Современная цивилизация основана на стремлении к обогащению. Люди всеми силами стараются обогащаться, чтобы затем максимально полно удовлетворять свое желание потребления. Именно это желание было и остается главным стимулом прогресса, который основан на разделении труда и научно-технических достижениях. Сами по себе эти факторы нейтральны, но они являются очень мощным средством повышения благосостояния, которое можно использовать и во благо, и во зло. К сожалению, в подавляющем большинстве случает человечество увеличение своего благосостояния использовало во зло.
Чем выше уровень прогресса, тем большее число людей высвобождается из производственного процесса, направленного на обеспечение необходимых нужд — еды, одежды, жилья. Эти высвободившиеся люди вовлекаются в другую деятельность, такую как:
1. Наука, благодаря которой скорость научных открытий растет как снежный ком.
2. Искусство, спорт, развлечения
3. Вторичная производственная деятельность, не связанная с обеспечением еды, одежды, жилья. Эта вторичная производственная деятельность в значительной мере направлена на производство предметов роскоши и товаров для развлечения. Яхты, виллы, айпады, дорогостоящие игрушки и т.д.
Проблема такой направленности цивилизации заключается в том, что удовлетворение собственных похотей — процесс хотя и очень желанный, но приводящий к саморазрушению как самого грешника, так и тех, кто его окружает. Смерть — это естественное и неизбежное последствие удовлетворения плоти. Кто-то убивает себя, будучи в плену зависимостей. Кто-то разрушают жизнь других через убийства, войны, аборты, моральное совращение и т.д. Поэтому цивилизации, которые быстро вовлекались в «гонку потребления», так же быстро приближались к своему самоуничтожению.
Раз за разом мы, движимые неистовым желанием потреблять, подходим к краю пропасти, за которой находится наше самоуничтожение. И каждый раз Господь пытается нас оттянуть от этого края погибели.
Это как если бы маленький ребенок из любопытства все время лез на край пропасти. Его бы родители оттягивали, но он все равно упорно бы лез к своей цели, которая может закончиться только гибелью. Но сам ребенок этого не может понять. И поэтому каждый раз вновь и вновь он будет ползти к краю обрыва. Чтобы его спасти, есть только один выход — оттягивать его от пропасти. Этот процесс может быть болезненным и неприятным для ребенка, но только он и позволит его спасти.
Первой цивилизацией, погрязшей в потреблении, была допотопная цивилизация, описание которой содержится в книге Бытие 4:17-24:
«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. »
(Книга Бытие 4:17-24)
Очевидно, что эти люди достигли успеха в науке — научились строить города и выплавлять железо. Также прогресс высвободил из производственного процесса тех, кто смог заниматься искусством — они изобрели первые музыкальные инструменты.
Но эти успехи были использованы для удовлетворения собственных похотей (Быт 4:24). А потому допотопная цивилизация быстро приблизилась к полному самоуничтожению. Чтобы избежать этого, Господь навел на землю потоп. Потоп истребил все достижения прогресса — технологии, науку и искусство того времени. А праведность Ноя стала залогом того, что человечество замедлит дальнейший процесс саморазрушения.
Еще одной, похожей на допотопную, стала цивилизация античности — Древней Греции и Древнего Рима. Они также достигли прогресса в его типичном для человечества понимании. Быстро развивалась наука. Быстро развивались искусства и индустрия развлечений. Наука еще больше поднимала уровень производства, а возросший уровень производства еще больше высвобождал людей.
Но этот рост благосостояния очень усиливал развращение, что является неизбежным последствием прогресса в его нынешнем понимании. Одни развращались от избытка денег. Другие от безделия и праздности. Третьи от искусства, которое становилось все более и более аморальным.
Очень похожей на античную является и нынешняя цивилизация. У нее есть все те же черты — быстрый рост науки, быстрый рост производства. Высвобождение из производства большого числа людей. Быстрое развитие искусства. Но так же как и в античности, успехи нынешней цивилизации имеют тот же побочный эффект — ужасающее нравственное разложение, которое приближает нашу цивилизацию к неминуемому самоуничтожению.
Уничтожив потопом первую цивилизацию, Господь поклялся более не наводить столь губительных катаклизмов на планету:
«…и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.»
