«Ответственность есть проба мужества человека» - /Г. Нельсон/.
«Самая важная мысль, занимавшая меня, - сказал Вебстер с глубокой серьезностью, - была мысль о моей личной ответственности перед Богом». А какая ответственность у христиан пред Богом? Имеют ли они её? Вообще!
«Бегство – Тайный самовольный уход от ответственности. «Бегство от конфликта никогда не разрешает проблему; обе стороны чувствуют незавершённость, и такой конфликт может тлеть неопределённо долго, иногда годами» - /Э.Шостром/
Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по-разному... Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности.
«Всегда сознавал свою роль и особую ответственность за судьбу сотен тысяч людей, - говорит И.Петров, - за выполнения поставленной задачи и поэтому надеялся, прежде всего, на самого себя. «Тот, кто отдаёт приказ на бой, на сражение, первый несёт ответственность, первым подставляет голову за сохранение людей и выполнение поставленной задачи» - / Цитата из книги В.Карпов «Полководец»/.
Интересна этимология английского слова responsibility — «ответственность». Re означает «возвращение к оригиналу, источнику» Второй слог spons созвучен со словом «спонсор»: тот, кто обязуется обеспечивать, оказывать поддержку и защиту. Третий, ibility, созвучный с ability, означает: «умение, способность, дарование». Если мы сложим все три части этого слова, то получим очень интересное определение слова ответственность — «возвращение дарования, дарованного вам, источнику». А на языке Евангелия это означает отчетность: «дай отчёт в управлении твоём» - /Лук.16.2/ относительно использования своих способностей и талантов пред давшим вам эти дарования. Быть ответственным — значит быть в состоянии дать Богу наилучший ответ о нашей жизни. Понятие «ответственность» можно еще определить как «моральное обязательство принимать последствия своего выбора». Уподобиться Богу — значит обрести творческое отношение к жизни и ответственность за себя, за жизнь, за мир, в который поместил нас Господь» - /Игумен Евмений/.
Иона …и ты?
И слово Господне было к Ионе:
Милость и покаянье людям возвестить.
Но бежал он от лица Господня, сел на корабль
И говорит: Здесь Господу меня уж не найти.
И корабль, покинув порт, выходит в море.
И вдруг поднялся сильный шторм.
Всё больше волновалось море. Но почему?
На ком вина? Кто? Иона – да, причина в нём.
Тогда спросили: Кто ты? Откуда ты идёшь?
Но почему бушует море? И ветер не перестаёт?
Чту я Господа Бога небес. Это Он меня зовёт.
Возьмите и бросьте меня в море. Вмиг оно утихнет.
И, взяв Иону, бросили его в бушующее море.
И ветер сразу замолчал. Так как Господь ему повелевал.
Тем временем большая рыба Иону проглотила. И он пропал.
Три дня, три ночи он во чреве чуть дыша лежал.
Ветра послушны Божьему Слову, а так же кит,
Который изверг Иону вновь на сушу.
Господь, Спаситель Мой, тебе хочу служить, Иона говорит.
Пойду я в город тот, и Слово Божье проповедовать буду.
И призывал людей он к покаянию, возвещая,
Что через сорок дней разрушен, будет город.
Тогда склонились все люди и молили: Господь, спаси!
Над ними смиловался Он и отменил свой суд.
Не прячешься ль ты, тоже как Иона, от Слова Божьего?
Скажи! Пред Ним никто не скроется. Везде отыщет Он.
Ведь Он в тебе нуждается. Всегда рядом будет Он!
Приди, сейчас и дай Ему ответ! От сердца чистого!
Господь придёт. Какой Ему покажешь плод?
Что сотворил ты со своим талантом?
Чем Господу ты послужил? Делился - ль Его Словом?
Что скажешь ты Ему тогда? Подумай над ответом. /Э.Л.- "Иона"- Н.Л./
«И было слово Господне к Ионе…»Встань, иди в Ниневию - … И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня…» - /Ион. 1.1-3/. Не печально ли это? Человек, бегущий от Присутствия Господа. Называющийся «Христианином», с одной стороны медали, а с другой стороны – бегущий от Бога. Так вот, во-первых, мы бы хотели об этом поразмыслить. Рассуждая, на эту тему, нужно узнать, какова основная причина, почему Иона так поступил бегством в обратную сторону. Было то, что он сам говорит о себе: «я – Еврей, чту Господа Бога небес, сотворивший море и сушу»- /1.9/. Чтящий Бога Иона решил, что Бог без него обойдется, и он молился Богу так: «о, Господи! Не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии»- /4.2/. Имеет ли такое высказывание и для нас в наставление? Какое отношение к нам такой поступок Ионы даёт понять: не поступаем ли мы подобно ему. «Здесь мы все можем видеть и себя. Каждый из нас всегда от чего-то убегает: - от трудностей, от ответственности – что присуще всем. Мы склоны скорее убежать, чем твёрдо стоять, встречая дело. Мы ловим себя при «побеге». Иногда мы бы хотели убежать от работы, не желая выполнять её. Некоторые думают, что они могли бы прожить без работы. В притчах, рассматривая природу, Соломон говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» – 6,6. Вы знаете, если муравьи не заготовлять себе для зимы, они не могут пережить. Все должны работать. Много дел мы должны делать, много ответственности мы должны нести. Каждый должен встретить определённую ответственность и нести её. Если вы женитесь или выходите замуж, то вы должны взять ответственность. Тогда возможно, вы построите новый дом. Вы должны подумать об ответственности воспитании детей. Вы несёте ответственность, чтобы заботится о пище, одежде и т.д. Так легко мы избегаем ответственности. Мы видим, что вступление в брак приносит с собой всякого рода ответственность: дать своим детям образование. Тяжело сказать, но это правда, что проповедники часто уклоняются от ответственности, когда нужно отстаивать истину слово Божия. Когда истина слова Божия возвещается (представляется) людям, тогда мы, как известно, тянемся назад. Иногда, приняв ответственность, требуется принимать «крайние» меры». Отец должен взять на себя ответственность, чтобы наказывать детей. Нечто такое не хотелось-бы причинить детям. Но отец и мать несут ответственность за воспитание детей. Во всём есть ответственность. А когда мы сталкиваемся с ответственностью, то так легко уклонится от неё»- /У.М.Бранхам - проповедник/.
