто среди них стоят начальники разного ранга с зажжёнными свечками в руках. Они верующие? Совсем не обязательно. Нередко это мода, нередко просто подражание, и нередко лицемерие — набожность напоказ. Дело то не только в показе набожности, дело в целом относится к показухе - действия, рассчитанные на внешний эффект, на то, чтобы произвести благоприятное впечатление. И, не только набожности. «Знает теперь, сколько в нём дрожи и слизи, дымящейся штукой её не обманешь, всё ― выпендреж, и только ради подлого этого выпендрёжа тянет миллионы счастливых людей за собой в грязную помойку» - /В.П.Аксёнов/. Как правило! Выпендриваются люди, не представляющие никакой ценности и интереса для себя самих и общества, но озабоченные недостатком внимания окружающих. Цель их выпендрежа привлечь внимание любой ценой.
Ничего нет плохого в том, что священные служители надевают эти вот расписные рясы, но до тех пор, пока они не начинают придавать этому излишнее значение, до тех пор, пока это для них не становится показухой! Отступая от религиозной темы человек, может выглядеть лучше других, красивее других, в этом нет ничего плохого. Он может показываться так другим людям, быть довольным тем, что он так выглядеть, рад за то, что нравится окружающим, но сравнительной показухи быть не должно, он не должен себя сравнивать с другими, пусть он выглядит красивее или наоборот хуже, но самоуничижения или возвеличивания быть не должно! Всё больше зависит не от того какую одежду предпочли служители церкви, а от того как они к этому подошли и кем себя считают - властелинами прихожан или служителями бога. Такое можно наблюдать и в сектах: баптистов, харизматиков, надевают на себя разные накидки при служении, чтобы показать для приходящих, что они особые люди, и смотрят на других: кто вы такие для нас, даже здравствуйте, не скажут им. А взглядом покажут: зачем вы пришли к нам?
Немало «ряженых верующих», склонных обличить иноверцев и неверующих и даже погромить их. В то же время среди тех, кто называет себя «атеистом», часто встречаются люди честные, нравственные, порядочные. Можно ли их считать неверующими? Надо понять, что такое вера. Если бабулька мужеского или женского пола представляет Бога эдаким восседающем на облаке мужичком с бородёнкой, который может ниспослать халяву, надо только Его хорошо попросить, или если бабулька полагает, что какие-нибудь «мощи» или «пояс» даруют всякие блага, стоит лишь к ним приложиться, то это не «вера», а суеверие – суета всуе. Если человек полагает, что достаточно исполнять обряды и почитать попов, пастырей и тогда удостоишься рая за гробом, то это тоже не «вера», а обезъянническое обрядоверие. Ничего, кроме собственной глупости и невоспитанности, вы в данном случае не продемонстрировали. «Трудности возникают каждый раз, когда начинают думать о прелести лёгкой жизни» -/Георгий Александров/
С потрясающей точностью воспроизведенные образы христианского искусства уже не просто не воспринимаются как священные, но даже не осознаются как знаки, указывающие на ушедшую из жизни христиан жизнь во Христе. Теперь это не более чем рассыпавшиеся в пыль осколки утраченных смыслов, говорящих о призрачном существовании умершей церковной христианской цивилизации. Ибо Бог не на облаке и не в «чуде» и не во внешнем обряде, а в Искре Божьей, которая внутри. И суеверие, и обрядоверие — или антиподы веры, или недостаток её. Суеверцев и обрядоверцев считать верующими нельзя. Чем же отличаются верующие? Немецкий философ Иммануил Кант говорил, что удивляется двум вещам — звёздному небу вверху и моральному закону внутри. Верующие — это те, кто слышит идущую из глубины человеческого существа весть этой Высшей над человеческой нравственной воли, то есть слышит свою собственную совесть. Раз слышит — значит, её распознаёт на фоне шумов сущего и тем самым удостоверяется в её знании и верит ей. Верить собственной совести и значит быть верующим, в какой бы культурно - языково-конфессиональной среде ты ни вырос, независимо от тех или иных внешних обрядов, «чудес», предрассудков и мракобесий. И не всякий «атеист», воинствующе отрицающий обряд и чудо, является неверующим, ибо если он имеет совесть, то повинуется высшему началу мира и человека и тем самым верит в Него. И даже если это высшее начало (кантовский «категорический императив») мыслится обезличенным в виде некоторой высшей программы. Сам человек, осмысливающий высшее в себе духа и тем самым познающий самого себя в Боге. Приходит к личности в себе как к высшему прообразу и восходит к Высшей Личности в себе. Таким образом, критерием веры является совесть. Не имеющий совести не является верующим, сколько бы он ни имитировал набожность, будь он даже самим Папой Римским или Патриархом всея Руси или даже епископом все церкви баптистов или харизматов. И наоборот, называющий себя «атеистом», если он имеет совесть, является подлинно верующим, хотя обычно и выступает против уводящих от Высшего Начала обрядоверий и суеверий». Выясняем, что истинная религия – это каждодневная жизнь по совести (по правде и по воле Божьей), «голос Духа слышать» - /Ин.3.8/ надо уметь слышать и распознавать в себе на фоне шумов сущего: «у них есть уши чтобы слышать, а не слышат; потому что они – мятежный дом» - /Иез.12.2/.
Издревле известен рецепт: для того, чтобы уничтожить какое-либо дело (извратить до неузнаваемости его суть) — необходимо это дело возглавить или привести к руководству им своих ставленников. Этот рецепт работоспособен только в толпу - «элитарных» социальных системах и, особенно — по отношению к структурному способу управления. Основой его работоспособности является закрепощение психики, так называемого простого человека авторитетом вероучения-идеологии или мнений культовых личностей, через авторитет которых он переступить не может, даже если авторитеты несут вздор, самоубийственный для тех, кто ему последует, поверив или по безволию.
По мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, суеверие понимается как отсутствие в человеке того, что «свято» и «божественно». «Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний. То, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой и весь его пессимизм или оптимизм с его великими и малыми мыслями в это время имеют значение только симптома на показ и больше ничего».
«И как они не заботились иметь Бога в разуме» - ослепление их разума было вызвано сознательным отвращением их воли и сердца от Бога. Они не хотели ничего знать, кроме того, что им нравится, нравилось, «то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» - /Рим.1.28/. Лишённый здравого смысла различать, кто мы?
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности