Что же сеятель сеет? Из чего состоит «семя»? Объяснение Господа с Матф13,18-го стиха разъясняет, что является Его «семенем»: «Вы же послушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии...».В Евангелии от Луки просто сказано: «семя есть слово Божие» (гл.8,11), в Евангелии от Марка: «сеятель слово сеет» (гл.4,14). Итак «семя», заключающее в себе жизнь - Слово Божье. Несколько специфическое выражение «слово о Царствии» больше подчеркивает права Господа в установлении Божьего авторитета в новой нравственной области на земле - Царстве Божьем. Установление этого царства является абсолютной благодатью. Все же слово о Царствии ожидает от человека покорения Божьему авторитету, Его руководству на земле. Поэтому слышание этого слова делает отдельную личность ответственной - мысль, лежащая в основе всей притчи и придающая ей серьезность.
Итак, то, что сеял Господь Иисус, было словом Божьим. В Его ли служении (Мк.2,2), среди ли искушений (Мтф.4,1-10) или будучи воскресшим из мертвых (Лук.24,27) - Господь всегда придавал слову большое значение. То, что в любое время и в любых обстоятельствах должны слышать люди, это слово Божье. Но люди всегда пытались, и они все еще пытаются, добавить что-либо другое. Нет, дорогие друзья, сеяться должно только слово и лишь одно только слово. Человеческое сердце требует чего-то нового, чего-то, что возбуждает его разум, чего-то привлекательного. На этой линии находился также и богатый человек в аду с его просьбой в отношении его брата на земле: сенсационное воскресение Лазаря побудило бы его к обращению. Однако как показателен ответ Авраама: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лук.16,27-31). Также и Павел мог удостоверить, что он ничего не говорит, кроме того, что пророки и Моисей говорили, что это будет (Дн.26,22).
Как обстоит дело с нами? Что говорим мы человеку, будь он неверующий или господний? Говорим ли и мы не что иное, как только то, что написано? Будем помнить: семя возрождения - это Слово Божье, только оно (Иак.1,18; 1Петр.1,23). Станем и мы использовать это «семя» и говорить «сии слова жизни» (Дн.5,20), а не полагаться на человеческую мудрость и искусство речи или иное человеческое дополнение! Павел при возвещении Евангелия никогда не терял из поля зрения цель и путь Божьи, и он никогда «не уничижал креста Христова» добавлением человеческого. И что завещал он в конце своей жизни, своему верному сыну Тимофею на «последние дни» и «трудные времена»? Рекомендовал ли он ему, помышлять о новых, более эффективных методах распространения Евангелия, тогда как люди отвратятся от истины и станут прислушиваться к басням? Тысячи раз нет! Со всей серьезностью удостоверяет он его: «перед Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых...: проповедуй слово» (2Тим.4,1-4). Поэтому, возлюбленные, возвратимся - в отношении, как содержания проповеди, так и способе проповедования - к началу! Не станем терять из вида все данные нам Господом вещи, содержащиеся в примерах: Он сеял доброе семя Слова Божьего. Не будем в проповеди слова полагаться на современные человеческие методы, но на саму силу Слова Божьего! Это слово в первую очередь обращено к совести человека.
Только взрыхленная плугом Божьего Слова совесть готова и способна принять семя возрождения. Мы вновь и вновь находим это в нашей притче. Человеческие «альтернативные решения» напротив, прежде всего, соответствуют мышлению человека, его чувствам, его интеллекту, а не его совести, и ведут в абсолютно неверном направлении.
Павел тщательно избегал всего, что могло отвлечь его слушателей от подлинного предмета его благовествования - от «Иисуса Христа» и от Него «распятого». Также и «отличительное качество речи» и человеческой «мудрости» обращены, как и другие дела к плоти человека. Поэтому он стремился к простой манере речи: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2,1-5). Да, лишь только сила Божья является тем, что может вызвать в сердце веру и жизнь.
Однако как средство Святой Дух всегда использует написанное Слово Божье. Будем полагаться на него и на силу Святого Духа! И сегодня никто не рождается свыше никаким иным способом, как только «от воды и духа» (Ин.3,5). То что «вода», в ее очищающей силе под влиянием Духа Божьего, является образной картиной Слова Божьего, большинству из нас известно. Конечно, мы можем быть «изобретательны» в том, как пробудить в людях интерес и достичь их сердца. Любовь делает изобретательным. Прекрасный пример этому предоставляет нам Павел на Ареопаге в Афинах (Дн.17,22). Но то, что мы в подобном случае говорим человеку, должны быть «слова Божии» (1Петр.4,11).
