«Музыка очищает душу человека»- /А. Вивальди/. «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает.../Э.Т.Гофман/.
Для евангельских Христиан из всех видов искусств важнейшими являются музыка и поэзия. Поэтому в первую очередь о них и пойдёт речь.
«Утверждается, что человечество научилось создавать музыку и наслаждаться ею гораздо раньше, чем обрело способность говорить. Быть может, оттого-то нас так глубоко волнует музыка» - /Ч.Дарвин/. Музыка, которую можно сказать здраво, что это музыка! Когда речь идёт о протестантском богослужении, не всегда легко сказать, что здесь является собственно христианской музыкой, а что музыкой, допущено в церковь благодаря её открытости. Музыка (от греч. musike, - буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых следований одно за другим, состоящих в основном из тонов» - /Большая Советская энциклопедия/.
«Сосед соседа звал откушать: но умысел другой тут был: Хозяин музыку любил и заманил к себе соседа певчих слушать. Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова, и у кого, что силы стало. В ушах у гостя затрещало, и закружилась голова. – «Помилуй ты меня», - сказал он с удивлением: «Чем любоваться тут? Твой хор горланит вздор!» - «То, правда», - отвечал хозяин с умилением: - «Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут, и все с прекрасным поведением». А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей». /И.Крылов - «Музыканты»/.
Но ее развитие представляет собой широкий поток, который, в силу влияния мира, включает в себя многое, что не соответствует библейскому взгляду на духовность. У верующих, слушающих музыку, испорченную влиянием мира, формируется искаженный музыкальный вкус.
Это показало, что поп и рок-музыка имеет противоречивое воздействие на слушателя. И ещё этот тест показал, что некоторые христиане и даже некоторые руководители церквей не способны видеть опасность для души, исходящую от такой музыки. Музыка будет приятна и угодна Богу, если её можно назвать естественной, серьезной, светлой, радостной, торжественной, стройной, гармоничной. Музыка, которой больше подходит определение как негативная, абстрактная, хаотичная, диско и шоу-музыка, которая вызывает у слушателя противоречивые чувства, без сомнения, раздражает и оскорбляет Бога.
Один христианин, прослушав песни этой же, одной из лучших христианских рок-групп, сказал: «Записи этой группы можно продавать в странах, где не понимают английский, вместе со всеми не христианскими рок-группами и никто не заметит между ними никакой разницы. Под такую музыку в молодости, неверующие, беснуются на дискотеке.
Школьница, услышав песни этой группы, спросила отца: «- Папа, это поют христиане? - Да, - ответил отец. - Тогда я не знаю, чем христиане отличаются от не христиан?! - сказала дочь. Вместо распутных и нечестивых песен, употребляющих в языческом служении. И. Златоуст, сравнивая мирское и духовное пения, говорит:      «Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра. Но небесные напевы приводят душу в стройную упорядоченность - упорядоченность как качество личности – способность навести порядок в уме, разуме, в отношениях с окружающими, дома и на работе; хорошо организовать в целом свою жизнь, сделать ее устроенной и налаженной».
Христиане, сторонники поп и рок-музыки, считают, что эта музыка становится христианской, если текст песни библейский и, если музыку пишут и исполняют христиане. Но один библейский текст песни и одна принадлежность авторов и исполнителей к христианству ещё не делают песню христианской. Для христианской песни имеет ещё значение духовное состояние авторов и исполнителей, стиль исполнения, происхождение и воздействие данного музыкального направления на душу слушателя.
«Я верю в независимое веселье искусства, - говорил Томас Манн - великого растворителя ненависти и глупости». «Каждый может думать по своему, - говорил художник Куинджи, - иначе искусство не росло бы». «Люди обычно живут на таком музыкальном уровне, который они не восприняли» - /Руте Алле/.