В психологии практическим синонимом личной ответственности является понятие «уровень субъективного контроля» - (по Роттеру). Ответственность как одна из важнейших характеристик социально зрелой личности. Исследование взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и стратегией поведения в конфликте.
Личный пример в нашем служении - это наша с вами ответственность. Иногда служители жалуются, что их не понимают, к ним неправильно относятся. Всегда ли это справедливо, когда мы бываем, недовольны тем, что к нам неверно относятся? Может быть, мы не подаем личный пример. Один служитель признался, что все проблемы у него из-за того, что он уже давно не читает Библию, хотя призывает других ее читать, говорит, как это приятно и сладостно. В народе говорят: «Каков поп, таков и приход». Ведь это грех, когда мы людям говорим то, чего сами не переживаем. Когда мы с кафедры говорим о том, как полезно проводить часы в молитве, порой и не хочется прекращать молитвенное общение с Богом, а сами и трех минут не уделяем для молитвы! Это безответственно. Как мы будем давать отчет пред Богом за свое служение, за доверие, оказанное нам? Идем ли мы, как добрые пастыри, впереди стада? Или мы, как мясники, гоним стадо палками? Мы должны быть примером для подражания. Личная наша жизнь, личный пример, личная жертвенность, личная молитвенная жизнь, наши взаимоотношения со всеми, наша любовь - на все это смотрят наши «овечки», все это должно быть примером для других. Мы не можем от людей требовать того, чего сами не делаем! Это будет неискренне, не будет приниматься. Люди почувствуют фальшь в наших словах, которые будут просто казенными, без действия Духа Святого в них. Мы быстро потерпим урон.
Приехал я как-то в одну церковь, говорит Ф.Тиссен, - и спрашиваю: «Тут у вас брат один был?» - «Да мы, наконец, от него избавились - он в другую церковь перешел». «Ответственные лица церкви, как правило, любят быть безответственными»- /Гилберт Кийт Честертон/. Гипенгиофобия – или, говоря простым языком, подавляющий, чрезмерный, иррациональный страх ответственности – одно из наиболее распространенных тревожных расстройств человека в современном мире. Это слово происходит от греческого «hypengyos», то есть ответственность и «fobos», что означает «страх».
Глупо и малодушно ответственность за своих детей перелагать на кого бы то ни было: на нянечек, на воспитателей в детском саду, на учительниц в школе или священников. Это еще одна прекрасная штука. О том, что «я делаю» непрошенное - это разрушительно. Но тут есть еще более хитрая нота «для тебя». Эта прелестная формула как бы снимает ответственность за действие с того, кто его выполняет. Заодно, ставит в обязанное положение того, кому это добро причиняют. Чудесно, правда? Некоторые в снятии ответственности заходят достаточно далеко, чтобы перенести ответственность за собственную волю и желания на партнера: - «Если мужчина хочет - он делает. Если не хочет - находит отговорки. Всегда верь только поступкам, а не словам. Не позволяй кормить себя обещаниями». «Думай не о том, что он не сделал, а о том, почему он ради тебя расхотел это сделать. И тут могут открыться такие глубины».
Надо понять и принять личную ответственность перед Богом, семьёй и всеми людьми. Это труд и подвиг, соизмеримый со строительством храма. Построить храм в душе ребёнка — не лачугу, не бордель или казённый дом — величайший труд, который напрямую связан с личным строительством своей души. Духовная ответственность это ответственность вечная, ну хотя бы пожизненная, хотя бы на одну жизнь.
– «И что, даже не было попытки поговорить с ним?» - «Если откровенно, то мы рады, что он ушел, он нам всем надоел». «Многие отвергают эти доказательства, ибо не хотят принимать моральных последствий; они боятся ответственности, которая легла бы на их плечи, если бы они это признали».