Твердо усвоим: Семя это Слово Божье! Бросается в глаза то, как в нашей притче в любом случае, как во время слышанья, так и после, представлена позиция по отношению к слову. Посеянное при дороге не принимает слово. Посеянное на места каменистые с радостью принимает слово; когда, однако, настает скорбь и гонение заслово, тотчас соблазняется. В третьем случае слово заглушило терние. В четвертом слово было услышано и понято. В каждом случае, где присутствуют несостоятельность и ошибка, мы видим неправильное отношение к Слову Божьему. Не должны ли мы извлечь из этого урок? Наше отношение к священному Слову Божьему важнее всего прочего. Оно дает всему в нашей жизни решающее направление, будь то на добро или ко злу, на жизнь или на смерть.
Посеянное при дороге
Притча о «сеятеле», как мы увидели, представляет нам проповедование Слова Божьего через Христа. Израилю, как народу бывшему и остающемуся глухим к этому проповедованию - Суд Божий. Однако это проповедование слова носит совершенно иной характер, чем проповедование царства в предшествующей главе Евангелия от Матфея. Там проповедование царства было обращено к народу, хотя и мятежному, но в определенном смысле еще признаваемому Богом и поэтому призывавшемуся к покаянию. Только таким образом они могли иметь часть в благословениях и величии приближающегося царства. Однако теперь сеятель посеял слово на поле мира, и это означает, что Бог теперь предлагает свою милость каждому человеку, независимо от расовых различий, характера или состояния.
Состояние сердца
В соответствии с этим Господь представляет теперь в нашей притче четыре «почвы» или состояния, на которые упало при посеве Его семя. Соответствующей «почвой» Он определенно обозначает не природное состояние человека. Потому что это означало бы, что хорошие люди существуют также и от природы - то есть люди, уже до слышанья слова бывшие хорошими. Что, однако, совершенно противоречит учению Священного Писания. Каким образом произошло такое, что почва в четвертом случае является доброй, здесь совершенно умалчивается. Речь попросту идет о том факте, что семя посеяно, и что оно соприкоснулось с различными состояниями, которые либо предотвращают приношение плода, либо делают это возможным.
Выглядит также так, что «сеятель» не прилагает особых стараний к тому, чтобы никакое семя не упало на смежный путь. Напротив, Он принимает это в расчет: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (Мтф.13,3.4).
То, что четыре «почвы» говорят о четырех разных состояниях сердца, которые слово Божье находит в людях, делает ясным выражение в стихе 19: «посеянное в сердце его». Это является решающим: Слово Божье сеется в сердце человека, а не в его разум. Таким образом, Бог воздействует на его сердце и совесть, и состояние сердца является решающим в том, что произойдет с «семенем» далее. Поэтому каждый отдельный слушатель слова несет ответственность. Каждое зерно, независимо от того, где оно падает, несет в себе жизненную силу; и то каким будет каждый индивидуальный результат, зависит от личной ответственности каждого в отдельности. В первом случае слово Божье находит нечто подобное «дороге». Человек хотя и слышит слово, однако сердце его по отношению к этому слову как плотно утоптанная дорога. Это безнадежнейший случай. Потому что многое уже прошло по этой «дороге» и сделало почву твердой. Действительно, сегодня больше чем когда-либо, бесчисленные мирские дела беспрерывно занимают сердце человека. Скольким влияниям предоставлен современный человек через наплыв информации и средства массовой информации, как много увлечений свободного времени и хобби находят его интерес! И все это сказывается на его внутреннем состоянии, желает он это принимать или нет: человек становится совершенно нечувствительным к Божьей вести, он «не понимает» ее. Также и религиозные предубеждения, как это ясно видно в случае с евреями, имеют тот же самый результат: слово не понимают.
«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге» (Мтф.13,19).
Разумение, о котором говорит Господь, не чисто интеллектуальное, но разумение сердца, разумение - хотения. Поэтому в Лук.8 показано, что, для того чтобы слово имело доступ, необходимо «чистое и доброе сердце» (стих 15). Потому что сердцем веруют к праведности (Рим.10,10). И апостол Павел представлял себя совести всякого человека, пред Богом открывая истину (2Кор. 4,2).