(Книга Бытие 8:21,22)
Поэтому разврат и самоуничтожение Древней Греции и Древнего Рима были остановлены не потопом или другими катаклизмами, а завоевательными войнами со стороны других, менее развращенных народов, а также путем появления новых идеологий. Эти новые идеологии (контридеологии) противопоставлялись основной идеологии человечества — идеологии потребления. Если целью идеологии потребления являлось желание обогащаться, чтобы еще больше потреблять, то контридеологии осуждали и потребительское отношение к жизни, и желание обогащаться. Соответственно, противоположным у этих идеологий было отношение к прогрессу, который всегда являлся ключевым фактором в идеологии потребления. При контридеологиях прогресс сознательно притормаживался, уровень жизни понижался. Замедлялось развитие науки, чтобы ее успехи не приводили людей к желанию обогатиться. Создавались препятствия для развития искусства, особенно в той его части, которая была аморальной или направленной на развлечения.
Идеологию потребления можно уподобить человеку-трудоголику, который работает по 16-20 часов в сутки, чтобы добиться успеха. И, в конце-концов, благодаря огромным усилиям он достигает этого успеха. Он становится богатым, его фирма преуспевает, он активно работает, заключает выгодные сделки. Но по вечерам он уже не засиживается в офисе, а идет развлекаться. Компании, девочки, сауны, рестораны, выпивка. Деньги тратятся рекой, жизнь бурлит. Но очень быстро выпивки хочется все больше и больше. Еще немного времени — и вчерашний успешный бизнесмен допивается до белой горячки.
И вот родственники, видя его в таком состоянии и понимая, что это плохо кончится, принимают неожиданное, но вполне оправданное решение — отвозят этого человека в клинику. В клинике очень жесткие правила — никакой свободы передвижения, никаких денег, никакой работы, никаких, естественно, девочек или выпивки. Жизнь тянется унылая, скучная и серая. Пользы для общества от такого некогда успешного бизнесмена почти никакой. Наоборот, еще нужно держать медиков, которые бы контролировали его.
Можно, конечно же, попытаться вернуть этого человека к любимому делу — его работе. Но эта работа снова даст ему деньги и немалые. А деньги почти наверняка его снова погубят и приведут к трагедии. Можно, конечно же, его сводить в ресторан, где будет красивая музыка и женщины. Но, скорее всего, это опять подтолкнет героя к его беде — алкоголизму.
Вот так, примерно, происходит и при контридеологиях. Нет ничего плохого в науке и развитии производства, но для нравственно развращенного общества это все равно, что дать вчерашнему алкоголику денежную работу. Можно развивать искусство, но это все равно, что сводить зависимого человека в ресторан, который больше всего у него ассоциируется с его зависимостью.
Вот и получается, что выход из таких ситуаций довольно безрадостный и мрачный — клиника. Ну а для общества — контридеология.
Одной из первых таких контридеологий, направленных против идеологии потребления, стало государственное христианство. Появилось оно в Римской империи в начале 4 века, после того, как император Константин провозгласил христианство государственной религией. Эта разновидность христианства довольно сильно отличалась от Библейского образца. Были внесены новые, более понятные язычникам, доктрины. Изменились и методы воздействия на общество. Если Христос и ученики полагались на проповедь Слова Божьего, то епископы средневековья больше полагались на меч, чем на слово. Государственное христианство внедрялось не добровольно, а насильно, с репрессиями ко всем несогласным.
Это госхристианство ставило целью остановить развитие идеологии потребления, и как следствие, прогресс в его общепринятом понимании. Средневековье притормозило развитие науки, искусства, замедлилась вторичная производственная деятельность. Основной посыл государственного христианства, как и других, последующих за ним, контридеологий, заключался в том, что смысл жизни заключается не в удовлетворении своих желаний. А значит не в обогащении. Поэтому такие стремления порицались общественной моралью.
Следующей контридеологией стал ислам. Он развился на тех просторах бывшей Римской империи, где государственное христианство было слабым — в юго-западной Азии и северной Африке. Его принципы были примерно такими же, как и в госхристианстве — порицание обогащения и удовлетворения плотских желаний. Поэтому на раннем этапе развития ислама в завоеванных им странах так же очень быстро тормозилось развитие науки, искусства и вторичной производственной деятельности.
В 20 веке во многих странах Европы и Азии развился коммунизм, как еще одна контридеология. В коммунизме также порицалось обогащение. Вначале (в 20-х, начале 30-х) в СССР притормаживалось развитие науки и искусства. Многие известные ученые и деятели искусства эмигрировали, многие из оставшихся подверглись гонениям. Но коммунистическая контридеология имела худшие возможности, чем государственное христианство и ислам. Это объяснялось тем, что коммунизм победил не во всем мире, а лишь в некоторой его части. И поэтому коммунизм столкнулся с очень сильной конкуренцией со стороны идеологии потребления, в результате которой идеи коммунизма пали всего через несколько десятков лет.