Ведь музыка была всегда выражением чувств народа. Каждое человеческое чувство воплощалось в определённых мелодиях, сыгранных на первых музыкальных инструментах, или поэтических строках. Самое яркое свидетельство этому в Святом Писании — Псалтырь царя и пророка Давида. Искусство в древности, прежде всего, напоминало о постоянном присутствии Бога в жизни, а умение играть на каком-нибудь инструменте считалось высшим Божественным даром.
Библия приписывает изобретение музыки Иувалу - брату Иавала, отец всех играющих» - /Быт.4.21/ родоначальника номадов и пастухов. «Иувал был известным музыкантом, а именно органистом, первым, кто установил правила для благородного искусства или науки о музыке. Так наилучшей музыкой является та, которая возвещает о свободе и искуплении» - /М.Генри/. Таким образом, начало музыкального искусства было положено пастухами, и первый музыкальный инструмент представлял бараний рог. Вместе с этим указывается и на светское происхождение музыки.
У древних евреев музыка одинаково служила как религиозным целям, так и проявлениям разнообразных настроений; всякого рода народные праздники и торжества сопровождались пением и музыкой в соединении с хороводами. Из Библии мы узнаем, что израильтяне любили музыку. В одном словаре говорится, что «музыка была наиболее распространенным видом искусства в Библейские времена» («Unger’s Bible Dictionary»). Жизнь израильтян и их служение Богу были тесно связаны с пением и игрой на музыкальных инструментах. Но особо важную роль в то время играло певческое искусство. В словах песен может, отражаться культура или прошлое страны. Так в древности израильтяне увековечивали в песнях целый ряд значительных исторических событий. Пророк Моисей сочинял песню, в которой запечатлел историю народа и обратился к израильтянам с сердечным наставлением. Сие музыка – наставление, ибо псалмами, гимнами и духовными песнями нам надлежит не только воздавать Господу славу, но и научать и вразумлять друг друга /Кол.3.16/. «Заметьте: пение псалмов - это евангельское установление, гимнов и духовных песнопений на основе Священного Писания и приспособленных к конкретным случаям – это выражение поощряет применение духовной поэзии, как средство для назидание церкви. Однако наше пение псалмов не будет достигать цели, если мы поём, не имея благодати в своих сердцах, если не переживаем того, о чём поём, если поём без должного благоговения и разумения. Без сомнения, такие песни были большой помощью в запоминании» - /М.Генри/.
«Музыка тоже отнюдь не отвергается Библией. Должно быть, один из самых великолепных образцов музыкального искусства - песнь евреев, спетая ими после спасения от войск фараона. Представьте себе огромное множество израильтян - сотни тысяч людей - собравшихся на берегу Красного моря и поющих прекрасную двухголосную песнь. Мы видим, как мужчины во главе с Моисеем поют стансы, и как женщины, направляемые Мариам, поют хором. Так был ознаменован чудесный переход через Чермное море: «И вся Мариам …в руку свою тимпан и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием» - Исх.15.1.20/, так встречали победоносных полководцев /Суд.11.34;1Цар.18.16; при восшествии на престол царя и на его свадьбе играла музыка. Певцы и певицы услаждали пиры царей и богатых людей.
Подумайте о радости избавления от притеснения и представьте все великолепие сцены исполнения этих песен. Музыка присутствовала и в храме. В 1Пар.23.5 читаем, что Давид назначил в храм «четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления». Четыре тысячи! Далее летописец добавляет: «И разделил их Давид на череды по сынам Левия - Гирсону, Каафу и Ме-рари»- /ст. 6/. Любопытно, что и Давид, которому приписывается введение христианской музыки при богослужении, отличался этим искусством, еще, будучи пастухом /1Цар.16.18.19/. Иными словами, Давид разделил певцов на группы, составляющие то, что мы бы назвали хором. Искусство крепло и развивалось во всей своей красе, силе и величии» - /Фрэнсис Шеффер/.