«Посеянное в сердце» - какой показательной является эта формулировка Господа! «Сердцем» в Священном Писании описывается не только место нахождение наклонностей. Очень часто под этим имеется ввиду сам человек, несущий ответственность человек и центр его воли. Личное чувство ответственности, которое в человеке, в отличие от животных, может принимать решения, в греческом языке подчеркивается здесь интересной параллельной конструкцией слова. В стихе 19 написано «посеянное в сердце», и это похищает сатана. И таким образом, конец стиха звучит совершенно схоже: «посеянное при дороге». Этим говорится: «посеянное в сердце» и «посеянное при дороге» одинаково. Семя в сердце не несет само по себе ответственности, но человек, не желающий его. Подобное приравнивание символа и дела мы часто находим в Писании, например в известных словах Господа «сие есть тело Мое» (Лук.22,19; 1Кор.11,24). Хлеб, который Он «взял», являлся лишь прообразом Его тела, и, однако, Господь не говорит: «Этот символ моего тела», но просто: «сие есть тело Мое».
Многократное применение
Картина плотно утоптанной, не готовой к принятию посеянного семени сердечной почвы, применима с различных точек зрения. Сначала мы видим в этом с исторической и пророческой точки зрения образ Израиля, как народа. Не только иудеи времени жизни Господа на земле не принимали слово о царстве, но притча показывает нам также, что они не примут его и позже. Применение к слышавшему Евангелие грешнику, лежит на поверхности. Как часто видели мы уже личности, иногда или даже регулярно приходящие, чтобы послушать Евангелие, и потом вновь уходящие совершенно беззаботно и без раскаяния. Многие влияния, о которых мы уже говорили, сковали их сердце и сделали их совесть такой очерствелой, что семя слова остается лежать на поверхности. Они наверняка слышали слово, однако они тотчас забывали его снова. Таким образом, для сатаны не составляет никакого труда, похитить слово совсем. Этим мы обращаемся еще раз назад.
Но эту картину мы также должны применить и к нам верующим. Большей частью мы не делаем этого, думаем только о неверующих, однако это является ошибкой. Господь Иисус Его притчей о «сеятеле», также с помощью «посеянного при дороге» говорит нечто и нам. Хотя каждое дитя Божье в принципе обладает доброй сердечной почвой и приносит Богу плоды, все же в нашей жизни могут иметься области, к которым в точности подходит картина «посеянного при дороге». Например, нам нравится в религиозных или церковных взглядах иметь предвзятые, необоснованные мнения. Встречается нам в таком случае ясное слово из уст Господа, мы становимся неготовыми принять его. В этом пункте или понятии наше сердце очерствело, и мы не понимаем ни того, что говорит Господь, ни того, что к нам вообще говорит Он. Это может оказаться роковым для нашего личного и совместного пути как детей Божьих. И не находимся ли также и все мы в опасности, впустить в наши сердца мир со всеми его принципами и устремлениями, так что они будут становиться все более бесчувственными для слова Божьего? Как часто уже Господь в Своем милосердии говорил к нам, и как мало оценили и осуществили мы это! Со стыдом мы должны сказать: часто в том или ином вопросе мы попросту не желали принимать этого. Мы не хотели больше ничего слышать об уподоблении миру, отделения и несении креста.
Мы были нетерпимы более к поучениям о прическах сестер, о праведности и порядке в собрании. Так доброе слово осталось на поверхности, и пришел сатана, и похитил из наших сердец то, что мы не принимали. О «лукавом» говорится, что он приходит и «похищает» посеянное в сердце. Он не может помешать тому, чтобы семя было посеяно в сердце, однако если слово не принимается сердцем, тогда врагу не составляет труда похитить его совсем. Часто он намного лучше, чем мы знает, какое благословение сокрыто в том, что мы так легкомысленно и своевольно отклоняем. Таким образом, и для нас христиан действителен этот принцип, что истина Божья будет или принята или отвергнута душой. Этот принцип испытывает нас, насколько мы в нашей практической жизни действительно «от истины» (Ин.18,37;1Ин.4,6).
Нравственный упадок в нашей среде, отступление от до сих пор почитаемых истин и принятие ошибочных не являются результатом простого невежества, но отклонения истины, будь это даже только в частичных областях. Будем помнить о том, что сказал Господь Иисус: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14,23)! Если сегодня мы должны были бы думать иначе, тогда мы думали бы неверно. Обобщая, мы можем сказать, что в «посеянном при дороге» мы видим бессердечного слушателя слова. При этом мы познаем из слова Божьего, что имеется три врага, противодействующих действительному приему слова: сатана, плоть и мир. Всякая неспособность в принесении плода может иметь отношение к тому или иному из этих врагов или принципов. Здесь мы имеем первого врага, сатану и его бесов, представленных в образе «птиц». Он приходит извне и использует внутреннее состояние. Он похищает слово.