Это, как если бы (в вышеприведенном примере), алкоголик в клинике постоянно видел в окно своих выпивающих дружков, которые к тому же, были бы не против ему помочь. Естественно, что такой фактор существенно сократил бы успех воздержания. Поэтому СССР, как государство с контридеологией, не смогло продержаться долго, особенно в свете развития средств коммуникации, таких как телевидение. Советские люди видели и слышали, как «бессовестно» жили в свое удовольствие западные люди. И большинству советских граждан захотелось того же.
Важной чертой любой контридеологии является сильная милитаризация. То есть наращивание военной мощи. Это объясняется тем, что любая контридеология, по сути своей, противна и неестественная для человека. Если идеология потребления всегда и во все времена являлась ответом на естественное для каждого человека желание угождать своей плоти, то контридеологии всегда противились этим устремлениям людей. Общества соглашались с этими идеологиями, так как понимали, что они являются единственной преградой на пути к бесконтрольному нравственному развращению и самоуничтожению. Но все же внутренняя природа желала своего и всем хотелось снова забыть о тормозах и дать зеленый свет своим желаниям. Подразвить науку, искусства, чтобы достичь прогресса и угодить себе. Чтобы держать общества в узде контридеологии, требовался гораздо больший силовой аппарат, чем в странах с идеологией потребления.
Поэтому и в Европе времен средневековья, и в исламских странах, и в коммунистических государствах акцент всегда делался на сильную милитаризацию и жесткий контроль населения. Без этого просто невозможно существование контридеологической системы. Характерный пример из современной истории — это жесткая милитаризация Северной Кореи.
При столкновении идеологии потребления и контридеологии, преимущество всегда будет на стороне идеологии потребления. Так как это мировоззрение гораздо более естественно для человеческой души. Для победы идеологии потребления не обязательно проведение военного сражения. Достаточно лишь заразить контридеологическое общество желанием потреблять. Именно таким образом были разрушены СССР, страны восточной Европы, в которых философия потребления заменила коммунизм. Таким же образом были разрушены многие мусульманские государства, пытавшиеся строить общество по законам шариата. Строгие исламские нормы морали в этих странах стремительно вытесняет моральное разложение, которое является неминуемым последствием потребительского отношения к жизни.
В ответ на это элиты Китая и современной России изменили тактику — они постепенно выходят из рамок жесткой контридеологии и постепенно переводят свои общества на потребительскую идеологию по примеру стран запада. Этим же путем начинают идти и другие посткоммунистические государства — Вьетнам, Куба. Лишь немногие страны в современном мире остаются в жестких контридеологических рамках. Это Северная Корея и некоторые мусульманские государства.
Мир все больше и больше заражается философией потребления. На первый взгляд, это вроде как должно принести стабильность и равновесие. Ведь в таком случае уже не останется стран вроде США и СССР, которые вели бы между собой военные действия, ради победы своей идеологии. Но это только кажущееся благополучие. На самом деле такое положение дел устраняет последний барьер на пути к безумному росту потребления и саморазрушения.
Наш мир все больше и больше напоминает алкоголика, запой которого становится настолько запущенным, что рискует никогда не закончиться. По крайней мере без постороннего вмешательства. И, конечно же, как и раньше в истории, это вмешательство будет. Господь допустит еще одну контридеологию. В этот раз, возможно, она уже не будет локальной, как в коммунистическую эпоху, а станет общемировой. Это сделает ее гораздо более устойчивой. Такая контридология без серьезной конкуренции сможет просуществовать не десятки лет, как СССР, а сотни лет, как государства Средневековья или исламский мир.
Эта контридеология губительно скажется на развитии науки, искусства. Существенно снизится уровень производства. Новая контридеология вынуждена будет уничтожить миллионы людей путем репрессий. Так как современное общество очень заражено жаждой потреблять, и эту жажду не удастся подавить без самых жестких и даже жестоких мер. Костры и пыточные камеры вновь станут обыденным явлением, как и во времена инквизиции или времена НКВД.
Этот период станет очень трагической страницей в истории человечества. Но она неизбежна, так как в противном случае мы просто сами себя уничтожим в пьяном угаре безумного потребления.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Пьяный угар потребления - это для масс. Пьяный угар, который может разрушить нынишнюю цивилизацию -это кризис на рынке ценных бумаг. Современная милитаризация завязана на этом и еще энергетическом кризисе. Милитаризация кореи? Не смешите:)