«Культура - не истина, но показатель того, как усвоена истина и красота Божия человечеством. Сущность эстрадной музыки сегодня - утверждение имитационного состояния души как мнимой нормы». «Потрясающей красоты анданте fis moll 23 фортепианного концерта Моцарта... Бесконечно нежная и целомудренная, сосредоточенно-отрешенная его возвышенность могла ли родиться в эпоху хищно-чувственных Афродит и Венер? О нет, это творение иной эпохи, иного человечества - омытого кровью Христа, познавшей преображение души...». «Высокая музыка пробуждает в нас память нашего райского устроения. Мы забыли о рае, а музыка помнит». «Если общество перестает воспринимать произведения Баха, Рахманинова и других гениев, то музыка перестает быть средством поддержания в обществе великой ревности жизни. Свет неслыханной красоты гаснет в людях. И вот уже пошлость со всех сторон обложила жизнь человечества» -/Вячеслав Медушевский/.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках» - /Д.Шостакович/. Не раз в своей жизни педагогической работе возвращаясь мыслью к ним, и убеждалась, что только с таким отношением к искусству музыки человек может посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Став на этот путь, он должен стремится, почувствовать до конца необыкновенную природу музыки, познать все силы, её воздействия на человека, все её тайны. И одновременно, находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому, как передавать эти тайны своим ученикам» - /А.Артоболевская/
«Уже с первых шагов А.Артоболевская, не ломая сложившихся, проверенных жизнью традиций. Вводит в педагогику своё, новаторское, которое основано на постулате. Хорошо выраженном Б.Асафьевым – музыкальным писателем; «Музыка – искусство, т.е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Говорят, что музыка — «самое древнее из всех изящных искусств, наиболее близкое человеческой натуре». Как и речь, музыкальные способности — это удивительный дар, отличающий человека от животных. Музыка затрагивает наши чувства. Она может ласкать слух и надолго оставаться в памяти, а самое главное, музыка может радовать Бога.
Музыка дар Бога радующее сердце. Музыка обладает большой силой. Она может успокаивать, воодушевлять, поднимать настроение. Она способна выражать радость и печаль, передавать мысли и чувства. Музыка – это неотъемлемая часть практически любой культуры, как современной, так и ушедшей в прошлое. Её поистине можно назвать даром от Бога.
С музыкой, в той или иной её форме, человек знаком с младенчества. Малышам мама напевает колыбельную. Молодёжь любит музыку, которая близка ей по духу. Да и многим взрослым нравится слушать спокойную музыку в машине или дома, отдыхая от дневных забот.
Поскольку музыка способна глубоко затрагивать сердце, нам нужно быть разборчивыми. За красивой мелодией могут скрываться слова, которые оправдывают или даже поощряют ненависть, безнравственность или насилие, а всё это не может доставлять удовольствие ни одному высоконравственному человеку /Еф.4.17-19; 5.3.4/. В Божьем Слове сказано: «Больше всего, что нужно беречь, береги своё сердце, потому из него – источники жизни» - /Прит.4.23/. Да, к выбору музыки нельзя подходит легкомысленно: Те, кто любит Бога и ближнего, отвергают не только песни, восхваляющие ненависть, безнравственность и насилие, но и музыку, которая поощряет идолопоклонство, национализм и религиозную ложь /Ис.2.4; 2Кор.6.14-18; 1Ин.5.21/.
Хорошая музыка – это лекарство. Как говорится в одной книге, посвящённой борьбе со стрессом: «практически во всех культурах музыка существует, в том числе и потому, что содействует хорошему здоровью и самочувствию». А в другом источнике отмечается, что когда мы поём, всё наше тело резонирует и вибрирует. А благодаря лёгкой вибрации ткани организма расслабляются и расширяются, что может облегчить боль. Поэтому некоторые врачи советуют пациентам, страдающим от стресса, слушать успокаивающую музыку, которая к тому же улучшает настроение. В некоторых больницах музыка звучит в отделениях интенсивной терапии.
«Наиболее проницательные умы древности понимали огромное значение музыки и силу её воздействия на человеческие чувства. Последователь Конфуция древнекитайский философ Сюнь-цзы писал: «Музыка — это гармония, которую нельзя изменять. Ритуал — это порядок, который нельзя преобразовывать. Музыка объединяет подобное, церемонии различают различное. Музыка и ритуал вместе управляют человеческими сердцами. Выразить сущность реальных вещей, исчерпать возможные изменения — такова способность музыки; создать искренность и уничтожить притворство — такова задача ритуала»
Музыка и ритуал во все времена были наиболее совершенными средствами воздействия на человеческие сердца и тем самым могли обеспечивать поддержание порядка и спокойствия. Об этом хорошо говорит Конфуций в «Луньюе»: «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести».
Когда музыка загипнотизирует слушателей, тогда можно им проповедовать в подсознание всё, что хочешь, что и делают харизматики: сначала пляска иных языков, потом слово».
«Пойте Богу нашему... пойте все разумно» - /Пс.46.7.8/. В Библии нет звуковых образцов музыки, но каждый христианин может под руководством Святого Духа найти ориентиры для музыки, которая угодна Богу: «Горе беспечным... вы поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид» - /Ам.6.1.5/.
В одном переводе Библии написано, что беспечные исполняют человеческие фантазии на арфе. Слово «фантазии» можно отнести к абстрактному, нереальному искусству, которое непригодно для прославления Бога. Горе беспечным и гордым людям, которые наслаждаются жизнью и угождают больше себе, чем Господу.
Есть много противоречивых мнений о пении и музыке, но Божье слово говорит, что богобоязненные, исполненные Святым Духом христиане могут правильно определять, какая музыка, песни и стиль исполнения угодны Богу. «Если хотите узнать, как церковь, управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке», – писал XXV веков назад Конфуций.
Один профессиональный джаз-музыкант сказал: «Скажи, какую музыку ты слушаешь, и я скажу, кто ты есть». Если музыка, которую любит слушать человек, некоторым образом отражает его духовные качества, то, что говорит о вас ваша любимая музыка? Проверьте своё отношение к Господу и своё отношение к музыке и делайте всё во славу Божью.
«Эстетические ценности строго подчинены Богу, Его служению, выражению евангельской вести и переживанию Его близости. Церковь, молитвенный дом - это не концертный зал или галерея художеств. Поэтому дом Божий не является тем местом, где нужно показывать виртуозность или стремиться пожинать лавры.
Будем помнить, что «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» - /1Кор.12.4-5/. Таким образом, христианское творчество не должно терять свой теоцентрический характер; в известном смысле, оно должно входить неотъемлемой частью в служение и духовную жизнь церкви, главной темой которой есть и остается Божие откровение, Его присутствие и близость, равным образом и наш ответ - в славословии, поклонении и любви» - /К.Кушкевич/.
Известный немецкий богослов, врач и музыкант Альберт Швейцер писал о композиторе Иоганне Себастьяне Бахе: «Музыка для него была служением Богу... Вот почему в его музыке нет ничего от мира сего и от желания мирских успехов. Религия полноправно вошла в сферу его искусства». Вдохновенный труд композитора служит на благо ближним, он, учит слушателей понимать музыку.
Итак, духовное возрастание верующих посредством духовной музыки начинается с певцов и музыкантов. Поэтому особенно важно, чтобы их труд был безукоризненным, чтобы он утверждал в самих певцах и музыкантах эстетические и этические ценности; чтобы музыка была кристально чистая и светлая. Если они устали от шума, которая предлагает, музыка мира и ищут музыки, которая кормит дух. Привлекает ли их музыка вашей церкви или она имеет те же самые качества и звук как и мирская?» - /Франк Гарлок/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. Кирилл Кожурин – историк.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Музыка у верующих нередко заменяет Самого Господа. Никогда, наверное, христиане так много не пели, как в последние лет 20.
И ушли в крен. Музыка заменила честное общение с истинным Богом. Но правда есть те, кто задаются вопросом: почему Иисус Христос не возил с собой хор?