Ободрение и предостережение
Еще кое-что делает эту притчу яснее: даже если посев слова совершает великий мастер и применяет для этого исключено доброе семя, не везде работа увенчивается успехом. В первых трех случаях семя вообще не приносит никакого плода, и даже там, где оно падает на добрую почву, результат разный. Не должно ли это придавать мужества сердцам всех тех, которые в мире, пред взором своего Господа прилагают усилия для посева Его доброго семени? Мы не должны терять мужества, когда не видим никакого плода или он незначителен. С нашим дорогим Господом происходило такое же. И все же о Нем сказано: «Вот, вышел сеятель сеять». Станем и мы следовать тому же: с верою Богу сеять на поля доброе семя слова Божьего!
В вечности мы увидим, что оно принесло плод.
И еще одно, часто встречающееся мнение, поправляет наша притча: универсального приема слова Божьего в это время благодати не будет. Люди любят мечтать об обращении всего мира, однако Господь здесь и в других местах делает безусловно ясным, что большая часть слушателей слова не принесет никакого плода для Бога. В притче о «тесных и широких вратах» Он утверждает, что лишь немногие находят узкий, ведущий к жизни путь, в то время как на широком пути, ведущем в погибель, находятся многие (Мтф.7,13.14).
Также и дальнейшие притчи в Мтф. 13 показывают нам упадочное развитие Царства Небесного в его видимой форме. Если мы не верим в тенденцию улучшения в христианской сфере, это не является недостатком веры или рисованием черными красками. Слово Божье говорит иначе, и именно более поздние книги Нового Завета не оставляют никакого сомнения в том, что все в христианском мире устремляется к окончательному «отпадению» -отпадению от всего, что является действительно «христианским». Прием антихриста составит печальный пик этого развития.
И каким бы пугающим, однако, для отдельного, бессердечного слушателя, не был конечный пункт этого развития, начало этого конечного пункта в том, что он не позволяет слову Божьему оказать влияние на свое сердце. Он настолько находится под властью сатаны, что тот с лёгкостью может похитить все, что не принимает сердце. Фактически это безнадежнейший случай, который возможно только представить.
Посеянное на каменистую почву.
Второй, описанный Господом случай выглядит подающим большие надежды: «Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока».
Здесь семя всё-таки всходит, в предыдущем случае для этого не было никаких условий. Но обоснование скорого всхода – «потому что земля была неглубока» - указывает на серьезный недостаток этого рода слушателей слова: им недостает обязательного глубокого проникновения. Хотя тонкий слой пыли или почвы и находящиеся под ним теплые камни способствуют быстрому всходу семени, сами камни, однако, предотвращают всякий доступ к жизненно необходимой воде. И если уж «дорога» была тверда - здесь, под обещающей успех поверхностью, еще тверже. Взошедшее семя не имеет никакой возможности пустить корни и проникнуть глубже.
Радостное принятие слова
Скорое прорастание семени Господь Иисус объясняет в стихе 20 так: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его».Радостное принятие слова Божьего - это ли не нечто доброе, достойное желания? Может ли существовать нечто более подходящее для людей? Многие так думали, и многие затем так и действовали. Но это роковая ошибка!
Отрицают значение, то есть абсолютную серьезность, свойственную Божьей вести, и отрицают также значение собственного испорченного состояния. Если в предыдущем примере, как подлинного противника, мы видели сатану, то здесь нам встречается плоть в ее противлении слову - а именно плоть в ее притягательнейшей форме.
Некоторые были уже готовы, с радостью предаться Господу. Но сокрушения сердца, о котором говорит Божье слово, они никогда не знали. «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.51,17). Когда на жителей Иерусалима однажды изольется дух благодати и умиления, тогда они будут скорбеть, каждое колено в отдельности (Зах.12,10.12).
Всегда, когда где-то действует Дух Божий: лемех слова Божьего вспахивает сердце человека и преподносит его сознанию его грех. Это, однако, ни в малейшей степени не связано с радостью. Верою увидеть себя потерянным грешником не несет в себе радости, но ужас и нужду. Наверняка, когда вопрос греха урегулирован, Бог дарует радость спасения. Но «покаяние ко спасению» (2.Кор.7,10) приходит прежде радости, «печаль» прежде примирения.