А как поступает Иисус? Говорит: Он оставляет 99 овец и идет «искать заблудшую» - /Мт.18.12/. Это - ответственность пастыря. Иногда бывает, что одного человека давно нет на собрании, а мы говорим: «Чего за ним бегать, надо - сам придет». В-миру ищут пропавшего одного ребёнка, а в церкви: не пришёл – значит, умер духовно. В-миру ищут даже умершего. Разве так пастырь должен поступать? «Пусть все, кто хочет узнать о Боге, придут, или пойду к ним домой - я готов с ними поговорить». Разве не так мы должны делать? Пастырь должен идти на крутые обрывы, в ущелья, в колючки и тернии, чтобы найти заблудившуюся овцу, отыскать, взять на плечи и принести снова в стадо. Мы должны защищать и хранить овечек.
Сегодня появилось много воров и разбойников, которые хотят украсть и погубить. Появилось много различных лжеучений, которые хотят сбить с толку неутвержденные души. Мы должны охранять их, помочь им жить жизнью живой заповеди, помочь им войти в труд и служение. Не просто призывать их, чтобы они начали трудиться. Мы должны помочь им определить их дар, который они имеют от Господа. Это очень важно! Это наша ответственность. Что такое ответственность? Это способность конкретного человека, а также группы людей или организации ответить за взятые на себя обязательства. Ответственность – это в любой, даже самой трудной ситуации сделать все, от тебя зависящее, не возлагая свои проблемы на окружающих. При этом держать ответ за свои действия или бездействия, за доведение начатого до конца, а также за полученный результат.
Есть замечательные слова в книге «Беспредельность», где Учитель говорит: «сняв с себя ответственность, человек лишает себя самого прекрасного чувства и иной, утвержденной, творческой силы». Вот в этой связи хотелось бы, чтобы вы поразмыслили и прокомментировали, что же всё-таки легче: быть ответственным или безответственным? При любом ответе, почему? Заключить сказанное можно было бы словами: «Ответственность — это Божественное поручение, для нас с вами — поручение Учителей. Ответственность — это поставленная Богом задача по выполнению того дела, которому мы себя посвящаем. Давайте будем выполнять эту задачу с честью и достоинством!
Вне всякого сомнения, Писание раз за разом подчеркивает то, что каждый человек несет перед Богом личную ответственность, по отдельности, а не как часть «класса». Мы постоянно читаем о необходимости применять учение Божьего Сына лично, в собственной жизни. Сам христианский путь начинается с того, что человек лично, по собственному желанию и убеждению проявляет веру в жертву Сына Бога и предлагает самого себя для служения Создателю через Христа.
Каждый верующий несет ответственность перед Богом за духовное состояние своей души, за пребывание в свете и за то, чтобы этот свет сиял для мира. Если все, занятые в святом служении, будут возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя, они возненавидят грех и эгоизм. Не прекратится нравственное обновление. Продолжая взирать на Иисуса, служители уподобляются Ему и становятся совершенными в Нем, имея не собственную праведность, но праведность Христа Иисуса, Господа нашего.
Через всю Библию – как факт и истина – проходит мысль о нашей ответственности перед Богом. «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» - /Рим.14.12/. Это непреложный факт. Неважно, что мы об этом думаем. Факты остаются фактами независимо от того, принимаем ли мы их или отвергаем. Мы ответственны перед Богом независимо от того, согласны мы с этим или нет.
Ответственности можно и нужно учиться, как любому другому жизненному навыку, и хорошим ориентиром может служить описание уровней личной ответственности. Нулевой уровень – жизнь в формате иждивенца, отказ от любой ответственности, уверенность, что кто-то обязан о вас заботиться и решать ваши проблемы. Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении: сиди и слушай.
Ответственный пастырь. Этот человек работает с душой, и поэтому если даже не вполне профессионально, он заботится о повышении своей квалификации и скоро становится – уважаемым профессионалом. Ему не безразличны результаты его деятельности, он проявляет инициативу, он поможет, напомнит и подскажет. К делу он относится как к своему, члены для него – как его семья, приходящие – люди, ради которых он работает.
За все, что человек делает по чувству долга и обязанности, он несет моральную ответственность перед Богом, совестью и людьми. Ответственность — это отчет совести и разума человека перед Богом и обществом за всё им задуманное и совершённое.
Ответственность, по-настоящему ответственность. Чем больше я возьму ответственность, (конечно же, в разумных приделах), тем лучше будет протекать моя деятельность. Тем более она будет чистой, тем более она будет возвышенной, тем более она будет духовной, тем более она будет отдалена от ненависти. Это происходит каждый день, это происходит каждую секунду фактически.
«По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших. И вступили в обязательство с клятвою – поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его» - /Неем.9.38; 10.29/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Ответственность должна быть Им и согласована.Бог часто и не собирался на нас возлагать то, что мы наладили на себя и и уже и не в радости ходим, а тащим что-то тяжёлое.Все, абсолютно все надо с Господом решать. "Без Меня не можете делать ничего" а значит и быть ответственным.