Где, однако, слово принимается с легкостью и «радостью», существует доказательство отсутствия глубокого проникновения. Божий лемех не смог исследовать сердце и совесть, и испорченная природа человека не узнана.
Фактически человеческое сердце от природы каменное, если принимать во внимание отношение человека к Богу (ср. Иез.36,26). Самоосуждение чуждо природному человеку. Однако это каменное сердце сможет все-таки показаться очень религиозным, оно может быть словно покрытым тонким слоем плодородной почвы. И не является ли отличительным признаком христианства в последние дни то, что оно имеет известный «вид благочестия», силы которого, однако, отреклось (2.Тим.3,5)? Как много людей в наших христианских странах любят признавать себя христианами только потому, что так уже сделали их родители или потому, что в этой стране так принято! Таким образам они «верят», принимают слово в ограниченном смысле, но они не обладают им в истинном смысле, и - как показывает дальнейший ход - они не сохраняют его. Человек, особенно признанный идейным, в состоянии позволить оказать на себя впечатление определенным мыслям Бога. Он любит, к примеру, почитать Божий план спасения великолепным и в определенных истинах внешне быстро прогрессирует. Он любит проявлять большой интерес к пророчествам и ставить принципы нагорной проповеди на высшую этическую ступень. Однако существует огромная опасность - и Господь желает предупредить о ней слушателей слова - что при всем этом совесть остается нетронутой; несокрушенная скала при всем этом остается неизменной. Хотя семя слова Божьего имеется в наличии, однако ему не позволяется пустить корни. Слово принято только поверхностно, с определенным восторгом, совесть, однако, практически бездействует.
Этой тенденции отчасти способствуют также сами проповедники слова. Не подвержены ли некоторые из них тенденции, делать Евангелие приемлемее? Проконтролируем: производится ли еще воздействие к осознанию греха и признанию греха? Говорится ли еще о грехе вообще? Или говорится всего лишь о радостной отдаче Господу?
Продиктованное чисто чувством принятие Евангелия не что иное как «чуждый огонь» (Лев.10,1). Более того «Евангелие» не означает, как это так часто слышно, »радостную весть«. »Добрая весть« - это его значение. Возвещение людям того, что они должны покаяться, если не хотят вечной погибели, отнюдь не радостная весть. Однако нечто доброе находится в самой этой вести, она предназначена для того, чтобы побудить людей к обращению. И это ли действительно не добрая весть, что Отец послал Сына как Спасителя мира?
Однако радость не может быть первым и единственным чувством грешника при слышаньи слова Божьего.
Да, Господь показывает, что именно потому, что в этом втором случае была только радость, становится очевидным отсутствие корня. Будет ли это например знаком любви к Господу, когда не испытывают никаких серьезных чувств в отношении страшного суда, который должен был обрушиться на Господа за наш грех? Или является ли это свидетельством воздействия Божьей благодати, если из-за личного спасения так переполнены радостью, что не считают необходимым задуматься о грехе? Господь Иисус разоблачает истинный характер подобной «радости». Она не что иное, как врожденный эгоизм и свидетельство очерствевшего по отношению к Богу сердца. Именно религиозные христиане могут быть настолько бессердечны, что еще никогда хотя бы немного не ощутили того, что значили для Господа Иисуса их грехи. Им нравится быть глубоко тронутыми при слышаньи страстей (выраженных сообщений) о страданиях Иисуса и несправедливом обращении с Ним; однако мысль о том, что Господь пошел на крест из-за их греха, еще никогда не приходила им в голову. Где горячее чувство пробуждается, но обходит стороной грех, пред нами описанный здесь случай. То, что в таком случае имеет видимость большого успеха, несмотря ни на что является только смертью. «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3,1).
Не должны ли были, однако, также и мы сами, как божьи дети иногда уже постыдиться того, что наше чувство в отношении греха и того, что наши грехи причинили нашему Спасителю, так слабо? И не заняты ли зачастую и мы «радостью», которая не «в Господе» (Фил.4,4)? Некоторая радость, которая нас исполняет, в конце концов, также является не чем иным как эгоизмом и гордостью. Понятно, радость является существенным элементом истинного христианства, однако это должна быть радость Святого Духа (1.Фес.1,6). В Фессалониках она сочеталась со «многими скорбями». Святой Дух никогда не приводил к поверхностному, неглубокому взгляду на грех, как нам было уже напомнено при помощи, 10-го стиха, 12-ой главы книги пророка Захарии.
( продолжение следует)
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности